"Что же ты, собака, вместе с танком не сгорел?"

Широко известен отрывок письма Иоанна Васильевича Грозного белоленточнику Курбскому, в котором православный государь задает иуде князю Андрею вынесенный в заголовок вопрос: "Ты же, тела ради, душу погубил еси... Аще праведен и благочестив еси, по твоему гласу, почто убоялся еси неповинные смерти, еже несть смерть, но приобретение?" (Первое послание Грозного, 2-я редакция// Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским. Л. 1979). Данный эпизод часто используют в качестве иллюстрации бесчеловечности русского абсолютизма и лично изуверской психологии Иоанна Васильевича.

"Что же ты, собака, вместе с танком не сгорел?" История, Россия, История России, 16 век, Иван Васильевич меняет профессию, Иван Грозный, Смута, Длиннопост

Иван Грозный выслушивает письмо от Андрея Курбского и собирается ему ответить.


Не отрицая того, что государь Иоанн был тот еще Васильевич, мы все-таки должны признать, что такой способ доказательства собственной правоты отнюдь не является его изобретением и даже вообще прерогативой православного монарха в отношениях с его холопами. В веселые времена Великой Смуты, в частности, в грозном и славном 1612 году Второе Ополчение, утвердив свою власть над значительной частью России, понемногу двинулось к Москве - типа, освобождать. Походу предшествовал долгий период организации правительства, сбора средств и, что самое главное, собирания хорошо оплачиваемой и боеспособной армии из дворян с боевым опытом (основу составили Нижегородская и оставшаяся без поместий Смоленская корпорации). Надо сказать, многие поцреоты той поры считали, что князь Пожарский Дмитрий Михайлович - трусливое чмо, которому ссыкотно вот прямо все бросить и в одних трусах кинуться валить ляхов аж до Кремля. Мол, сидит тут, денежки собирает, небось через оффшоры все на Кипр в Англию вывел.

"Что же ты, собака, вместе с танком не сгорел?" История, Россия, История России, 16 век, Иван Васильевич меняет профессию, Иван Грозный, Смута, Длиннопост

Князь Пожарский спокоен и целеустремлен несмотря на критику.


Сильнее всего подпрыгивал келарь Троице-Сергиева монастыря, Авраамий Палицын, будущий автор известного "Сказания" - литературного произведения об обороне Лавры и о Смуте вообще. Надо сказать, сам Палицын в обороне не участвовал, зато в 1610 году ходил с посольством под героически оборонявшийся Смоленск. Посольство было не к кому-нибудь, а к королю Сигизмунду III, который шел добывать себе русскую корону. Пока воевода Шеин героически спасал Россию, отпихиваясь от превосходящих сил противника, посольство пыталось порешать с королем вопрос: отпускает ли он на русский престол своего сына, чтобы тот, крестившись в православие, стал законным государем московским. Король, который был совершенно упоротый католик, в конце концов сказал, что на хую вертел посольство, все русское царство и православие, и возьмет Москву силой оружия, а большую часть послов повязал и отправил в Польшу. Повязали, однако, не всех: "Последнее решение об отправке гонца паны сообщили послам уже 4-го декабря. Между тем они пытались произвести раздор в посольском сонме. Пригласили нескольких дворян, в которых подмечали способность поколебаться, обласкали их, вручили им грамоты на пожалованные королем поместья и предложили отстать от посольства, ехать в Москву и приводить там народ к присяге королю. Набралось охотников отстать таким образом от посольства двадцать семь человек, и в числе их значительные лица: думный дьяк Сыдавной-Васильев и дворянин Василий Сукин; с ними сошлись также спасский архимандрит и троицкий келарь Авраамий Палицын." (Костомаров как источник тут вполне сойдет) Палицын, кстати, непросто отъехал от посольства. С помощью богатых даров он выпросил у короля-католика жалованную грамоту, подтверждающую владения монастыря. То есть, пока воевода Шеин сражался в Смоленске, пока Россию грабили шляющиеся туда-сюда польско-литовско-казачьи банды, келарь русской святыни порешал с католиком важные имущественные вопросы. В общем, надо понимать, что у Палицына рыльце было в пуху. Возможно отчасти по этой причине он и был такой яростный патриот. Впрочем, как все люди того времени, отец Авраамий сочетал в себе очень разные черты. Во время голода 1609 года в Москве, например, когда цена хлеба доходила до семи рублей за четверть, келарь начал продавать монастырские запасы по два рубля, чем сбил цену. Правда это мы знаем из его же мемуара, да.

