«Безумный Макс: Дорога ярости» — символические мотивы в фильме

Всем привет! С вами снова Упитко. Сегодня у нас второй пост, созданный совместно с YouTube-каналом «Скрытый смысл», автор которого пытается взглянуть на фильмы гораздо глубже обычного зрителя — с точки зрения психологии, философии и символизма.


Как и в прошлый раз, для удобства в посте будут и видео, и дублирующий информацию из него текст — чтобы каждый мог выбрать для себя удобный формат.


Разбирать нам всем предстоит фильм «Безумный Макс: Дорога ярости», в котором мы будем искать символические мотивы. Ведь на самом деле это кино гораздо глубже, чем кажется.

Выше, как вы поняли, видео, а далее текст Романа, автора канала «Скрытый смысл», который я слегка адаптировал для Пикабу, разбавив картинками.


Осторожно, спойлеры!


Думаю, в фильме «Безумный Макс: дорога ярости» большинство людей за эффектным экшеном вообще не увидело никакого смысла. Действительно: полфильма герои едут в одну сторону, полфильма в другую. О чем тут вообще можно говорить?


Но на самом деле в сюжете присутствует множество символических образов и мотивов, придающих этому произведению чуть ли не мифологический характер.

«Безумный Макс: Дорога ярости» — символические мотивы в фильме Спойлер, Скрытый смысл, Видео, Длиннопост, Безумный Макс: Дорога ярости, Безумный Макс

Предлагаю вашему вниманию две альтернативных точки зрения на данный фильм.


ЧТО В ЭТОМ ФИЛЬМЕ ВИДИТ ФИЛОСОФ?


Философ видит универсальную триаду категорий, сформулированную в 5 веке греческим философом Проклом: «пребывание — исхождение — возвращение».

«Безумный Макс: Дорога ярости» — символические мотивы в фильме Спойлер, Скрытый смысл, Видео, Длиннопост, Безумный Макс: Дорога ярости, Безумный Макс
«Безумный Макс: Дорога ярости» — символические мотивы в фильме Спойлер, Скрытый смысл, Видео, Длиннопост, Безумный Макс: Дорога ярости, Безумный Макс

Эта триада лежит в основе как бытия вообще, так и всего сущего, и описывает основные стадии любого процесса.


Архитектоника фильма «Безумный Макс: дорога ярости» является буквальной иллюстрацией этой триады. Исходная точка истории — пребывание главной героини в Цитадели, стоящей на источнике. Философ тут видит символ Единого и его творческой мощи.

«Безумный Макс: Дорога ярости» — символические мотивы в фильме Спойлер, Скрытый смысл, Видео, Длиннопост, Безумный Макс: Дорога ярости, Безумный Макс

Затем героиня совершает «исхождение» — отправляется в путь к намеченной цели. Цель эта видится ей находящейся где-то во внешнем мире. Это этап выхода бытия из состояния неделимого единства, переход во множественность.

«Безумный Макс: Дорога ярости» — символические мотивы в фильме Спойлер, Скрытый смысл, Видео, Длиннопост, Безумный Макс: Дорога ярости, Безумный Макс

Дойдя до предполагаемой цели, героиня получает новое знание о том, что подлинная цель находится в той же точке, откуда она совершила свое исхождение. Она возвращается к источнику и внутреннему единству, обретая новое качество, обогащаясь знанием инобытия.

«Безумный Макс: Дорога ярости» — символические мотивы в фильме Спойлер, Скрытый смысл, Видео, Длиннопост, Безумный Макс: Дорога ярости, Безумный Макс

Триада «пребывание — исхождение — возвращение» описывает нашу жизнь как целое: пребывание в неразличимом единстве со всем сущим, затем рождение и выход в текучую временную множественность, развитие, связанное с преодолением страданий и раздробленности, и итоговое возвращение к единству и истоку.

«Безумный Макс: Дорога ярости» — символические мотивы в фильме Спойлер, Скрытый смысл, Видео, Длиннопост, Безумный Макс: Дорога ярости, Безумный Макс

Эта триада пронизывает каждый наш день: мы пребываем в доме, выходим из него для добычи ресурсов и возвращаемся назад. Эта триада является внутренней структурой нашего познания и развития:


1. В любой момент времени мы пребываем в самих себе.

2. В любой момент времени мы изменяемся, становимся другими, выходим из себя в акте познания, соотносясь с внешним миром.

3. Но одновременно с этим, изменяясь, мы остаёмся собой, то есть, возвращаемся в самих себя, к своей неизменной сущности.


История Макса совершает похожий цикл. Исходная точка Макса — пустыня, в которой он постоянно пребывает в одиночестве. Его исхождение — это переход в мир людей и сотрудничество с Фуриосой и ее соратниками. В конце фильма он вновь возвращается туда, откуда пришел — в пустыню.

«Безумный Макс: Дорога ярости» — символические мотивы в фильме Спойлер, Скрытый смысл, Видео, Длиннопост, Безумный Макс: Дорога ярости, Безумный Макс

ЧТО В ЭТОМ ФИЛЬМЕ ВИДИТ ПСИХОЛОГ?


