Дневник пилота: мои записки по ходу обучения на пилота планера в США

Дневник пилота: мои записки по ходу обучения на пилота планера в США США, Америка, Пилот, Высший Пилотаж, Самолет, Планер, Длиннопост

Всем привет, во время обучения на пилота планера в США я вел записи в своем Telegram канале, сейчас просто хочу их опубликовать тут. Выкладываю как есть.


Это - дневник моего обучения полетам на Glider-ах в США. На момент написания этих строк я не являюсь экспертом в данной области, но я готов предложить всем, кому интересна эта тема, пройти вместе со мной путь от первого взлета, читая мой неформальный дневник полетов. Почти уверен, что в сети просто нет свежей, полной и исчерпывающей информации про обучение soaring, то есть парящему полету в США на самых современных глайдерах на русском языке, так что у меня все шансы закрыть эту информационную пустоту.


Прежде всего - что такое Glider (планер) ? Это как самолет, только без мотора. На фото выше - один из популярных современных представителей этой касты летательных аппаратов - двухместный ASK-21.


В чем фишка? Он настолько крут, что ему не нужен двигатель для полета. Серьезно :) он обладает настолько крутыми аэродинамическими характеристиками что при подходящей погоде его достаточно поднять вверх на определенную высоту и после этого можно просто ловить восходящие термические потоки и летать пока не надоест или пока не зайдет солнце и восходящие потоки воздуха не закончатся. А если найти естественные восходящие потоки вроде дующего вверх ветра возле какого-то склона то в теории летать можно вообще вечно. Круто? Да, мне тоже нравится.


Дождались пока тучи поднимутся на высоту около 3000 футов и сделали пару полетов. Самолет буксировал до дырки в облаках и дальше в этой дырке нарезал круги, избегая попадания в облако. Облако опасно в основном дезориентацией.


Над облаками проблема в том, что ты не видишь аэропорт и не можешь точно контролировать свое удаление от него и то, что высоты достаточно для возврата.


Между облаками сложнее на этапе буксировки так как ты не видишь точное положение себя относительно самолета. Обычно при буксировке надо держать так, чтоб был небольшой визуальный зазор между ним и горизонтом.


Управление штурвалом - тремя пальцами


Штурвал это такая палка с ручкой, чтоб ее было удобно обхватить всей рукой. Но делать этого не нужно - ее нужно держать как карандаш, тремя пальцами. Это позволяет намного лучше чувствовать обратную связь и делать более точные движения. Рулится очень легко.


Когда начинаешь летать то хватаешься постоянно всей рукой, но потихоньку отвыкаешь от этого и тогда все становится проще и плавнее.


Медицинские требования


Все мы слышали про космические требования к здоровью пилотов. Ничего этого нет. Ты должен просто безопасно управлять летательным аппаратом (ЛА) и мочь сдать все нормативы. Сколько у тебя при этом рук, ног и диоптрий - сугубо твое дело. На моем аэродроме есть один инвалид-колясочник и ничего, летает. На глайдере, в котором есть дубляж управления педалей на ручное.


Фишки взлета. Когда самолет начинает тебя буксировать - сразу поставить штурвал несколько назад во взлетное положение и держать там до отрыва от земли, а дальше только отдавать чуть от себя постепенно если будет задираться нос. Таким образом ЛА взлетает сам практически, ты только придерживаешь. Это плавнее, чем ехать с ручкой в нейтрали, а потом брать на себя когда хочешь взлететь.


Фишки приземления. По мере приближения и выравнивания тянем штурвал на себя все дальше и после касания продолжаем держать чтоб ехать на заднем и центральном колесе - то есть двух точках. В какой-то момент скорость упадет и прижимного усилия хвоста с рулем высоты перестанет хватать чтоб прижимать хвост к земле и тут мы наоборот отдаем штурвал полностью от себя чтоб ехать на переднем и центральном колесах. То есть снова на двух.


Ехать на двух колесах лучше, чем на одном, так как это позволяет точнее держать направление и очень помогает в борьбе с боковым ветром на приземлении.


Напомню, что хвостовое оперение не создает подъемную силу - оно аэродинамически является антикрылом и тянет хвост вниз.


