История бывшего следака #12 (Черные риелторы или маньяки? Вот в чем вопрос...)

Просили меня рассказать о серийных убийцах. Как я уже говорил, именно по маньяку я не работал. Был я однажды в следственной группе по расследованию убийств «черными риелторами». То же серия, то же почти маньяки. История была такой…..

Город Энск, я так же работаю следователем местного отдела Следственного комитета. Звонок из дежурной части: «Добрый день, БывшийСледак, у нас тут труп бабушки обнаружен на улице с телесными повреждениями.» Поскольку есть телесные повреждения, то нужно ехать дежурному следователю на осмотр. Дал поручение оперативному дежурному собирать следственно-оперативную группу, направлять ее на осмотр. Сам же пошел к руководству, доложил, что поехал на происшествие. Шеф сказал, чтобы я там недолго возился, все равно ничего серьезного. Взяв свой крим.чемоданчик, я выдвинулся на место происшествия.

Местом происшествия оказалась территория у подъезда одного из многих панельных 9-этажных МКД. Таких домов в России тысячи. У подъезда находилась лавочка, а под лавкой бабуля. На улице был ноябрь, уже было достаточно-таки свежо, если не сказать, что холодно. Бабуля была одета в легкую курточку. Зафиксировав всё на фотоаппарат, дав всё осмотреть операм, криминалисту, лично всё осмотрев, приступили к осмотру трупа. Судмедэксперт, как только снял с трупа куртку, сразу же сказал, что бабулю задушили. Весь состав СОГ понял, что вечер перестал быть томным, что предстоит немало работы. Думали, что всё по-быстрому, просто бабуле стало плохо, и она упала на землю, а потом умерла. На самом деле было совершено убийство.

Только услышав от эксперта, что у нас убой, сразу направил оперов на осмотр местных домов, магазинов и т.п. на предмет видеокамер. Участкового, а затем и вернувшихся оперов, направил на поквартирный обход дома.

Вернемся к трупу. Эксперт, осмотрев всё тело бабули, пришел к промежуточному выводу (не для протокола, а как рабочая версия), что бабулю морили голодом, а затем задушили руками (не веревкой, удавкой и тп.). Повреждений, кроме как следов от удушения, не было. Документов в одежде у бабули так же не было.

Надежда была на жильцов дома. Опера и участковый с моей подачи пригласили на осмотр жильцов дома, которые согласились, чтобы они опознали бабулю. Вышло не более 15 человек, но никто бабулю не узнал.

Промежуточный вывод следователя – «Полная жопа. Личность бабули не установлена, и, дай Бог, установить бы ее. Свидетелей нет, никто ничего не видел. Видеокамера, по словам оперов, только одна в округе, поможет ли она нам, неизвестно. Мобильника у бабули нет.»

Труп я направил на СМЭ, сам же выдвинулся в отдел. В отделе доложил шефу, который был не очень доволен, что я привез фактовое убийство. Будто я его совершил. Ну да ладно, это его проблемы.

Возбудил я уголовное дело. Позвонил операм, чтобы начали активную работу по без вести пропавшим (потеряшкам, БВП). Может кто-нибудь обратился с заявлением о пропаже бабули в полицию. Сам же поехал в морг. Там я вместе в судмедэкспертом был на вскрытии. Точнее, как сами же эксперты говорят не на вскрытии (вскрывают консервы), а на судебно-медицинском исследовании. Особых причин у меня не было принимать участие на вскрытии, но мне надо было допросить эксперта.

Вскрытие было стандартным, ничем меня не удивило, дополнительных зацепок не дало. (Так же санитар Андрей сначала болгаркой вскрыл грудную клетку бабули, затем череп. Потом ножами подрезал в нужных местах кожу, вывернул наружу реберные кости, они там с экспертом осмотрели всё, отобрали необходимые образцы для гистологического и химического исследования). К концу вскрытия мне пришла в голову идея назначить химическую экспертизу по крови, волосам и ногтям бабули. Попросил эксперта, чтобы он отобрал необходимые для этого образцы. Ну, а затем приступил к допросу эксперта. Он бы конечно, всё указал и в заключении, но это время, которого у меня не было. На допросе я узнал, что бабуля была возрастом от 60 до 70 лет, более точно не смог он ответить. Ранее она питалась нормально, но в последнее время она мало, что ела. Так же ей долго не давали принять душ (ванную), от тела исходил неприятный запах. Смерть бабули наступила примерно за 3 часа до нашего приезда. Больше ничего интересного я не узнал.

