Фильм "Схватка"

Выдающиеся голливудские актеры Аль Пачино и Роберт де Ниро впервые снялись вместе в «Крестном отце 2». Однако в том замечательном фильме у них не было ни одной совместной сцены. Прошло два десятилетия, прежде чем Пачино и де Ниро появились в одном кадре, но ожидание того стоило. Их захватывающая и глубокая криминальная драма 1995 года была признана жанровым шедевром. Придумал и поставил ее режиссер Майкл Манн, а называлась она «Схватка».


Майклу Манну рассказал эту историю его близкий друг – чикагский полицейский Чарльз Адамсон. Он знал, о чем говорил, поскольку был участником той посиделки. В 1963 году Адамсон входил в элитный отряд полиции Чикаго и выслеживал выдающихся преступников вроде грабителя Нила МакКоли – хитрого, организованного, высокопрофессионального главаря шайки. МакКоли был столь хорош, что Адамсон восхищался им, как охотник восхищается могучим оленем. Он пристально изучал своего визави, и он знал, что МакКоли тоже хочет понять, с кем имеет дело.

Фильм "Схватка" Майкл Манн, Аль пачино, Роберт Де Ниро, Фильмы, Длиннопост

Однажды они пересеклись у торгового центра. Оба были не «на службе» – Адамсон привез одежду в химчистку, а МакКоли шел в кафе, чтобы перекусить. К тому времени они хорошо знали друг друга, и их случайная встреча могла обернуться потасовкой или перестрелкой. Однако Адамсон не хотел рисковать жизнями прохожих. Поэтому он подошел к МакКоли, хлопнул его по плечу и пригласил на чашку кофе. Опешивший преступник не стал возражать.


Конечно, Адамсон сделал это не просто так. Он не мог допрашивать МакКоли без официального повода, и он надеялся, что в «обычной» беседе вытянет из уголовника что-то такое, что ему поможет. МакКоли, вероятно, думал точно так же. В работе обоих психология имела огромное значение, и оба были готовы к спаррингу, закамуфлированному под дружескую беседу.


Но разговор тоже вышел куда более задушевный, чем Адамсон и МакКоли предполагали. Они жили по разные стороны закона, но оба были крепкими мужчинами, приверженными своему делу, и у них нашлось немало общего. Они раскрыли друг другу души – хотя и констатировали напоследок, что застрелят друг друга, если пересекутся во время разбойного налета.


Как начинающий режиссер подружился с опытным копом? Майкл Манн родился в Чикаго, учился в Лондоне, снимал рекламные ролики и документальные зарисовки, а затем в начале 1970-х вернулся на родину и стал телевизионным режиссером. Интерес к документалистике и захватывающим подлинным событиям привел Манна в мир полицейских шоу, где постоянно пересекались вымысел и реальность. Вскоре постановщик оброс связями в полицейском мире, так как старался до мельчайших деталей разобраться в охоте на преступников. В свою очередь, Адамсон вышел в отставку и перебрался в Голливуд, чтобы стать сценаристом и заработать на своем полицейском опыте. Оба с готовностью делились познаниями в обмен на познания друга.

Фильм "Схватка" Майкл Манн, Аль пачино, Роберт Де Ниро, Фильмы, Длиннопост

Манн был поражен историей Адамсона о посиделках с МакКоли, и он тут же сочинил сценарий, который мог бы стать его первой полнометражной кинокартиной. Многие на его месте свели бы «Схватку» к противостоянию и неожиданной встрече двух главных героев, но Манн мыслил масштабнее. Он стремился сочинить сценарий, очеловечивающий всех фигурантов, основных и второстепенных. Манн хотел подчеркнуть, что каждый преступник и каждый полицейский чей-то отец, муж, брат, сын или возлюбленный. Он сочинял не столько криминальную драму, сколько криминальную трагедию. Он надеялся, что зрители, когда выйдут из зала, будут не радоваться, что злодей получил пулю, а сетовать, что людские судьбы складываются так, что мужчины, которые могли бы дружить, сражаются и убивают. Конечно, это их судьба. Но почему она так жестока?


Со своей обычной въедливостью Манн стремился как можно глубже всмотреться в сердца главных героев и детально раскрыть характеры их коллег, подельников и близких. Это была эпическая задача – в сущности, роман Толстого или Достоевского на большом экране, – и с наскока ее было не решить. Тем более что постановщик стремился, чтобы сценарий был не только умным, но и захватывающим. Поэтому понадобились годы, чтобы довести «Схватку» до ума.


Лучшие времена наступили, когда в 1992 году Манн отошел от своих фирменной криминальной темы и снял экранизацию классического романа Фенимора Купера «Последний из могикан» с Дэниелом Дэй-Льюисом в роли Ястребиного Глаза. Картина получила «Оскар» за лучший звук, достойно прошла в прокате и собрала много хвалебных отзывов. Это была одна из самых успешных лент года, и она здорово подняла голливудские акции Манна.


Тем временем режиссер придумал эмоциональную финальную сцену «Схватки» (мы не будем ее описывать, чтобы не спойлерить фильм для тех, кто его не видел), и она стала для Манна камертоном, по которому была и настроена вся картина. Впервые за более чем десять лет работы над сценарием постановщик почувствовал, что «Схватка» готова для большого экрана.


Как уже говорилось, «Схватку» не стоило снимать без блестящих актеров в двух главных ролях, и до начала переговоров со студией Манн и взявшийся ему помочь Линсон провели переговоры с Аль Пачино и Робертом де Ниро. Никакие другие кандидатуры даже не рассматривались. Когда звезды с готовностью согласились изобразить равно важных для сюжета и очень интересных героев, переговоры со студией Warner стали делом техники. Благо, что оплатить картину согласился израильский миллиардер и знаменитый голливудский продюсер Арнон Мильчен. Warner нужно было лишь выпустить ленту в прокат.