Теперь посмотрим на содержание фильма глазами психолога. Психолог видит в этом фильме историю женщины, которая входит в контакт со своей женской сущностью и освобождается от негативного влияния отца.


Напомню, что с точки зрения психологии, герои фильма являются отражением внутренних частей нашей личности, именно поэтому возможна эмпатия, сопереживание героям и наше отождествление с ними. Именно поэтому после просмотра фильма мы чувствуем себя освободившимися от каких-то внутренних зажимов, мы ощущаем в себе новые силы и готовность действовать.

«Безумный Макс: Дорога ярости» — символические мотивы в фильме Спойлер, Скрытый смысл, Видео, Длиннопост, Безумный Макс: Дорога ярости, Безумный Макс

Главная героиня, Фуриоса, как обычно для главного героя, олицетворяет сознательный и волевой центр личности, наше Я.


Существует интересная типология, сравнивающая женские психологические типы с античными богинями. Согласно этой типологии, Фуриоса — это типичная Афина. Она обладает логическим складом ума, умеет не поддаваться эмоциям и действовать правильно в конфликтных ситуациях. Она здраво мыслит и крайне прагматична. Это женщина, которая постоянно находится в обществе мужчин, легко находит с ними общий язык, но при этом не ищет романтической любви, так как вполне самодостаточна.


Фуриоса и другие персонажи живут в Цитадели — крепости, расположенной внутри трех скал. Крепость, функция которой отделять и защищать внутреннее от внешнего, символизирует личность как целое.

«Безумный Макс: Дорога ярости» — символические мотивы в фильме Спойлер, Скрытый смысл, Видео, Длиннопост, Безумный Макс: Дорога ярости, Безумный Макс

Внутри Цитадели находится источник чистой воды — символ источника жизни и внутренней энергии личности. Источник также является центром, притягивающим к себе всё живое, и как таковой, он символизирует внутренний центр личности, Самость.

«Безумный Макс: Дорога ярости» — символические мотивы в фильме Спойлер, Скрытый смысл, Видео, Длиннопост, Безумный Макс: Дорога ярости, Безумный Макс

Вода сама по себе является символом женского начала и связана с архетипом Великой Матери и ее атрибутами — рождением и плодородием.

«Безумный Макс: Дорога ярости» — символические мотивы в фильме Спойлер, Скрытый смысл, Видео, Длиннопост, Безумный Макс: Дорога ярости, Безумный Макс

Доступ к источнику контролируется диктатором Несмертным Джо.

«Безумный Макс: Дорога ярости» — символические мотивы в фильме Спойлер, Скрытый смысл, Видео, Длиннопост, Безумный Макс: Дорога ярости, Безумный Макс

Несомненно, Несмертный Джо — это образ отцовской фигуры. В своем положительном аспекте он вождь, законодатель, защитник царства и олицетворение объединяющего принципа. Но мы также видим его отрицательный аспект. Вода находится под его полным контролем; и таким образом он препятствует обновлению, развитию и свободному течению жизни.


То есть, фильм может отражать ситуацию, когда принципы, принятые от отца, либо его авторитет и власть не дают человеку самостоятельно развиваться, мешают свободному самоопределению. А попытки жить по отцовским правилам ни к чему хорошему не приводят, на что указывают неполноценные сыновья Несмертного Джо.

«Безумный Макс: Дорога ярости» — символические мотивы в фильме Спойлер, Скрытый смысл, Видео, Длиннопост, Безумный Макс: Дорога ярости, Безумный Макс

5 жен Несмертного Джо олицетворяют те женские качества, которые главная героиня хочет освободить и развить в себе. Она похищает этих так называемых «кобылиц», чтобы отвезти их в Зеленые земли, в племя Тысячи матерей, откуда она сама когда-то была похищена.

«Безумный Макс: Дорога ярости» — символические мотивы в фильме Спойлер, Скрытый смысл, Видео, Длиннопост, Безумный Макс: Дорога ярости, Безумный Макс

Как видим, все архетипы здесь легко распознаются. Зеленые земли — это образ потерянного Рая. Место изначального и конечного блаженства, где отсутствует страдание. Это образ конечной цели человеческой жизни. Зеленые земли находятся, конечно же, на востоке, который олицетворяет рассвет, надежду и возрождение.

«Безумный Макс: Дорога ярости» — символические мотивы в фильме Спойлер, Скрытый смысл, Видео, Длиннопост, Безумный Макс: Дорога ярости, Безумный Макс

Племя Тысячи матерей — указывает на архетип Великой матери, с которой героиня должна установить контакт, чтобы освободить и развить свою женственность.

«Безумный Макс: Дорога ярости» — символические мотивы в фильме Спойлер, Скрытый смысл, Видео, Длиннопост, Безумный Макс: Дорога ярости, Безумный Макс

ПУТЕШЕСТВИЕ


Путешествие — очередной архетипический мотив фильма. Почти всё экранное время мы следим за путешествием Фуриосы. Путешествие является трансформацией героя, развитием, переходом в новое качество, на новую ступень.

