Фламберг, или пламенеющий меч во всём разнообразии.

Всем привет!


Сегодня речь о фламберге.

В данной статье мы рассмотрим все его разновидности и причины популярности.


Вики нам сообщает, что Фламберг (нем. Flamberge, от Flamme - пламя) — клинок волнистой (пламевидной) формы.

Многие граждане под фламбергом понимают исключительно двуручные мечи. Это не совсем так, пламенеющая форма клинка по ряду причин пережила двуручный меч.

По сути, фламбергом можно называть любое клинковое оружие с пламенеющим лезвием.

Фламберг, или пламенеющий меч во всём разнообразии. Фламберг, 16 век, Ренессанс, Холодное оружие, Меч, Рапира, Длиннопост, Фотография

Конструкция.

Клинок пламенеющего меча двулезвийный, имеет ряд противофазных изгибов по всей длине. Хвостовик клинка проходит через все детали эфеса и расклёпывается в навершии.

Клинок затачивался по всей длине, исключая рикассо (расстояние между большой и малой гардой). Часто волнистые выступы лезвия слегка отгибали в разные стороны, наподобие зубьев пилы.

Фламберг, или пламенеющий меч во всём разнообразии. Фламберг, 16 век, Ренессанс, Холодное оружие, Меч, Рапира, Длиннопост, Фотография

Принцип действия.

Главное отличие волнистого клинка от прямого - значительное уменьшение площади контакта клинка с мишенью при сохранении остальных параметров ударного воздействия.

Таким образом заметно усиливался разрушительный эффект при рубящих и режущих ударах.

Зачастую раневой канал имел несколько параллельных разрезов, что очень сложно лечить.

При колющих ударах раны оставались не менее страшные, волнистое лезвие опаснее прямого. Особенно при извлечении...

Фламберг, или пламенеющий меч во всём разнообразии. Фламберг, 16 век, Ренессанс, Холодное оружие, Меч, Рапира, Длиннопост, Фотография

Боевое применение.

Распространению фламбергов больше всего способствовала наёмная пехота — кондотьеры и ландскнехты, вышедшие на арену войн в самом конце 15-го века.

Часть доппельсольднеров была вооружена двуручными мечами, некоторые из них имели пламенеющие клинки.

С этих мечей и началась история фламберга.

Несмотря на то, что мечи с волнистыми клинками, в силу своей дороговизны, были оружием достаточно редким, его достоинства были быстро оценены. Наибольшее распространение фламберги получили в годы Тридцатилетней войны (1618-1648).

Боевое применение двуручных фламбергов продолжалось вплоть до XVII века, когда они постепенно вышли из употребления вместе с остальными мечами.

Фламберг, или пламенеющий меч во всём разнообразии. Фламберг, 16 век, Ренессанс, Холодное оружие, Меч, Рапира, Длиннопост, Фотография

Происхождение.

Кто и зачем придумал пламенеющий меч - неизвестно.

Основной гипотезой является копирование меча архангела Михаила, иногда изображаемого с пылающим мечом.

Церковное искусство позднего средневековья изображало все библейские мотивы в современных им одеждах и доспехах. Уважаемых персон изображали в дорогих шмотках. Ангелам рисовали классные рыцарские доспехи и оружие.

Архангелу, таким образом, доставалось самое модное снаряжение, не грех и скопировать.

Фламберг, или пламенеющий меч во всём разнообразии. Фламберг, 16 век, Ренессанс, Холодное оружие, Меч, Рапира, Длиннопост, Фотография

Фламберги нового времени.

На дворе 17-й век.

С началом эпохи массовых армий доспехи перестали применять. Главным образом по экономическим причинам и отчасти из-за смещения основного боевого воздействия на дистанционное.

Вместе с доспехами постепенно вышли из употребления и длинные мечи.

Двуручники почти исчезли. Длинный меч становился легче и тоньше со временем, получив своё развитие в шпаге и рапире.

Пламенеющий клинок не исчез с двуручником, но развивался вместе с мечами, шпагами и рапирами.

Фламберг, или пламенеющий меч во всём разнообразии. Фламберг, 16 век, Ренессанс, Холодное оружие, Меч, Рапира, Длиннопост, Фотография

Вопреки принципам гуманизма, некоторые образцы достигают невероятной красоты и эфективности. Особенно хороши дуэльные гарнитуры, изготавливаемые в едином стиле.


