Что бывает, когда судно налетит на бревно
Глубокая ночь. Судно неторопливо ползет в направлении Босфора.
И вдруг увесистый удар в кормовой части, сильная вибрация, ритмичные стуки.Тахометр правого двигателя фиксирует самопроизвольные колебания числа оборотов.
Не теряя ни секунды, бросаюсь к двигателю и останавливаю его. Тут же автоматически включается маслопрокачка.
Через считанные минуты в машину влетает полураздетый дед, только недавно придавивший ухом подушку:
"Чтобляздесьутебя?!"
"Да х.. его знает, все в норме было..."
Дед быстро лапает рукой лючки картера - если один из них заметно горячее других, - это признак того, что перегрелся, а в итоге мог разрушиться со многими гнусными последствиями мотылевой подшипник, связывающий шатун с коленчатым валом.
А я в этом случае - долбоеб, которого вообще к машине нельзя подпускать. Зная, что сейчас последует, беру ключи для вскрытия лючков.
Судно меж тем продолжает идти под одним двигателем, а вахтенному на мостике уже сказано по телефону, чтоб не долбил мозги, и без него, блядь, тошно, разберемся - доложим.
Быстро свинчиваем в четыре руки гайки со шпилек крепления лючков, не трогая по две противоположные на каждом (ибо надо выждать, как и положено по инструкции, 15 минут. Картер ведь заполнен парами масла, которые при доступе кислорода и наличии сильно нагретых деталей могут рвануть не хуже вакуумной бомбы).
Выдержав паузу, с помощью фонариков начинаем осматривать потроха машины.
Тут может появиться капитан, желающий лично разобраться в обстановке. Даже если бы вахтенный его не разбудил, что было бы с его стороны большой ошибкой :),- изменение режима работы двигателей, тем более, остановка, действует на опытных моряков не хуже будильника.
Кашляя от зловонных паров, которых все-таки еще много, а надо соваться рожей прямо в картер, обнаруживаем, что ни разрушения подшипников, ни обрыва поршня, ни согнутия :) шатунов не произошло.
Это, блин, большая радость. Открываю индикаторные краны (помните, они сообщают камеры сгорания с атмосферой?). Мы хотим провернуть двигатель вручную, а при закрытых кранах наживешь грыжи во всех местах организма, но с места его не сдвинешь.
После этого берется валопроворотка или просто подобранный для этой цели лом, и вставляя девайс в специальные углубления на маховике, начинаю, налегая всем телом, проворачивать его за один прием сантиметров на десять по окружности. При этом вращается коленвал, гребной вал с винтом, ерзают вверх-вниз шесть поршней по тридцать сантиметров в диаметре.
Короче, все провернулось и стало понятно - мы поймали бревно!
Пропитанные водой бревна плавают, иногда полностью скрываясь под водной поверхностью, причем, как в горизонтальном, так и в вертикальном положении. И попадают, суки, в винторулевое устройство.
Думаю, среди читающих эти строки нет ни одного, кому бы не было известно, что на мостике вращают не руль, а штурвал, а руль - это та здоровенная металлическая плоскость, которая установлена за винтом и , поворачиваясь с помощью рулевой машины в стороны, направляют струю от винта вбок, что приводит к повороту судна.
Вот хрен вы угадали - плоскость эта называется пером руля, а поворот вызывает давление струи плюс набегающего потока на это перо, которое через вертикальное стальное бревно, соединяющее его с рулевой машиной и называемое
баллером руля (!) передает это давление корпусу судна и вот под его-то воздействием начинается поворот. Руль - это перо и баллер в сборе, запомните :)
Однако, при здравом размышлении, КАЖДОМУ ПОНЯТНО, что часть струи все-таки не попадает на перо руля, а меж тем, есть плавсредства, к поворотливости которых предъявляют особые требования. Это буксиры и речные суда.
Буксир должен крутиться при различных операциях как голодный кот между ног хозяина, а речники или суда типа река-море, имея длину более ста метров, обязаны вписываться во все кренделя речных русел.
Поэтому по центру кормы у них стоит обычный руль, а винты заключены в кольцевые насадки. Вот такие:
А это для восприятия масштаба. Наши электрон и моторист.
Кольцевая насадка улавливает всю струю плюс защищает винт от ударов о грунт и т.п.
Но если бревно попадает в нее, то она превращается в мясорубку, и тут уж все зависит от диаметра лесины и ветхости нашего металла.
После проворачивания двигателя было решено запустить его на малых оборотах. Все стояли на стреме, мало ли чего. Удары повторились еще в момент пуска, и стало ясно, что насадке пришел кирдык. Долго ли, коротко, добрели до Босфора на одном двигателе и стали на якорь, вызвав бригаду легководолазов.
Для начала они сделали фото. Видите, как разрушена насадка и как сточена оконечность лопасти винта, строгавшая по металлу?
В итоге турки подогнали баржу, застропили насадку, срезали ее автогеном и увезли на металлолом. А мы дошли до порта назначения в Мраморном море с двумя рулями и обкоцаным винтом, благо, вал не погнулся и вибрации не было, разгрузились и отправились в Тузлу на ремонт.
Как это делается - в следующем рассказе.
P.S. Рассказы на морскую тему будут добавляться.
Источник: https://zen.yandex.ru/amico
Прочитал - как песню послушал! Прям.... для души! И это не потому что корабел по первому образованию. Это же для понимания того, сколько в каждой специальности вот таких вот меленьких (казалось бы нюансов) которые по сути являются жизнеопределяющими. Мореплаванье это вам не "романтические солёные брызги в лицо" на мостике! :)
В районе Северной Кореи поймали километра полтора веревки. В двеннадцать ночи сменился с вахты, зашел в каюту, достал с холодильника бутыль с ромом. Думаю, бахну стаканчик на сон грядущий. Только крышку открыл, почувствовал удар и тишина. Главный встал. Бегом обратно в машину, там все в непонятках. Подымаюсь на корму, свечу фонариком за борт, а там лапша из веревки. Намотали на винт. 12 часов ныряли, резали, и вытаскивали эту хрень. А как нырять? Асв на себя и вперед. На трех метрах маска держит, на четырех травит. Ничерта не видно все на ощупь. Глубина метров триста, страшно до усрачки. Благо вода в ноябре 22 градуса. А еще и дрейфуем в сторону границы. Кароче спаслись своими силами. Хорошо шли на малом ходу, и главный не сорвало от удара. Веревку в Китае на пиво сменяли потом.
Похожая херня была у нас, только зажевало кранец (колесо от грузовика ), попал между лопастями и насадкой. Это всё конечно ночью. Были те же действия со вскрытием лючков, проворачиваем, запуском. В итоге с вибрацией доковыляли в ближайшую бухту, встали на якорь. У нас были свои водолазы, выдернули кранец шпилями.
А почему на это кольцо вокруг винта не ставят защитные решётки от подобных подарков?