Дважды войти в одну реку Квай
Экранизация и книга - штуки разные, и порой, сравнивая их, можно сильно удивиться.
Пересматривал я недавно "Мост через реку Квай". Фильм сняли аж в 57-м и подняли на этом дельце целых семь Оскаров.
Я вообще люблю американские фильмы, снятые до изобретения компьютерной графики.
Нравятся мне советские, не сильно задавленные цензурой.
Нравятся российские, где цензура хоть как-то сохранилась.
Итальянское кино люблю чёрно-белое, а если цветное - то чтоб был Челентано.
Французское люблю такое, где Париж похож на Париж, а не на Гарлем.
Японское нравится, если снял Куросава, а сыграл Мифунэ.
Индийские фильмы бывает смотрю, но не потому что они такие высокохудожественные, а потому, что они напоминаю мне о моём детстве, очередях в кинотеатр и билетах по 35 копеек.
Словом, обычные предпочтения пожилого человека, ещё не впавшего в маразм, но уже начинающего брюзжать по поводу "этих ваших новомодных штучек".
Так вот. В фильме из-за чего весь сыр-бор?
Английские военнопленные строят мост через реку где-то в джунглях Бирмы, или Таиланда, или как ещё те края называются? Есть японец - комендант лагеря, недорезанный самурай и любитель закладывать за воротник. И есть британский полковник - приверженец устава, дисциплины и всей вот этой вот киплинговской мути про бремя белого человека и империи, над которой никогда не заходит солнце.
И есть британские же диверсанты, которым хочется этот мост взорвать к чертям свинячим, да не просто так, а когда по нему пойдёт головной эшелон.
Да! Есть в фильме американский матрос, который выдаёт себя за коммандера. А по-нашему - за капитана 2-го ранга.
Джеймс Бонд, между прочим, тоже был коммандером.
И в конце фильма почти все погибают, а мост - ба-бах! - взрывается и паровоз падает в реку.
Хеппи-энд!
И тут разобрало меня любопытство. А я, бывает, даю ему волю, если чувствую, что это не опасно для моей шкуры.
Я нажал на клавиатуру, скачал первоисточник, и прочитал, в промежутках между работой и всякими другими делами.
Книгу написал Пьер Буль. Он француз, воевал в тех краях и сам находился в японском плену. То есть, мужик материалом владеет. И ещё он написал одну книжку, тоже имеющую известную экранизацию, но которую я читать не собираюсь, - "Планета обезьян".
И пока я читал книгу, то всё больше убеждался, что фильм снят довольно точно по тексту. За исключением мелких нюансов и того, что никакого "американского коммандера" в книге и близко не было.
Ну, это понятно - писал француз, а снимали американцы, а без их соотечественника, спасающего мир, и кино не кино.
И я тихо-мирно скользил по строчкам, не предвещавшим ничего неожиданного и двигался к развязке, уже зная, чем всё это действо обернётся.
И что?!
В финале выяснилось, что мост так никто и не взорвал.
Нет, эшелон подорвался на другой мине, а сам мост, из-за которого вся эта канитель заводилась, остался целёхоньким.
А в остальном всё закончилось как и в фильме. Британский диверсант открывает огонь из миномёта, раздавая всем сёстрам по серьгам, и убивая и японских солдат, и английского полковника, и своих коллег-диверсантов.
Потому что от британского коммандос требуется не попасть во вражеский плен, а сдохнуть, получив в брюхо осколок старой, доброй английской мины.
Такая вот неожиданность открылась мне на, казалось бы, хорошо известном материале.
То-то в фильме эпизод с подрывом смотрится слабым и притянутым за уши.
А так, на мой непритязательный взгляд, и фильм стоит смотреть, и книга стоит того, чтобы её прочесть.
"В ту же секунду я скомандовал: «Огонь!» Таи отлично справились. Мы хорошо подготовили их. Вышел отменный фейерверк. С наблюдательного пункта мне было видно это зрелище! Серия мин одна за другой! Я сам схватил миномет. Я ведь прекрасный наводчик.
- Успешно? - прервал его полковник Грин.
- Успешно, сэр. Первые снаряды удачно разорвались в самом центре группы. Обоих разорвало в куски. Я специально проверил это в бинокль. Поверьте, сэр, я хотел довести работу до конца… Следовало сказать — разорвало троих. Полковника тоже. Никто не уцелел. Три удачных попадания. Затем? После этого я выпустил весь запас, сэр. А он был не маленький… "
Пьер Буль Мост через реку Квай
Мне всегда интересно было, куда же они такие бюджеты девают по сто миллионов долларов?
Воруют похоже.
Клинт Иствуд снимал фильмы за пару месяцев и всегда получалось шикарно.