Гиперопека

Подрабатываю репетитором.

-Здравствуйте, Алексей? Я по поводу репетиторства.
-Да, здравствуйте. Что вас интересует?
-У меня сын Дима немного не понимает физику. Не могли бы вы с ним летом позаниматься?
-Конечно.
-Ой, только вы знаете, у меня Дима очень стеснительный, он очень боится, что будет чего-то не знать, а вы его будете за это упрекать. И вообще он больше женщин-учителей любит, они так ему никогда не говорили, не то что мужчины.
-Не беспокойтесь, если он знает сколько будет дважды два, то я ему такого не стану говорить.
-Спасибо. А какое у вас образование? А сколько вам лет? А какую школу заканчивали? А давно с учениками занимаетесь? А физикой? А где вы работаете? А кто ваши родители? А где они работают? А...
-*Едва успеваю отвечать*
-Хорошо, спасибо. Тогда мы с мужем привезем вам Диму чтобы на вас посмотреть еще. До свидания.

Знаете, сколько лет Диме? Восемнадцать. Он переходит в 11 класс. Да, он пошел в школу на год позже. В течение четырех дней его мама позвонила мне шесть раз.

Сразу оговорюсь - да, это нормально, когда родители знают основную информацию об учителе. Но мне зачастую приходится прерывать потоки вопросов или же переводить диалог на другую тему - ибо им зачем-то нужно знать все. Зачем, черт возьми, вам нужны мои родители, моя школа, моя личная жизнь? Когда идут вопросы вплоть до моих увлечений - я уже начинаю напрягаться. Я не друг. Я - учитель.

На самом деле, я знаю зачем - это попытка исключить неожиданные факторы. Ребенка помещают в эдакий сосуд и держат там. Чтобы сосуд не сломался, нужно его охранять и беречь. Мама звонит репетитору, которого усиленно просит не ломать тончайшую психику ребенка, папа договаривается с тренером, чтобы ребенок занимался у него, но чтобы его ни в коем случае не перегружали занятиями. И так во всем. Только один вопрос - а зачем такой Дима будет кому-то нужен, если жизнь с ним вся направлена на сохранение этой тончайшей психики? И не сложно ли будет самому Диме в дальнейшей жизни? Дима в данном случае - собирательный образ. И таких Дим и я, и многие учителя видят постоянно.

В чем сложно конкретно мне - с такими ребятами очень проблемно работать. Их внезапно выталкивают к злому дядьке AlexAlphe, который заставляет что-то учить, делать задачи, говорит, что ты, мальчик, вот тут неправ, а тут просто ошибся (а в обучении иначе нельзя). Резкий выход из зоны комфорта. Слезы, сопли... Они ищут учительницу ангельского вида, которая будет вкрадчиво рассказывать про второй закон Ньютона и через каждое слово Димы хвалить его за это. А я и близко не такой. Я лентяю честно говорю, что он вот тут поленился, а вот тут задачу нагло списал. Никогда не кричу и слюной не брызгаюсь, правда. И не упрекаю за незнание, само собой - только за лень.

Но... Жизнь - сплошной выход из комфорта. Я сам был достаточно стеснительным ребенком и до сих пор помню, чего мне стоило в десятом классе записаться в секцию бокса самому. А там мне через пару недель хорошенько начистили морду, потому что боксировал я, естественно, не очень (из секции я ушел только через год из-за зрения). И это был очень нужный мне в то время элемент школы жизни. И без него мне сейчас было бы очень сложно.

А Диме будет действительно непросто. Весь поток самостоятельности, который он должен был освоить за 18 лет, он вынужден будет осваивать на первом курсе института. Там будут и злые преподы, и неадекватные ситуации, и всякие жизненные завихрения, из которых мальчику придется выпутываться. Если поступит. Если мама отпустит.

Весь этот год я готовил одного парнишку к ЕГЭ - он практически ничего не знал, когда пришел ко мне, большую часть школы гулял. Только к концу наших занятий я вдруг выяснил, что на наши уроки он зарабатывает сам. Представляете? А занимались мы три раза в неделю. Он работал, учился со мной, учился в школе, делал кипу заданий и оттуда, и оттуда и никогда не ныл. И ЕГЭ написал вполне успешно.

