Битва за Атлантику. "Бисмарк". Часть VIII. На Сен-Назер!.

24 мая 1941 года в 19:00 Лютьенс получил радиограмму из штаба группы "Вест". В ней содержался ответ на его радиограмму о том, что "Принц Ойген" отправлен в самостоятельное рейдерство. Штаб согласился с этим и рекомендовал "Бисмарку", прежде чем идти во Францию, сделать большой крюк, чтобы взять противника измором. Дело в том, что Лютьенс не сообщил сперва, что имеет нехватку топлива (вспомним, что "Бисмарк" оказался отрезан от своих носовых цистерн), поэтому в штабе, наверное, немало удивились, когда в 20:56 получили радиограмму с "Бисмарка": "Избавиться от контакта не могу из-за наличия у врага радара. Из-за нехватки топлива иду прямо на Сен-Назер".

Данный пост не пропагандирует идеи нацизма и прочие идеологии, а все фотографии с нацистской символикой носят исключительно ознакомительный характер.

Битва за Атлантику. "Бисмарк". Часть VIII. На Сен-Назер!. Kriegsmarine, Бисмарк, Флот, Битва за Атлантику, Длиннопост

Randall K.G.

"Бисмарк в Готенхафене. Май, 1941 год." Холст, масло.

К. Дениц, командующий подводным флотом, отдал необходимые указания своим подлодкам, которые находились гораздо западнее и создавали завесу для охоты за кораблями противника. Для прикрытия "Бисмарка" были даже перенаправлены лодки, которые шли на базу из-за исчерпания запаса торпед, чтобы вести разведку.

Поскольку время на линкоре велось по немецкому летнему, местное время отставало на четыре часа. Поэтому в 23:30 еще было достаточно светло, и слева появились самолеты. Оказалось, что это торпедоносцы с авианосца "Викториес" из соединения Тови. Линкор увеличил скорость до 27 узлов, а все зенитные батареи изготовились к бою. В ход пошла даже одна башня ГК, которая стреляла в воду перед низколетящими "Свордфишами", поднимая большой столб воды. Столкновение с таким столбом было равнозначно столкновению со стеной.

Тем не менее, ни одна из сторон похвастаться результативностью не смогла.

Битва за Атлантику. "Бисмарк". Часть VIII. На Сен-Назер!. Kriegsmarine, Бисмарк, Флот, Битва за Атлантику, Длиннопост

Фотография "Бисмарка", сделанная с одного из "Свордфишей" с авианосца "Викториес".

Ни один из самолетов не был сбит, а в "Бисмарк" попала всего одна торпеда. Она не успела занять глубину, поэтому попала в броневой пояс. Корабль не получил серьезных повреждений, однако линкор понес первые потери - ударной волной был отброшен обер-боцман Курт Кирхберг, который от удара о переборку мгновенно погиб.

В средней части корабля попадание торпеды ощущалось сильнее. Один из матросов растерялся, надел спасательный жилет и принялся лихорадочно его надувать. Не помогали и внушения офицеров и товарищей. Его отвели в кладовую, где он через некоторое время успокоился.

В другом отсеке машинен-ефрейтор Будих от взрыва торпеды перелетел через все помещение. Молчание прервал обер-машинист Баро: "Будих, куда ты так спешишь?". В итоге смех помог разрядить накаленную обстановку.

Битва за Атлантику. "Бисмарк". Часть VIII. На Сен-Назер!. Kriegsmarine, Бисмарк, Флот, Битва за Атлантику, Длиннопост

Экипажу было объявлено, что сбито пять торпедоносцев, и моральный дух людей заметно поднялся.

Однако маневры, вибрации от залпов и высокая скорость сорвали пластыри и разошлись пробоины, в результате чего "Бисмарк" снова стал принимать воду, а дифферент на нос увеличился. Пришлось снизить скорость до 16 узлов.

Помимо этого, вскоре к "Бисмарку" приблизился "Принц оф Уэльс". На дистанции 15000 м. они обменялись парой залпов, но сумерки прекратили эту дуэль.

