Игра как интеллектуальная собственность (часть 3)
Предыдущие части:
Часть 2. Программа для ЭВМ (исходный код)
Часть 3. Защита игры как художественного произведения
В предыдущей части я рассказал про защиту собственно программного кода, теперь же пришло время рассказать о других объектах авторского права, которые может содержать ваша игра.
Что является объектом авторского права?
Объект авторского права - это практически любое произведение, созданное творческим трудом, в том числе:
- литературные произведения (все игровые диалоги, описания и т.п.);
- драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения;
- музыкальные произведения с текстом или без него;
- аудиовизуальные произведения;
- произведения живописи, графики, в т.ч. графические рассказы, комиксы и т.п.
И еще много чего, что к играм напрямую не относится. Полный список можно посмотреть в статье 1259 четвертой части ГК РФ.
При этом авторское право распространяются как на произведение в целом, так и на его самостоятельные части. Например, самостоятельно может защищаться название, если оно оригинальное и является результатом творческого труда. Отдельно могут защищаться также персонажи произведения, опять же, если их можно признать оригинальными и настолько проработанными, что они уже приобретают самостоятельное значение.
При этом какого-то общего универсального правила тут нет, в каждом конкретном случае суд будет решать, удовлетворяет ли данный объект требованиям закона или нет. В случае спора все будет зависеть от того, кто больше занес насколько был оригинален исходный персонаж, насколько полно он был скопирован и сколько собственного труда было вложено при создании копии.
То же самое относится к сюжетам - все будет зависеть от того, насколько проработанным был оригинал, насколько полно он был скопирован и сколько собственного труда было вложено. Ну и еще от жадности авторов и ловкости адвокатов, само собой. Простор для интерпретаций закона тут очень большой. Именно поэтому получение разрешения от автора оригинала - это не только хороший тон, но и страховка от всяческих неожиданностей. Вы лично можете быть уверены, что ничего не нарушаете, но у судьи может быть другое мнение.
Что НЕ является объектом авторского права?
Не являются объектами авторского права (все по той же статье 1259):
- идеи, концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы решения технических и организационных задач, теории, открытия, факты;
- языки программирования;
- геологическая информация о недрах;
- официальные документы государственных органов;- государственные символы и знаки;
- произведения народного творчества;
- сообщения о событиях и фактах, имеющие исключительно информационный характер (сообщения о новостях дня, программы телепередач, расписания движения транспортных средств и т.п.).
Как защитить свое авторство?
Точно так же, как и в случае с программами, авторское право возникает само по себе и не требует никаких дополнительных действий. Депонировать материалы имеет смысл только на случай спора об авторстве. Т.е. если кто-то злобный украл Вашу рукопись и хочет ее издать под своим именем - Вы можете показать, что автор - на самом деле Вы, т.к. еще раньше отправили этот же текст в РАО.
Занимается депонированием в этом случае не Роспатент, а Российское авторское общество (РАО). В РАО могут быть депонированы практически любые тексты (рукописи рассказов, сценариев, авторское описание игр и т.д.,) произведения живописи, графики, фотографии,
музыка и т.п. Нельзя депонировать названия (отдельно от произведений), слоганы, логотипы, товарные знаки и программы для ЭВМ - это отдельные объекты, которые регистрируются по-другому.
Для депонирования нужно отправить в РАО заявление, аннотацию и собственно депонируемые материалы. В случае спора об авторстве материалы запрашиваются судом, у кого дата депонирования раньше - тот и автор.
Полезно. Спасибо. Схоронил.
Т.е. на уровне законов "игра" объектом авторского права все еще не является, только её составляющие части?