День первый следствия по делу закончен, а результатов не особо.

День второй – опера дали ответ, что за последний месяц в Энске и округе никто не обращался с заявлением о пропаже пожилых людей. Все, кто ранее обращался, уже найдены. Ладно, ждем известий, может всё же кто-то напишет заявление.

Сам же назначаю пакет экспертиз:

1) генетическая экспертиза – установить генотип убиенной;

2) химическая экспертиза – установить, какие вещества находились в крови бабули перед смертью, если есть, то какое воздействие они оказывали на человеческий организм. Ну и так же по волосам и ногтям – с целью установить возможные следы каких-либо веществ на них.

3) Криминалистическая экспертиза – установить каким именно образом причинялась смерть бабули.

4) Судебно-медицинская экспертиза на основании судебно-медицинского исследования.


Далее направляю поручения в ОВД на предмет: опроса продавцов с показом фото в магазинах города на предмет установления личности бабули; отработки участковыми своих участков на предмет пропажи бабули (может что-нибудь что-то где-то слышал).

К вечеру опера мне принесли видеозапись за весь интересующий нас день. При просмотре видео понял, что работка предстоит адова: на записи были видны только машины, которые проезжали в интересующий нас двор – номера были видны. А раз видны номера – значит нужно теперь всех владельцев этих машин дергать ко мне на допрос. Если не причастны к убийству, то может, что-то видели. Отобрал я из записи за 4 часа до нашего приезда (лучше перестраховаться, чтобы потом не заставили переделывать по новой), 82 автомобиля. Составил новое поручение в ОВД – установить владельцев автомобилей и притащить их всех ко мне на допрос.

Далее направил письма в местные СМИ, чтобы разместили фото бабули на предмет установления ее личности.


День третий следствия по делу.

По поручению областного управления СК направляю в суд ходатайства о предоставлении биллингов за 4 часа в районе места происшествия.

Опера «оперативно» стали привозить ко мне владельцев машин с видеозаписи. Их допросы пока мне ничего не дали – кто-то жил в этом доме, кто-то таксист, кто-то кого-то отвез – ну и никто ничего не видел.

Так продолжалось две недели. За это время я допросил больше ста человек, что были в тех машинах. И только 3 машины оставались, которых я не допросил. Их владельцами были лица из других городов, один из них в областном нашем центре.


День следствия 19 – «счастливый».

В этот день, можно сказать, что лед тронулся. Сначала мне позвонили опера и сказали, что установили личность бабули. Ей оказалась Агафонова Марья Петровна (ФИО изменены) 66 лет. Проживала одна на другом конце города от места происшествия. Проживала в трехкомнатной квартире в доме «сталинской» постройки, где квартиры стоили очень даже немало. Соседи ее не видели уже около месяца, и тут увидели объявление в СМИ, после чего обратились в полицию. На допросе соседи показали, что бабуля жила уже давно сама, что родственников у нее нет. (По данным, что предоставили сотрудники полиции родственников у нее и правда не было). Несколько месяцев назад они видели, как к бабуле приходил мужчина возрастом около 40 лет, одет был «еще так представительно». Составили фоторобот этого мужика.

Далее я направил запрос в юстицию на предмет того, кому принадлежит квартира. Ответ поступил тут же (еще бы он шел долго, когда прокурор позвонил и сказал, что нужно сделать сразу) – квартира по договору дарения перерегистрирована две недели назад на некоего гр-на Алахвердян Сарика Магомедовича (ФИО изменено).

Операм сразу же поручение установить, кто такой этот Алахвердян. Им оказался выходец из солнечного Азербайджана, который находится в розыске уже более 2 лет.

