Фёдор Иванович Шаляпин в Америке
Ф.И.Шаляпин:
-Спектакли в Милане и Монте-Карло сделали меня довольно известным артистом, и поэтому я получил предложение петь в Нью-Йорке.
Я давно уже интересовался Новым светом и страной, где какие-то сказочно энергичные люди делают миллиарды скорее и проще, чем у нас на Руси лапти плетут, и где бесстрашно строят вавилонские башни в 60 этажей высотою. Заключив в Париже контракт, который обязывал меня петь «Мефистофеля», «Фауста», «Севильского цирюльника» и «Дон Жуана», я сел на пароход и через шесть суток очутился на рейде Нью-Йорка.
Уже на пристани меня встретили какие-то «бизнесмены» — деловые и деловитые люди, театральные агенты, репортеры, — все люди крепкой кости и очень бритые, люди, так сказать, «без лишнего». Они стали расспрашивать меня, удобно ли я путешествовал, где родился, женат или холост, хорошо ли живу с женой, не сидел ли в тюрьме за политические преступления, что думаю о настоящем России, о будущем ее, а также и об Америке?
Я был очень удивлен и даже несколько тронут их интересом ко мне, добросовестно рассказал им о своем рождении, женитьбе, вкусах, сообщил, что в тюрьме еще не сидел, и привел пословицу, которая рекомендует русскому человеку не отказываться ни от сумы, ни от тюрьмы.
— Ол райт! — сказали они и сделали «бизнес»: на другой день мне сообщили, что в газетах напечатали про меня невероятное: я — атеист, один на один хожу на медведя, презираю политику, не терплю нищих и надеюсь, что по возвращении в Россию меня посадят в тюрьму.
Из личных писем Максиму Горькому от 2 ноября 1907 г. и директору императорских театров В.А.Теляковскому от 9 апреля 1908 г.; интервью, размещённому в газете "Киевский листок".
Папа Римский прилетает в Штаты. Как только он появляется
из дверей самолета, на трапе к нему подскакивает журналист:
- Что вы думаете по поводу проблемы публичных домов
в Нью-Йорке?
- Гмм... Здесь есть публичные дома? Никогда не думал об этом.
Давайте обсудим это на пресс-конференции.
На следующий день в газете появляется репортаж:
К нам прибыл с визитом Папа Римский. Его первым вопросом было:
Здесь есть публичные дома?
Ещё Шаляпин писал, что на концерты приходили тупые, вечно жующие ковбои и фермеры, которые ни бельмеса не понимали ни в музыке, ни в опере, ни вообще в искусстве. Просто они видели рекламные афиши, им сказали, что этот русский поёт очень круто, стОит дорого, и его обязательно надо услышать. Вот они и пёрлись – раз бохато, надо нарисоваться – людей посмотреть и себя показать. Но при этом платили очень хорошо, гораздо больше, чем в Европе.