Информационный фастфуд

Осторожно - длиннопост (без картинок)


Иногда, в попытках потягать собственные извилины, вспоминаю детство. Родители терпеть не могли брать меня с собой гулять и по магазинам, потому как я обязательно начну клянчить книги. Особенно трепетало детское сердце от всякого рода энциклопедий и детективов. Да что там говорить, любовь к сбору кучки бесполезных, в сущности, фактов (к примеру, о том, кто такой медвежий кускус) жива во мне и по сей день... Из детства мне запомнилось ощущение своего рода информационного голода или, даже, информационной ломки. Но вот - "заглотил" очередную книжку, и отпустило.


Идет время, и ты начинаешь понимать, что мозг дряхлеет - усвоение нового дается труднее. Информацию приходится сортировать, периодически дефрагментируя свое дисковое пространство, очищая кэш, удаляя ненужные каталоги... Возраст превращает тебя в Ганнибала, смакующего свиристелей в меду и, по возможности, избегающего чебуреков с мясом бобика.


Тем временем я поглядываю на тех, кому тянуть нашу лямку дальше - в светлое будущее. Ииии... не вижу голодных глаз. Возможно, мне попадаются какие-то не такие дети. Да, есть те, кто с интересом читает обо всем на свете, а не только переписки на стенах друзей и лирику в духе "Полюбили хулигана, болт, штаны и пол-нагана". Но число сие критически мало. Зачем читать, когда есть куча мультимедиа? Зачем смотреть что-то полезное в медийном формате, когда можно в мемчики позалипать? Наши отпрыски как бы закормлены этим информационным фастфудом и их ожиревший мозг не желает более полезной пищи. Зачем?


Серьезно. Я частенько слышу этот вопрос. Не в контексте "с какой целью, как это применить", а "к чему" или даже "на кой..". Читай литературные произведения. А зачем? Учись делать что-то руками. А зачем? Держи себя в чистоте. А зачем? Объясняя, уже на середине замечаешь, что внимание - оно иссякло секунд 15 назад. Комплимент золотым рыбкам - у многих наших деток концентрация хуже.


Когда у меня появился интернет, это было похоже на глас ангелов с небес. Больше не нужно шариться по библиотекам, чтобы закинуть топлива в печку. Можно писать рефераты, не выходя из дома. И это был еще "тот интернет", бедный и медленный. Да, у него есть своя огромная проблема - много мусора. Но разве в библиотеках мира не хранится порой откровенная макулатура (учебники по истории компартии, бульварное чтиво, религиозная литература и прочая эзотерика)? Однако, у меня, что тогда, что сейчас, было и остается желание копать, проверять, сравнивать полученную информацию. Не верить первому же попавшемуся посту про бабку-душительницу, отравляющую воду всему Замкадью (да-да, пикабушники, я смотрю на вас).


Дети же перешли на то, что англичане называют "word of mouth" - устное предание, пересказывание информации одним агентом другому. Они самозабвенно втыкают в откровенный бред инфлуэнсеров (не знаю, есть ли аналогичный термин в русском). Иногда кажется, что сам вид печатного текста вызывает у них панику и дезориентацию.


Мне вспоминается "детский" цикл книг Терри Пратчетта, в котором ведьмочка Тиффани Эйкинг коллекционировала необычные слова. К примеру, ей очень нравилось слово стрекотание* - это слово вызывало в голове девочки синестетические образы и как бы оживало. Необычные, редкие слова даже нашего с вами языка - тоже"вкусные". Обнаружить такое слово - будто открыть новый ингредиент в игре или новый строительный блок для памяти. Для меня удивительно, как открытие чего-то нового может вызывать негативную реакцию в духе "ну вот, чета там еще смотреть в словаре".


Это цепляет в моей памяти еще один момент. Довелось мне идти как-то мимо "Центра интеллектуального развития ребенка". В него запыхавшаяся мамашка как раз пыталась силком затащить орущего, краснолицего малыша лет пяти. В моей голове зазвучал его полный скорби монолог: "Ах, маменька, оставьте! Я не желаю развиваться интеллектуально, моя душа желает деградации!" Нет, может, конечно, в этом центре розгами секут... однако, смешно такое только на поверхности (и про розги, и про деградацию).


