Байки старого атомщика. Как мы отдыхали на курортах Чернобыля

Поскольку наша «атомная» группа на энергомашиностроительном факультете Политеха была первой и экспериментальной, то с распределением на работу в 1981 году особых проблем ни у кого не возникло. На всех нас быстро нашлись «покупатели» их Средмаша, Минэнерго и даже из Минобороны. В результате большинство иногородних и семейных студентов «отчалили» на многочисленные действующие и строящиеся АЭС нашей великой Родины (в том числе на Украину и в Литву), где им были гарантированы новые квартиры и высокие заработки, а холостые ленинградцы, в том числе и я, разбрелись по многочисленным ленинградским проектным, конструкторским и научно-исследовательским институтам.

И вот, весной 1982 года у меня наметился первый заслуженный отпуск. «Как провести его так, чтобы не было мучительно больно?», думал я, вспоминая напутствие известного советского писателя. Понятно, что надо было куда-то ехать. Вопроса «Быть или не быть?», не существовало. «Но, куда, к кому и с кем? Вот в чем вопрос!». Собственно, вопрос решился быстро. Едем вместе с моим одногруппником Грижиком (с которым, кроме всего прочего, мы уже больше года вместе работали в проектном институте). Едем на пару недель в город Припять к нашему другану Шавкину, распределившемуся на Чернобыльскую АЭС. Заодно встретимся там еще с Лопиташей и с Таракашей, также нашими одногруппниками.

Сказано-сделано! И вот сразу после первомайских праздников красавец Ту-154 за 3 часа домчал нас с Грижиком из ленинградского «Пулково» в киевский «Борисполь». «Едем в гости, нужны подарки», сообразил я. При это в голове почему-то крутилась фраза из популярного фильма: «Детям мороженое, бабе цветы!». Я рассказал об этом Грижику. «Вот, бабе цветы!», ухмыльнулся Грижик, доставая из сумки бутылочку ликера «Старый Таллин» (еще с одним «н» в конце!). «Не годится», сказал я, «ты забыл, что за баба?». А баба (Тома, жена Шавкина) действительно была женщиной необыкновенной! Мало того, что спортсменка, комсомолка и просто красавица, так в придачу еще умудрилась закончить Ленинградский институт советской торговли (а в те времена всеобщего дефицита ЛИСТ котировался, пожалуй, выше МГИМО :). Во время нашего визита Тома уже работала заведующей единственного универмага города Припяти (вы можете себе представить, что это значило в 1982 году?). Короче, цветы решили купить непосредственно в Припяти.

Вместо мороженого детям в Киеве купили знаменитый «Киевский торт», а для Шавкина затарились бутылочкой местной перцовой горилки на меду. А дальше мы с Грижиком решили совершить водное путешествие по волнам Днепра из славного града Киева в не менее славный град Припять. Как, спросите Вы? Легко! «На теплоходе музыка играет!», весело пели мы с Грижиком, пробавляясь пивком на стремительно летящей на своих подводных крыльях белоснежной «Ракете». Миновали Чернобыль, полюбовались громадиной Чернобыльской АЭС и, наконец, причалили в Припяти.

После пива нам было весело, и мы искренне радовались этому уютному городку, с его свежими новостройками, утопающими в зелени цветущей украинской природы. Особенно нам понравились огромные клумбы, засеянные фантастически-красивыми цветами! А вот цветочные ларьки в городке отсутствовали напрочь, так что нам с Грижиком пришлось взять грех на душу … Но, самое обидное, что мы забыли адрес семейного общежития, в котором жил Шавкин. А до эпохи мобильных телефонов оставалось еще целых двадцать лет! И долго мы с Грижиком и с охапкой цветов бродили по этому прекрасному городку ... Смеркалось, хотелось есть и спать. Но вдруг раздался громовой голос: «Ни с места, товарищи раздолбаи!». Это был Лопиташа. Оказывается, его отрядили на наши поиски, и он с честью выполнил свою миссию. Уже через полчаса мы с Грижиком всесте с Шавкиным и Томой уютно ужинали в однокомнатной квартирке семейного общежития, а рядом бегала их дочка с огромным куском «Киевского торта». Потом пришли Лопиташа и Таракаша. После перцовой горилки начался местный самогон, а потом Тома выгнала всех гостей и постелила нам с Грижиком по матрацу на полу. Последнее, что я помню, это как Шавкин утащил нас с Грижиком в общажную прачечную, и там мы пили «Старый Таллин» из горла.

Утром Тома отселила нас с Грижиком в местную гостиницу с гордым названием «Отель Полесье». В целях экономии мы сняли две койки в четырехместном номере. «Вас никто не потревожит, сынки!» - клялась бабулька на вахте. «Все две недели будете жить как короли!». Потом пришел Шавкин, и мы трое даже сфотографировались у главного входа этой замечательной гостиницы. Потом пошли смотреть город и окрестности.

