Анимус и Эрос

Принципы юнгианского подхода в работе с метафорическими ассоциативными картами


«Анимус и Эрос» 


Автор

Барбара Ханна: британский юнгианский аналитик, лектор Института Юнга в Цюрихе. Автор биографии К.Г. Юнга : «Юнг, Его Жизнь и Работа», подруга швейцарского аналитика Луизы фон Франц

Текст взят отсюда

Анимус и Эрос Юнгианство, Лига психотерапии, Метафоры, Метафорические карты, Длиннопост

Под термином «Анимус» мы подразумеваем мужской дух или бессознательный ум женщины. Эмма Юнг постоянно напоминала о том, как важно хорошо понимать разницу между анимой и анимусом. Как вам всем известно, анима — это юнгианский термин для обозначения женской души мужчины. В то время, как анимус означает «дух» или «ум». Относительно этих понятий всё ещё встречается некоторая путаница.


Когда Юнг впервые обнаружил присутствие анимуса в психике женщин, он иногда говорил, что это душа женщины. Подобные высказывания можно встретить и в его ранних работах. Своё мнение он изменил позже, когда яснее увидел различия между анимой и анимусом. Сначала Юнг полагал, что анимус — это просто копия анимы, но по мере опыта, он стал понимать нюансы их различий. В действительности, они чрезвычайно важны!


Причина, по которой мужчина ищет свою аниму, заключается в его желании найти свой собственный, принадлежащий только ему, образ внутренней женщины, войти в контакт с Эросом и познать суть отношений. По началу всё это находится во власти его анимы. Что касается женщины, то она ищет анимус для того, чтобы он привёл её к Логосу, то есть, к её бессознательному уму, что в итоге позволит ей обрести собственное мировоззрение.Когда она начинает этот путь, всё это находится в руках её анимуса. Проще говоря: мужчина хочет ясно понимать, что он чувствует, а женщине необходимо распознать свои собственные мысли.


В целом, можно сказать, что мужчина всегда проецирует на женщину функцию отношений, а женщина проецирует на мужчину свой ум. Цель работы с анимой и анимусом заключается в том, чтобы изъять эти традиционные проекции. [3] Основная задача женщины — развитие и интеграция женского духа, то есть, внутреннего Логоса. Она должна ассимилировать этот принцип, чтобы он стал неотъемлемой частью её внешней жизни, что приведёт к расцвету гармоничного сотрудничества. Тогда и умственно-интеллектуальная и инстинктивная части не будут вытеснены в тень. [4]


Именно поэтому для женщины совершенно бесценна творческая деятельность. Она не сможет выражать себя творчески, не обладая прямым контактом с собственным умом, но во многих случаях именно эта часть ума сначала находится в бессознательном. [5] Вот почему так много женщин предпочитают, чтобы их мужья выполняли за них творческую работу. Или, как отмечает Эмма Юнг, женщинам проще завести очередного ребёнка.


Мировоззрение женщины состоит из традиционных убеждений, которые она тщательно собирает на протяжении всей своей жизни до тех пор, пока её контролирует анимус. Это мнения её отца или других авторитетных лиц мужского пола, с которыми ей доводилось встречаться во времена юности. Если ей повезло иметь брата, то эти убеждения становятся не такими закостенелыми, а более живыми. В наши революционные времена идеи «её братьев» могут быть точно противоположными тому, что она получила в наследство от отца или других взрослых авторитетных мужчин. Но эти идеи приносят не так уж много пользы, как может показаться в начале, потому что всё равно они представляют собой ни что иное, как такое же одностороннее мнение, только более новаторского характера. В нём также отсутствует напряжение, возникающее из-за парадокса, который имеет первостепенное значение в работе с анимусом.


