Bf-110.Лучший штурмовик рейха.

Bf-110.Лучший штурмовик рейха. Вторая мировая война, Германия, Bf-110, Длиннопост, Люфтваффе, Штурмовик авиация

При анализе действий Люфтваффе часто возникает вопрос – как же немцы всю войну прошли без штурмовика, обойдясь примитивными Hs-123 (выпущено 250 шт.) и ненадёжными Hs-129 (870 шт.), плюс к этому несколькими тысячами условно считаемых штурмовиками Ju-87? Тогда как в СССР произвели одних Ил-2 36154 шт., не считая нескольких тысяч Ил-10 и ряда довоенных штурмовиков? Да, на первый взгляд отсутствие универсального, надёжного и простого штурмовика стало одним из факторов, почему нацистская Германия проиграла Вторую Мировую войну, тогда как наши Ил-2 стали «тысячами универсальных скальпелей, взрезавших брюхо Вермахта».

Bf-110.Лучший штурмовик рейха. Вторая мировая война, Германия, Bf-110, Длиннопост, Люфтваффе, Штурмовик авиация

Но не стоит считать немцев глупцами. Возможно, руководство Третьего рейха допустило серьёзный стратегический просчёт, не считая полностью бронированный «самолёт поля боя» необходимым условием победы (ибо около 1100 Хеншелей – это просто капля в море), т.к., даже в случае успеха тактики «блицкрига», штурмовики должны были помочь Вермахту, а в случае длительной войны наличие таких самолётов становилось ещё более актуальным. Но факт остаётся фактом - главным самолётом непосредственной поддержки Вермахта, его «летающей артиллерией» были пикирующие бомбардировщики: Ju-87 – тактического уровня, менее скоростной, но более точный, и Ju-88 – оперативного уровня, более скоростной, но менее точный.

Bf-110.Лучший штурмовик рейха. Вторая мировая война, Германия, Bf-110, Длиннопост, Люфтваффе, Штурмовик авиация

Вместо тихоходных бронированных штурмовиков руководство Люфтваффе отдало (возможно, вынужденно, из-за нехватки производственных мощностей) приоритет более универсальным самолётам, которые именовались у немцев «Zerstörer» - «Разрушитель», «Уничтожитель», что примерно соответствует термину истребитель-бомбардировщик. К этой категории можно отнести два главных типа таких машин, использовавшихся в Люфтваффе – это Bf-110 и Fw-190.

Bf-110.Лучший штурмовик рейха. Вторая мировая война, Германия, Bf-110, Длиннопост, Люфтваффе, Штурмовик авиация

Bf-110 оказался настоящим ветераном – созданный ещё в 1936 году, он прошёл всю войну, и его производство завершилось только к марту 1945 года, когда к заводам концерна «Messerschmitt AG» (бывшему «Bayerishe Flugzeugwerke AG») уже подходили советские танки. Этот самолёт оказался  универсальной машиной: свою карьеру он начал в небе Испании, Польши и Франции как тяжёлый дальний истребитель; потерпев фиаско в этом качестве в Битве за Англию, он был переквалифицирован в штурмовик, функции которого успешно выполнял в 1941-1942 годах в ходе Балканской и Североафриканской кампаний, а также в ходе нацистской агрессии против СССР. В 1943 году стало сказываться сильное превосходство ВВС стран антигитлеровской коалиции на всех ТВД, и часть Bf-110 была переведена в разряд дальних истребителей сопровождения, но главной их функцией стала роль ночных перехватчиков в ПВО Германии, где они очень успешно проявили себя до конца войны.

Bf-110.Лучший штурмовик рейха. Вторая мировая война, Германия, Bf-110, Длиннопост, Люфтваффе, Штурмовик авиация

Всего было произведено 6170 Ме-110 (по другим данным, 5760-5916 шт.) в 8 модификациях и 67 вариантах, что является достаточно серьёзной цифрой. Из этого числа 3028 машин составляли «разрушители» (производившиеся в довоенное время и в начале войны, и которые принято именовать Bf-110), а 2240 - истребители ПВО (что само по себе очень показательно, и которые производились в середине и конце войны, обозначаемые как Me-110). Кроме того, было выпущено 494 единицы этих самолётов в различных вариантах разведчиков, корректировщиков и самолётов наведения.