Уделите время своим детям, вложите в них хоть немного любви к познанию. Ведь даже энциклопедии были с таким названием: "Я познаю мир". Почему самое примитивное движущее начало, которое было у первобытных людей, начисто погашено в наших отпрысках? Они кидаются от одной яркой обертки к другой. Не спорю, это - болезнь общества, и мы с вами тоже все ею поражены, но все-таки. Что дальше, поколение антипрививочников и плоскоземельцев?


Спасите своих детей - это не потребует у вас слишком много времени. Дайте им задание обучать вас - по факту в день, по слову в день, про примеру в день, по картинке в день. Этот процесс затянет всех. "Сытое брюхо к учению глухо" обретает сейчас совершенно иной смысл - зачем нашим детям к чему-то стремиться, если все им предоставляется с конвейера? А мамы и папы заняты настолько, что они просто проверяют время от времени индикатор заряда своего чада - сыт/одет/обут/здоров/сидит в планшете.


Научите их учиться. И количество диких постов про "компьютерную зависимость" заметно снизится...


Всем добра. И спасибо тем, кто вкладывает душу в детей - хорошим, терпеливым учителям. Вменяемым, внимательным родителям. Вы растите и воспитываете будущее этого космического пончика.


*susurration=шорох, перешептывание, но, т.к., визуально эти слова не особо интересны, то пришлось найти самый близкий синоним - стрекотание (хотя это больше про насекомых)

Дети и родители

11.5K пост14.9K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

1.Соблюдать правила Пикабу

2.Не стоит выкладывать посты по типу «мы пописали» «мы поели» «это наш первый зуб»

3.Не устраивать споры и срачи по каждому не похожему на ваше мнение

4.Ставить нормальные тэги.

5.Нельзя выкладывать посты не по теме сообщества.

6. Поддерживать интересных авторов

5
Автор поста оценил этот комментарий
Любящих читать людей всегда было мало. Мою бабушку прабабка лупила за то, что всю первую зарплату та спустила на книги. Представьте себе иронию судьбы, когда моя бабушка ругалась на меня за точно такой же поступок?))
и все родственники говорили в детстве - не читай, свихнёшься.
Из 28 человек в моём классе максимум три любили читать. И это ещё до интернета. Так что никуда и нынешние дети не денутся, вырастут обычными нормальными людьми, как выросли мои одноклассники.
раскрыть ветку
4
Автор поста оценил этот комментарий

"Но, видно, глупить - удел молодежи, как удел людей зрелого возраста, умудренных дорого купленным опытом, осуждать безрассудства молодежи."

Даниэль Дефо


Стоило после Дефо писать тоже самое на пикабу?

раскрыть ветку
2
Автор поста оценил этот комментарий
Мышление людей реально меняется.
Среди старшего поколения полно аналитиков. Среди младших - ассоциативный склад ума преобладает.
Не глупее они, но шире и мелче. Не могут глубоко, но могут много и быстро.
И вот хрен знает как правильно...
раскрыть ветку
2
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

Была такая страна СССР, и были в ней совхозы, и были в них библиотеки. И не надо было ничего покупать,читай только- Станислава Лема, Воронцова-Вельяминова. И живы её представители до сих пор. Ну и много чего сказать могу... 

раскрыть ветку
4
Автор поста оценил этот комментарий

В официальном переводе это слово же как-то по-другому перевели, да? Слова "стрекотание" не помню, там переводчик брал для примера энцеклопедмческие слова, а это слово "вкусное", а аудиальное (если можно так сказать).

Насчёт нашего поколения - не знаю,  стоит ли бить в колокола? Процент стремящихся к познанию всегда был невысок, вспомните Грибоедова с его Чацким...

Но про себя лично могу сказать - да это так. В пятом классе прочитала "Что делать" - читать хотелось, а из книг была только эта. Сейчас же выбор большой: и выбирая между профлитературой и романчиком, я выбираю после работы вечером романчик, чтобы отдохнуть.  В мои 13 лет не было Дж.Роулинг - были Стругацкие, и слава Богу, но будут ли современные дети читать НФ, когда так популярно фэнтези? И плюс к этому нужно добавить моду на инфантильность.

раскрыть ветку