P.S. Это был мой 200-ый пост. Спасибо всем моим подписчикам за то, что читаете мои зачастую сумбурные мысли и странные истории.

Школьный уголок

1.7K поста3.7K подписчика

Добавить пост

Правила сообщества

Можно:

Писать всё, что можно отнести к школе.

...

Нельзя:

Нарушать правила Пикабу.

215
Автор поста оценил этот комментарий

вот не повезёт Димке, если он решит вырваться из когтей родителей, стооолько говна за шиворот получит.
я так в своё время осваивала самостоятельную жизнь, на что получала вопли-сопли "мы для тебя всё делали, а ты помнишь только плохое, бестолочь неблагодарная! ничего не можешь, всё портишь, ещё и родителей не слушаешь!"
в 21 год понять, что тебе удобнее мелко нарезать салат и жрать его ложкой, - это пиздец ущербно, товарищи.
эх, помню ещё, как подошла к учительнице по математике и спросила за что она мне такую высокую оценку поставила, а она как начнёт орать хуй ли я тут выпендриваюсь и вообще ты старалась, вали из моего кабинета. только спустя годы после выпуска я узнала, что она была на подсосе у родителей, которые вместо того, чтобы мотивировать меня учиться, упрекали во всём и "всё для меня делали", башляя бабло направо и налево.
да простит меня Шеогорат, но если бы я могла - предпочла бы быть и дальше овощем, вот таким вот Димой, и жить в неведении.

раскрыть ветку
176
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

Таким родителям на самом деле на своих детей плевать. Ребенок для них - просто неразумный домашний питомец, что-то типа кота или пекинеса, забота о котором доставляет личное удовольствие. Самое интересное начинается, когда они понимают, что зверушка выросла и ее надо куда-то пристраивать, что весьма непросто, с учётом того, что к реальной жизни в окружающей природе она оказывается не приспособлена от слова совсем. Такой хомячок не приучен добиваться чего-то самостоятельно без принуждения, и едва оказывается на воле без хозяйской опеки обычно пускается во все тяжкие, чаще всего с самыми печальными последствиями.

То есть такое родительское поведение - это просто медленное но верное превращение собственного ребенка в овощ, в обмен на удовлетворение личных эмоций и гипертрофированного родительского инстинкта, эгоизм чистейшей воды и не более того.

раскрыть ветку
43
Автор поста оценил этот комментарий
Все так... Сам, как педагог по образованию, понимаю Вас. Однако, не факт, что для Вашего героя вот это все "зона комфорта". Для его родителей - да, это она самая. А сам паренёк, возможно, превращается в невротика и ненавидит себя за то, что с ним сделали родители-эгоисты. Но пока мало что может предпринять, т.к. зависим от них. Если у него получится "опереться" со временем - он, может, будет только рад и станет приветствовать всякую самостоятельность и ответственность.
раскрыть ветку
69
Автор поста оценил этот комментарий

Я вот росла почти как это Дима, только всё-таки в более лайтовой версии) И да, мне было ОЧЕНЬ сложно адаптироваться во взрослой жизни. Любой конфликт выбивал, и до сих пор иногда выбивает из колеи. Неприятные, агрессивные люди, я не знала как с ними справляться. Всё это привело к депрессии, я забрала документы из универа, ненавидела себя, не могла найти нормальной работы без законченной вышки. Как вспомню - так вздрогну. Если встретите такого Диму - не злитесь. Таким как мы каждый день- это битва, и мы так себя ведём не чтобы вас выбесить. Просто адаптируемся к тем вещам, к которым нормальные люди приходят в подростковом возрасте.

раскрыть ветку
85
Автор поста оценил этот комментарий
Не совсем в тему. Про отношение.
У меня за плечами два института и один техникум и нигде меня так не унижали, как в школе. Я про преподавателей, естественно. В институте вообще ко всем относились с уважением и обращались исключительно на "Вы". После школы, где всех чмырили, у меня был культурный шок. Полгода, где-то, привыкала. Такое отношение (вузовское) очень придает уверенности и ставит рамки (положительные) и ты уже задумываешься над своим поведением, да и вообще начинаешь по-другому смотреть на мир взрослых.
раскрыть ветку