Дуэльный гарнитур из рапиры и кинжала с пламенеющими клинками.

Германия, около 1600 года. Изготовлено немецкими оружейниками Йоганом Бойгелем и Андреасом Мюнстеном.

Фламберг, или пламенеющий меч во всём разнообразии. Фламберг, 16 век, Ренессанс, Холодное оружие, Меч, Рапира, Длиннопост, Фотография
Фламберг, или пламенеющий меч во всём разнообразии. Фламберг, 16 век, Ренессанс, Холодное оружие, Меч, Рапира, Длиннопост, Фотография

И ещё одна прекрасная дуэльная пара.

Также Германия, около 1600 года. Возможно, те же мастера. По крайней мере, клеймо в виде головы мавра аналогичное.

Заточка серрейторная.

Рукоятки обмотаны металлической проволкой. Это удобно и долговечно.

Должно быть, чудовищно эфективное оружие.

Фламберг, или пламенеющий меч во всём разнообразии. Фламберг, 16 век, Ренессанс, Холодное оружие, Меч, Рапира, Длиннопост, Фотография
Фламберг, или пламенеющий меч во всём разнообразии. Фламберг, 16 век, Ренессанс, Холодное оружие, Меч, Рапира, Длиннопост, Фотография
Фламберг, или пламенеющий меч во всём разнообразии. Фламберг, 16 век, Ренессанс, Холодное оружие, Меч, Рапира, Длиннопост, Фотография

Стоит отметить, что фехтование пламенеющим оружием имело ряд отличий.

Прежде всего, соскальзываение вдоль клинка не работало, что исключало ряд приёмов контратаки из блока.

В фехтовании применяется захват оружия противника за клинок, с целью нанести неблокируемый удар. Прямой клинок позволяет провести захват относительно безопасно. Волнистый клинок в попытке захвата может здорово покалечить.

Для захвата оружия дуэлянтами использовались специальные перчатки, наподобие вот таких.

Фламберг, или пламенеющий меч во всём разнообразии. Фламберг, 16 век, Ренессанс, Холодное оружие, Меч, Рапира, Длиннопост, Фотография

Италия, 1565 год.

Обратите внимание, ладонь левой перчатки обшита кольчугой.


Как и стилет, волнистый клинок часто приписывают наёмным убийцам.

Безосновательно.

Разумеется, пламенеющие клинки более эфективны. Но они также и намного дороже в производстве. Редкое, приметное и ценное оружие легче вычислить и жалко выбрасывать.

Фламберг, или пламенеющий меч во всём разнообразии. Фламберг, 16 век, Ренессанс, Холодное оружие, Меч, Рапира, Длиннопост, Фотография

Кинжалы без пары также нередко делали с волнистыми клинками.

Фламберг, или пламенеющий меч во всём разнообразии. Фламберг, 16 век, Ренессанс, Холодное оружие, Меч, Рапира, Длиннопост, Фотография
Фламберг, или пламенеющий меч во всём разнообразии. Фламберг, 16 век, Ренессанс, Холодное оружие, Меч, Рапира, Длиннопост, Фотография
Фламберг, или пламенеющий меч во всём разнообразии. Фламберг, 16 век, Ренессанс, Холодное оружие, Меч, Рапира, Длиннопост, Фотография

Примечательно, что пламенеющими могли быть не только мечи, но и сабли, мессеры, тесаки.


Волнистая форма клинка применялась не только в Европе, но и на востоке.

Приведу несколько самых интересных образцов.

Индийский кинжал с котиками (:

18 век. Сталь, нефрит, серебро.

Фламберг, или пламенеющий меч во всём разнообразии. Фламберг, 16 век, Ренессанс, Холодное оружие, Меч, Рапира, Длиннопост, Фотография

Османский кинжал, 19 век.

Сталь, нефрит, золото, изумруды, алмазы, рубины.

Фламберг, или пламенеющий меч во всём разнообразии. Фламберг, 16 век, Ренессанс, Холодное оружие, Меч, Рапира, Длиннопост, Фотография

Кавказский именной кинжал 19-го века.

Сталь, серебро, чернь.

Фламберг, или пламенеющий меч во всём разнообразии. Фламберг, 16 век, Ренессанс, Холодное оружие, Меч, Рапира, Длиннопост, Фотография

Индийская пламенеющая сабля, подражающая священному мечу "Зульфакар".

