Дворянское гнездо.

Вместо предисловия.

Роман-то прочитал, а вот написать что-то толковое уже пороху не хватат; а ещё надо по Чаадаеву писать, хушь плачь. Что получилось, то получилось.

А ещё я там вместо кавычек-ёлочек поставил лапки, но удалять лень всё равно никто не заметит. Курсивом выделены цитаты из текста, если кто не понял.

Хотел вроде картинку вставить, но забыл какую. Поэтому запилил название позаковыристей:


"Дворянское гнездо - христианский пафос в реалистическом романе".


Название романа можно толковать(на мой личный взгляд) немного двояко: это и усадьба «Лаврики», принадлежащая семье Лаврецких, и дом Марьи Дмитриевны Калитиной, в котором разворачивается действие. Хотя, судя по эпилогу, Тургенев имел ввиду всё-таки: «…дом Марьи Калитиной не поступил в чужие руки, не вышел из ей рода, гнездо не разорилось…». В целом, под «гнездом» тут разумеется скорее нечто большее – фамилия, семья.

Но это больше мои домыслы.

В доме Марьи Дмитриевны(в девичестве Пестова), которая является дальней родственницей, последовательно собираются герои романа, из которых я бы выделил в первую очередь Лизавету, Паншина, Лаврецкого, и, наконец, саму Марью Дмитриевну – на мой взгляд, она не играет существенной роли, она обычная тихо доживающая свой век вдова, сентиментальная и немного чопорная, но она связывает воедино всех персонажей, становясь кем-то вроде серого кардинала. Так что при разборе романа приходится поминать её через слово: достаточно того, что она пытается помирить Лаврецкого с его женой, активно участвуя в этой сцене.

Главный герой, как обычно, появляется не сразу – это Лаврецкий. Именно ему уделяется большая часть романа: подробно описана его жизнь, и даже описан его род начиная со Смутного времени(кстати, о Марье Дмитриевне сказано, что у Ивана Грозного в синодике было отмечено трое Пестовых – тоже намёк на давность происхождения её дворянства); сам роман формируется за счёт любовной линии Лаврецкого и Лизаветы, с одной стороны, и различных рассуждений о Лаврецком, рассуждений Лаврецкого и других(Михалевича, Паншина) о России и более частных вещах – так, с Михалевичем(студенческий друг) они обсуждают, по сути, «нового человека»: "-А ты себя вправь! На то ты человек, ты мужчина; энергии тебе не занимать, стать! \ Ты эгоист, вот что! – гремел он(Мих.) час спустя, - ты желал самонаслажденья, ты желал счастья в жизни, ты хотел жить только для себя… \ -Ибо – пожалуй, смейся, - ибо нет в тебе веры, нет теплоты сердечной; ум, всё один только копеечный ум… ты просто жалкий, отсталый вольтериянец – вот ты кто!" – всё это говорит Михалевский о Лаврецком, и заканчивает фразой «Помещик, дворянин – и не знает, что делать! Веры нет, а то бы знал; веры нет – и нет откровения».

Чтобы раскрыть образ Лаврецкого, надо дополнить, что воспитан он был в прозападной манере(вот куда нацелена фраза «а ты себя вправь» - Л. утверждает, что он «вывихнут воспитанием»), став исключительно европейским внешне, и долго путешествовал по Европе после женитьбы; его жена в сюжете также присутствует, но больше заочно, её зовут Варвара Павловна, и она выступает поначалу как бы олицетворением греха, а затем почти что дьяволом во плоти. Лаврецкий, несмотря на всю свою европеизированность, выступает как патриот, и, стакнувшись с Паншиным, своим антиподом, в словесной перепалке у Марьи Дмитриевны, говорит, что приехал «землю пахать»; и в эпилоге также указывается, что он «…выучился пахать землю и трудился не для одного себя; он, насколько мог, обеспечил и упрочил быт своих крестьян». Его жена, в противоположность, желает жить только для себя – она прекрасная актриса, исключительная светская дама, интриганка, наконец, порочная и корыстолюбивая женщина. После того, как она жила в Европе, устраивая лучшие приёмы, ей не составляет никакого труда обвести вокруг пальца Лаврецкого и Калитиных в своих целях.

Смутно получилось, но увы.

