Альпинисты, спасавшие блокадный Ленинград

Альпинисты, спасавшие блокадный Ленинград Альпинизм, Великая Отечественная война, Блокада Ленинграда, Подвиг, Видео, Длиннопост

В первый день блокады немцы сбросили на Ленинград 6000 зажигательных бомб. С невероятной точностью обстреливали и бомбили места скопления людей. Разведка выяснила: ориентиром для врага служили золотые доминанты Ленинграда - шпили, купола. Замаскировать их поручили альпинистам.
В августе 1942-го солдаты знаменитой дивизии «Эдельвейс» вплотную приблизили фюрера к его заветной мечте - бакинской нефти. Горные стрелки оседлали важнейшие перевалы к западу от Эльбруса, создав идеальные условия для того, чтобы войска вермахта могли захватить Абхазию и Грузию. Если бы это произошло, миллионная армия союзной Гитлеру Турции пошла бы в наступление на Баку через иранское нагорье.
Потеря кавказской нефти для Советского Союза означала поражение в войне. В августе 1942-го для освобождения перевалов Главного Кавказского хребта Ставка начала создавать горнострелковые отряды. Им предстояло выбить виртуозных стрелков-скалолазов с идеально укрепленных позиций. Особую роль в этом выпало сыграть легендарному военному альпинисту Михаилу Боброву.
В 1937 году 15-летний Михаил Бобров выиграл первенство Ленинграда среди мальчиков по слалому. А в 1940-м завоевал тот же титул в юношеских соревнованиях. За это его наградили путевкой в альпинистский лагерь «Рот-Фронт». Именно тогда Бобров впервые побывал в Приэльбрусье и влюбился в горы. Он прошел альпинистскую подготовку и даже немного поработал инструктором-стажером. Родители не воспринимали всерьез увлечение сына горами и настояли, чтобы он после школы устроился оптиком-механиком на завод «Прогресс». Когда в июне 1941-го началась война, Михаил и его коллеги автоматически получили бронь, но поклялись, что все равно уйдут на фронт добровольцами.
1 июля 1941-го перед офицерами, которые набирали особое подразделение, Боброву удалось блеснуть физической формой и познаниями в немецком языке, полученными от соседа по коммуналке. Через два дня молодой спортсмен приехал в центр на реке Охте, где готовили разведчиков-диверсантов.
Вскоре восемь грузовиков с диверсантами выехали по Киевскому шоссе навстречу наступавшим на Ленинград фашистам. Бойцы должны были, пропустив наступающие немецкие дивизии, остаться у них в тылу и вести подрывную деятельность. В одной из машин, сжимая в руках автомат, ехал Миша Бобров. Ему еще не было 19 лет.
Бобров с товарищами оказался на пути фашистских войск, которые двигались в сторону Лужского рубежа - укреплений, созданных защитниками Ленинграда. Юный Михаил следил за движением немецких войск и передавал данные в центр. Более опытные диверсанты пускали под откос немецкие эшелоны. В одну из ночей Бобров проснулся от автоматной стрельбы. Немцы ворвались в лагерь, тихо сняв посты и охрану. Началась перестрелка. Из 113 членов отряда в том бою уцелело не больше десяти. Они пошли на восток и через Новгород вернулись в Ленинград.
После разгрома крупного отряда командование стало забрасывать диверсантов в тыл врага маленькими группами по несколько человек. Бобров еще несколько раз переходил линию фронта. Однажды его группа возвращалась с задания. Дойдя до расположения советских частей, бойцы вздохнули с облегчением. Но вдруг по ним рванули свои же пушки. Это произошло из-за плохой координации между войсками и спецподразделениями. Бобров очнулся в Михайловском замке - в тронном зале Павла I, который на время войны превратился в госпиталь.
В один из дней в палату с шумом ворвался Алоиз Земба - альпинист, с которым Михаил до войны покорил несколько кавказских вершин. Земба сообщил, что Государственная инспекция охраны памятников собирает группу верхолазов для секретного дела государственной важности.
30 августа 1941-го войска 18-й армии вермахта прорвались на станцию Мга и перерезали последнюю железнодорожную ветку, соединявшую Ленинград со всей страной. 8 сентября противник захватил город Шлиссельбург и остановил сухопутное сообщение с Ленинградом. С этого дня началась блокада Северной столицы.
В первый день блокады немцы сбросили на Ленинград шесть тысяч зажигательных бомб. С ювелирной точностью самолеты люфтваффе бомбили объекты инфраструктуры. Разведка выяснила: ориентиром для врага служили золотые доминанты Ленинграда - шпили, купола, луковки бликовали на свету и были для врага великолепными артиллерийскими «привязками».
Их нужно было немедленно спрятать. На помощь пришли альпинисты - Ольга Фирсова (на фото), Аля Пригожева, Алоиз Земба и Михаил Бобров.
