Что делают психологи, оказывая экстренную помощь-2

Продолжение (для обсуждения)

Начало тут: http://pikabu.ru/story/chto_delayut_psikhologi_okazyivaya_ye...


ПСИХОМОТОРНОЕ (двигательное) ВОЗБУЖДЕНИЕ

Иногда, в критической ситуации, человек испытывает настолько сильное потрясение, что просто перестает понимать, что происходит вокруг. Он не понимает где враги, а где помощники, где опасность, а где спасение. Единственное что он может делать - это двигаться. Движения могут быть, как совсем простые, («Я побежал, а когда пришел в себя, оказалось, что не знаю, где нахожусь»), так и достаточно сложные («Я что-то делал, с кем-то разговаривал, куда-то бежал, но ничего не могу вспомнить») [205].


Признаки:


- движения резкие, часто бесцельные;


- действия бессмысленные;


- сознание сужено (тоннельное сознание);


- речь ненормально громкая;


- реакция на окружающих часто отсутствует.


Пример: Группа специалистов Центра возвращалась из командировки. В результате ДТП машину развернуло на трассе, в результате чего они влетели под КАМАЗ. Машину сильно помяло. Пострадавшие не сразу смогли из нее выбраться. Когда двери открыли, одна из пострадавших бросилась через все полосы МКАДа, наперерез идущим машинам. Когда ее остановили, привели в чувство, она утверждала, что никуда от машины не уходила, и что все это время была здесь, рядом.


Помощь:


1. Человека необходимо остановить, что можно осуществить с помощью приема «захват». Применив прием «Захват» , необходимо быстро уложить пострадавшего на землю и прижав его плечи к земле, применить методику «Три Да». Возможен другой вариант: применив прием «Захват», плотно прижав пострадавшего к себе, приподнять таким образом, чтобы он встал на носки и чуть отклонился при этом назад. Удерживать в таком положении несколько секунд.


2. Используйте методику «Три Да», она состоит в том, что пострадавшему задаются 3 вопроса, на которые он ответит утверждением: «ДА», а затем произносится фраза на выполнение необходимого действия. Например: «Ты меня понимаешь? Ты меня слышишь? Ты меня видишь? А сейчас ты встанешь и успокоишься!»


3. Массировать человеку позитивные точки.


4. Говорите спокойным голосом, не спорьте, в разговоре избегайте фраз с частицей «не».


5. Пострадавшего на время изолируйте от окружающих.


Помните, что данная реакция может смениться нервной дрожью, плачем, а также агрессивным поведением.


Находясь в двигательном возбуждении, человек способен причинить вред, как себе, так и окружающим его людям.


СТРАХ


Данная реакция способна побудить человека к бегству, к агрессии или наоборот, может вызвать у него оцепенение. При этом человек плохо понимает, что происходит вокруг и не способен к полному контролю над своим поведением [296].


Признаки:


- напряжение мышц (особенно лицевых);


- сильное сердцебиение; учащенное поверхностное дыхание;


- сниженный контроль над собственным поведением.


Пример: взрыв в шахте, повлекший за собой смерть людей. При опознании тела невеста одного из погибших, опознала лишь фрагмент его руки. Она боялась рассказывать матери погибшего об этом и сказала, что его еще не нашли. Мать, в свою очередь, решила хоронить сына в открытом гробу. Девушка не знала, как сказать ей о том, что из всех останков есть только рука. Девушка два дня приходила к моргу, ожидая что, поднимут еще фрагменты тел. Когда опознание начали, она не могла зайти в здание морга, приступы агрессии сменялись рыданием навзрыд. Затем она уединялась от людей, подолгу сидела, не желая ни с кем разговаривать.


Помощь:


Если возможен физический контакт с пострадавшим:


1. Собственное спокойствие. Для того, чтобы помочь человеку положите руку пострадавшего себе на запястье, чтобы он ощутил Ваш спокойный пульс это сигнал: «Я сейчас рядом, ты не один». При проявлении страха у человека учащенный пульс и прерывистое дыхание, он напуган. И что бы его немного успокоить можно просто подстроиться к нему на телесном уровне и поменять его биоритмы, но более спокойные. К тому же он будет ощущать ваше присутствие рядом и поймет, что он не один, значит, рядом есть тот, кто может ему помочь и защитить. Дышите глубоко и ровно. Побуждайте пострадавшего дышать в одном с Вами ритме.


2. Сделайте пострадавшему легкий массаж наиболее напряженных мышц тела. Чаще при страхе у пострадавшего напряжены трапециевидные мышцы. Предложите ему легкий массаж, это расслабит его на телесном уровне и позволит понять, что вы рядом и готовы помочь.


3. Если пострадавший говорит, слушайте его, выказывайте заинтересованность, понимание, сочувствие. Используйте отвлекающие занятия, не требующие сложных интеллектуальных действий. Как мы уже говорили, зачастую активное слушанье может помочь и поддержать пострадавшего. Человек чувствует, что его слышат и понимают.


4. Предложите человеку найти образ своего страха, добейтесь детального описания, попросите спроецировать его на воображаемый экран («На что похож твой страх?) Какого он цвета, формы, движется или нет и т.д. Попросите увеличить в размерах (или приблизить) этот образ, а затем уменьшить (или удалить) его, что позволяет почувствовать контроль над собственным страхом. («Попробуй увеличить свой образ на 1%, теперь уменьши на 2%» и т. д.). Помогая пострадавшему визуализировать страх, помогая прочувствовать его в теле, локализовать, вы тем самым поможете справиться с этим страхом.


5. Можно использовать технику «вынесение страха вовне». После того как пострадавший смог создать образ своего страха, попросите вынести его во вне, так же расспросите о том какой это страх, его цвет, форма, структура, можно ли его потрогать. Далее спросите, что бы хотел пострадавший сделать с этим образом, что бы не бояться его больше, например, изменить или уничтожить. Позвольте ему это сделать.


6. Используйте приемы саморегуляции.


7. Используйте отвлекающие занятия.


8. С детьми используйте технику вынесения образа страха вовне (в виде рисунка, фигуры из пластилина или глины). Спросите, что ребенок хотел бы сделать со своим страхом (порвать, скомкать, сжечь, спрятать), после этого проделайте желаемое вместе с ребенком. Можно предложить ребенку «заговоренный» амулет, предварительно обыграв беседу в виде старинной легенды, сказки, заклинания. Можно предложить ребенку вспомнить любой сказочный, мультяшный или героический персонаж из фильма. Попытаться его наиболее полно и ярко представить. И договориться с ребенком, что и днем, и ночью этот персонаж неотступно будет находиться рядом, оберегая и защищая его, помогая во всех его делах.


Помните, что страх может быть полезным, когда помогает избегать опасности. Поэтому бороться со страхом нужно тогда, когда он мешает адекватным ситуации действиям, например, человек может начать прятаться в месте опасном для жизни либо бежать неизвестно куда.


БРЕД И ГАЛЛЮЦИНАЦИИ


Критическая ситуация вызывает у человека мощный стресс, приводит к сильному нервному напряжению, нарушает равновесие в организме, отрицательно сказывается на здоровье в целом - не только физическом, ной психическом тоже. Это может обострить уже имеющееся психическое заболевание [206].


Признаки:


Бред - ложные представления или умозаключения, в ошибочности которых пострадавшего невозможно разубедить.


Галлюцинации - пострадавший воспринимает объекты, которые в данный момент не воздействуют на соответствующие органы чувств (слышит голоса, видит людей, чувствует запахи и проч., которых нет на самом деле).


Помощь:


1. Обратитесь к медицинским работникам, вызо­вите бригаду скорой психиатрической помощи.


2. До прибытия специалистов следите за тем, что­бы пострадавший не навредил себе и окружаю­щим. Уберите от него предметы, представляю­щие потенциальную опасность.


3. Переведите пострадавшего в уединенное мес­то, не оставляйте его одного.


4. Говорите с пострадавшим спокойным голосом. Соглашайтесь с ним, не пытайтесь его переубе­дить.


Необходимо помнить, что определенного алгоритма поведения и помощи нет, так как каждый человек индивидуален и очень много факторов влияет на проявление реакций. Если человек находится в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, то вероятность проявления ОСР повышается. В подобной ситуации человек практически непредсказуем, особенно это относится к агрессивному поведению. В этом случае человека необходимо лишить возможности причинить вред себе и другим любыми доступными способами.


Помните, что одна стрессовая реакция может перерасти в другую!


Важно еще раз подчеркнуть, что экстренная психологическая помощь оказывается в том случае, когда речь идет о нормальной реакции человека на ненормальные обстоятельства. В случаях появления симптомов нарушения психотического уровня, таких как: бред и галлюцинации – необходимо привлечение психиатра.


Если ВЫ оказались рядом с человеком, получившим психическую травму в результате воздействия экстремальных факторов (при теракте, аварии, потере близких, трагическом известии и т.п.), НЕ ТЕРЯЙТЕ САМООБЛАДАНИЯ. Помните, что поведение пострадавшего не должно Вас пугать, раздражать или удивлять. Его состояние, поступки, эмоции – это нормальная реакция на ненормальные обстоятельства.


Позаботьтесь о своей психологической безопасности.


Не оказывайте психологической помощи, если ВЫ этого не хотите (неприятно или другие причины).


Найдите того, кто может это сделать.


Придерживайтесь принципа: «Не навреди»


Не делайте того, в пользе чего ВЫ не уверены.


Ограничьтесь тогда лишь сочувствием и как можно быстрее обратитесь за помощью к специалисту.

Лига психотерапии

5.2K постов25.8K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Поддерживайте авторов и комментаторов плюсами.

Задавайте любое количество уточняющих вопросов.

Ведите диалог уважительно.


Лучшие посты Лиги

http://rabota-psy.ru/stat/fav/


Все посты и обсуждения по датам

http://rabota-psy.ru/stat/lenta/


Онлайн сейчас и за последние сутки

http://rabota-psy.ru/stat/


Мы дорожим атмосферой безопасности и доброжелательности в нашем сообществе, оскорбления ведут к немедленному вызову модератора сайта и санкциям.

9
Автор поста оценил этот комментарий
Пойду помассирую позитивную точку
раскрыть ветку
4
Автор поста оценил этот комментарий

Массировать человеку позитивные точки.

А вот тут по-подробнее ;-)

раскрыть ветку
4
Автор поста оценил этот комментарий

Про страх интересно.

3
Автор поста оценил этот комментарий

Тег Бермант-Полякова на куске текста из методички МЧС выглядит сомнительно :))

Автор поста оценил этот комментарий
Да и название больше подходит что делают психиатры. ИМХО