Женщины, чьи анимусы наполнены традиционными убеждениями, обычно, прячась за подобными установками, используют их, как стратегию для достижения своих желаний или того, что они принимают за таковые. Надо отметить, что и сейчас таких дам не так уж мало даже среди младшего поколения. Например, за строгими правилами викторианских норм поведения жена скрывает своё сильное желание иметь власть над собственным мужем. В результате ей не приходится видеть свои собственные отрицательные черты характера, свою ревность или страстное желание следовать собственному пути. К чему бы это привело, если бы она позволила неблагородным побуждениям вести её? Она всего лишь придерживается традиционных устоев и неоспоримо «правильному» образу жизни. Ревность, если мужчина или женщина не осознают её, пожалуй, может превратиться в самую опасную и разрушительную силу в мире. Юнг считал причиной ревности недостаток любви и способности любить. Несомненно, что так оно и есть. Но, если человек осознаёт свою ревность и страдает от этого, то до некоторой степени он платит за это. Вы больше не сможете утешаться, представляя себя самоотверженным ангелом, если осознаете, что внутри вас раздирают такие скверные силы, как ревность и чувство собственности.

Анимус и Эрос Юнгианство, Лига психотерапии, Метафоры, Метафорические карты, Длиннопост

Женщины, чей анимус снабжает их более современными взглядами на жизнь, обычно заходят слишком далеко в прямо противоположном направлении, отрицая все традиции. Зачастую это приводит к беспорядочной половой жизни. Помню, как однажды я разговаривала об одной женщине подобного типа с Юнгом. Она проходила у меня анализ. Я призналась ему, что мне было крайне неприятно оказаться в роли тётушки викторианского толка, читающей мораль, потому что подобные дамы изрядно испортили мне мою собственную юность. Он рассмеялся и сказал: «И всё же, вам придётся остановить её, если, конечно, у вас это получится. Слишком большое количество сексуальных связей разрушает женский Эрос». В своём эссе «Женщина в Европе» Юнг очень ясно выразил мысль о том, что для женщины отношение с мужчиной — это самое главное, что по сути и есть Эрос. А сексуальная сторона, которая так важна для мужчин, играет второстепенную роль. [6]


Конечно, сексуальность — это естественное и необходимое проявление Эроса и составляющая часть отношений. Но, как однажды отметил Юнг, если секс ставят на первое место, умаляя важность самих отношений, это значит, что анимус одержал верх в этой ситуации. Он начинает выталкивать женщину из отношений, что может привести к тому, что она сама разрушит связь. В своём первоначальном, не преобразованном состоянии, анимус похож на ревнивого любовника, который постоянно пытается сделать женщину своей собственностью. Этого «ревнивого любовника, разрушающего отношения с мужчинами» мы с вами увидим в демонах, о которых рассказывала монахиня Жанна Фери, жившая в средние века.

Анимус и Эрос Юнгианство, Лига психотерапии, Метафоры, Метафорические карты, Длиннопост

Другой излюбленный трюк анимуса: выбрать для своей проекции не подходящего мужчину. Когда женщину постигает горькое разочарование, он тихо нашёптывает ей: «Бедная девочка! Но ты же знаешь, что все мужчины одинаковы. Ты можешь быть счастлива только в одиночестве рядом со мной». Таким образом, он постепенно плетёт кокон вокруг женщины, полностью отрезая её от окружения и противоположного пола.


Кажется, что анимус невероятно забавляется, вдохновляя женщину оспаривать непреклонные убеждения, которые совершенно не имеют отношения к данной ситуации, доводя тем самым мужчину практически до безумия. Подобные сцены неизбежно приводят к активизации его анимы, что приводит к глупейшим скандалам, в ходе которых избитые истины, «факты» и отвратительные эмоции заполоняют пространство, и уже никто не понимает, что же в действительности происходит за этой декорацией. Очень многие супружеские пары растрачивают огромное количество времени и энергии именно на такое времяпровождение.


Но не всегда именно анимус становится инициатором подобных скандалов. На аниму тоже можно возложить этот грех, так как в своём первоначально автономном и бессознательном состоянии она также хочет, чтобы «её» мужчина принадлежал исключительно ей одной. В романе Бенуа «Атлантида» мы видим экстремальный случай подобных отношений. Его героиня жила на таком пределе душевных сил, что оставляла жизнь своим любовникам всего лишь на одну ночь. Потом она их убивала, бальзамировала и ставила их тела в ниши, расположенные по кругу в её просторном мавзолее. А сама она восседала в центре на троне.


Принципы юнгианского подхода в работе с метафорическими ассоциативными картами


По мнению швейцарского психолога К.Г. Юнга, человек, погружаясь в себя, открывает свой внутренний мир.

