Детдом для детей - инвалидов

Студентов клинических психологов куда только не гоняют на практики. По крайней мере, нас гоняли по всем больницам города причинять добро и восстанавливать счастье. Некоторые практики в больницах, особенно соматического профиля, забылись полностью, а вот другие - впечатались в память как нож в масло.



Практику в детском доме для детей-инвалидов я не забуду никогда. Забавный факт - в это же время моя младшая сестра практиковалась в онкологическом центре и вечером мы встречались дома с почти одинаковым взглядом. остается только благодарить судьбу, что мне не попалась место в корпусе милосердия, где лежали дети, чья судьба была известна: никто оттуда до пятнадцати лет не доживал.



Про контингент: 90% это дети с умственной отсталостью, половина из которых в анамнезе имела интоксикацию матери во время беременности. В задачу психологам - практикантам вменялось провести диагностику и реабилитацию ребенка. В первый же день напротив меня сидел мальчик, чья голова по форме напоминала ромб, а медицинская карточка доказывала, что дожить до двенадцати лет с деформированным мозгом у парня получилось чудом. Так что хрупкие иллюзии по поводу восстанавления всех и вся, присущие наивной студентке, рухнули с первого же дня. Как потом я поняла - это было к лучшему.



Но были и забавные моменты. Относительно.



Например, однажды привели ко мне ребенка. Отдали, буркнув "Гена" и ушли. Ни карточки, ни указания что делать, ни зачем это вообще - не поступило, поэтому пришлось заняться диагностикой. Пятнадцать минут ребенок спокойно отвечал на мои вопросы, постоянно отвлекался и залипал на окно. А потом санитарочка все же донесла до меня карточку, в которой черным по белому было написано "Лена" и рекомендация показаться сурдологу.


Я проморгалась, посмотрела в карточку, потом на ребенка. 14 лет - вторичных половых признаков нет, волосы короткие светлые, лицо - типичное для детей с уо, при проверки тонуса в пальцах руку мне сжали так, что глаза чуть ли не на затылке оказались.


-Ты Лена? - неуверенно спросила я.


-Да,- уверенно ответил ребенок.


-Ты Гена?


-Да,- так же уверенно подтвердил ребенок, чья искренность лично у меня не вызывала сомнений. Чтобы так изысканно издеваться нужно иметь степерь отсталости поменьше.


Пришлось просто довериться карточке.


На прощание Лена-Гена меня обняла, да так крепко, что это больше было похоже на захват. Но я не вырывалась - детдомовским детям было очень важно получить хоть такую минимальную ласку.



Другая ситуация произошла с моим коллегой. Серега вообще был довольно экзальтированной личностью с возвышенными взглядами на жизнь. Не мало помогал этому тот факт, что практика ему выпадала до детдома только в соматических больницах. Посмотрев однажды его заключения, я очень удивилась - большинство детей, которых он описывал, создавали впечатление хорошо социализированных личностей, не имеющих других проблем, кроме страшного диагноза F.72. На вопрос как это так, Серега развел руками и пригласил меня к себе на диагностику ребенка.


Где-то на середине, мне стало ясно, что Сереге реально не хватало опыта психушки. Ибо задавались девочке, доставленной санитарками, вопросы из серии: много ли у тебя друзей?


Вот так раз после этого вопроса я ее и спросила:


-А на верблюдах кататься любишь?


-Конечно,- отозвался ребенок.


-А на луну давно летела?


-Недавно.


Серега тяжело вздохнул и зачеркнул протокол.



Но, наверное, закончу я не на веселой ноте. Как уже говорилось 90% детей - уо, от тяжелой до сверх-тяжелой степени восстановления и повреждения всех функций, и за две недели практики я только один раз работала с ребенком с легкой степенью уо.


Мальчик бойко и неумело занимался со мной, попутно рассказывая о том, как жилось ему в приемной семье, что из старой школы пришлось уйти, что он очень любил кататься на велосипеде и что он очень хочет увидеть маму.


Я точной истории не знаю: санитарочки в общих чертах описали мне, что приемная семья забрала его в возрасте шести лет, а в девять вернула обратно. Осуждать их бессмысленно: мало ли какие обстоятельства могут быть в жизни, может уже просто не могли ничего дать этому ребенку, но вот самого мальчика было жаль до слез.