Я упомянул о том, что Варвара Павловна выступает как бы эмиссаром зла: антиподом ей выступает Лизавета Михайловна, дочь Марьи Дмитриевны; особое внимание следует уделить няньке Лизаветы, Агафье – смиренной, богомольной женщине: «Нагрубит ли ей кто – она только поклонится и поблагодарит за учение». «Калитин хотел было поручить Агафье домашнее хозяйство, но она отказалась «ради соблазна»; он прикрикнул на неё: она низко поклонилась и вышла вон». «Агафья, вся в чёрном, с тёмным платком на голове, с похудевшим, как воск прозрачным, но всё ещё прекрасным и выразительным лицом, сидит прямо и вяжет чулок; у ног её, на маленьком креслице, сидит Лиза и тоже трудится над какой-нибудь работой или, поднявши светлые глазки, слушает, что рассказывает ей Агафья; а Агафья рассказывает ей не сказки: мерным и ровным голосом рассказывает она житие пречистой девы, житие отшельников, угодников божиих, святых мучениц; говорит она Лизе, как жили святые в пустынях, как спасались, голод терпели и нужду, - и царей не боялись, Христа исповедовали». Лиза выросла богомольной, религиозной, она свободно молится и часто ходит в церковь, в отличие от своей матери, Марьи Дмитриевны, считающей, что это не слишком прилично, не по-дворянски. В религиозном чувстве ей(Лизе) противопоставлен Лаврецкий, который молился кажется, только в детстве, в церковь не ходит, а зайдя в церковь, чтобы увидется с Лизой(а не с Богом, кстати) также не произносит ни вслух, ни в уме ни одного слова молитвы «…попытался молиться, но сердце его отяжелело, ожесточилось, и мысли были далеко». По словам Михалевича, Лаврецкому не хватает веры; я когда выписывал цитаты, это только заметил. Вообще у романа получается сильный христианский подтекст – увы, атеисту понятный не вполне, или непонятный вообще. Одно только описание Агафьи, няньки Лизаветы, даёт понять, что нянька была, по сути, практически монахиней, а в конце жизни ушла в скит(уже после того, как её сменила гувернантка). Также и Лизавета, когда говорит с Лаврецким о смерти(мнимой) его жены, то говорит о прощении в христианском ключе:

«-[…]На что вам ваша свобода? Вам не об этом теперь надо думать, а о прощении…

-Я давно её простил, - перебил Лаврецкий и махнул рукой.

-Нет, не то, - возразила Лиза и покраснела. – Вы не так меня поняли. Вы должны позаботиться о том, чтобы вас простили…

-Кому меня прощать?

-Кому? Богу. Кто же вас может простить, кроме бога?»

В своей богомольности, чистоте Лиза отчасти противостоит Варваре Павловне, женщине падшей; также следует отметить, что Лаврецкий простодушен по части женщин: он не презирает женщин(если и презирает, то совсем немного, скорее он просто не интересуется), и не разбирается в них – жена его – его же первая любовь, которую он увидел и влюбился. Этой женщине Лизавета противопоставляется в таких его словах: «[…]-в течение этих двух недель я узнал, что значит чистая женская душа, и моё прошедшее еще более от меня отодвинулось».

Наконец, следует заметить, что роман написан под влиянием натуральной школы: детальное описание жизни Лаврецкого, пространные описания различных мелочей, особенно в Васильевском, куда приезжает Л.: «Тонконогие белые диванчики в гостиной, обитые глянцевитым серым штофом, протёртые и продавленные, живо напоминали екатерининские времена; в гостиной же стояло любимое кресло хозяйки, с высокой и прямой спинкой, к которой она и в старости не прислонялась. На главной стене висел старинный портрет Федорова прадеда, Андрея Лаврецкого; тёмное, желчное лицо едва отделялось от почерневшего и покоробленного фона; небольшие злые глаза угрюмо смотрели из-под нависших, словно опухших щёк; черные волосы без пудры щёткой вздымались над тяжёлым, изрытым лбом. На угле портрета висел венок из запылённых иммортелей. «Сами Глафира Петровна изволили плести», - доложил Антон».

В целом, читается немного скучновато; однако интересен христианский контекст(я очень вовремя прочитал «Несвятые святые» арх.Тихона(Шевкунова) и этот текст повлиял на моё восприятие Лизы и её няни, ну и некоторые элементы о духовной жизни Лаврецкого тоже мимо не прошли), гражданский пафос временами присутствует(например, Лаврецкий и Паншин спорят у Марьи Дмитриевны о России, но это уже более политика, и «народный дух», как-то, на мой взгляд, неинтересно. «Тюрьма народов», всё такое, увольте от пересказа).

2
Автор поста оценил этот комментарий
Ну да, больше похоже на пересказ... Проходили в школе...
раскрыть ветку
1
Автор поста оценил этот комментарий
Ох, мозги уже устали, нет сил читать... а хочется! Пишу, чтобы завтра отыскать быстренько.
раскрыть ветку