Сталь, кость, серебро, гравировка, инкрустация.

Фламберг, или пламенеющий меч во всём разнообразии. Фламберг, 16 век, Ренессанс, Холодное оружие, Меч, Рапира, Длиннопост, Фотография

Крис технически также является фламбергом.

Национальный кинжал, распространён в районе Малайского архипелага.

Фламберг, или пламенеющий меч во всём разнообразии. Фламберг, 16 век, Ренессанс, Холодное оружие, Меч, Рапира, Длиннопост, Фотография

Мой любимый пламенеющий меч.

Италия, Милан, 1550-1560 годы. Сталь, серебро, позолота, чернь.

Длина общая 1007 мм, длина клинка 877 мм, вес 720 граммов.

Точка баланса находится в 138 мм от крестовины.

Обратите внимание на последнее фото: там видно, в какой плоскости клинок волнистый.

Цена настолько нестандартного меча должна быть просто запредельной в 16-м веке.

Самый технически сложный волнистый клинок из всего, виденного мною ранее.

Моё почтение Мастеру, великолепная работа.

Фламберг, или пламенеющий меч во всём разнообразии. Фламберг, 16 век, Ренессанс, Холодное оружие, Меч, Рапира, Длиннопост, Фотография
Фламберг, или пламенеющий меч во всём разнообразии. Фламберг, 16 век, Ренессанс, Холодное оружие, Меч, Рапира, Длиннопост, Фотография
Фламберг, или пламенеющий меч во всём разнообразии. Фламберг, 16 век, Ренессанс, Холодное оружие, Меч, Рапира, Длиннопост, Фотография

Напоследок приведу самый поздний из известных мне фламбергов.

Пример комбинированного оружия. Пламенеющий кинжал-револьвер, подарок И. В. Сталину от американских рабочих на 1 мая 1944г.

Калибр 7,65 мм. Использует патроны .32SW и .32SW Long.

Документальных данных о том, кто и когда вручил предмет не имеется.

При разборке на скрытой плоскости обнаружены имена дарителей: WITH LOVE AND RESPECT / FROM J.A.MEYERS AND JIM COMРАNA/ LOS ANGELES CALIFORNIA.

Фламберг, или пламенеющий меч во всём разнообразии. Фламберг, 16 век, Ренессанс, Холодное оружие, Меч, Рапира, Длиннопост, Фотография

Ряд фото закину в комментарии.

Как всегда, интересного больше, чем в пост влезавет.


На сегодня всё, спасибо за внимание!


P. S. Просьба к комментирующим: старайтесь дискутировать в рамках правил сообщества.

Лига историков

13.2K поста49.3K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Для авторов

Приветствуются:

- уважение к читателю и открытость

- регулярность и качество публикаций

- умение учить и учиться


Не рекомендуются:

- бездумный конвейер копипасты

- публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации

- чрезмерная политизированность

- простановка тега [моё] на компиляционных постах

- неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты

- видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)


Для читателей

Приветствуются:

- дискуссии на тему постов

- уважение к труду автора

- конструктивная критика


Не рекомендуются:

- личные оскорбления и провокации

- неподкрепленные фактами утверждения

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
51
Автор поста оценил этот комментарий
Интересно, почему холодное оружие такое красивое. Даже если оно не изукрашено, не необычное. А эстетическое удовольствие все равно получаешь от одного только просмотра картинок?
раскрыть ветку (24)
25
Автор поста оценил этот комментарий
(с) М.Веллер "Оружейник Тарасюк" отрывок.


6. Дипломант

Темой его диплома был двуручный меч с «пламенеющим» клинком.

У такого меча почти весь клинок – кроме конечных одного-полутора футов – зигзагообразный. Ученые доперли до очевидного: удар наносится только концом, где нормальное лезвие. Что ж касается метрового синусоидовидного отрезка – это, мол, в подражание картинам, изображающим архангелов с огненными мечами: волнистый язык пламени. И диссертации писали: «Влияние христианской религиозной живописи на вооружение рыцарей-крестоносцев».

Непочтительный Тарасюк не оставил от ученых мужей камня на камне. Оружие всегда предельно функционально! – ярился он. Оно украшается – да, но изменение формы в угоду идеологии – это бред! (Шел свободомысленный 57 год.) Парадное оружие, церемониальное – да, бывают просто побрякушки. Но боевой меч – тут не до жиру, быть бы живу, уцелеть и победить надо, какая живопись к черту.