На Исаакиевский собор альпинистам забраться было несложно, и уже через десять дней окрашенные в серый купол и звонницы собора «растворились» в небе Ленинграда. Куда сложнее оказалось замаскировать золотой шпиль на здании Адмиралтейства. Для этого сшили гигантский брезентовый чехол весом в полтонны. Но закрепить его на вершине, не вбивая в конструкцию крючья, оказалось не так просто. Алоиз получил на фронте ранение руки, а Михаил еще не пришел в себя после контузии. Решение нашла Ольга Фирсова: она предложила использовать заградительный аэростат. Эти махины мешали противнику летать на малых высотах и прицельно сбрасывать бомбы.
Когда чехол был поднят наверх, на вершину подняли девушек. Им нужно было сшить вместе все части полотна. Едва они начали работу, как из-за облака выскочил немецкий истребитель и дал по шпилю пулеметную очередь. Пули пробили чехол рядом с Ольгой. Но девушки довели работу до конца. Адмиралтейская игла слилась с ленинградским небом, и немцы потеряли еще один ориентир. К середине октября 1941-го похожим образом поступили со шпилем Михайловского замка.
Когда альпинисты приступили к маскировке Петропавловского собора, наступили холода. Из-за низкой температуры и шквального ветра Михаилу удалось подняться на шпиль лишь на седьмой раз. На мучительные месяцы затянулось и окрашивание конструкции, так как на морозе масляная краска плохо ложилась, замерзала и отваливалась слоями. Каждый участок обрабатывался по несколько раз.
К марту маскировка шпиля и куполов Петропавловского собора завершилась. Главный ориентир был для врага потерян. Бомбежек стало куда меньше, и они были не такими прицельными. В городе оставалось еще несколько доминант поскромнее, но силы верхолазов были на исходе. В ноябре 1941-го Александра Пригожева, провисев на шпиле Михайловского замка 16 часов подряд, застудила почки. Ольга Фирсова и Алоиз Земба страдали от цинги. Михаил Бобров с трудом приходил в себя после пережитых утрат (в феврале 1942 года от голода умерла его мама, чуть позже ушел и отец). И работы приостановили. К лету из группы верхолазов в живых остались двое - Михаил Бобров и Ольга Фирсова. Юноша вернулся на завод «Прогресс» и стал ремонтировать прицелы для корабельной артиллерии.
Летом 1942-го завод направил Боброва в Москву в Министерство вооружения по производственным делам. В столичной подземке он неожиданно столкнулся со своим первым инструктором по альпинизму Евгением Белецким. Тот направлялся в комиссию по набору альпинистов для участия в боевых действиях на Кавказе. К тому времени немцы уже установили свой флаг на Эльбрусе, взяв высочайшую вершину. Фашисты рвались в Закавказье - к бакинской нефти.
Тогда со всех фронтов стали отзывать бойцов с опытом восхождений для формирования горнострелковых отрядов. Им предстояло встать от Эльбруса до Казбека и закрыть центральные перевалы Главного Кавказского хребта. 12 наскоро обученных отрядов по 300 человек должны были выступить против 22-тысячной горнострелковой дивизии «Эдельвейс».
В один из таких отрядов старшим инструктором по альпинизму был назначен Михаил Бобров с присвоением ему воинского звания «лейтенант». В сентябре 1942-го он прибыл в штаб 242-й горнострелковой дивизии, находившийся в поселении Бечо Верхней Сванетии. В штабе дивизии Михаил получил первое боевое задание: создать со своим отрядом опорный пункт боевого охранения и следить, чтобы немцы не вышли в тыл 900-го горнострелкового полка.
Вскоре дивизия заняла оборону по берегам реки Ингури и закрыла для гитлеровцев путь в Закавказье на этом направлении. Между тем осень была на исходе, приближалась зима с ее -50 и ураганными ветрами.
5-й отдельный горнострелковый отряд продолжал оборонять крупные перевалы. Благодаря инструкторам-альпинистам советские отряды быстро осваивали тактику горной войны. Вскоре они перехватили инициативу у хваленых альпийских стрелков. Среди немцев поползли слухи о «зеленых дьяволах».
В первых числах января 1943-го Гитлер начал выводить свои части с перевалов. Элитные войска стремительно таяли, не продвигаясь вперед ни на километр. В это время советские горнострелковые отряды постоянно пополнялись свежими силами, а инструкторы-альпинисты в кратчайшие сроки готовили их к боевым действиям.
После реформирования отряда Бобров стал начальником горной подготовки дивизии, еще через год - начальником горной подготовки корпуса. К тому моменту ему был лишь 21 год.
После войны Бобров окончил Военный институт физической культуры и приступил к тренерской работе. С 1982 года Бобров работал консультантом по трюковым съемкам на киностудии «Ленфильм», а с 1994-го возглавлял кафедру физвоспитания в Санкт-Петербургском гуманитарном университете профсоюзов. За всю жизнь легендарный альпинист совершил десять восхождений на Эльбрус и даже побывал на Северном полюсе в 78 лет, благодаря чему вошел в Книгу рекордов Гиннесса. Он умер в августе 2018 года в возрасте 95 лет.
Источник