Сегодня на приземлении выкатился из полосы на траву :)


Звучит эпично, но вообще для глайдера это нормально, они приземляются хоть в поле. Почему выкатил? На приземлении был сильный боковой ветер, он дует на хвост и разворачивает тебя по направлению к ветру, вращая вокруг колеса. Причем тут не как с машиной - если уже развернуло то все, развернуло, вырулить обратно реально сложно тк руление аэродинамикой на малой скорости не эффективно. Надо на приземе максимально держать 2 точки контакта чтоб не развернуло. Ну и педальку давать в сторону от ветра.


Полет боком


Есть такой способ очень оперативно сбросить высоту - полет буквально боком. Выжимаем педаль до упора, элеронами только слегка придерживаем направление. В итоге полет происходит боком эдак под 45 градусов, то есть крылом вперед. При этом очень быстро теряется высота. Может пригодиться чтоб не перелететь полосу или ускорить приземление.


Самое сложное - приземляться


Ранее я писал о том, что можно растянуть время в полете за счет подъема на большую высоту. В итоге ты много летаешь, долго буксируешься вверх самолетом, но приземляешься всего один раз. В общем построение приземления и само приземление это сейчас для меня самый неотработанный навык и потому именно на него упор. Подьем на минимальную высоту, пару кругов в небе и сразу на построение приземления. И так 5 раз за сегодня)


Оказывается, резкие развороты с сильным наклоном крыльев - безопаснее, чем плавные практически "плоские" развороты. Дело в том, что при плоском развороте, когда самолет горизонтален, скорости крыльев сильно различаются - внутреннее крыло проходит меньший путь и его воздушная скорость ниже и вполне реально получить свал на внутреннем крыле.


То есть буквально, внутреннее крыло летит медленнее и потому оно может сорваться с потока воздуха.


При виражах с сильным наклоном такого эффекта почти нет, разница в скорости крыльев намного меньше и свалить глайдер очень маловероятно.


Полет на глайдере в дождь


То же самое что ехать на машине в дождь. Но у глайдера нет дворников. В итоге просто ничерта не видно :) стекло засыпает тысячами капелек, посадочную полосу видно плохо, другие самолеты видно плохо - в общем летать становится явно сложнее. А сам факт падающей с неба воды особо не мешает, самолет не растает.


Почему нельзя летать в облаке без приборов? Из-за потери пространственной ориентации. Нет никакой возможности отличить верх от низа, ты можешь лететь вниз головой в вираже и думать, что это горизонтальный прямой полет. И в момент вылета облака можешь оказаться слишком далеко от аэродрома или слишком близко к какой-то башне или другому самолету иди просто превысить допустимые режимы полета. А если вдруг уже попал в облако то можно резко сбросить высоту с помощью воздушных тормозов и полета боком - выжать педаль до упора и штурвал в противоположную сторону.


Я фото/видео в этом канале не выкладываю, но их всегда можно найти в моем Instagram https://www.instagram.com/smellslikelife/ , велкам)


Сегодня инструктор говорит - вот тут на карте президентская резиденция, если туда залететь то вполне реально встретить отправленные на перехват истребители или вертушки. Решил не проверять :)

Авиация и Техника

9.3K постов17.5K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Правила Пикабу

1
Автор поста оценил этот комментарий

Супер, конечно... Я отучился в аэроклубе, летал на Бланиках L-13. До сих пор приезжаю в родной город и летаю с инструкторами, которые учили меня летать. Это офигенно. Рад за тебя, чувак...

1
Автор поста оценил этот комментарий

Нашлепка на лобовом стекле показывает направление потока относительно аппарата?
Или она там просто так? ))
Про приборы расскажете? Высотомер вижу, магнитный курс тоже, наверняка скорость контролируется, что еще там в наличии?

раскрыть ветку
1
Автор поста оценил этот комментарий

А что за рукоятка, на которой ваша левая рука лежит? Двигателя же нет.

раскрыть ветку
Автор поста оценил этот комментарий
Подкиньте видео )) жуть как интересно ))
раскрыть ветку
Автор поста оценил этот комментарий

Глайдер, конечно, здорово, но параглайдинг здорово втройне. ) Попробуй, думаю тебе должно понравиться.

раскрыть ветку