Я срываюсь в юстицию за документами, которые были предоставлены при регистрации права на квартиру. Среди документов был нотариальной удостоверенный договор дарения на квартиру. Нотариус был из нашего областного центра, и вообще договор был подписан в нем.

Звоню в наше управление и обрисовываю ситуацию. И только я называю фамилию нотариуса, как меня спрашивают: «У вас дело по трупу одинокого старика, у которого отжали квартиру?». Я отвечаю им утвердительно. В ответ услышал, что мне перезвонят. Ну, ладно, перезвонят, так перезвонят.

Через 15 минут по факсу приходит поручение из следственного управления, согласно которого мое дело по факту убийства бабули соединено с делом № такой-то, я включен в состав следственной группы по этому делу и должен выдвинуться в управление.

Шеф, увидев это поручение, крепко выматерился, теперь-то все остальные мои дела и поручения нужно отдать другому следователю. Дав напутственное слово, послал он меня в …. Управление.

По приезду, я узнал, что у нас в области было уже 7 установленных фактов похожих убийств старушек. И все они незадолго перед смертью дарили квартиры некоему Алахвердяну, который неизвестно где. Сначала эти дела не хотели объединять в одно – это же серия, резонанс, но когда поняли, что дело пахнет керосином, то деваться было некуда руководителям в управлении.

Мне дали ознакомиться с материалами уголовного дела. Среди материалов был и допрос под видео нашего нотариуса. На допросе этот нотариус показал, что к нему в течение нескольких месяцев приходил Алахвердян с разными стариками, которые дарили ему свои квартиры. При этом он сказал, что ничего не заподозрил, потому что по словам бабуль, у них заключен договор ренты, что фирма этого Алахвердяна ухаживает за бабулями. При этом самого договора ренты он не видел. И вообще делал вид, что он ничего не знает, только и делал, что удостоверял нотариально договоры дарения.

Поскольку нотариус в отказе, и прямых оснований, чтобы его признать подозреваемым по делу не было, за ним установили наблюдение, в том числе при помощи технических средств – установили прослушку.

Месяц прослушки нам ничего не дал. Запросы на имеющееся имущество, счета нотариуса так же ничего не дали. Выйти на реального убийцу мы никак не могли.

Мы реально понимали, что нотариус «прикормленный» преступником, а сделать ничегошеньки не могли. Алахвердян всё так же в розыске. Но тут наконец-таки пришел ответ от химиков по экспертизе, и вдобавок еще и нашли владельца одной из машин, что проезжала в г.Энске по моему делу. Химики установили, что в крови бабули был обнаружен препарат пусть будет «клафилин» (название настоящего не назову, а то еще вдруг кто будет им пользоваться). Этот препарат есть не в каждой аптеке, и выдается только для определенных целей под строгим контролем. Направили запрос в областной центр фармацевтики (не помню точно, как он называется). Позже привезли к нам на допрос владельца той машины. На допросе он показал, что машину (ВАЗ 2110) он продал 2 года назад, и новый хозяин ездит по генеральной доверенности. Этим новым хозяином опять-таки оказался наш Алахвердян. По адресу, который был указан в договоре никто не проживает, там вообще оказалась лачуга с побитыми окнами, и никто ничего не видел и не знает (как всегда).

Мы сделали запросы в областное ГИБДД на предмет штрафов по ВАЗ 2110. И нам повезло. Буквально за несколько дней до этого поймал наш преступник штраф – превышение скорости. Мы выдвинулись в место расположения этой камеры и взяли записи со всех магазинов, банков, домов, учреждений, что были в этом районе за месяц. Затем стали их просматривать. Нудная, я вам скажу работа – сидишь и часами пялишься в монитор, в надежде выловить нашу «десятку». И мы выловили ее маршрут, нашли куда она сворачивала, нашли и десятиэтажку, во дворе которой была она припаркована. Далее установили наружку, и опера вскоре задержали владельца «десятки».

Им оказался обычный гражданин славянской наружности возрастом 42 года. (пусть будет гр-н Михайлов). На допросе он всё отрицал, говорил, что ничего не знает. Но когда спросили, что он делал в Энске, он ответил, что не помнит. Сверили его номер телефона с биллингами, который я запрашивал. И его телефон был том списке. Ему приходила СМС в то время как раз.