Однако сперва давайте перенесемся в Адмиралтейство, и посмотрим, что собираются предпринять англичане.

Битва за Атлантику. "Бисмарк". Часть VIII. На Сен-Назер!. Kriegsmarine, Бисмарк, Флот, Битва за Атлантику, Длиннопост

Линкор "Принц оф Уэльс".

Как я уже говорил, лаконичная радиограмма командира соединения крейсеров Уэйк-Уокера "Худ взорвался" поразила Лондон подобно молнии. В одночасье задача "Потопить Бисмарк" стала почти что национальной. Его нужно было настигнуть во что бы то ни стало!

Тови со своим соединением (линкор "Кинг Джордж V", лин. кр. "Рипалс", авианосец "Викториес") находились от немцев в 550 милях к юго-востоку. Тови намеревался перехватить их при попытке обратного прорыва в Германию. Он резонно предполагал, что ремонт лучше проводить в Германии, да и триумфальное возвращение даст отличный материал для немецкой пропаганды.

Адмиралтейство же приняло ряд важнейших решений. В это время в Атлантике находилось около десяти конвоев в сопровождении эсминцев, крейсеров и линкоров. Лишить их защиты было огромным риском, однако Адмиралтейство на него пошло. Все корабли были перенаправлены на охоту за "Бисмарком"

В Гибралтаре находилось соединение H (лин. кр. "Ринаун", авианосец "Арк Ройал", крейсер "Шеффилд", 6 эсминцев), которое должно было сопровождать войсковой конвой с солдатами. Приказ был отменен, и соединение отправилось на север на перехват немецкого линкора.

Крейсер "Лондон", сопровождавший конвой из Гибралтара в Великобританию был отозван.

Крейсер "Эдинбург", находившийся у Азорских островов, даже несмотря на нехватку топлива, был отправлен на перехват.

Линкор "Рамиллис" оставил конвой, находившийся в сотне милях к северу-западу.

Линкор "Ревендж", находившийся в Галифаксе за тысячу миль, получил приказ заменить "Рамиллиса".

Линкор "Родней", направлявшийся на ремонт в США и сопровождавший войсковой транспорт "Британик", также был отозван.

Т.о. против "Бисмарка" англичане развернули:

4 линкора,

2 лин. кр.,

2 авианосца,

3 тяж. кр.,

10 лгк. кр.,

21 эсминец.

Битва за Атлантику. "Бисмарк". Часть VIII. На Сен-Назер!. Kriegsmarine, Бисмарк, Флот, Битва за Атлантику, Длиннопост

Вернемся на "Бисмарк".

25 мая экипаж поздравлял с днем рождения командующего флота Гюнтера Лютьенса с 52-летием.

"Бисмарк" все еще шел на юг. Его все также преследовали "Саффолк", "Норфолк" и "Принц оф Уэльс". И, казалось, на его день рожденья англичане также решили сделать ему подарок.

Гидрофоны не обнаружили противника справа по борту, и в темноте Лютьенс решил оторваться от преследователей.

В 3:00 линкор изменил курс на запад, потом северо-запад, потом север и, описав циркуляцию, пошел генеральным курсом на Сен-Назер.

"Саффолк", который шел противолодочным зигзагом, уже привык к кратковременным пропаданием контакта с экрана радара. Так и сейчас, при повороте в 3:06 "Саффолк" утратил контакт и привычно рассчитывал его восстановить в 3:30 при возвращении на курс. Но вдруг радар не дал отметки на привычном месте "Бисмарка". Уэйк-Уокер решил, что "Бисмарк" уходит на запад, потому развернул свое соединение в этом направление.

Т.о. противники стали уходить друг от друга в противоположных направлениях.

Стоит добавить, что "Принц Ойген", продолжавший движение на юг, также оказался слишком далеко, что бы быть обнаруженным.

Битва за Атлантику. "Бисмарк". Часть VIII. На Сен-Назер!. Kriegsmarine, Бисмарк, Флот, Битва за Атлантику, Длиннопост

Казалось, вот он - шанс!

