Дырявый горшок и белые огни

– Человек идет к знанию так же, как он идет на войну – полностью пробужденный,

со страхом, с почтением и с абсолютной убежденностью .


Идти к знанию или идти на войну любым другим способом является ошибкой,


и кто бы не совершил ее доживет до того, чтобы раскаяться в своих шагах.



В моей жизни эта история произошла больше десяти лет назад. В то время учился я на историческом факультете Ростовского Государственного Университета. В общежитии моим соседом по комнате оказался милый парень, назовём его Миша. Мы были из одного города, учились в одной группе и отношения, поэтому установились вполне приятельские, а затем и дружеские. Чуть позже к нашей компании присоединился вдумчивый и рассудительный Андрей. Получилась классическая богатырская тройка – Трус, Балбес и Бывалый. К Мише я относился как к младшему брату, и так как этой историей мы во многом обязаны ему, нужно остановиться на его личности поподробнее.


Парень вырос в семье строгих правил, закончил Новочеркасский кадетский корпус, был помешан на российских военных традициях. Со стороны выглядел он немного диковато: координацией движений напоминал несмазанного робота, норовил не ходить, а маршировать, речь напоминала доклад старшему командованию, лицо застывшую маску. Политические убеждения – монархизм, в редакции «ЗА ВЕРУ, ЦАРЯ И ОТЕЧЕСТВО». В общем - типичный закомплексованный парень. Женщины по понятным причинам ему не давали. И я их не виню.


Мне его было немного жаль, т.к. в свойственном всем невротикам поиске силы его бросало в такие крайности, что рано или поздно добром бы это не кончилось. Понаблюдав за ним около месяца, я решил подкинуть ему для пробы первую книжку Кастанеды. Побуждения были простые: с одной стороны хотелось его чем то отвлечь, а с другой, просто было интересно посмотреть, что из этого получится. Как и следовало ожидать, на Мишу книжка произвела сильное впечатление. Прочитав её, он попросил следующую и по нескольку раз на день стал изводить меня заявлениями, что завтра начинает «сильную безупречную жизнь». Т.к. половая жизнь у него по-прежнему отсутствовала, тексты Кастанеды стали для Миши навязчивой идеей. На общих попойках он сосредоточенно сыпал цитатами из трёх первых книг, чем очень всех веселил. Потом, видимо для полноты ощущения Пути Воина, записался в секцию айкидо и купил на рынке черенок от лопаты, сообщив нам, что это деревянный меч – боккэн. В общем, в его обществе весело было без баяна и так продолжалось довольно долго. А потом он меня удивил. Во-первых, у него появилась девушка, а во-вторых, он нашёл во сне свои руки. Это была уже серьёзная заявка. Как говорится, стучите и вам откроется. Проблема в том, что мало кто представляет, чтО именно откроется.


По окончании второго курса, летом 1999-го года нам выпала маза поехать в археологическую экспедицию. Это было безумно интересно и можно было неплохо заработать. Копать предстояло древние курганы, в районе какой-то Богом забытой деревушки, затерянной в донских степях. Провели мы там чуть больше месяца и это время один из лучших периодов моей жизни. Наша экспедиция раскопала три кургана, которые были насыпаны около четырёх тысяч лет. В то время в наших краях обитал народ, о котором науке мало что известно. Это были полукочевники, индоевропейцы по этнической принадлежности, детские головы они сдавливали по бокам дощечками, в результате к моменту взросления череп приобретал бобовидную форму. Этнографы считают, что для древних это выглядело красиво, мне представляется, что с такой формой головы просто было удобнее скакать на лошади. Нужно сказать несколько слов о том, чтО собственно такое курганы. Прежде всего – это могильник, в котором бывает от десяти до пятнадцати захоронений. Древние хоронили своих мёртвых таким образом: выкапывался вертикальный входной колодец, затем сбоку копалось небольшое помещение – катакомба, в которую помещался покойник, ему ставили еду, немного вещей, пересыпали голову охрой, тело ориентировали по какой-либо стороне света. Затем, входной колодец засыпался, оставляя похороненного в закупоренной комнате. Рядом копались такие же могилы, а по центру, если предоставлялся такой случай, хоронилось значительное по тем временам лицо, какой-нибудь жрец или военный вождь. Что характерно, перед захоронением покойнику в этом случае ломались кости и перерезались мышцы, чтобы наверняка не поднялся. И чем выше был социальный статус покойника, тем меньше с ним церемонились. С той же целью над могилами насыпался курган. Отголоски этого обряда дошли до нас в обычае прибивать гвоздями крышку гроба. Древние боялись, что любой покойник может подняться и начать безобразничать. А раз боялись, значит, такие случаи были. (Замечу, что подобное описывает Георгий Гурджиев, в своей книге «Встречи с замечательными людьми»). Это относится к древним курганам, в средневековье тоже насыпали курганы, но гораздо меньше и с другой целью. Погребальный обряд изменился. Как правило, самые большие курганы – самые древние.


Итак, по утрам и после обеда, когда спадала жара, мы копали, доставали костяки, черепки, зарисовывали захоронения, в общем – обычная работа археолога. В остальное время жили в своё удовольствие: ловили рыбу, загорали, выпивали и т.п. Жили в егерском хозяйстве, начальство в домиках, а мы в палатках, которые поставили в небольшом лесочке. Из местных мы общались только с егерями и участковым, у которого покупали реквизированный им, устрашающего вида мутный самогон (до этого я такой видел только в старых фильмах про бандитов времён Гражданской войны). Когда мы раскопали третий курган, я своими глазами увидел то, о чём до этого слышал на лекциях по археологии. После того как бульдозер слой за слоем разровнял курган, перед нами открылись черные пятна входных колодцев, по центру входной колодец отличался от остальных: диаметром он был метра два с половиной и забит не землёй, а глыбами ракушечника, некоторые из которых мы могли поднять только вдвоём. Когда добрались до катакомбы, то обнаружили в ней женский скелет, пересыпанный костяными бусами. Видимо покойница была накрыта шкурами, от которых осталось коричневое пятно. Все пришли к единодушному мнению, что здесь таким образом была закопана шаманка (руководящие посты в племени она занимать не могла по той причине, что матриархат свойственен оседлым земледельческим культурам, у кочевников всё решают мужчины). План работ мы выполнили и экспедиция подходила к концу. Здесь нужно упомянуть ещё один момент: в поля я захватил с собой книгу г-на Ксендзюка «Тайна Карлоса Кастанеды». Чтиво интересное, но на редкость занудное. Я рассчитывал вдали от мирской суеты преодолеть эту занудность и дочитать её до конца. Но, так как в нашем коллективе появилась симпатичная барышня, книжку я тут же забросил и с облегчением, передал её Мише, который впился в неё с вампирской страстью. Штудировал он её с упорством фанатика, решившего любой ценой приобщиться к толтекским знаниям, а отдувался за это дело добрый Андрей, которому барышни не досталось и приходилось довольствоваться обществом Миши. И всё было неплохо. Мы отработали положенное время и собирались возвращаться домой. По случаю завершения работ был устроен небольшой банкет, в котором принял участие наш небольшой коллектив и гостеприимные егеря, которые со своей стороны, в дополнение к купленной нами водке выкатили свой страшный мутный самогон в полуторалитровых бутылках. Выпивали все, отдавая предпочтение водке, Миша же налегал на местный напиток. Опорожнив очередную порцию, он со значением говорил мне: «Дима, я с тобой». В смысл этой фразы я не вникал. Да не особо и хотел, нужно было завершить на мажорной ноте историю с симпатичной барышней, т.к. в Ростове мы могли пересечься, а мне это было ни к чему, поэтому предстоял серьёзный разговор. Но разговор был прерван в самом начале. Из ниоткуда появился Андрей с искажённым лицом и сообщил: «Мише пиздец, Дима, сделай что-нибудь!» Я даже не удивился и, решив, что дело в обыкновенном алкогольном отравлении, побежал вслед за Андреем. Худенькая Мишина фигурка конвульсивно билась на земле перед палаткой, глаза были полны ужаса, в уголках рта пузырилась пела. Клацая зубами, он скороговоркой выкрикивал: «Белые огни! Белые огни! Белые огни! Белые огни!». В одной из своих книг Кастанеда рассказывает, про древних магов, которые захоранивали себя в курганах и жили во втором внимании и чтобы пополнить запас энергии нападали на людей(как раз в виде белых огней), пугая их и забирая при этом их энергию.


Диагноз у меня в голове возник практически мгновенно (это я не из хвастовства, именно так и было). У парня под воздействием самогона, выкладок Ксендзюка и склонности к неврастении произошёл сдвиг точки сборки, поэтому он увидел то, что видеть ему конечно не стоило. В психиатрии такое состояние называется интоксикационным психозом. Нужно было срочно вернуть его в нашу реальность. Взяв в руки его голову, я начал спокойно с ним говорить:


- Миша, ты меня слышишь?


- Да…


- Кто я?


- Дима…


- Рядом со мной кто?


- Андрей.


- На чём ты лежишь?


- На земле.


- Что ещё видишь?


- Лес.., палатку…


- Белые огни есть?


- Нет…


- Чего ты испугался? Что они от тебя хотели?


- Они хотели забрать мою энергию…


Пока белые огни не вернулись за Мишиной энергией, мы подняли его и под руки потащили к роднику и стали насильно окунать в ледяную воду. В перерывах я заставлял его делать силовое дыхание ибуки и ногарэ (если честно, до сих пор очень смутно представляю что это такое, но Мише я в тот момент очень доходчиво всё объяснил), а потом резко бил его ладонью по спине (это была месть за испорченный вечер). Нужно было во-первых немного протрезвить его, а во-вторых чем то занять его ум. Тело Миши била крупная дрожь, но самое худшее было уже позади. Незаметно наступил рассвет, наш больной был нежного зелёного цвета и не отходил от нас ни на минуту.. Утром мы загрузили Мишу в автобус и по дороге пару раз просили водителя остановиться, чтобы вынести его поблевать.


После этого случая Мишин интерес к эзотерическим знаниям сошёл на нет. Думается, с экзистенциальной точки зрения, это было самым сильным переживанием в его жизни. Он окончил университет, отслужил два года миротворцем в Абхазии, привёз из армии жену и воспитывает дочь с именем Меланья, курит полторы пачки в день, имеет проблемы с почками и потухший взгляд. Мне его по прежнему жаль…

Лига историков

13.4K постов49.7K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Для авторов

Приветствуются:

- уважение к читателю и открытость

- регулярность и качество публикаций

- умение учить и учиться


Не рекомендуются:

- бездумный конвейер копипасты

- публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации

- чрезмерная политизированность

- простановка тега [моё] на компиляционных постах

- неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты

- видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)


Для читателей

Приветствуются:

- дискуссии на тему постов

- уважение к труду автора

- конструктивная критика


Не рекомендуются:

- личные оскорбления и провокации

- неподкрепленные фактами утверждения

Автор поста оценил этот комментарий
Надо почитать про Кастанеду
раскрыть ветку
Автор поста оценил этот комментарий
Зачем я этот текст прочитал? Верните мое время!