Детский сад как конец карьеры мэра, или о том, что воровать тоже нужно уметь

Всего лишь каких-то сорок лет назад проблем с устройством детишек в детские сады и ясли не было. Объяснялся этот феномен просто: дошкольные учреждения находились на балансе предприятий, институтов и прочих мест трудоустройства граждан, что позволяло использовать целевой характер финансирования и обеспечивать должный контроль за использованием средств. С наступлением рыночной экономики производственники пораскинули мозгами и пришли к логичному выводу о том, что предприятию, которое клепает карданные валы для «Жигулей», свои детские сады нужны не более, чем «Жигулям» - гидроусилитель руля, и скинули эту обузу на муниципалитеты.


С того момента и началась вялотекущая эпопея всероссийского масштаба под условным названием «Запихни ребенка в группу». Мест на всех желающих не хватало, директора детсадов сначала брали взятки продуктами, потом перешли на суммы в твердой валюте, родители зверели, где-то вводились электронные очереди, где-то вставали в очередь через неделю после родов… Всякое бывало. Скажем, в одном из соседних городов около десяти лет назад был убит старший помощник прокурора района. На первый взгляд – обычный уличный конфликт, несколько ножевых, минус бумажник и наплечная сумка.


Как говорится, доверяй, но проверяй – на первый взгляд, оно конечно, уличный гоп-стоп, ну а вдруг чего по служебной линии? Тем более, что сидел покойный на ментовском надзоре, сворачивал кровь органам дознания и следствия, причем сворачивал результативно – устоявшиеся приговоры в отношении сотрудников тому подтверждением. Сразу всплыла версия, что не обремененные моральными рамками опера просто подыскали кого-то из своего контингента, да навели на проевшего им плешь кровопийцу. Отрабатывали версию с привлечением чекистов, рыли на три метра вглубь, и не зря. Убивца нашли в соседнем регионе через неделю – но оказалось, что причиной для убийства послужила не служба, а льгота.


Дело в том, что прокурорские работники наряду с некоторыми другими госслужащими пользуются правом внеочередного устройства детей в детские сады. Не первоочередного, а именно внеочередного – что на практике означает «привел – взяли». С учетом того, что на район с населением 100 000 человек прокурорских насчитывается с десяток-полтора в лучшем случае, наплыва внеочередников это не дает. Но иногда случаются и неприятные ситуации.


В частности, когда сын старпома пошел в детсад, выяснилось, что туда в это же время не попал сын местного таксиста. Который, не вникая в детали произошедшего, залил глазоньки и встретил прокурорского у магазина. Где сначала высказал свои претензии, а потом и нанес самодельным ножом несколько ударов, повлекших смерть потерпевшего на месте. Зачем он это сделал, для меня лично так и осталось загадкой – потому как место в детсаду после этого не освободилось. Хотя, возможно, что те 15 лет, которые он проведет в местах лишения свободы, дадут его сыну шанс вырасти нормальным человеком.


Ну да ладно, в основном повествовании сегодня мы обойдемся без крови, а поговорим о классической схеме хищения бюджетных средств, применительно к задаче по ликвидации очередей в детские сады.


Небольшой городок на севере России, начало 2010-х годов, декабрь месяц…


***


Для любого госслужащего декабрь – месяц особенный. Спешно заполняются тонны отчетов, в каждом кабинете, вне зависимости от ведомственной принадлежности, манипулируют со статистикой, а среди руководства и вовсе царит тихая паника. Нередко она бывает связана с тем, что отпущенные из вышестоящего бюджета денежные средства в полной мере за год не потрачены, а это означает неминуемое уменьшение финансирования в дальнейшем.


Проще говоря. Выделили, скажем, 10 миллионов рублей на проведение культурно-массовых мероприятий. Деньги целевые, на другие нужды их тратить нельзя, лежат они мертвым грузом. Организовывать эти самые мероприятия в течение года нет ни времени, ни желания, ни возможности – но и отказаться от финансирования бюрократическая логика не позволяет. Потому, когда близится конец отчетного периода, начинаются судорожные попытки «освоить средства», и именно поэтому иногда в поселках на условном «Дне района» выступают звезды 90-х годов. Потому как деньги по этой статье расходов вот-вот сгорят, и стоит задача потратить их как можно быстрее.