Такую возможность предоставляет работа с метафорическими ассоциативными картами (МАК). Метафорические ассоциативные карты представляют собой ситуативные, портретные или абстрактные картинки, которые при помощи символов и образов пробуждают внутренние ассоциации. МАК – дверь в бессознательное, поскольку содержание бессознательного становится доступным сознанию, когда оно превращается в символы.

Анимус и Эрос Юнгианство, Лига психотерапии, Метафоры, Метафорические карты, Длиннопост

Идея К. Г. Юнга о символизме образа в процессе индивидуального развития.

К. Г. Юнг отмечал, что любой образ в определенной степени архетипичен и является способом самовыражения бессознательного в символической форме. В образах, продуцируемых личностью, содержатся не только личностные ассоциации, связанные с индивидуальным опытом.


В символике отражаются архетипические образы, имеющие важное общечеловеческое значение, мифологическое по своей природе, употребление которого индивидуально. К. Г. Юнг отмечал, что в памяти взрослого человека сохраняются мифологические образы сказок, мифов, которые в бессознательном связываются с личностной историей. Индивидуальное значение символа часто не осознается личностью и подменяется общеупотребительным значением, что приводит к переживанию внутреннего дискомфорта. Поэтому для понимания символики индивидуального образа необходимо, по мнению К. Г. Юнга, выявить «жизненный опыт, уровень знаний, культуры, воображения и интуиции» человека, создающего образы. В то же время, «на практике психолог должен иметь не только соответствующий опыт изучения снов и других продуктов активности бессознательного, но и быть знакомым с мифологией…».


В соответствии с теоретическими положениями аналитической психологии о структуре бессознательного, символические значения индивидуальных образов связаны не только со значением архетипов коллективного бессознательного, но также, с архетипами личностного бессознательного. Символы коллективного бессознательного мифологичны по своей сути, несут в себе тайну, ощущение волшебства. Символы, в понимании К. Г. Юнга, воздействуют на поведение и убеждения личности, вызывая определенные переживания. Они могут влиять, как исцеляя, так и разрушая личность. Если человек отбрасывает символы коллективного бессознательного, считая их чрезмерно абстрактными и нереальными, даже фантастическими, не пытается их осмыслить и понять, то это может привести к ощущению тревожности, депрессивным состояниям. С другой стороны, если происходит принятие символики и ее включение в сферу сознания, то это может способствовать активизации креативности и выработке новых стратегий поведения.


В юнгианском понимании, знакомство с их индивидуальными проявлениями выводит на осознание процесса Индивидуации и/или трансформации личности. Представляется важным для понимания данных процессов мысль К.Г. Юнга, что для решения личностных проблем необходимо знать прошлое и настоящее человека, в чем помогает ему погружение в мифологический мир образов. Человек, погружаясь в себя, имеет возможность открыть свой внутренний мир, поскольку символическое значение мифологических образов возвращает к прошлому, понимание которого может изменить отношение к своему настоящему. С другой стороны, внутренний мир личности может содержать в себе образы предков, идентификация с которыми может приводить к изменению личностной истории и взаимодействия с другими людьми. Человек проживает не свою жизнь, страдая от этого. Изменение личности может происходить также под влиянием «одержимости» архетипом Анимы или Анимуса или в результате идентификации с группой. К.Г. Юнг отмечал, что работа с символическим миром образов может помочь выявить причины негативных проявлений личности и личностных проблем. А также помочь осознать процессы трансформации личности в ее движении позитивному изменению и возрождению.


Продолжение следует

Лига психотерапии

5.1K постов25.8K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Поддерживайте авторов и комментаторов плюсами.

Задавайте любое количество уточняющих вопросов.

Ведите диалог уважительно.


Лучшие посты Лиги

http://rabota-psy.ru/stat/fav/


Все посты и обсуждения по датам

http://rabota-psy.ru/stat/lenta/


Онлайн сейчас и за последние сутки

http://rabota-psy.ru/stat/


Мы дорожим атмосферой безопасности и доброжелательности в нашем сообществе, оскорбления ведут к немедленному вызову модератора сайта и санкциям.

3
Автор поста оценил этот комментарий

К сожалению, весьма поверхностно знаком с творчеством К.Г. Юнга, но статья впечатлила. Буду с нетерпением ждать продолжения.

раскрыть ветку