Bf-110.Лучший штурмовик рейха. Вторая мировая война, Германия, Bf-110, Длиннопост, Люфтваффе, Штурмовик авиация

Обычно в советской и российской военной литературе «стодесятые» Мессершмидты считаются каким-то «летающим недоразумением», якобы лёгкой целью для советских пилотов и зенитчиков, и, в общем, об этом самолёте говорится достаточно пренебрежительно. Но реальный анализ даёт несколько иную картину: в первоначальный период Второй Мировой машины этого типа были универсальными и достаточно эффективными, вполне справляясь с функциями истребителя-бомбардировщика и штурмовика, прекрасно в этом дополняя Ju-87 и Ju-88. Да, возможно, Bf-110 как истребитель был тяжеловат, но как штурмовик он был вполне «на уровне».

Bf-110.Лучший штурмовик рейха. Вторая мировая война, Германия, Bf-110, Длиннопост, Люфтваффе, Штурмовик авиация
Bf-110.Лучший штурмовик рейха. Вторая мировая война, Германия, Bf-110, Длиннопост, Люфтваффе, Штурмовик авиация
Bf-110.Лучший штурмовик рейха. Вторая мировая война, Германия, Bf-110, Длиннопост, Люфтваффе, Штурмовик авиация

Например, на вторую половину 1930-х Bf-110 имел наилучшую среди всех немецких самолётов бронезащиту экипажа. Кабина пилота и стрелка была защищена стальными пластинами толщиной 8-10 мм от обстрела снизу, спереди и сзади. Также блок прозрачной брони толщиной 60 мм закрывал пилота спереди. Своим бронированием Bf-110 напоминал бронекапсулу созданного позднее в СССР Ил-2; общий вес первоначально установленной на этом немецком самолёте брони составлял 177 кг, и потом на штурмовых модификациях только возрастал.

Bf-110.Лучший штурмовик рейха. Вторая мировая война, Германия, Bf-110, Длиннопост, Люфтваффе, Штурмовик авиация
Bf-110.Лучший штурмовик рейха. Вторая мировая война, Германия, Bf-110, Длиннопост, Люфтваффе, Штурмовик авиация

Благодаря постоянным усилиям, за несколько лет немецким конструкторам и инженерам удалось повысить мощность знаменитых двигателей DB-601 с 910 л.с. до 1350 л.с., т.е. практически в 1,5 раза, и максимальная скорость Bf-110 при этом увеличилась с 430 км/ч до 540 км/ч (а в вариантах ночного перехватчика и разведчика даже ещё больше – до 560-580 км/ч, что позволяло им настигать англо-американские бомбардировочные формации).

Bf-110.Лучший штурмовик рейха. Вторая мировая война, Германия, Bf-110, Длиннопост, Люфтваффе, Штурмовик авиация

Кроме этого, Bf-110 изначально проектировался как самолёт с бортстрелком, чем выгодно отличался от немецких Hs-123, Hs-129 и советских Ил-2 ранних серий. Наличие заднего бортстрелка (который, в отличие от огневой точки на «илах», был прикрыт бронёй так же, как и пилот) делало Bf-110 довольно трудной целью, даже несмотря на то, что в горизонтальной и вертикальной манёвренности эта тяжёлая двухмоторная машина уступала одномоторным истребителям.

Bf-110.Лучший штурмовик рейха. Вторая мировая война, Германия, Bf-110, Длиннопост, Люфтваффе, Штурмовик авиация

Вообще сравнивать Bf-110 можно не только с советскими штурмовиками Ил-2, но даже с советскими пикирующими бомбардировщиками Пе-2. Почему – сейчас станет ясно. Нормальная бомбовая нагрузка основного нашего пикирующего бомбардировщика Пе-2 составляла 600 кг, в перегрузочном варианте от 800 до 1200 кг бомб. Нормальная бомбовая нагрузка Ил-2 составляла 350-400 кг, с перегрузом 500-600 кг бомб (что сопоставимо с немецким лёгким пикировщиком Hs-123).

Bf-110.Лучший штурмовик рейха. Вторая мировая война, Германия, Bf-110, Длиннопост, Люфтваффе, Штурмовик авиация
Bf-110.Лучший штурмовик рейха. Вторая мировая война, Германия, Bf-110, Длиннопост, Люфтваффе, Штурмовик авиация

Нормальной бомбовой нагрузкой Bf-110 (при которой он был способен вести наступательный бой как истребитель) было 500-600 кг, а в перегрузочном варианте он поднимал 1200 кг (2 бомбы по 500 кг и 4 по 50 кг), иногда 1600 кг (2 по 500 кг и 2 по 300 кг) и в исключительных случаях даже 2200 кг бомбового груза (2 по 1000 кг и 4 по 50 кг). При этом, если максимальный калибр бомб, которые был способен взять Ил-2, был 250 кг, то "Уничтожители" были способны брать даже 1000 кг бомбы.