Изобретатель этого меча был гений, восторгался Тарасюк. После Первого крестового похода он задумал совместить мощь большого меча с режущим эффектом гнутой арабской сабли: рубить с потягом лучше гнутым клинком, тянешь к себе – и изгиб сам режет, принцип пилы. Но сабля стальной доспех не возьмет, а гнутый двуручный меч требует трехметрового роста, каковым не обладали даже лучшие из рыцарей: поэтому изгибов-дуг несколько – это меч-сабля-пила! Парируемый клинок врага легче задерживается в углублении изгиба и не скользит до гарды – улучшаются защитные качества, легче перейти к собственному поражающему выпаду. Зигзагообразность придает мечу пружинность в продольной оси – чем смягчается при парировании удар по рукам, облегчается защита в фехтовании. Наконец, та же пружинность сообщает удару концом клинка дополнительную силу: так удар кистеня, сделанного из свинцового шара на гибкой рукояти из китового уса, сильнее удара молотка того же веса и той же длины жесткой деревянной рукояти.

Кафедра и оппоненты, улыбаясь темпераменту, пожимали плечами. И были неправы в недооценке дипломанта. Закончив теоретическую часть защиты, вспотевший Тарасюк перешел к демонстрационной: кивнул в аудиторию первокурснику у дверей:

– Костя – давай!

Костя исчез и через минуту дал, вернувшись с другим первокурсником. Торжественно, как королевские герольды сокровище двора, они несли полутораметровый двуручный меч с пламенеющим клинком.

Улыбки комиссии сделались неуверенными. У Тарасюка загорелись глаза. Он взял меч и сделал выпад. Дипломную комиссию снесло со стульев. Аудитория взвыла от счастья.

Подручные-первокурсники извлекли из портфеля железный прут и положили концами меж двух стульев. Тарасюк, крутнув из-за головы (дррень! – дверца книжного шкафа) взмахнул зловеще свистнувшим мечом и перерубил прут, вогнав острие клинка в пол.

– Браво… – сказал дипломная комиссия, осторожно возвращаясь на свои места.

– Бис! – добавили зрители, подпрыгивая в дверях.

– Теперь возьмем меч с обычным клинком, – сказал Тарасюк.

– Спасибо, – возразил председатель комиссии, легендарный декан Мавродин, – достаточно. Вы согласны со мной, коллеги? Трудно не признать, что глубокоуважаемый дипломант избрал весьма, э-э, убедительную форму защиты своих научных взглядов… да. Налицо владение предметом исследования.

Совещаясь об оценке, факультетские дамы трепыхались и пудрились, пылая местью. Мавродин с солдатской грубоватостью отрезал, что им, гагарам, недоступно наслажденье счастьем битвы, гром ударов их пугает! А за знания и любовь к науке студенту прощается все!

Тарасюка оставили на кафедре в аспирантуре.

раскрыть ветку (13)
9
Автор поста оценил этот комментарий

Ох уж этот тернистый путь в аспирантуру (:

раскрыть ветку (2)
1
Автор поста оценил этот комментарий
Строри... Вы не с грибных эльфов случаем?)
раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

Нет.

2
Автор поста оценил этот комментарий
Странный эксперимент, насколько я понимаю, фламберг должен работать именно по телу, а не по железному пруту например, какой смысл во фламберге, если рубишь прут? Или может быть при ударе его протянули по всему лезвию и он как-бы перепилил прут, тогда может быть. но это не указано в рассказе.
раскрыть ветку (7)
1
Автор поста оценил этот комментарий
Читал, что в позднем средневековье двуручный меч испытывали перерубанием прута обмотанного материей. Может своеобразный отголосок?
раскрыть ветку (5)
1
Автор поста оценил этот комментарий
Вопрос испытания клинков самый сложный вопрос) Фиг знает как его испытывать, я например могу выковать клинок. который снимет стружку с любого практически другого клинка. но при втыкании в засохший дуб у него обломится кончик) Это хороший клинок или нет? Фиг знает, тут зависит от эксплуатации. идеальных клинков не бывает. но можно сделать некий усреднённый вариант, думаю раньше так и делали, некий средний вариант. ну и так же думаю, что делали более мягкие предпочтительно клинки для боя, ну по крайней мере. я бы так и делал, более мягкие.В те времена кроме углеродки думаю ничего больше и не было, то есть все древние клинки- разные варианты закалки углеродистой стали.
раскрыть ветку (4)
Автор поста оценил этот комментарий
Не углеродка могла быть только в редких случаях природного легирования. Наличия еще в руде полезных примесей.
Относительно ииспытаний. Думаю они как могли имитировали типовую цель. ИМХО тот же пруток в тряпье - имитатор руки или ноги в одежде и защите.
Разрубание пряжи - борьба с набивными доспехами.
Втыкание в землю - пробитие доспеха на теле и так далее.
раскрыть ветку (3)
Автор поста оценил этот комментарий
Судя по геометрии этих клинков, в то время сталевары уже точно знали что и как добавлять для легирования, а кузнецы знали, как это потом обрабатывать,
раскрыть ветку (2)
Автор поста оценил этот комментарий

