БЕСКУНАК

Живу и работаю я в Казахстане. Здесь когда-то с моими друзьями мы выпустились из школы и разъехались по всему Союзу. Но связь поддерживаем. Вот и в этот апрель навестил меня бывший одноклассник со своим сыном. Отец охотой не увлекался, а вот Дмитрий прямо горел от желания побывать со мной на вечерней зорьке. Время было подходящее, охота разрешена, а ехать до разливов надо было не более 30-35 километров. Собрались мы с парнем быстро, вывели из гаража мотоцикл, и в дорогу. Для машины дорога была более чем неподходящая, а вот на двухколёсном добрались до места где-то за час. Уже когда мы выезжали, начал подниматься сильный ветер, но мы в азарте сборов внимания на него не обратили. На скорую руку соорудили себе два «скрадка» и стали ждать. А ветер становился всё сильнее и сильнее, и достиг такой силы, что когда полетели утки, то против ветра они двигались еле-еле. Нам это было на руку – можно было спокойно соблюдать охотничий закон и стрелять только селезней. К моему удивлению парнишка стрелял прилично, и вскоре нашими трофеями стали с десяток «крякашей» и чирков. Злоупотреблять мы не стали, да и темнеть стало быстро. На юге ведь как: сейчас светло, а через десять минут тьма непролазная. Собрались, сложились и.… А мотоцикл не заводится. Сначала подумали на аккумулятор, попробовали завести с хода, но опять облом. Решили проверить карбюратор, а как тут проверять, когда уже полная темнота. Оставалось проситься на ночлег к аборигенам. Километра полтора толкали мотоцикл, чуть не проскочили мимо, но всё-таки на юрты вышли. Приняли нас радушно, с общением проблем не возникло: хозяин прилично говорил по-русски, да и мои шесть лет изучения языка в школе не пропали бесследно. Хозяйка сразу же разожгла самовар, нарвала на скатерть лепёшек, в блюдечке выставила варёный сахар. Хозяин, довольно пожилой аксакал, сел вместе с нами почаёвничать. Сели мы, поджав под себя ноги. Мне-то это без проблем, а вот спутник мой бедный просто замучился.

Хозяйка залила большой заварной чайник, предварительно обдав его кипятком и насыпав туда с полпачки чая, выждала немного, а потом плеснула чуть-чуть в пиалу, вылила из неё в чайник, а уж потом налила в пиалу чая и топлёного молока и протянула мне. А вот моему юному другу она налила сразу, что его очень расстроило. «Геннадий Петрович! Это что, вам из уважения пиалу сполоснули, а я молодой, и так обойдётся?!». Пришлось объяснить ему суть процедуры. Просто хозяйка перемешала содержимое чайника, ведь казахи кипяток в пиалу не доливают! Успокоился парень. Спросил я у аксакала, - «Это что, Бескунак начался?». «Он самый. Дней пять теперь дуть будет». Прихлебнул из пиалы и спросил: « А хотите, я расскажу вам о происхождении этой непогоды? Почему это происходит почти в одно и то же время?» Мы пили чай, грелись, ну и как нам было не послушать. И вот рассказ старика.

«Давно это было. Тогда ещё наша степь на жузы делилась. Большой жуз, средний и малый. Сильно враждовали жузы между собой. Да и в самих жузах между родами единства не было. Боялись люди друг друга, не доверяли. В любом пришельце врага подозревали. И вот однажды, в такой вот весенний день, ветер застал в пути пять очень бедных казахов. Они были настолько бедны, что ни у одного из них не было даже лошади. А ветер был как и сегодня с севера, но со снегом и песком. Валить стал людей с ног, кружить. Сбились они с пути, погибать стали. И тут к их радости сквозь метель разглядели впереди юрты. Проситься стали к людям, в тепло. Но отказали им во всех четырёх юртах. А ветер всё крепчал, да и мороз не отставал от него. Попытались путники прибиться в кошару к скоту, но вышел чабан с ружьём и прогнал. Сбились бедняги в тесный кружок, прижались друг к другу, да и затихли. Так их утром и увидели кочевники. По мусульманскому обычаю похоронили несчастных в тот же день, и в тот же день откочевали с этого проклятого места. Но не было этому роду удачи ни на новом месте, ни на каком другом. До седьмого колена висела над ними вина за содеянное. А в назидание другим родам Аллах повелел ветрам пять дней каждую весну напоминать людям об обязанности быть людьми. И нет в степи ни одной юрты, ни одного дома, где бы ни приютили запоздавшего путника». Аксакал замолчал и протянул жене пустую пиалу. Я тоже молчал, покорённый напевным говором старика. А Дима, убаюканный рассказом, утомлённый трудным днём, уже давно сладко посапывал.

Как мы и предполагали, засорился жиклёр. Ветер стихать и не думал, разве что немного повысилась температура. Но ехать нам было практически по ветру, так что он нам даже в помощь. Распрощались с гостеприимными хозяевами, оставили им селезня и чирка, а с собой забрали эту историю.

А «бес кунак» переводится с казахского как «пять гостей»!


Честно стырено отсюда: https://www.proza.ru/2015/05/17/1757

Пикабушники Казахстана

7.3K постов9.2K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Пост должен иметь хоть какое то отношение к Казахстану!



За что у нас банят:

Неадекватное поведение

Необоснованный мат

Оскорбления

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
8
Автор поста оценил этот комментарий
Татары тоже так делают - наливают в пиалу, а затем обратно в чайник, муж шутя называет "сделать кайтарынский" (от тат. Кайтару - возвращать)
раскрыть ветку (5)
5
Автор поста оценил этот комментарий

если честно, я сам из Казахстана, но об этом узнал прочитав данную историю. Вот как бывает

раскрыть ветку (2)
Автор поста оценил этот комментарий

Всё  бы ничего, если бы не фраза "Оставалось проситься на ночлег к аборигенам". Вас приняли, напоили-накормили, согрели, а Вы так пренебрежительно.

А легенду про Бес Конак (и Куралай) казахстанцы знают и изменение погоды прогнозируют соответственно.

раскрыть ветку (1)
3
Автор поста оценил этот комментарий
Аборигены это местные жители
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

По казахски тоже возвращатт

Автор поста оценил этот комментарий

Никогда такого не видел. Хотя все каникулы проводил у бабушки в деревне

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку