День в истории. Юрий Левитан

День в истории. Юрий Левитан День в истории, Говорит Москва, Чтобы помнили, Текст, Длиннопост, Юрий Левитан

Юрий Борисович Левитан(настоящие имя и отчество Юдка Беркович Левитан) — диктор Всесоюзного радио с 1931 года, диктор Государственного комитета Совета Министров СССР по телевидению и радиовещанию, радиоведущий, народный артист РСФСР (1973), народный артист СССР (1980). Знак зодиака — Весы.

Прославился в годы Великой Отечественной войны 1941—1945 читал важнейшие официальные сообщения (сводки Совинформбюро и приказы Верховного Главнокомандующего Иосифа Виссарионовича Сталина), и его голос стал известен каждому жителю СССР. Именно Юрию Левитану, обладателю уникального по тембру и выразительности голоса, было доверено объявлять о победе и взятии Берлина.

Легендарный голос Юрия Левитана с замиранием сердца слушала вся страна. Когда Сталина спрашивали, скоро ли победа, он, говорят, шутил: «А вот как товарищ Левитан объявит...». Из-за этого Гитлер считал диктора своим личным врагом!

Юрий Борисович Левитан родился 2 октября (19 сентября по старому стилю) 1914 года во Владимире, в еврейской семье. Его отец Борис (Бер) Семенович Левитан работал в артели портным, специализировался на пошиве мундиров городским чиновникам и служащим. Мама — Мария Юльевна была домашней хозяйкой.

Детство Юры прошло во Владимире. Мальчика с детства отличал громкий голос. В детстве ребята прозвали друга Трубой — его голос был слышен за несколько домов, и нередко отчаявшиеся мамаши просили мальчика позвать своих запропастившихся чад.

Во время учебы в школе Левитан проявлял интерес к внеклассной деятельности, занимался в различных кружках, пел в хоре. Отец желал видеть своего сына военным инженером-мостостроителем, однако под влиянием дяди (согласно другим источникам – соседа, работавшего театральным парикмахером) он заинтересовался театром и записался в драматический кружок.

Юра Левитан мечтал стать артистом, известным, чтобы афиши повсюду висели и автографы на каждом углу просили.

В 1931 году, после окончания 9 классов средней школы Юре была выписана комсомольская путевка Владимирского горкома в Москвудля поступления в Государственный кинотехникум (ныне – ВГИК). Вступительные экзамены прошли неудачно: приемная комиссия забраковала семнадцатилетнего паренька из-за его владимирского «окающего» акцента. Попытка поступить в театральное училище также не увенчалась успехом — принимающие экзаменаторы сочли, что абитуриент слишком молод и не обладает достаточно харизматичной внешностью.

После провала экзаменов Левитан безуспешно пытался устроиться рабочим на несколько московских заводов и даже задумался о возвращении в родной город Владимир, но ему на глазапопалось уличное объявление о конкурсном наборе в группу радиодикторов. Не имея никакого представления о данной профессии, молодой человек все же решил пройти отборочный тур.

Членов комиссии, среди которых был знаменитый мхатовский актёр Василий Иванович Качалов, разумеется, не могли не смутить и юный возраст поступающего, и его провинциальный костюм — спортивные штаны и полосатая футболка, и владимирское оканье. Но после некоторых колебаний комиссии всё решил голос — чёткий, поставленный, завораживающий.

Так Юрий Левитан был зачислен в группу стажёров Всесоюзного Радиокомитета, чтобы вскоре стать диктором № 1. В качестве жилья ему была предоставлена комната при студии, использовавшаяся для складирования сломанных граммофонов.

Первое время Левитан занимался тем, что выполнял функции курьера — разносил по кабинетам различные бумаги, готовил коллегам чай и бутерброды, а по ночам усиленно избавлялся от володимирского говора. Юрий усиленно занимался совершенствованием своей дикции, брал уроки у артистов Московского художественного академического театра, приставленных к группе радиостажеров: Нины Литовцевой, Василия Качалова, Натальи Толстовой, Михаила Лебедева и др.

Наконец, после нескольких месяцев стажировки, Юрию Левитану были поручены обязанности дежурного по студии, включавшие в себя чтение по радио небольших выпусков новостей, объявление по радио музыкальных номеров, смену пластинок.