Альпинисты, спасавшие блокадный Ленинград Альпинизм, Великая Отечественная война, Блокада Ленинграда, Подвиг, Видео, Длиннопост
Альпинисты, спасавшие блокадный Ленинград Альпинизм, Великая Отечественная война, Блокада Ленинграда, Подвиг, Видео, Длиннопост
Альпинисты, спасавшие блокадный Ленинград Альпинизм, Великая Отечественная война, Блокада Ленинграда, Подвиг, Видео, Длиннопост
Альпинисты, спасавшие блокадный Ленинград Альпинизм, Великая Отечественная война, Блокада Ленинграда, Подвиг, Видео, Длиннопост
Альпинисты, спасавшие блокадный Ленинград Альпинизм, Великая Отечественная война, Блокада Ленинграда, Подвиг, Видео, Длиннопост
Альпинисты, спасавшие блокадный Ленинград Альпинизм, Великая Отечественная война, Блокада Ленинграда, Подвиг, Видео, Длиннопост
Альпинисты, спасавшие блокадный Ленинград Альпинизм, Великая Отечественная война, Блокада Ленинграда, Подвиг, Видео, Длиннопост
Альпинисты, спасавшие блокадный Ленинград Альпинизм, Великая Отечественная война, Блокада Ленинграда, Подвиг, Видео, Длиннопост

Михаил Бобров

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
Автор поста оценил этот комментарий
"В январе Бобров «отхватил» себе звание «Почётный гражданин Санкт-Петербурга» за маскировку шпилей в блокадном Ленинграде. Зимой 1994 – он воспользовался отсутствием Фирсовой в Питере и «расписал» свои подвиги мэру города Собчаку, который, не разобравшись 28.01.94, подмахнул ему это почетное звание, которое даёт множество льгот"

Вот вычитал такое... Как то не верится.

В статье про О. Фирсову.

раскрыть ветку (4)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Как бы там ни было, в этом мероприятии он принимал самое активное участие...

DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

А кто источник?

раскрыть ветку (2)
раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

Про отца Фирсовой не знал... А вопрос про М. Боброва здесь уже ранее поднимался - информацией о том, кто там и что себе присвоил, не владею, посему спорить не стану.

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку