Долгожданный пример разбора литературного произведения.

Здравствуйте.


Этот пост дополняет предыдущий, где мы говорили о разборе произведения.


Радует ваш отклик. Почти всё на картинке - письма с рассказами на разбор.

Долгожданный пример разбора литературного произведения. Писательство, Разбор, Делаписательские, Длиннопост, Литература

Двое решили прислать письма дважды, трижды требовались гарантии анонимности, трое  прислали романы. Есть две жестокие голактики, одна про космос, другая про верховного мага, одна поэма (я в стихах разбираюсь как балерина в рудном деле), один рассказ с ISBN и, не поверите, фанфик.

Ещё есть один прекрасный рассказ, который я не стану тут публиковать, так как это закроет ему путь в печать, а ему туда самая дорога.

Несколько текстов я рассмотрел в частном порядке.


Я обещал выложить разбор одного рассказа, но в комментариях просили фидбек, так что несколько заметок, если позволите.

Скачать полный текст можно из заглавия произведения.


Автор:@TolerantCitizen


Право выбора


Где-то неподалеку три раза посигналил автомобиль. Вам нравится вступительная фраза? Вы начинаете с визуального ряда (видео/аудио – не важно), а это значит, что читатель себе в голове только что трижды пробибикал. Вы не указали ни тональности, ни протяжённости звуков, ни послезвучия. Эхо было какое-нибудь? Если бы за этим предложением вы продолжили динамику, было бы простительно. Но вы даёте кучу статики, описывая сцену. Становится скучно читать. Вот если герой (далее – ГГ) стал бы прислушиваться (а в это время вы нам его глазами показываете сцену, попутно знакомя с историей) скучно бы не было. Странно, откуда он здесь. Это вопрос? В этом, с позволения сказать, коттеджном поселке всего два дома. А зачем ГГ называет его коттеджным посёлком, если там всего два дома? Это место носит такой статус? Зачем вообще это уточнение? Какой цели служит это предложение? Вы вычитывали текст перед отправкой? В свой он въехал только вчера вечером; кто жил в соседнем, Максим не знал. Когда были живы его родители, этот тот? дом пустовал. После их смерти не нужное усиление. Если «пока были живы», то достаточно будет «потом» или вообще сразу «а пока он вступал». Перегружаете текст словами, которые ничего не сообщают. Это можно было бы принять за стиль, но далее по тексту это явление сходит на нет, так что я записываю это в ошибки. , пока он вступал в наследство, Максим приезжал сюда от силы пару раз «от силы» - мусор. Заскочив на пару минут и убедившись, что все цело и на месте, он возвращался в город. Заскочить можно по дороге куда-то. Если он специально ехал сюда для того, чтобы осмотреть дом ищите другой глагол. Вряд ли за это время у дома какого дома? Тут не лишним будет уточнить, а то у вас кроме «дом» других маркеров нет. Не то, чтобы это была ошибка, но описание корявое и нуждается в костыле. появились новые хозяева. Большой, трехэтажный (рядом с ним собственный дом выглядел какой-то хозяйственной пристройкой постройкой, они ведь не сообщаются), он уже давно весь порос каким-то вьющимся сорняком, на окнах - ни цветов, ни занавесок цветы и занавески – обязательный признак населённости здания?, через открытый забор, который разделял два участка, виднелся одичавший газон Открытый забор это, грубо говоря, крупноячеистая решётка. Через неё не виднеется, а вполне себе прекрасно просматривается что-угодно. Никакой машины там не было На газоне?.

Решив, что ему послышалось Вот что он делал всё то время, пока мы это всё читали? Его нет на сцене в голове читателя (далее всегда Ч). Вы могли бы незаметно изложить все эти данные предварительно поставив ГГ вертеть башкой и всё это оглядывать. Попробуйте. , Максим спустился по ступенькам своего дома и повернул налево, к небольшой заасфальтированной площадке, где стояла его старенькая иномарка Вот только здесь Ч понимает, где всё это время находился ГГ. . Надо будет поставить здесь гараж или хотя бы какой-нибудь навес от дождя, а пока он будет называть эту площадку автостоянкой. Предложение мусорное полностью. Максим сел в автомобиль и завел двигатель. Пристегнул ремень, проверил зеркала, включил радио, нажал на педаль тормоза… Если он сел для того, чтобы уехать, упоминать ОБЫЧНЫЕ для этого действия не нужно. Вот если бы он завёл, а потом долго сидел бы в машине, о чём-то думая, тогда – да, есть смысл детализировать, так как это влияло бы на последующую «сцену сидения».