Согласен.

Судя по исследованиям стали, оружие закаливать начали ещё в средние века.

Изучены не все предметы, разумеется. Ориентировочно, к 12 веку клинковое закаливали уже более-менее удачно. Доспехи предсказуемо калить научились к 14-му веку. С тонкими пластинами сложнее.

В 16-м веке уже практически современное качество стали получали.

Кстати, сталь из района Рейна уже в руде имеет высокое природное содержание легирующих элементов.

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий
Там вроде как выходы очень качественных рудных жил наружу, хотя я этот вопрос очень давно изучал да и вобщем даже не изучал так,  поинтересовался.
Автор поста оценил этот комментарий

Это всего лишь отрывок из интересного рассказа размещённый тут потому, что в одном эпизоде рассказа упоминается фламберг, а ТС говорит о том, что фламберг был "срисован" с икон ангелов/архангелов, то есть ту теорию, которую уже давно "разоблачил" оружейник Тарасюк. :-)


А он был большой специалист!- разок прочитал лекцию о холодном оружии банде подростков напавших на него с ножом, те из уважения к "пахану" проводили его до подъезда, а он подарил им лишний экземпляр навахи из своей коллекции. :)

4
Автор поста оценил этот комментарий

))) Классика, да.

" Но сабля стальной доспех не возьмет, а гнутый двуручный меч требует трехметрового роста, каковым не обладали даже лучшие из рыцарей"

А как же двуручные фальшионы? А катаны???

Не говоря уже о доспехе времен первого крестового похода, который "сабля не возьмет", ага.

Веллер, конечно, писать умеет, но в тексты его лучше не вдумываться, а не жуя глотать. )

раскрыть ветку (1)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Ну продырявишь ты доспех, а как меч вытаскивать будешь? Застрянет же ж.

53
Автор поста оценил этот комментарий
Потому что твои предки носили вот такие штуки и выживали благодаря им, значит питали теплые чувства, давали имена, ходили и лелеяли. Это что-то вроде инстинкта.
п.с. : я диванный эксперт если что
раскрыть ветку (8)
66
Автор поста оценил этот комментарий

просто, длинный меч - фаллический символ :)

раскрыть ветку (5)
33
Автор поста оценил этот комментарий
Иллюстрация к комментарию
13
Автор поста оценил этот комментарий

Вы костюм 16-го века видели?

Там вполне однозначно присутствует гульфик, символ известно чего (:

А меч или кинжал - инструмент.

6
Автор поста оценил этот комментарий
Я вот визуально обожаю фламберги, особенно двуручники, а на ощупь скрамасаксы.
Что по этому поводу сказал бы Фрейд?)
раскрыть ветку (1)
31
Автор поста оценил этот комментарий

Что вы девушка-реконструктор.

2
Автор поста оценил этот комментарий

Что то я не припомню постов с фото древних фалоиммитаторов, вызвавших аналогичный восторг, да и просто не припомню.

10
Автор поста оценил этот комментарий

Простые крестьяне-ополченцы меч только со стороны видели

раскрыть ветку (1)
10
Автор поста оценил этот комментарий

Ну почему иногда вблизи, но обычно это было последнее что они видели )

4
Автор поста оценил этот комментарий

Ножи, бабы и котэ. Сколько бы в реале своих не имел, все равно на картинки др... "получаешь эстетическое удовольствие". Загадка.

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку