Будни дефектолога (6)

Когда слова не нужны

Эти истории являются воспоминаниями из личного опыта автора. Все имена изменены.

Женя - аутист. Ему 7 лет, он не разговаривает, не желает садиться за стол, настойчиво просит помогать, взяв педагога за руку и ведя к заданию, которое не получилось сразу, и с первого взгляда кажется, что он меня совершенно не понимает. Решено было заниматься индивидуально, а позже, когда Женя будет готов, попробовать пойти в группу к другим ребятам.

Он был как с другой планеты, когда вроде и хочется подойти к другим людям, но проверенных ключей к общению нет, и это настораживает. Что, если наругают, не поймут? Заглядывал прямо в глаза и не знал, чего ожидать. А я боялась напугать его ещё больше.

Первая беседа.
На первое занятие приготовила Жене несколько разных материалов. Хотелось сразу узнать, что ему нравится, чтобы посмотреть вокруг "из его коробки". Разложила отдельно игрушки: ветряную мельницу и мыльные пузырьки, чтобы на них дуть, маракасы, гладкие стеклянные камни, полоски искусственного меха, мячики, большую текстильную птицу с открытым клювом и крупные зерна для кормления, и, наконец, ёжики-кочки на полу вперемешку с мягкими подушками и колючей "травой".

Женя заходил немного с опаской, и я его проводила за руку по всей комнате, рассказала, что все это можно сейчас посмотреть и потрогать. Знакомой для него оказалась дорожка из "кочек": похожую он проходил на занятиях по физкультуре. Мельница и пузырьки вызвали улыбку, но дуть самостоятельно Женя пока отказался. Согласился кормить птичку, обрадовался, что она (то есть я, прячась за ней) делает громкое Ам!, когда зернышко попадает внутрь. А потом мы нашли камни.

Камушки стали нашим первым разговором. Женя сжимал их в руках, перебирал в пальцах, стучал одним о другой, наполнял миску, высыпал, снова наполнял и снова высыпал. Я взяла несколько штук, повернула его руку ладонью вверх и легонько насыпала сверху. Женя застыл. Ему понравилось ощущение мягкого падения тяжёлого стекла на ладошки, он вложил мне в руки целую горсть камней и подставил свои снова. Я посыпала ему пальцы, а потом показала свою ладонь и ткнула в неё пальцем: насыпь и мне тоже! И он насыпал. Насыпал и ловил взгляд, улыбался в ответ, подставлял ручки и снова улыбался. Этот хрупкий момент, когда ожидаемый подвох так и не явился, позволил нам дальше пробовать новые варианты общения. Если Женя впустит меня в свою "коробочку", возможно, оттуда я смогу ему предложить что-нибудь ещё.

Коза.
"Идёт коза рогатая за малыми ребятами..."
Так в детстве с нами играли бабушки. А сейчас так играем мы с Женей: "шагая" пальцами от мысков до плеч в такт стишку, угрожающе поднимая руки и замирая с гримасой на лице, жду, когда он меня заметит. Женя внимательно ждёт, улыбается, замирает сам, и тут... ЗАБОДАЮ-ЗАБОДАЮ-ЗАБОДАЮ!!! - щекочу, а он смеётся, уворачивается, хватает за руки и резко тянет вниз, к мыскам: нужно сделать "козу" ещё раз. Правда, хватает очень сильно, сдавливая пальцы, и я понимаю, что слабые/лёгкие прикосновения для него почти незаметны, и он пока не очень умеет ими пользоваться. Спустя пару занятий показываю Жене: ай! Больно! Так нельзя. Покажи сам, что ты хочешь. Предлагаю показать собственными пальчиками на своих ногах. Для Жени это ново, но он так полюбил момент ожидания щекотки в игре, что соглашается на мои условия и даёт руки, чтобы я ещё раз подсказала нужное движение. Мгновенно понимает, что именно я хотела объяснить, но чуть сомневается и решает проверить, действует ли это. Стучит пальчиками на носочках, сразу поднимает голову: смотрит ли @maramures, поняла ли меня? Хвалю Женю, делаю "козу" снова и снова. Несколько занятий подряд Женя забывал, как именно нужно объяснять мне про "козу", но спустя время привык и активно этим пользуется.

Делу время, потехе час.
Такое правило я ввела на занятия, когда заметила, что Женя мне доверяет. Он очень часто просил поиграть с камнями или в "козу", но ведь учебные задания никто не отменял. Так как Женя не любитель рассиживаться за столом, мы ставили стулья боком к столу, чтобы сидеть лицом друг к другу. Сбоку от нас лежат материалы, и я показываю мальчику: сначала сортировка, потом коза; сначала кормим птичку и пробуем сказать "ам!", потом камни.

Женя явно не в большом восторге от этого правила, но я не разрешаю отступать: заставлять не стану, но и делать "козу" до выполнения задания не буду. Могу только подсказать, как правильно его сделать и ободряюще бубнить в процессе :) иногда Женя ругается на меня: раскачивает стул, хочет уйти, хмурится, сердито мычит, хватает за руки и пытается убедить играть. Но правило остаётся правилом: @maramures ещё раз показывает последовательность задание —> игра, опускает лапки, и с этого момента они становятся тяжелее, чем Мьёльнир для землян, пока Евгений героически не преодолеет свою задачу. Ну, а потом - скорей играть!

Продолжение в следующей серии :)

Лига Педагогов

1.7K постов5.6K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Можно:

Писать все, что можно отнести к педагогам и педагогике.

...

Нельзя.

1. Попрошайничать;

2. Рекламировать;

3. Оскорблять участников сообщества;

4. Писать не по теме;


90
Автор поста оценил этот комментарий

Боже, сколько у вас терпения.. Я бы не смогла(

раскрыть ветку
27
Автор поста оценил этот комментарий
Титаническое терпение, слов нет. Очень интересно узнать - каковы вообще шансы "подтянуть" речевое развитие?
От всей души желаю успехов и Вам, и Жене, так держать!
раскрыть ветку
44
Автор поста оценил этот комментарий

Меня в детстве посылали на комиссию за то, что я изрисовывал по пол тетради баталиями мышей и роботов (фиг знат почему такие персонажи). Учёба давалась в основном легко - времени на уроках было много. Поставили аутизм. Пару раз даже водили к психиатру. Потом все забили и никто больше не вспоминал.

раскрыть ветку
17
Автор поста оценил этот комментарий
Ох, найти бы к моей дочери подход, чтобы ей чего-то настолько хотелось, что она бы задания выполняла. Два дефектолога плюс я сама, куча вариантов, а толку ноль. Пока сама не захочет выполнять требуемое, то, в лучшем случае, все будет делаться на отвали, сопровождаться слезами и криком
раскрыть ветку
23
Автор поста оценил этот комментарий
У меня жена - логопед в д/с. Всю работу с детьми убивает ПИСАНИНА всякой херни, и участие в конкурсах, и в МО, и в пед.советах и в т.д. и в т.п.
раскрыть ветку