Bf-110.Лучший штурмовик рейха. Вторая мировая война, Германия, Bf-110, Длиннопост, Люфтваффе, Штурмовик авиация

Bf-110 был полноценным истребителем-бомбардировщиком, так как после освобождения от своей очень большой бомбовой нагрузки он был способен вести не только оборонительный бой, как бомбардировщики, а сражаться как истребитель. И не просто так самым его близким советским аналогом является «стратегический истребитель» И-100, на базе которого были построены и основной фронтовой пикировщик Пе-2, и дальний истребитель-перехватчик Пе-3.

Bf-110.Лучший штурмовик рейха. Вторая мировая война, Германия, Bf-110, Длиннопост, Люфтваффе, Штурмовик авиация

Так что Люфтваффе в лице Bf-110 имело полноценный штурмовик (выпущенный в количестве 3000 машин), который по скорости превосходил Ил-2 и был примерно равен Пе-2; по бомбовой нагрузке кратно превосходил как Ил-2, так и даже Пе-2; по бронированию превосходил Пе-2 и был сопоставим с Ил-2; а по огневой мощи превосходил как Пе-2, так и Ил-2.

Bf-110.Лучший штурмовик рейха. Вторая мировая война, Германия, Bf-110, Длиннопост, Люфтваффе, Штурмовик авиация

Однако это ещё не всё. По выбору немецкого пилота под крыльями Bf-110 перед вылетом можно было смонтировать (вместо бомб или НУРС, или топливных баков) специальные контейнеры с 20-мм пушками, что превращало этот самолёт в грозную восьмиточечную летающую батарею (из 4 пулемётов и 4 пушек). Подобное усиление вооружения не практиковалось для Ил-2, поэтому можно считать, что и по огневой мощи Bf-110 был двукратно сильнее основного советского штурмовика.

Bf-110.Лучший штурмовик рейха. Вторая мировая война, Германия, Bf-110, Длиннопост, Люфтваффе, Штурмовик авиация

Таким образом, штурмовые модификации Bf-110, пожалуй, уникального в своей универсальности самолёта, следует считать полноценными машинами непосредственной поддержки пехоты с воздуха. И именно «стодесятые» превосходили по всем параметрам Ил-2 и Пе-2 и принесли очень много вреда советским наземным силам, а вовсе не были «плохими и ни для чего не годными истребителями».

Bf-110.Лучший штурмовик рейха. Вторая мировая война, Германия, Bf-110, Длиннопост, Люфтваффе, Штурмовик авиация
Bf-110.Лучший штурмовик рейха. Вторая мировая война, Германия, Bf-110, Длиннопост, Люфтваффе, Штурмовик авиация

Многие из нас знакомы с  воспоминаниями немецких солдат, переживших удары советских Ил-2, имевших всего 4 огневых точки и довольно небольшой груз бомб. А теперь представим, насколько же было страшно нашим  оказаться под ударом Bf-110, каждый из которых имел по 6-8 огневых точек наступательного вооружения и в разы большую бомбовую нагрузку.


И эти машины ведь действовали не как Ju-87 – сбросили свои бомбы и ушли за новыми, нет, они сбрасывали бомбы и висели над нашими линиями окопов, поливая сверху советских солдат огнём . А потом снова прилетали «штуки» и устраивали свой «адский хоровод» под вой сирен, а скорострельной малокалиберной зенитной артиллерии (основного средства борьбы со штурмовиками) в Красной Армии того времени было крайне мало…

Bf-110.Лучший штурмовик рейха. Вторая мировая война, Германия, Bf-110, Длиннопост, Люфтваффе, Штурмовик авиация

Авиация и Техника

9.3K постов17.5K подписчика

Добавить пост

Правила сообщества

Правила Пикабу

7
Автор поста оценил этот комментарий

с чего 110 вджруг стал штурмовиком, если всегда был тяжелым истребителем?

3
Автор поста оценил этот комментарий

Первый самолет, одержавший победу в начале ВОВ, был именно мессер-110

Автор поста оценил этот комментарий

Спасибо за пост, очень интересно.

Автор поста оценил этот комментарий

Когда запустили спутник, все поняли , что безопасности не будет никогда

1
Автор поста оценил этот комментарий
А зачем ИЛам были нужны пушечные контейнеры, если поздние серии с 37мм пушками шли? У нас не гнались за количеством, у нас брали калибром :).
раскрыть ветку