В январе 1934 года Левитану было поручено читать в ночном техническом эфире статьи из газеты «Правда» (так в тридцатые годы передавали в отдалённые уголки Советского Союза тексты завтрашних газет: диктор почти по слогам читал материал, а стенографистки региональных издательств записывали и отправляли статьи в типографию).

В ночь на 25 января, когда стажёр Левитан впервые получил доступ к микрофону, у радиоприёмника оказался Сталин, которому очень понравился голос диктора. Вождь традиционно работал по ночам, и радио в его кабинете не выключалось. Услышав Левитана, он немедленно набрал номер телефона тогдашнего председателя Радиокомитета СССР и потребовал, чтобы текст его завтрашнего доклада на открывающемся утром XVII съезде ВКП (б) должен прочесть диктор, который только что передавал статьи из "Правды".

Молодой диктор с блеском выполнил поставленную задачу. В 12 часов дня в студию привезли запечатанный пакет со сталинской речью. Белого от волнения Левитана провели в студию, где он в течение пяти часов читал священный текст, не сделав при этом ни одной ошибки, оговорки или запинки. После этого Сталин распорядился о том, чтобы все тексты и важные государственные документы отныне озвучивал только Левитан. Так девятнадцатилетний юноша стал главным диктором Советского Союза. Называть официальный голос Кремля трубой никому уже и в голову не приходило. Коллеги между собой уважительно окрестили Левитана Юрбор — от имени и отчества Юрий Борисович.

В короткие сроки Юрий Борисович стал наиболее популярным и узнаваемым диктором Всесоюзного радио, чья популярность вполне могла сравниться со славой главной советской кинозвезды Любови Петровны Орловой. О своей популярности Юра говорил со свойственным ему юмором.

"Я как-то спросил у него: Юра, тебе твоя популярность не мешает? — вспоминал актёр Борис Михайлович Сичкин. — Очень мешает, — ответил Левитан. — Понимаешь, раньше, когда меня никто не знал, я шёл и плевал направо и налево, а сейчас, чтобы плюнуть, надо искать урну".

Но, несмотря на безоговорочное признание коллег и начальства, Левитан продолжал серьёзно работать над своей дикцией. Просил кого-нибудь из помощников поворачивать лежащий перед ним текст то вправо, то влево, а то и вовсе становился на руки и читал написанное вверх ногами. Именно он сообщил в эфире о спасении экипажа ледокола «Челюскин» (1934), авиаперелете экипажа Валерия Павловича Чкалова в США[en] (1937), успехах арктической экспедиции Ивана Дмитриевича Папанина (1937–1938).

Но, несмотря на всенародное обожание, личная жизнь у Левитана не сложилась. Женился он в 1938 году на красавице-студентке Института иностранных языков. В 1940 году у Юрия и Раисы родилась дочь Наталья.

Молодожены жили в коммунальной квартире в непосредственной близости от Кремля, затем – в отдельной квартире на улице Горького (ныне улица Тверская). Но через 11 лет совместной жизни брак закончился разводом. "Что ж, уходи. Останемся друзьями, — сказал Юрий Борисович". И до конца дней действительно поддерживал с бывшей женой и её вторым мужем дружеские отношения. Они даже Новый годвстречали вместе. Это моя двоюродная сестра, — представлял в компаниях Левитан бывшую супругу.

Сам Юрий Борисович больше не женился и жил вместе с дочерью Наташей и тёщей Фаиной Львовной. Та обожала зятя, пусть и бывшего, и всячески старалась создать дома уют.

Что касается его дочери Натальи Судариковой, то в феврале 2006 года, она была убита собственным сыном Борисом в своей московской квартире.

В июне 1941 года с началом Великой Отечественной войны Левитан стал голосом советского Информбюро.

В полдень 22 июня именно Левитан зачитал в эфире Всесоюзного радио о нападении фашистской Германии на СССР и потом на протяжении всех четырех лет сообщал стране о ситуации на фронтах.

Маршал Константин Константинович Рокоссовский как-то сказал, что голос Левитана был равносилен целой дивизии.