Прощалась наша группа с детьми совершенно искренне, но и сваливали мы из детдома не менее откровенно. Все-таки это очень тяжелая работа: не физически, морально. Так что глубокий поклон уважения тем, кто работает с детьми-инвалидами, искренне желая им помочь.

43
Автор поста оценил этот комментарий
Эти дети, к своему счастью, не осознают что у них есть проблемы.
Для них окружающие люди такие же, как и они сами. Взрослым вокруг морально тяжко и жалко, а у них свой мир, в котором им живётся легче чем детдомовцам с нормальным развитием.
раскрыть ветку
35
Автор поста оценил этот комментарий

Я проходил практику в таких детдомах, а диплом писал, проводя экспериментальную часть в детдоме на Новослободской (детдом для сироток с задержкой психического развития, умственной отсталостью и другими дефектами), практически через дорогу от института...


Первое, помню, ощущение холодка пробежало, когда я получил рисунок со стандартным заданием "нарисуй свою семью" от девочки 12-ти лет, где изображен был красивый дом, фигуры двух взрослых и ее - ребенка, достаточно хорошо прорисованы, но вызывал жуть рисунок одной особенностью - у всех фигурок не было лиц, то есть просто пустые овалы, нацепленные на шеи, с волосами и ушами, пустые пространства...  Меня девочка на расспросы уверяла, что лица есть и так все и в реальности ее родители и выглядели... Потом воспитатель их (скорее надсмотрщик) рассказала, что папа пару лет назад с пьяну зарезал маму на глазах девочки, а потом и себя, не помню уж как точно, ликвидировал... Скоро я уже узнал, что такого рода вытеснения и защитный механизмы - распространенное дело данных ситуациях...


Там, собственно, я и понял, что не быть мне детским дефектологом, жутко слишком было и тяжело на душе, сваливаешься в депрессию мгновенно! Доучился и забыл, как страшный сон, эти беды детей, ни в чем не повинных и чистых, которых выкинули на улицу, колечили или совращали их же пьяные родители, детей, обреченных на жизнь в ободранных стенах, без будущего, без надежд, по сути, на действенное лечение, поддержку от кого либо...

раскрыть ветку
12
Автор поста оценил этот комментарий
Если можно, выскажусь. Моему сыну 21, почти 22, F.70. Плюс два с половиной года работы в детском доме для детей с ЗПР (есличо сын рос дома, прост был удобный график и все нужные спецы - коллеги)))) Огромная проблема таких детей - социальная инвалидность. Они не знают элементарных вещей о обычном быте. И таких детей не любят, их жалеют. А ещё в первом классе коррекционной школы прекрасный педагог мне сказала: "их нельзя жалеть, их надо любить. Может он вынести мусор- он ДОЛЖЕН его выносить, может помыть посуду - пусть моет. Пусть будет НУЖНЫМ хотя бы на бытовом уровне." И их нельзя стесняться. В этом плане очень помогают неформальные тусовки. Там тебя принимают со всеми твоими тараканами. Печально, но таких людей не ждут в детских домах.
А мы... Сын работает курьером на 2 фирмочки по ремонту мобильных устройств, есть планы, что будет работать поваром в байк-кафе (учился, диплом повара холодного цеха), воспитывает 8 наших кошек)))
раскрыть ветку
13
Автор поста оценил этот комментарий
А Серёга такой себе психолог, надеюсь эта ошибка его чему-то научила
5
Автор поста оценил этот комментарий

летом 2013 отработал несколько дней волонтером в подобном заведении в Псковской области. Мы ехали по приютам, детдомам, и домам престарелых. Но именно два дня в этой спецшколе определили впечатление от поездки. Записали на камеру свои ожидания перед тем как зайти, и свои впечатления, буквально через пару часов (детей не снимали). Нас проинструктировали так что мы боялись их еще не увидев. Девчонкам сказали убрать волосы, снять украшения, часы. Рукава, воротники застегнуть. Такое чувство что собирались идти на какую-то загрязненную территорию. На самом деле конечно не зря предупредили. Многие из детей не контролируют свои силы. Могут что-то порвать или ударить нечаянно. Впечатления  - на всю жизнь. Все дети с уо, но с многими получилось даже как-то подружиться. От себя скажу что им нужно именно обычное человеческое отношение, потому что в материальном смысле у них все ОЧЕНЬ хорошо. А вот простого человеческого общения: поиграть в мячик, поговорить, нет вообще. Ребенок по сути обречен: до 18 лет в спецшколе, после - в психушке.