Однако, Лютьенс не воспользовался предоставленным ему подарком. Вероятно, все еще считая, что преследователи на хвосте, он не счел нужным соблюдать радиомолчание, в 7:00 отправил радиограмму в штаб группы "Вест".

В 9:00 Лютьенс отправил длинную радиограмму, сообщая все подробности похода, и указывая, что он все-еще преследуем.

Тем временем в штабе группы "Вест", после анализа перехваченных радиограмм англичан, пришли к выводу, что контакт с "Бисмарком" потерян. В 8:46 они сообщили об этом Лютьенсу, но последующие сообщения с "Бисмарка" указывали, что Лютьенс считает, что все еще преследуем.

На "Ойгене", который также читал "переписку" линкора со штабом, также решили, что "Бисмарк" оторвался, но зачем же он подвергает себя такой опасности, передавая такие длинные радиограммы??

Битва за Атлантику. "Бисмарк". Часть VIII. На Сен-Назер!. Kriegsmarine, Бисмарк, Флот, Битва за Атлантику, Длиннопост

Мостик линкора "Бисмарк"

После 10:00 Лютьенс наконец "заткнулся", и штаб "Вест" решил, что их радиограмма возымела силу.

Однако в 10:30 Тови получил радиограмму из Адмиралтейства, где сообщалось, что "Бисмарк" запеленгован станциями слежения. Еще перед выходом в море Тови распорядился, что расчетами пеленгаций будут заниматься на его флагманском корабле. В итоге, результаты пеленгаций из Великобритании, Исландии и Гибралтара были переданы на "Кинг Джордж V", где штурман капитан Франк Ллойд произвел расчеты. Они оказались весьма не точны, и Тови пришлось рассматривать несколько вариантов местонахождения "Бисмарка". Он выбрал самый северный, предполагая, что "Бисмарк" идет домой через Норвежское море. Он развернул свое соединение на север.

Но в Адмиралтействе возникли сомнения и расчеты во второй половине дня были перепроверены. Выяснилось, что утром была допущена ошибка, и "Бисмарк" находится гораздо южнее и идет в Бискайский залив. После 18:00 Тови изменил курс на юго-восток. Его соединение оказалось в 150 милях от немецкого корабля.

Битва за Атлантику. "Бисмарк". Часть VIII. На Сен-Назер!. Kriegsmarine, Бисмарк, Флот, Битва за Атлантику, Длиннопост

Лига историков

13.5K пост50.1K подписчика

Добавить пост

Правила сообщества

Для авторов

Приветствуются:

- уважение к читателю и открытость

- регулярность и качество публикаций

- умение учить и учиться


Не рекомендуются:

- бездумный конвейер копипасты

- публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации

- чрезмерная политизированность

- простановка тега [моё] на компиляционных постах

- неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты

- видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)


Для читателей

Приветствуются:

- дискуссии на тему постов

- уважение к труду автора

- конструктивная критика


Не рекомендуются:

- личные оскорбления и провокации

- неподкрепленные фактами утверждения

9
Автор поста оценил этот комментарий

Ну класс посты, а. Сколько читал об этой опере, но у вас лучше всех выходит. Ждём-с ! ))

9
Автор поста оценил этот комментарий
Мучитель! Разве можно такими маленькими дозами кормить читателей!
раскрыть ветку
6
Автор поста оценил этот комментарий

Как очень верно заметил Пикуль, британское Адмиралтейство, с целях сохранения престижа флота сделало всё, чтобы этот  престиж потерять. "Бисмарк" топили чуть ли не половиной всего Хоум-Флита. И при том, что "Ойген" сумел ускользнуть, а позже вернуться в Германию. Кстати, его остов до сих пор ржавеет на мелководье у ат. Кваджалейн. Причем недавно было в новостях, что хотят его распилить и утилизировать.

Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку
2
Автор поста оценил этот комментарий
Слушай, выкладывай посты чуть длиннее по сожержвнию, а то как всегда, заканчивается на самом интересном!
раскрыть ветку
3
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

О мой любимый автор) Монархисту привет)