Фильм "Схватка" Майкл Манн, Аль пачино, Роберт Де Ниро, Фильмы, Длиннопост

Приглашение де Ниро и Пачино было ключевым, но далеко не единственным значимым кастинговым решением. Труппа должна была стать ансамблем без явно слабых артистов, и Манн потратил немало сил и времени на ее сбор и сколачивание.


Роль молодого гангстера Криса Шихерлиса и его жены Шарлин получили Вэл Килмер и Эшли Джадд. Килмер был так очарован проектом, что приходил на съемки в свои выходные, чтобы полюбоваться игрой старших коллег. Роль Криса изначально была предложена Киану Ривзу.

Двух других участников банды МакКоли сыграли колоритные характерные актеры Том Сайзмор и Дэнни Трехо. Джон Войт сыграл скупщика краденого, Уильям Фихтнер – криминального финансиста, а Микелти Уильямсон, Тед Левин и Уэс Стади изобразили сыщиков из команды Ханны.


Чтобы актеры так же глубоко прониклись материалом, как сам режиссер, Манн устраивал для своих звезд встречи с полицейскими и преступниками (заключенными или перевоспитавшимися). Среди консультантов картины был Эдвард Банкер – писатель и актер с криминальным прошлым, сыгравший Мистера Синего в «Бешеных псах». Кстати, именно Банкер помог Трехо стать голливудцем. Персонаж Джона Войта в «Схватке» отчасти основан на Банкере. У актрис были аналогичные режиссерские задания. Джадд, например, брала интервью у женщин, которые стали домохозяйками после работы проститутками. Да, такое бывает. «Красотка» не даст соврать!


Одновременно с психологической подготовкой звезды готовились физически. Те, кому предстояло изображать стрельбу, занимались на полицейском стрельбище под руководством копов и военных. Они учились не только стрелять, но и двигаться так, чтобы самим не стать мишенями. По словам Манна, Килмер так навострился, что его экшен-сцены из фильма стали показывать военным рекрутам как эталон. Мол, «попытайтесь научиться стрелять и перезаряжать оружие так же быстро, как этот парень!».


События, о которых Манну рассказал Адамсон, произошли в Чикаго, но режиссер вскоре после начала работы над проектом перенес действие в Лос-Анджелес, более актуальный как криминальный центр в 1980-х и в 1990-х. Для «Схватки» Манн решил не строить павильонные декорации – все съемочные точки были реальными городскими пейзажами и интерьерами.

Фильм "Схватка" Майкл Манн, Аль пачино, Роберт Де Ниро, Фильмы, Длиннопост

С постановочной точки зрения самой сложной была сцена перестрелки между гангстерами и полицией, которую называют одной из лучших перестрелок в современном кино. Главная проблема была в том, что перекрыть улицу можно было только в субботу и воскресенье. Съемки же должны были продолжаться шесть дней. Так что декораторам пришлось три раза утром в субботу в точности создавать один и тот же «боевой пейзаж», а затем разбирать его и убирать вечером в воскресенье.


Напротив, знаменитая сцена де Ниро и Пачино в кафе снималась без утомительных репетиций. Конечно, она была проработана до мелочей – режиссер обсудил с актерами каждую фразу и каждый жест внешне расслабленных, но внутри напряженных персонажей. Но Манн полагал, что если актеры повторят эту сцену много раз, как на съемках у Стэнли Кубрика, то она станет автоматичной и из нее уйдет жизнь. Режиссер же хотел запечатлеть энергичную, как будто спонтанную игру.


«Схватка» вышла в прокат в «оскарный» сезон, 15 декабря 1995 года. Фильм продолжительностью почти 3 часа обошелся в 60 миллионов долларов. В Америке он собрал 67 миллионов долларов, в других странах – еще 120 миллионов. Общие сборы в 187 миллионов долларов в два с половиной раза превзошли личный рекорд Манна, который он поставил с «Последним из могикан».


Прокатный успех ленты не был поддержан статуэтками и даже престижными номинациями – то был год «Храброго сердца», «Подозрительных лиц», «Покидая Лас-Вегас», «Аполлона-13» и «Разума и чувств». Критики, однако, очень высоко оценили ленту, и она вскоре была признана жанровым шедевром – мощной смесью криминального триллера и психологической драмы. Журналисты хвалили как постановочное и сценарное мастерство Манна, так и превосходную работу его актеров и постановщиков экшена.


Автор Борис Иванов

https://www.film.ru/articles/ty-ubegaesh-ya-dogonyayu

14
Автор поста оценил этот комментарий
Классный фильм,а сцена перестрелки вообще огонь.
раскрыть ветку
6
Автор поста оценил этот комментарий
Фильм пока не смотрел, но после прочтения решил это обязательно сделать - это я к чему - очень хорошее дело делает автор. Рекомендации такого уровня расширяют киногругозор.
раскрыть ветку
5
Автор поста оценил этот комментарий

Мне кажется этот фильм уже давно перешел в категорию классики, из разряда "must watch". Почему то думал что супругу Вэла Килмера играла Шарлиз Терон, еще не было упомянуто что дочь Альпачино играла Наташа Портман

7
Автор поста оценил этот комментарий

https://youtu.be/mf1rP-wqJp4 сцена перестрелки одна из лучших за всю историю! Вообще песня

4
Автор поста оценил этот комментарий

Классика. Смотрел его в кинотеатре, в 1995 году, причем в зале был один. Ощущения до сих пор помню.

раскрыть ветку