Точно такая же ситуация сложилась тогда и в правительстве региона, где происходили описываемые события. Федеральный бюджет выделил некислую сумму на мероприятия по ликвидации очередей в детские сады – деньги могли быть использованы для строительства новых садов, расширения имеющихся, и перепрофилирования приобретенной недвижимости под дошкольные учреждения. К концу декабря остались неосвоенными около ста миллионов рублей, и начался обычный марафон. Чиновник из правительства обзванивал районные администрации и интересовался, а нет ли у них, часом, какого-нибудь здания на территории района, которое можно было бы срочно прикупить для переделки в детский сад?


В Усть-Заплюевском районе такое здание внезапно нашлось. Правда, раньше в нем находился отдел кадров и бухгалтерия накрывшегося в постперестроечное время завода железобетонных изделий. Да и вообще, оно могло называться зданием с известными допущениями – потому как большую часть крыши местные жители разобрали еще в конце 90-х, все металлическое и подверженное скручиванию и отковыриванию, уже было скручено и сдано в металлолом, а в самом здании свой досуг проводили, в основном, деклассированные элементы. Ну, и не особо требовательные граждане нарушали там клятву семейной верности с гражданками легкого поведения. За пятихаточку с пирожком на закуску.


Дело было государственной важности, поэтому шевелились быстро: здание вместе с земельным участком находилось в собственности у фирмы племянника мэра района, потому продавец (племянник) и покупатель (мэр) общий язык нашли без проблем. И решили продать недвижимость муниципалитету за скромные 45 миллионов рублей. При рыночной стоимости, с учетом состояния, площади и месторасположения, от силы в 5. И то, при очень оптимистичной оценке.


В столице региона никто особо не присматривался к покупке, понадеявшись на то, что местные не совсем мудаки, и откровенного фуфла творить не будут. Но, как говорится, никогда нельзя недооценивать непредсказуемость идиотизма. Бюджет освоили, все радовались, и начали прикидывать, как жить дальше – ведь теперь здание предстояло привести в порядок, и таки открыть в нем хотя бы какое-то подобие детского сада. Уже составлялись примерные сметы и заявки наверх, суммы с круглыми нолями ночами крутились в воображении, нарушая потенцию и аппетит у должностных лиц, как вдруг грянул гром.


Некий деятель из соседнего региона, приехавший к своему школьному приятелю в гости, обратил внимание на этот самый земельный участок. И возникла у него мысль – а не попытаться ли его выкупить, с целью впихнуть туда небольшой супермаркет? Приобщить сельских аборигенов к молочной продукции без следов молока и китайским носкам, которые рвутся при их отделении от этикетки. Выяснил, что владельцем участка является муниципалитет – и, надев костюм, пошагал в мэрию.


В его представлении, как жителя города-миллионника, сам по себе факт интереса крупного инвестора к зассанному бродячими собаками клочку земли в деревне уже должен был повергнуть местных чиновников в шок и трепетное благоговение. И рассчитывал он если не на минет от секретарши мэра, то хотя бы на баньку и мясо под коньяк. Однако не срослось. Мэр, узнав о предмете интереса посетителя, сухо заявил, что здание – будущий детский сад, федеральная программа, и он не позволит всяким коммерсантам лишать жителей района дошкольного учреждения. Потому допивайте свой чай, городской товарищ, и валите ко всем чертям.


Городской товарищ намекнул на персональную благодарность мэру, а то и вовсе – на готовность рассмотреть участие родных и близких мэра в реализации проекта, однако наткнулся на стену непонимания. И более того – неприкрытую угрозу и обещание обратиться в компетентные органы с сигналом о склонении к совершению коррупционного преступления. Последнее городского бизнесмена просто уничтожило: представив себе муниципального чиновника, который стучит в БЭП на факт предложения ему взятки, он почувствовал себя плохо и, попрощавшись, отчалил. К такому его жизнь не готовила.


Впрочем, идея со снабжением местного населения товарами широкого потребления не отпускала. В голове он ее крутил, с разных сторон обсасывал, советовался с людьми, и спустя примерно полгода приехал в поселок еще раз. Но уже не один, а в сопровождении журналиста и строителя. Ребятки осмотрели здание, и строитель высказал удивление: в десяти метрах от забора, которым был огорожен участок с будущим детским садом, проходила линия электропередачи. Хозная такая линия, аж провода гудят. Как так получилось, и что было со здоровьем у бухгалтеров и кадровиков на почившем заводе ЖБИ, я достоверно не знаю – но факт в том, что детишек на этой местности размещать было нельзя категорически.