Он посмотрел в окошко своего дома ошибки нет, но диссонанс налицо: «посмотреть в окошко» почти наверняка будет воспринято как «находясь в доме глядеть сквозь окно наружу»., откуда ему на прощание махала жена, держа на руках годовалую дочурку. Своего дома. Может троеточие или воскл. Знак ? Как же классно это звучит! Больше им с Аней не придется ютиться по съемным квартирам. Ну и что, что дом уже староват? Они сами все сделают. «Всё» - это резюмирование чего-то изложенного ранее или в этом же предложении, а не в будущем. Покосившееся крылечко можно поправить, облезлые стены - подкрасить, окна поменять, крышу починить. Для крыльца и стен указаны недочёты. Для окон и крыши – нет. Они молодые, хватит и сил, и времени. А пока можно заняться отделкой внутри. Сначала гостиная и спальня, затем детская Донельзя странная очерёдность. Они всегда мечтали о детской комнате для Фионы Когда «всегда», если ребёнку год? Зачем нам имя девочки? С женой понятно, он к ней может обратиться. Естественнее было бы тогда и узнать её имя, но это не важно. . И о собаке. И второго ребенка не прочь были завести. Теперь все это у них будет.

Дорога до работы заняла пол часа слитно. Для какого-нибудь мегаполиса это ничтожное время, но их городишко Уничижительное именование здесь нужно, или, всё-таки, «городок» ? за тридцать минут можно пешком обойти. Ничего, зато будет время настроиться на рабочий лад, собраться с мыслями. Может быть, по пути даже попадется что-нибудь интересное. Ему как журналисту это было бы с руки, хотя надежды не много - в этом захолустье Если ГГ так презирает место, в котором живёт, отчего так радуется дому? Почему не продаст его и не уедет в «мегаполис»? Какой-то он у вас… странненький. никогда ничего не происходит. Вот и сейчас, главное событие, которое он должен был осветить в статье, - участие местной детской футбольной команды в региональных соревнованиях. Они вылетели сразу, проиграв первый же матч. Вот, любите повторять одно и то же разными словами.

Максим весь день и так и эдак пытался наскрести нужные пятьсот слов, но материала попросту не было. Хоть бы кто ногу сломал… Боже упаси, конечно, просто писать было совсем уж не о чем. Решив завтра с утра позвонить тренеру и договориться об интервью, Максим собрался ехать домой. Тут сцена вообще отсутствует в принципе, как класс. Где он сидит, придумывая это? Если весь день, то не в машине уже? Вот Ч как это должен визуализировать? Вы – режиссёр. Снимаете кино, только оно проецируется сразу в мозг зрителя. Каждый может представлять себе трамвай по-разному, по-разному воображать красоту. Но сам объект нужно обозначить. В вашем случае слова «Максим весь день и так и эдак пытался…» будет произносить за кадром диктор, а в кадре – чёрный квадрат, так?

По пути заскочил в цветочный киоск. Аня любит розы, так пусть жизнь в новом доме начинается с приятного Дом, земля, планы обустройства, наведения красоты… нет, он покупает мёртвые цветы. Да кто угодно купил бы саженец розы(шучу, шучу. Может герой делать что хочет). Дочке купил один тюльпан. Она, конечно, жеста не оценит, но он любил делать приятное своим девушкам главное, чтобы они это оценили, угу. . Пусть привыкает.

Припарковавшись на своей автостоянке, Максим взял цветы с заднего сидения сиденья и пошел к дому.


Дальше повторяются одни и те же ошибки. В двух словах о сюжете.

Зачем были нужны автомобильные гудки – нельзя додуматься. Если ГГ до невроза довести – почему убийца не довёл? И как, скажите, взрослый, здоровый человек может спутать «динамик», спрятанный в метре от него с автомобильным клаксоном? Поэтому вы так старательно не описывали звук? Если он настолько тихий, что сквозь старые, рассохшиеся, как вы нам это дали понять, окна не долетает до ушей его жены, стоящей непосредственно у этого окна, как можно было принять его за сигнал автомобиля?