Адольф Гитлер назвал Левитана своим «врагом номер один» (под «номером два» в списке Гитлера шел Сталин). Германские спецслужбы СС разработали, но так и не смогли воплотить в жизнь план похищения главного диктора Советского Союза, за голову которого рейхом была назначена награда в 100 тысяч (согласно другим источникам – в 250 тысяч) марок.

Для того чтобы обезопасить главный голос СССР, Левитану выделили охрану, а по городу распускали ложные слухи о его внешности, благо в лицо Юрия Борисовича знали немногие. Он был членом ВКП (б) с 1941 года.

Осенью 1941 Левитан был эвакуирован в Свердловск (ныне Екатеринбург) вместе с диктором Ольгой Сергеевной Высоцкой. Вести вещание из столицы к этому времени стало технически невозможно — все подмосковные радиовышки были демонтированы, так как являлись хорошими ориентирами для немецких бомбардировщиков. Уральская студия была размещена в подвальном помещении, сам диктор жил в бараке поблизости на условиях полной секретности, лишь время от времени к нему приезжали московские друзья.

Информация для радиовыпусков поступала по телефону из Москвы. Из студии сигнал шел по кабелю на ретранслятор (в те годы – самый мощный в стране), расположенный в районе озера Шарташ, а десятки трансляционных станций по всей стране не позволяли запеленговать головной радиоузел. Помимо собственно работы в эфире диктор также озвучивал документальные фильмы, которые монтировались на этой же студии. Информацию о пребывании диктора в Свердловске рассекретили лишь четверть века спустя.

Из сети....

28
Автор поста оценил этот комментарий
1949 год. Писатель Валентин Катаев узнает, что его скоро должны наградить Сталинской премией по литературе.
Дата вручения награды известна, она совпадает с днем рожденья Валентина Петровича. "Осведомненные источники"
передали, что ровно в 16:00 великий диктор Левитан зачитает список награжденных. В связи с этим писатель приглашает
к себе на дачу в Переделкино большое количество друзей. К четырем часам все сидевшие за роскошно накрытым столом
гости замолкают. Катаев включает радио, и из динамика льется неподражаемый голос Левитана: "От Советcкого
информбюро... Говорят все радиостанции Советского Союза..."
Катаев не знет, что это розыгрыш. Левитан должен был вещать на час позже, а сейчас он говорил в микрофон
на маленькой поселковой радиостанции, расположенной рядом с дачей.
- Решением Комитета... - Сталинской премии в области литературы удостоены...
Левитан начинает перечислять награжденных. Фамилии Катаева среди них нет. Писателю становится страшно.
В последний момент обломать Сталинскую премию мог только сам Сталин. Катаев понимает, что это начало конца.
Дальше - опала, арест и расстрел. Левитан заканчивает зачитывать список и, выдержав паузу, добавляет:

- А Катаеву - ХУЙ!

Через час Левитан вещал на настоящем Гостелерадио.
21
Автор поста оценил этот комментарий
Мне очень нравится такая байка про Левитана, уж не помню кто рассказывал от первого лица:

Зная об узнаваемости собственного голоса и его силе воздействия на людей Левитан старался в людных местах помалкивать, а если и говорил, то старался делать это как можно тише. Однажды (дело происходило в 60-е) в столовой Гостелерадио на Шаболовке во время обеда сотрудников постоянный шум и гвалт на пару секунд прервался и среди наступившей тишины на всю столовую узнаваемым голосом, от которого у людей прошедших войну кровь стыла в жилах, прокатились слова вполголоса сказанные Левитаном соседке по столу:
--А борщ-то сегодняшний - ГОВНО ГОВНОМ!
раскрыть ветку
14
Автор поста оценил этот комментарий

не имя красит человека, а человек красит своё имя... так что эти намёки на еврейские корни -- это всё побоку... потому что Левитан был не просто человеком, а ЧЕЛОВЕЧИЩЕМ... его вклад в Победу даже гитлеровцы оценивали как "огромный", не зря-же они назначили награду за него... респект, однозначный, и светлая память ему...

раскрыть ветку
6
Автор поста оценил этот комментарий

Представляю себя, ночью в доме председателя Радиокомитета звонок, что уже тревожно, и там сам Сталин. Вот наверное прибавились седых волос у преда.

5
Автор поста оценил этот комментарий

Долго думал, что такое Москвудль.

раскрыть ветку