А дальше под водочку началось журналистское расследование. Длиною в три шага. На первом шаге была запрошена информация о переходе прав на землю, где предыдущим собственником значилось ООО «Паритет». На втором шаге запросили выписку из ЕГРЮЛ на это ООО, где всплыла в качестве учредителя фамилия племянника, совпадавшая с фамилией мэра. На третьем этапе родился пронзительный текст. Он повествовал о кровожадных планах местной администрации облучать детей высоковольтными токами ради набивания собственных карманов, аккуратно намекал на ущемление интересов среднего бизнеса и выражал скромную надежду на то, что компетентные органы разберутся.


Статья вышла в одной из наиболее заметных газет региона, и кое-кому очень не понравилась. Настолько, что тем же днем была инициирована доследственная проверка, в ходе которой первоначально изложенные журналистом факты подтвердились. Региональное правительство негодовало, и в связи со значительным резонансом, следственные органы возбудили уголовное дело в рекордно короткие сроки. Племянника допросили, мэра закатали в СИЗО и начали предметно разбираться в его многогранной деятельности на занимаемом посту. Нашлось немало интересного – в результате было предъявлено обвинение по ст.ст. 285, 286 УК, в совокупности шесть эпизодов. Особой изобретательностью при осуществлении схематоза мэр не отличался – делал так, как проще и быстрее.


Племянник изъявил желание добровольно вернуть деньги, а работники администрации района нашли основания к расторжению договора купли-продажи с последующей реституцией. То есть, с возвращением сторон к изначальным позициям, предшествующим сделке. Здание вернулось в собственность племянника, деньги ушли муниципалам, но вопросов это, само собой, никоим образом не сняло.


Детского сада, насколько я знаю, так с того момента в поселке и не построили. Равно как и супермаркета – полуразвалившееся здание стоит там и по сей день, правда сейчас его под свои нужды облюбовали закладчики дешевых синтетических наркотиков. Их там периодически цепляют местные сотрудники патрульно-постовой службы, следом приезжают опера и следак, которые, матерясь, разгребают битый кирпич вперемешку с использованными презервативами и пустыми бутылками в поисках аккуратных свертков… Впрочем, это совсем другая история.


А мораль из этой истории, на мой взгляд, очевидна. Поспешность при хищении бюджетных средств – губительна, смехотворна и непростительна для лиц, занимающих ответственные должности на муниципальной службе. Это раз. Перед тем, как рожать, подумай, кто будет сидеть в декрете. Это два. И жителям сельского района, которые с детства знают, что такое натуральное мясо и настоящее молоко, впаривать сливочное масло на основе пальмы – занятие греховное и предосудительное. Потому и не выгорает.


***

Это последний пост на Пикабу - как бы ни было жаль. Следующие будут на ТГ-канале: https://t.me/lawen_story


Он пока пустой, но за майские праздники наполню) Впереди - некоторые мысли об отечественной адвокатуре, шейных позвонках и сельском хозяйстве)

Око государево

496 постов5.3K подписчик

Добавить пост

Правила сообщества

Руководствуемся действующим законодательством и правилами Пикабу.

Флейм, оскорбления и иная провокация запрещена. Тег "Политика" рекомендовано не использовать, т.к. суть общества несколько отлична, тут раскрывается вопрос исполнения закона в рамках существующих реалий. Вбросы на политтемы не публикуются. К аккаунтам-однодневкам отношение скептическое.

При размещении новостей неплохо бы давать ссылку на источник.

14
Автор поста оценил этот комментарий
Пошел качать Телегу...
16
Автор поста оценил этот комментарий

Пичалька. Вариант с реддитом не рассматриваете? Прост топовые авторы разбежались по всему интернету и отлавливать их очень сложно.

раскрыть ветку
3
Автор поста оценил этот комментарий

Ну и про жителей деревни. В тех деревнях, которые я видел, про мясо вспоминают только по осени или большим семейным праздникам. И то, только потому, что зимой разросшуюся скотину и птицу не прокормить, да на холоде и хранится лучше. Деревенских жителей с личной маслобойней - крайне мало. Тем более не видал жителей с сырным заводом. Колбасу еще кое-как можно навертеть, но это работы на целый день.

3
Автор поста оценил этот комментарий
Думаю, где же я это читала? Вспомнила, неделю назад у Вас на реддит читала.
7
Автор поста оценил этот комментарий
Да ну, у кубаноидов уши хлопали когда в станице магниты с протухшими яйцами открывали
раскрыть ветку