Вечером мы Грижиком вернулись в гостиницу, где нас ожидал сюрприз. Бабулька на вахте сказала: «Ребята, сегодня должны подъехать два ваших земляка из Ленинграда, монтажники, не возражаете, если я их на одну ночь к вам подселю?». Возражать мы не стали, одну ночь перетерпим. Мы поужинали, почистили зубы и улеглись спать. Ничто не предвещало беды … Но вдруг где-то за полночь дверь нашего номера с грохотом распахнулась, и на пороге возникли две пьяные образины. Нас они сначала даже не заметили. «Сэр, я рад видеть Вас без петли на шее!», громогласно заявила одна образина другой. «Бля, пираты, какие-то», подумал я. Но оказалось все гораздо хуже: это были не пираты, а пидораты. И, что они начали вытворять! Подогретые алкоголем и воодушевленные нашим присутствием эти ублюдки всю ночь до самозабвения любили друг друга! Мы с Грижиком очень испугались, спрятались под одеяла и до утра охраняли свои «тылы». Слава Богу, до нас эти горе-монтажники не добрались, а ранним утром свалили в предрассветный туман, оставив после себя кучу смятого постельного белья и запах перегара. С тех пор к монтажникам я отношусь с опаской …

А затем – понеслось! Поскольку все наши друзья работали на Чернобыльской АЭС в смену, и выходные у них не совпадали, то мы без проблем побывали у всех в гостях, очень, очень вкусно поели (на Украине в этом знают толк!) и весьма неплохо выпили (в этом деле там знают толк не меньше).

Ребята познакомили нас не только с замечательным городком Припятью, но и с его окрестностями, чистыми и теплыми озерами, богатой на рыбалку рекой Припять, и колоритными украинскими деревушками-хуторами, где мы объедались домашними разносолами и покупали местное домашнее вино, самогон и даже пиво (!). А какие там красивые дивчины! Скажу честно, за свою жизнь я был на многих АЭС, жил во многих пристанционных городках, но только Припять завоевала мою искреннюю и настоящую любовь!

Но, всему хорошему приходит конец. Напоследок мы с Грижиком устроили отвальную, сели на автобус и поехали в Киев, чтобы оттуда вылететь в Ленинград. Но и тут у меня был заготовлен сюрприз! Дело в том, что во время Великой Отечественной войны мой отец был авиамехаником в эскадрилье истребителей ЯК-3 (это были одни из лучших истребителей второй мировой войны). Папа очень этим гордился. А летом 1982 года на авиамаршрут «Ленинград – Киев» вышел новейший самый современный экспериментальный пассажирский самолет ЯК-42. Отец всегда был для меня авторитетом, вот я и решил прокатить Грижика «с ветерком». Но, в аэропорту «Борисполь» меня начали терзать смутные сомнения ... Дело в том, что автобус к самолету нам не подали, а сказали: «Тащите ваши сумки сами». Ну ничего, благо наши сумки не были большими и тяжелыми. Дальше меня удивило, что к самолету не подъехал трап! Правда из одной двери вылезла небольшая лесенка, по которой пассажиры потащили свои сумки и чемоданы для того, чтобы бросить их в некое внутрисамолетное «чемоданохранилище». Но больше всего меня убили кресла в самолете: они были расставлены с плотностью кресел современного китайского автобуса-маршрутки, а спинки у них не откидывались совсем! Честно говоря, за время трехчасового перелета в Ленинград я порядком измучился, но самое страшное началось примерно за полчаса до посадки. Неожиданно в самолете раздался сильный гул, и весь он начал вибрировать. Внутренняя пластмассовая обшивка ходила ходуном, с полок сыпались вещи. Глаза у бортпроводниц стали круглыми … «Что происходит?», спросил я одну из них. «Ничего страшного», ответила она, «просто самолет новый, еще не все детали притерлись». В итоге мы приземлились благополучно. Отцу я ничего не рассказал.

Примерно через две недели по радио услышал печальное известие: «28 июня 1982 года самолет ЯК-42 Ленинградского управления гражданской авиации, выполняя пассажирский рейс из Ленинграда в Киев, упал с высоты 10 000 метров и разбился в районе населенного пункта Мозырь (Белоруссия). Погибли все 132 находившихся на его борту пассажира и члены экипажа». Что ж, все под Богом ходим!

P.S. В этом посте я намеренно не остановился на судьбах моих друзей из Припяти. Может быть, еще вернусь к этой теме. Однако, если будете случайно или не случайно на Митинском кладбище в Москве, помяните пожалуйста Сашу Кудрявцева (в моем посте - Шавкин). Он захоронен в основном мемориале вместе с пожарниками. Вечная память!

Байки старого атомщика. Как мы отдыхали на курортах Чернобыля Байки старого атомщика Чернобы, Припять, ЧАЭС, Длиннопост

У гостиницы "Полесье" 1982

Байки старого атомщика. Как мы отдыхали на курортах Чернобыля Байки старого атомщика Чернобы, Припять, ЧАЭС, Длиннопост

У гостиницы "Полесье" 2018

15
Автор поста оценил этот комментарий
Спасибо за интересную историю, пишите ещё
раскрыть ветку
4
Автор поста оценил этот комментарий
Мой отец как раз дембельнулся весной 86го. Потом только узнал чего избежал, мол из роты мало кто дожил до наших дней. Вечная память тем, кто не щадя себя отдал свои жизни и здоровье за наше будущее.
раскрыть ветку
4
Автор поста оценил этот комментарий
Иллюстрация к комментарию
2
Автор поста оценил этот комментарий

Насчёт як42, трап там не из какой-то двери, а в хвосте или киле, кому как приятнее.


Багаж правда мог на входе сдаваться.


Кресла расположены вполне ок, 6 в ряду, 2 блока по 3 кресла, был даже бизнес и более лухурные компоновки

раскрыть ветку
1
Автор поста оценил этот комментарий

Встреча ветеранов-ликвидаторов аварии на ЧАЭС. Поминают своих товарищей.Саратов.апрель 2018. На переднем плане слева в синем(стоит спиной) один из вертолетчиков снимавший известные кинокадры вида на реактор после аварии

Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку