Александр, часть 2
О воображаемых путешествиях Александра Македноского мы уже рассказывали, а теперь немного проясним его воображаемое происхождение
С отцовством у будущего великого завоевателя было не очень просто. С одной стороны, он был сыном и законным наследником македонского царя Филиппа II. С другой стороны, маменька Александра Олимпиада не очень ладила с мужем и периодически пускала слух, что Александр не совсем Филиппович, а скорее Зевсович.
В Античности вообще было принято рожать от богов, так что Иисус не был первым плодом этой практики. Лучше всего рожалось от могущественного бога вроде Зевса. Миф о том, что Александр — сын бога оказался живуч благодаря тому, что его завоевания поражали и поражают всех. А чтобы родить от бога, требуется переспать с богом, что и изображено на картинке. Незадачливый царь Филипп наблюдает адюльтер супруги с драконом в окошечко, и не говорите, что на его месте вы бы вошли.
А теперь самое интересное: почему Зевс — дракон? Здесь на античную традицию накладывается традиция средневековая. Для глубоко христианских людей Средневековья никакого Зевса, как и прочих языческих богов, быть не могло. Все они оказывались обычными демонами, которые обманывали людей, притворяясь богами. Так что изображать демонов надо было соответствующе — неприятными существами вроде драконов.
Правда, на миниатюрах к мифам античным богам позволялось иметь и вполне человеческий облик. Иногда они бывали вполне симпатичными (как Аполлон), имели собственные иконографические атрибуты (коса Кроноса-Сатурна, а также дети, которых поедало божество). Но бывали и страшненького вида боги — Аид с Персефоной, например.
Случался и божественный адюльтер — измену Венеры с Марсом изображали слишком часто, возможно, потому что они попались в ловушку мужа Венеры Вулкана. Так что картинка была почти поучительной, ведь в Средние века обманутых мужей чаще всего оправдывали в суде, если они убивали застигнутого на брачном ложе любовника.
МАТЕРИАЛ И ТЕКСТ: КОСТЯ МЕФТАХУДИНОВ
ИСТОЧНИКИ: ПАНОВСКИЙ Э. РЕНЕССАНС И «РЕНЕССАНСЫ» В ИСКУССТВЕ ЗАПАДА;
MICHAEL CAMILLE. THE GOTHIC IDOL: IDEOLOGY AND IMAGE-MAKING IN MEDIEVAL ART
Насколько я знаю Александр под конец жизни пытался сам объявить себя богом, так что изменению своей биографии положил начало он сам.
Македноский?