"Что же ты, собака, вместе с танком не сгорел?" История, Россия, История России, 16 век, Иван Васильевич меняет профессию, Иван Грозный, Смута, Длиннопост

Авраамий Палицын смотрит на князя осуждающе и негодующе, но в то же время как-то заискивающе и с недоумением.


Тем временем, 14-го августа войско II Ополчения подошло к Троице-Сергиевому монастырю и встало станом. Авраамий начал еще сильнее подталкивать Пожарского бежать-бежать под Москву, потому, мол, что там казаки I Ополчения "для великой скудости хотят итти прочь", и надо скорее спасать-спасать этих благородных воинов. Надо сказать, вожди и простые воины ополчения прекрасно знали нрав казацких патриотов и опасались, что "князя Дмитрея (т. е. Пожарского) манят под Москву казаки, хотят ево убити, как и Прокофья Ляпунова". Как мы помним, в результате успешной провокации польских спецслужб, вождя Первого Ополчения, Прокопия Ляпунова, казаки "разнесли на саблех", после чего дворянская часть ополчения разъехалась из-под Москвы подобру-поздорову. Вполне разумным кажется в этом свете проявляемая Дмитрием и его соратниками осторожность. Однако Палицын полагал, что это все фигня и отмазки: "Не убойтеся от убивающих тело, души же коснутися не могущих... Но аще то и случитися... мученик будеши господеви". В смысле: ну убьют, и что? Душе не повредят, сразу праведным мучеником станешь - годнота жи есть!


Мы, конечно, не знаем, говорил ли Авраамий такие словеса Пожарскому в рожу. Дмитрий Михайлович, конечно, был очень кроткий и добрый без шуток человек, но если бы ему вот прямо так привели такие расклады, мог бы не выдержать и уебать. Однако то, что Палицын совершенно не стесняется писать такое в своем мемуаре, свидетельствует о многом. Честен? Уверен в своей правоте? Ну так иди и умри, чего зассал? Судя по всему, такой взгляд на то, как следует убиваться апстену православному самураю, был свойственен далеко не только монархам.


(с) по материалам BigFatCat19

Лига историков

13.5K пост50.1K подписчика

Добавить пост

Правила сообщества

Для авторов

Приветствуются:

- уважение к читателю и открытость

- регулярность и качество публикаций

- умение учить и учиться


Не рекомендуются:

- бездумный конвейер копипасты

- публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации

- чрезмерная политизированность

- простановка тега [моё] на компиляционных постах

- неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты

- видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)


Для читателей

Приветствуются:

- дискуссии на тему постов

- уважение к труду автора

- конструктивная критика


Не рекомендуются:

- личные оскорбления и провокации

- неподкрепленные фактами утверждения

15
Автор поста оценил этот комментарий

Упырь здесь только автор, а царь был на своем месте и вел правильную политику, как внешнюю, так и внутреннюю.

раскрыть ветку
4
Автор поста оценил этот комментарий

@moderator, если это возможно, поменяйте, пожалуйста, фразу "Не отрицая того, что государь Иоанн был тот еще упырь" на "Не отрицая того, что государь Иоанн был тот еще Васильевич", а то народ как-то нездорово возбудился.

раскрыть ветку
5
Автор поста оценил этот комментарий
Всё-таки думается, что это достаточно не частый психологический оборот в диалоге. Да и не совсем в диалоге, скорее в эдаком перелае. Да простят меня украинцы, но их украинская шайка-лейка с 14 года частенько аналогичные заявления выдвигала, с тем под подтекстом, мол чё ж вы вот так не сделаете-то, слабо? (чисто как пример привожу, может и со стороны РФ подобные были, но украинская шайка ими особо отличилась) И направлены такие выпады не столько на оппонента, сколько на своё обеление в глазах людей.
Аналогичный метод применялся европейской инквизицией для проверки "ведьм" водой (хотя и аналогичных было наверняка в достатке), то есть утонешь -- непогрешимая душа, выплывешь -- значит сжечь придётся как ведьму. В любом случае от неугодного человека избавились с этаким изуверским выбором смерти: хочешь -- тони, не хочешь -- ну тогда сожжём. В общем-то подобные методы и сейчас успешно практикуются несколько в ином виде. Самый типичный: сиди терпи несправедливость, иначе мы тебе ещё хуже сделаем.
7
Автор поста оценил этот комментарий

Хороший был царь

раскрыть ветку
3
Автор поста оценил этот комментарий

Это и ещё раньше было. Римские рабы были обязаны помогать своему господину даже жертвуя жизнью. В случае убийства господина, казнили всех рабов в радиусе слышимости крика от места убийства, за исключением тех, что были закованы или заперты.