Зачем маньяк себя так явно обозначил? Зачем дал ГГ свои подлинные координаты? Зачем похоронил свою жизнь, ради этой забавы? Вы изучали маньяков вообще? Я – да. Долго и внимательно. Маньяк у вас ненастоящий.


Концовку вы скомкали. В конце все практические вопросы сюжета, обычно, закрываются. Вы же породили новые. Зачем отдельные комнаты? Зачем телевизоры? Почему не соорудить эти старинные, обсосанные в куче триллеров и вестернов стулья казни прямо в холле? Триллер нагнать хотели? Так когда глаза в глаза – сильнее бы вышло. А на дверях, из которых должен был выбирать ГГ, таблички с именами наклеены, или как? Ведь акцент сделан на то, что нужно именно выбрать, а не угадать.

Почему маньяк не потрудился лишить ГГ связи? Он ведь так готовился, динамик, понимаешь, припаял. Купить на толкучке глухаря не додумался?

Почему ГГ такая тряпка\плакса в финале? Ранее не было никаких предпосылок к тому, что он тюфяк.

Диалоги слабенькие.


Ещё. Автор не представился.

Дачный сезон.


Наполовину полная, почти невесомая спортивная сумка. Если «невесомость» сумки объясняется её наполненностью, уместнее будет сказать «наполовину пустая». А лучше «полупустая», куда я сложил свое какое-никакое барахлишко, стучала всем своим небольшим весом по спине в такт ходьбе Стучала весом? . Как я ни пытался отрегулировать ремень, она все равно била своим жестким ребром по спине и ляжкам Странная сумка , действуя на нервы. Это дико раздражало Только что уже сказали, что это на нервы действует , и я знал, что нервничать мне категорически запрещено нервы, нервничать. Подбирать слова не пробовали? , но не в руках же ее нести, в самом деле действительно, какая глупость – нести в руках почти невесомую сумку. Я периодически останавливался, подтягивал ремень на сумке, глубоко вдыхал ночной воздух и продолжал движение. Хоть и было довольно тепло для апрельской ночи, руки я все равно держал в кармане дубленки и считал это за райское наслаждение, ведь раньше я их почти всегда держал на виду по принуждению «по принуждению» здесь лишнее. Дальше становится понятно почему. А ещё вы теряете возможность подвесить в сознании Ч вопрос – почему это он держал руки всегда на виду? Поскольку на этот вопрос есть ответ в тексте, он полезен для удержания внимания. Дубленка, равно как и сумка, были не мои, а Хомы, который по-братски мне их предоставил. "Продолжал движение", "Равно как и", "предоставил" - У вас канцелярит.

Помог он мне не только в этом В чём? «не только этим». Говорили, он многим предлагал помощь, кому на воле сразу после зоны деваться было некуда. Так и мне. Дал адресок одного авторитетного человека, у которого можно было перекантоваться денек-другой, кинул в сумку немного порубать в дорогу и отправил с Богом, пожелав больше не возвращаться. Увидеться с ним я точно не смог бы, потому что он был уже не жилец. В смысле чалиться ему оставалось еще долго, но возраст, который выдавали множественные глубокие морщины и рассказы из короткой, но вольной жизни зачем здесь «но» ?, не дал Возраст не дал бы досидеть? Вам нравится эта формулировка? бы ему досидеть и без того немалый срок. Без чего немалый?

Я-то, особо не рассчитывая вновь возвращаться в эти места, только слушал эти рассказы и воспринимал их как интересные истории, но не как инструкции. Как ни как, я еще пожить хотел. Совсем молодой - тридцать три года, из них восемь в неволе. Мне еще жить и жить, так сказать.