МОТИВ ИСКУПЛЕНИЯ


Мотив искупления является, пожалуй, главной движущей силой для Фуриосы и Безумного Макса. У каждого из этих героев темное прошлое: они винят себя за когда-то совершенные неправильные поступки и хотят искупить свою вину и избавиться от мучений совести.

«Безумный Макс: Дорога ярости» — символические мотивы в фильме Спойлер, Скрытый смысл, Видео, Длиннопост, Безумный Макс: Дорога ярости, Безумный Макс

Многие люди верят, что вина должна быть искуплена страданием. Мотив искупления через самопожертвование ради других достаточно сильно отзывается в нашей душе и поэтому используется в фильме.


Когда Фуриоса говорит, что ждет искупления, она сразу становится ближе к нам, мы понимаем, что она не просто некая идеальная женщина-воин, но так же, как и мы, она когда-то совершала неправильные поступки, о которых сожалеет. Это облегчает эмпатию, и через сочувствие страданиям Фуриосы, мы испытываем облегчение собственных страданий.


Хотя, в то же самое время, фильм подпитывает наше верование в искупление посредством страдания и тем самым может провоцировать нас на бессознательный поиск ситуаций, в которых мы будем страдать.


ПОБЕГ


Путешествие, в которое выдвинулась Фуриоса, почти сразу же превращается в побег. Побег — это тоже реальность нашей внутренней жизни. В своих снах мы часто убегаем от кого-то. Этот «кто-то» — проявление нашего внутреннего страха, с которым мы не хотим встречаться лицом к лицу. Это какие-то жизненные ситуации, которых мы избегаем.


Действительно, в некоторых ситуациях разумнее уйти от проблемы, сменить обстановку и начать все с чистого листа, поскольку на прямое противостояние у нас может не хватить внутренних ресурсов. Но всё же, чтобы изжить комплекс, нужно с ним встретиться лицом к лицу.

ПОВОРОТНАЯ ТОЧКА


В конце намеченного маршрута Фуриоса находит нескольких женщин из племени Тысичи матерей, т.е. устанавливает контакт с внутренней Матерью, но выясняет, что Зеленые земли потеряны навсегда. Она уже готова продолжить свой побег, но здесь Макс произносит свое веское слово. Он даёт ей понять, что вечно убегать невозможно и предлагает вернуться, попутно вступив в схватку с Несмертным Джо.


Этот момент фильма означает осознание героиней того, что Рай должен быть обретен в той точке, откуда она начинала свой путь. Но для его обретения нужно встретиться лицом к лицу со своим страхом.

«Безумный Макс: Дорога ярости» — символические мотивы в фильме Спойлер, Скрытый смысл, Видео, Длиннопост, Безумный Макс: Дорога ярости, Безумный Макс

Безумный Макс здесь играет роль Внутреннего Мудреца. Удивительно, но в любой трудной ситуации, когда мы не знаем, что делать, на самом деле, ответ уже есть внутри нас. Если мы прислушаемся к себе, то наш внутренний мудрец подскажет нам путь. Проблема лишь в том, что обычно этот путь направлен туда, где страшнее, и чтобы пройти по нему, мы должны победить своего внутреннего врага.


Цель путешествия Фуриосы теперь перемещается из внешнего пространства во внутреннее, в исходную точку. Героиня соприкоснулась со своей женской сущностью, получила новый опыт и знание (которые олицетворяют семена растений) и теперь у нее есть все условия сделать Цитадель раем, если она отважится встретиться с тем, от чего бежала.


Разумеется, героиня совершает этот шаг, иначе она бы не была героиней. Фуриоса с помощниками возвращается, свергает диктатора, и возглавляет поселение, открывая источник воды для всех жаждущих.

«Безумный Макс: Дорога ярости» — символические мотивы в фильме Спойлер, Скрытый смысл, Видео, Длиннопост, Безумный Макс: Дорога ярости, Безумный Макс

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


В этом разборе я перечислил только некоторые мифологические темы, которые создатели фильма умело вплели в сюжетную канву. Даже если в процессе просмотра фильма мы не обращаем на эти темы внимания, они всё равно выполняют свою задачу на подсознательном уровне: делают показанную историю цельной и осмысленной.


Вот и всё. Всем спасибо. Если будут какие-то мысли по улучшению постов такого вида, добро пожаловать в комменты.


YouTube-канал «Скрытый смысл»


Моя группа в ВК

51
Автор поста оценил этот комментарий
Поэта два часа отпаивали водкой, когда он узнал о тайном смысле своих стихов.
10
Автор поста оценил этот комментарий
Занавески синие он там видит.
21
Автор поста оценил этот комментарий

Вода и СПГС.

раскрыть ветку
6
Автор поста оценил этот комментарий

Интересная статья. Но меня всё-таки гораздо больше интересует, собирается ли дедушка Миллер снимать Пустошь или нет? Чё-то давненько никаких свежих новостей об этом, я волнуюсь.

1
Автор поста оценил этот комментарий
Если отбросить всю иронию, то это видео наглядно демонстрирует нашу ежедневную рутину
раскрыть ветку