Далее мы показали фото в аптеке, в которой продавался наш препарат. И продавец его опознала. Неизвестно, только откуда он взял рецепт, но позже это тоже установили.

Когда мы всё это предъявили Михайлову, он конечно поник лицом, но вину не признавал. Потом вообще взял 51 статью, отказался от дачи показаний.

По итогу, у нас была доказуха только на один эпизод, который был совершен в Энске. Почему-то по другим фактам не были проведены химические экспертизы, видеокамер там не было. Связи с нотариусом мы установить так же не могли. Он понял, что его привлекут, и потому стал очень законопослушным гражданином.

Следствие было в ступоре. 7 из 8 убийств не доказано. Запросили повторно биллинги, но уже за больший период и с большей площадью районов. Так мы нашли доказуху на еще один эпизод – «стрельнул» номер нашего Михайлова.

Провели обыск у Михайлова дома – нашли записную книжку с номерами телефонов. И далее стали допрашивать всех подряд – из контактов его мобильного, его записной книжки, его соседей, его родственников. Как вывод оказалось, что Михайлов уволился несколько месяцев назад из страховой компании, где он работал по оформлению негосударственного пенсионного обслуживания. Таким образом он узнал об одиноких стариках.

Ну, и далее на одном из допросов раскололся его друг. Он оказался его подельником. И он нам рассказал всю их схему.

Оказывается, что Алахвердян был давним знакомым Михайлова. Ну и вот однажды в ходе совместного распития напитков, он «случайно» убил Алахвердяна. Забрал его паспорт и скинул труп в реку. (Место Михайлов потом он нам показал, но труп мы не нашли, видимо река все «спрятала»).

Прошло около месяца, за Алахвердяна никто не вспоминает, никто его не ищет, поскольку был он холостяком, все родственники в Азербайджане. Михайлова увольняют с работы по сокращению штатов. По документам ушел по собственному желанию. Денег особо нет, работать особо и не хочется. Тут он вспоминает, что когда-то хорошо играл в школьном театре. Покупает парик, усы в магазине приколов, гримирует себя под Алахвердяна – вроде похож.

И тут ему приходит в голову идея незаконного обогащения путем умерщвления старушек. У него с собой осталась база лиц, кому предлагали НПФ. При этом там были и данные о том, есть или нет родственники. Он отобрал нужных бабулек. Далее стал думать, каким образом заставить их «подарить» ему такому бедному и хорошему свои квартиры. Все равно же помрут уже скоро, так зачем им квартиры. И придумал он их, как в фильмах, напоить чем-нибудь, затем вывезти себе в гараж, а там под страхом смерти от голода заставить подписать договор. А потом ехать к своему сослуживцу по армии нотариусу, с которым он уже договорился. Вот честно, не знаю, какой надо быть тварью, но ведь нотариус же знал, что происходит. Осталось дело за малым. Нужен препарат «клафилин». Тут он идет к своей другой хорошей знакомой, с которой у него периодически случались дружеские интимные связи, а она работает терапевтом в местной больнице. Ну она ему и выписывала эти рецепты. Далее он покупает «клафилин», едет к выбранной бабуле. В ходе разговора с ней предлагает выпить чаю, у него с собой коробка конфет, напичканных «клафилином». Затем ночью вывозит бабулю себе в гараж, где заставляет ее подписать договор. Она его подписывает, затем приезжает наш нотариус и всё удостоверяет. Затем Михайлов переодевается в Алахвердяна и идет в юстицию, где регистрирует права на квартиры на него. (Михайлов потом собирался «выкупить» эти квартиры у Алахвердяна, а потом продать их уже реально). Что же сделать с бабулей? Однозначно убить. Поскольку бабули были уже измождены голодом, да и страшно им было, то он их, не прилагая особых усилий, душил. Труп ему выкинуть в реку было боязно, а вдруг за этим делом застанут. И свою первую бабулю он закопал в лесопосадке. (Труп нашли позже бродячие собаки и раскопали его, а грибник который проходил по посадке сообщил в полицию). Вторую закопал в другой посадке, но ее так же нашли позже.