Хома был из блатных. Не знаю за какие-такие заслуги, я пришел - он уже главенствовал общаком, но почему-то, тоже непонятно, я сразу ему приглянулся. Не то чтобы сразу, но не прошло и недели, как поселился, а я уже стал сынком. Попробуйте эту плебейскую речь переместить в диалоги. Или вы пишете для сидельцев? В речи персонажей она бы давала колорит, а здесь вызывает желание вымыть руки. Если вы ориентировались на «Один день», то там стилизация так глубока, что стала главным перлом произведения. Это не тот случай. Именно благодаря ему у меня не было каких-либо серьезных проблем, хотя моментов было поначалу целый вагон. Но несмотря на несправедливо, на «Но… Не… На… Не…На…» - как это читать? мой взгляд, приобретенное положение, я не беспредельничал и не шерстил, все-таки я понимал - любой косяк и я сразу же мог примкнуть к масти попроще. Да и те, кто думал точно так же, со временем привыкли и стали со мной считаться. Иначе говоря - признали меня чистым.


Дальше, думаю, всё то же самое. Приведённых примеров ошибок хватит вам надолго. Либо стилизуйте текст совсем глубоко, либо излагайте нормальным языком, вставляя феню только в реплики отребья.

Канцелярит и бедность языка лечатся подбором синонимов. Если словарный запас так беден, придётся повозиться со словарями. Вы попытались перебить статику динамикой, это верно, но маловато.


Не важно, сидели вы или нет. Ч имеет представление о зоне и зеках из трудов Солженицына, Шаламова, Губермана… многие у нас писали об этой важной части жизни страны. Но Ч сопереживает ГГ если может его как-то оправдать. А как оправдать ублюдка, который промышлял изготовлением не просто дури, а крокодила? Это не просто. А вы ещё и сами себе подложили свинью. Когда ГГ, уже находясь на воле, употребляет блатную феню, каждому становится понятно, что эту «культуру» он принял как свою. Такой уже сочувствие может вызвать только у очень, очень одинокой женщины средних лет.


Жестокая голактика про космос. Полный текст не буду выкладывать. Во-первых там читать нечего, а во-вторых автор переживает, что у него своруют.


ТЕТРА. НЕЙРОН.

Пролог


Центр занятости MWK296E-327 Как мне это читать? Вслух? По слогам и циферкам? Или предполагалось, что читатель (Ч) это вообще читать не станет? Тогда зачем было это писать? Или вообще ничего не предполагалось?

Меня ослепил яркий белый свет. В этом кабинете чересчур мощное освещение. Аккуратно приоткрыв глаза, я присмотрелся. Присмотрелся к чему? Может быть, осмотрелся? Герой (ГГ) не зажмурился, инстинктивно? То, что в «кабинете чересчур мощное освещение» разве не понятно из того, что свет ослепляет? Или эта конструкция была введена только для того, чтобы дать Ч понять, что сцена в кабинете? ГГ туда телепортировался? Отчего бы ему не дверь, для начала, не открыть? Фраза «Аккуратно приоткрыв глаза» вызывает в сознании образ человека, который только что там очнулся и, следовательно, находился с закрытыми глазами, и теперь их пытается аккуратно приоткрыть. Хотя «приоткрыть» уже само по себе означает «открыть слегка, осторожно».

Мебель выполнена в довольно строгом и весьма старомодном стиле. Это он разглядел сквозь такой «мощный» свет? Стиль мебели даже определил, какой знаток. А что означает «весьма старомодном»? Есть «умеренно старомодный, весьма старомодный» и, наверное, «не вполне старомодный»? У левой стены расположены плексигласовые стеллажи с каким-то набором диковинок, словно из музея, а правая стена абсолютно пустая. ГГ мог бы служить в разведке. За мгновение всё досконально разглядел, включая химический состав материала, из которого сделан стеллаж. Кстати, какого лешего в далёком будущем (это ведь оно?) используется допотопный плексиглас? У задней стены комнаты находился стол, а за ним… А за ним что-то обескураживающее. Иначе на кой тут троеточие?

-Так и будешь стоять на проходе?

За столом сидела женщина неопределенного возраста. То есть ГГ, ослеплённый светом, вошёл в кабинет и, вместо того, чтобы сразу обратить внимание на сидящую за столом жертву пластической и реинкарнационной хирургии принялся шарить взглядом по стенам, так? Где-то между 12 и 80 годами. Я предлагаю расширить диапазон с 4 до 115. Причём в ней было и от того, и от другого. И можно без хлеба. И сейчас это миленькое двенадцатилетнее личико, сверлило меня тяжелым взглядом человека, прошедшего через пару сотен перерождений на фронтах Андромеды.

Да понятно, дальше можно не читать. Если бы «автор» «Жестокой голактики» играл не в КР а в EvE-Online, он выдавал бы такие шедевры.

В этом тексте замечаний втрое больше произведения. Его нет смысла править. Автору – учиться. Долго, прилежно, очень усердно. Голову даю на пику – ни одной книги о писательском ремесле автор не читал.


Дальше. Авторы  "Ключей", "Дневника самоубийцы" и "Шатуна", мне было скучно. На разбор не взял не потому, что хорошо или плохо. Как-то никак. Никаких эмоций.


Авторы  "Лекарства от зомби", "Вверх или вниз?" и "Башни" - спасибо, что прислали рассказ. Я попросил и вы прислали. Благодарю.


Автор, который писал о чае, вы великолепны. Я разберу вашу работу отдельно и пришлю вам на почту. Не надо светить такой текст в паблике, потом издатель не возьмёт.


Автор "Уникума", придумать сюжет это полдела. Его ещё нужно расписать.


Автор "Выбирай с умом", не вздумайте прислать такой синопсис в издательство. Файл с текстом даже открывать не будут. Рассказ неплох, идея оригинальна, финал ровный. Немного скучновато, либо подсократить, либо раскрасить. Лучше первое.


Автор "Хитрого мага", вы выбрали самый сложный жанр во всей литературе. Вы просите пост о миниатюрах и он будет. Не думаю, что скоро, правда. А минька у вас занятная, в духе Шекли. Постарайтесь подобрать слова ёмче, тут нужна филигранность.


Автор "Матёрого", тоже сложный жанр. За психологией животного обратитесь к Кервуду. Есть средней грубости ляп. В целом атмосферу вы выдержали, но не дожали. Этот рассказ можно сделать лучше.


Автор "Пивного фентези", такое ощущение, что вам сюжет подарили, а вы его расписать не смогли. Вы не бездарь, и учиться вам смысл есть. Возможно, собственный сюжет вам дастся лучше.


Автор "Ренегаллов", осторожно, голактика не за горами.


Авторам "Дебройд" - нстоятельно советую всерьёз учиться. Может выйти толк.


Авторы "Бенефиса", "Салаги", вам прямая дорога в журналы, вполне напечатают.


Автор "Правил игры", это черновик? Используете известную систему написания? Ибо этот текст это чистокровное СУ-3. Если я не угадал, то вот вам мнение: это каркас, его расписывать и расписывать. До разбора здесь ещё работать и работать.


Автор "Филипп", вам разбор либо не требуется, либо его уже проводили. Текст готов к изданию. Другое дело, что он донельзя на любителя.


Автор "Приворота", прекрасная, отлично хорошо стилизованная сказка. Ошибки незначительны.

Предсказуемый финал первой главы. Однако, пришлите продолжение. Интересно дочитать. И слог приятный. Вам разбор не требуется. Вам немного динамику и визуальный ряд подкормить - слабоваты. Бажова напоминает. Хорошо, браво.


Автор "Солнечного паруса", вы талантливы, но кажется, что чувства у вас идут впереди слов. Ещё вы выходите из фигуры рассказчика периодически. Технических ошибок мало, но над текстом надо работать. Благо, смысл в этом есть.


Автор "Киски-мурлыски", это сильное произведение. К сожалению, написано оно очень плохо. Если вы возьмёте себя в руки и потратите несколько лет на обучение, у вас будут получаться очень пронзительные вещи. Подумайте.


Жестокая голактика про мага.