На третьей бабуле у него вышел косяк. Когда заносил ее в гараж, к нему пришел его друг, на предмет выпить. Там увидел бабулю, охерел от происходящего. Михайлов решил убить и его, но сначала напоил. В ходе распития водки ему пришла в голову замечательнейшая идея – грязную работу по убийству скинуть на своего дружка. Он напоил его до такого состояния, что тот уснул. Затем позвонил своему нотариусу, чтобы тот приехал. Сам же стал избивать старушку, требуя, чтобы та подписала договор дарения. Она подписала, и он ее задушил. Нотариус приехал, удостоверил в машине договор, и уехал. Далее Михайлов измазал кровью кулаки своего дружка и стал его будить. Тот проснулся, а Михайлов ему говорит: «Смотри ты, что наделал, бабулю убил, когда был пьян, надо в полицию сообщать.». Ну, а дружок его испугался, стал просить не сообщать ментам, что он все, что хочешь для него сделает. Тогда Михайлов приказал ему вывезти бабулю на свалку. Дружок вывез труп бабули, а Михайлов стал обдумывать следующее дело.

На этот раз он решил поработать в другом городе, а то шумиха от трех трупов бабуль была знатной. Михайлов вместе с Серегой (пусть будет Серега – а то неудобно «дружок»), едут в город Вошебойск. Там он, как человек с подвешенным языком, идет к бабуле, кормит ее конфетами, и далее по схеме. Единственное – убил бабулю Серега. Он долго упирался, не хотел, но когда Михайлов пригрозил ему, что сообщит в полицию, то Серега задушил бабушку. Таким макаром они совершили все оставшиеся 7 убийств. Итого 11 убийств. И только на одиннадцатом убийстве они спалили тачку. Как видите, о трех убийствах мы не знали. Эти квартиры еще не были зарегистрированы в юстиции.

После допроса Сереги, мы провели ему выводку, где он всё показал и рассказал. Мы нашли еще три трупа. Далее задержали нотариуса, который был в жестком отказе.

Затем мы предъявили всё, что знали Михайлову. Когда он понял, что его сдали, он во всем сознался. Сознался он и в том, что у него в списке было еще около десятка бабуль. Что он потом собирался уехать в Грецию и жить там припеваючи. Как итог – Михайлов сел пожизненно, Серега на 25 лет, нотариус – 18 лет, подруга-терапевт три года условно.

На что надеялся Михайлов, я не знаю. Все равно, даже если бы мы не смогли установить его по тачке, то вышли бы на него при продаже квартир. Мотивы преступников и их мысли очень часто нам неизвестны и непонятны.

Мораль писать не буду. Старушек было очень жаль, они ничего плохого не сделали.

177
Автор поста оценил этот комментарий
Спасибо. Спасибо Вам за пост и за Вашу работу. Мы часто забываем, что за сухими фразами "раскрыто преступление, преступник привлечён к ответственности" лежит колоссальная работа - и по объему обработанной информации, и по аналитике.
Спасибо за вашу работу
раскрыть ветку
45
Автор поста оценил этот комментарий

25 лет за 11 жизней :( Надо как в США, 25 лет за каждую жизнь, без права на ДО, наша судебная система никуда не годиться :(

раскрыть ветку
34
Автор поста оценил этот комментарий

Спасибо за интересную стори. Да вполне себе подходят под профиль сериал киллеров, как мне кажется. Хотя и корыстный мотив, нужно все равно нехуевым психопатом быть, ещё и других и заставлять идти за собой во всех этих убийствах.

раскрыть ветку
18
Автор поста оценил этот комментарий
Я поражаюсь нотариусу. Имея очень нехилые бабки за свою деятельность (работой это сложно назвать), так рисковать своим местом... Видимо, вера в собственную безнаказанность совсем беспредельная. Что, впрочем, понятно, прищучить нотариуса - очень сложное дело... Сколько дел через них творилось в 90-е, да и сейчас, похоже...
15
Автор поста оценил этот комментарий

Колоссальная работа проделана. Почему эту "падаль" только не расстреляли в итоге, за такое количество жертв.

раскрыть ветку