НАСЛЕДИЕ (громадными буквами)

94 год. Верховный маг Лифонаса верховный – это когда в самом верху. Не бывает главврача терапевтического отделения, первого округа, ныне зовущимся Нансос, Ингемар Саундстерм Специально подбирали такие имена и названия? собирал все необходимое для его похода под город Ого, под город? Не то канализация, не то Варкрафт . Его ученику он тоже велел а кому ещё велел? побыстрее собраться, так как ночь не будет длится Ь. Расстрелять! вечно, а значит не вечно и время отдыха от постоянных просьб со стороны герцога и придворных людей. Как это типично. Верховные маги, герцоги, вечность... А чего стоят «придворные люди»! Небольшое количество склянок с эликсирами и зельями, которые хоть и не особенно нужны, но могут пригодиться, а также сумка с мелкими, но не бесполезными артефактами – все что нужно было. А-а! «Хоть и не особенно нужны, но могут пригодиться … … мелкими но не бесполезными … … всё, что нужно было» Ингемар вышел из своей башни башне непременно нужно дать имя. Предлагаю «Берингер Ингельхайм» в коридор замка вчитайтесь, граждане, как это прекрасно: «коридор замка» и направился к комнате своего ученика. К счастью через десять секунд перед ним уже стоял худощавый юноша шестнадцати лет со встрепанными золотистыми волосами. Какое счастье, в самом деле. И как красив. А этот штамп «Худощавый юноша шестнадцати лет со встрёпанными»…

- Я готов, учитель, - сообщил тот закрывая за собой дверь на ключ. И на цепочку.

- Рад слышать, раньше мне приходилось ждать тебя и вторе больше времени. Надеюсь те времена не вернуться. Ь. Скормить труп псам!

- А я по ним скучаю, - сказал он Кто? пытаясь все-таки запереть дверь, -Помню… как вы обещали научить закрывать двери магией, но до сих пор я знаю заклинание на испепеление человека, а о простом бытовом заклинании нет. Но до сих пор я знаю правило на склонение, а о согласовании предложения нет.

- Всему свое время.

- Вы так говорите каждый раз, Сартер его покори! Сортир меня поглоти, на этом остановимся.


Я не буду издеваться над такими текстами потому, что я сам попросил их прислать. Полностью "голактики" тоже не выкладываю.

Я подтруниваю над откровенными нелепостями затем, чтобы эта пощёчина обозлила наших юных графоманов и заставила учиться.


А главный приз получает мурлычущая святочная история.


Чудо можно увидеть вокруг.


Завтра будет пост о литературных неграх, компиляциях и брендах в литературе. Там же отвечу вопрошающим, а то многовато вопросов накопилось, за время моего бана)


Спасибо за внимание.

Лига Писателей

3.6K постов6.4K подписчик

Добавить пост

Правила сообщества

Внимание! Прочитайте внимательно, пожалуйста:


Публикуя свои художественные тексты в Лиге писателей, вы соглашаетесь, что эти тексты могут быть подвергнуты объективной критике и разбору. Если разбор нужен в более короткое время, можно привлечь внимание к посту тегом "Хочу критики".


Для публикации рассказов и историй с целью ознакомления читателей есть такие сообщества как "Авторские истории" и "Истории из жизни". Для публикации стихотворений есть "Сообщество поэтов".


Для сообщества действуют общие правила ресурса.


Перед публикацией своего поста, пожалуйста, прочтите описание сообщества.

10
Автор поста оценил этот комментарий

Я бы не смог работать на такой работе. Я бы  запил, а потом бы ушел в вечный больничный...

15
Автор поста оценил этот комментарий

Я очень ждала ваш пост, чтобы узнать мнение профессионала о моем творчестве, спасибо, что прочли мой рассказ. Буду невероятна признательна, если скажете еще пару слов про мой "Бенефис".

"Авторы "Бенефиса", "Салаги", вам прямая дорога в журналы, вполне напечатают"

Про какие журналы вы говорите? Имеется в виду, что можно попробовать послать куда-то текст или есть конкретные журналы, что могли бы заинтересоваться сборником рассказов для детей?

Я понимаю, рассказами вас завалили, но буду благодарна за любую критику и замечания по тексту.

раскрыть ветку
5
Автор поста оценил этот комментарий
@SergeyShramoff, а что такое СУ-3?
раскрыть ветку
6
Автор поста оценил этот комментарий

Спасибо, очень познавательно! Жаль, я пропустила прошлый пост с приглашением присылать работы. Пойду, что ли, обнулюсь и попробую разобрать что-то из своего старого.

8
Автор поста оценил этот комментарий

>за время моего бана

А за что Вас так?

раскрыть ветку