Афганцы помнят о подвиге Сергея Мальцина.

Тоннель Саланг — автодорожный тоннель, построенный советскими специалистами, главным образом московскими метростроевцами, в 1958—1964 годах в районе перевала Саланг. Со времени начала эксплуатации в 1964 году и до 1973 года считался самым высокогорным автодорожным тоннелем в мире. Длина тоннеля 2,676 километра (вместе с выходными галереями 3,6 километра). Ширина проезжей части 6 метров. Высота южного портала над уровнем моря около 3200 метров. наивысшая точка тоннеля над уровнем моря 3363 метра. В 1976 г. была проведена электрификация и установлена система вентиляции. Движение автотранспорта было односторонним. В годы гражданской войны между Северным Альянсом и талибами Саланг стал естественной преградой и в 1997 году тоннель был взорван чтобы не допустить продвижения талибов на север. В 2002 году после объединения страны тоннель был вновь открыт.


Недалеко от трассы среди удивительно чистого снега у подножия скалы сиротливо стоит гранитный валун с высеченными вверху звездочкой и надписью: «Мальцин Сергей В. 1965-85».

Афганцы помнят о подвиге Сергея Мальцина. Подвиг, Афганистан, Длиннопост
Афганцы помнят о подвиге Сергея Мальцина. Подвиг, Афганистан, Длиннопост

Обычный парнишка из Нижегородской области. Ему шел только двадцатый. Еще бы жить да жить, но Сергей не раздумывая пожертвовал собой ради спасения других. КамАЗ, который вел советский солдат, выскочил из тоннеля, а навстречу - местная машина, груженная продовольствием. Сверху на мешках сидели афганские крестьяне и дети - всего около двадцати человек. Счет шел на секунды. Резкий поворот руля - и КамАЗ Сергея Мальцина на ходу врезается в скалу, уступив дорогу встречной. Если бы произошло столкновение, то машина с людьми улетела бы в пропасть.


Памятник установлен точно на месте гибели Сергея. За все время, это единственный памятник который не тронули и не снесли на протяжении сотни километров, не было ни одного случая вандализма.  Он постоянно приводится в порядок, и находится под постоянной охраной. А не так давно в нем установили трубу для подачи воды.

Получился рукотворный фонтанчик, который работает в теплое время года. Афганские водители регулярно останавливаются возле памятника, пьют воду, восстанавливают силы.

Рядом дуканы, в которых можно перекусить. Получился небольшой островок отдыха.

Афганцы помнят о подвиге Сергея Мальцина. Подвиг, Афганистан, Длиннопост

Советский солдат погиб не в бою. Но от этого его смерть не стала менее героической.


«13 апреля 1984 - 13 призывников, среди которых был и Сергей Мальцин, уходили в армию из городка Бор Нижегородской области.


Екатерина Мальцина, мать солдата: "Повернулся ко мне, говорит, мам, меня, наверное, в Афган. А я говорю, ты что? Ты такой худенький".


Он мог погибнуть от пули или при подрыве колонны, а погиб, отвернув свой КАМАЗ в скалу, чтобы не столкнуться с афганским грузовиком, в котором ехали люди.

Гранитный обелиск русскому солдату стоит здесь более четверть века, чуть дольше, чем на его могиле на родине. Стоит, несмотря на войну с моджахедами, а потом на войну моджахедов с талибами.


Екатерина Мальцева, мать погибшего солдата: "А я так и не увидела, не пришлось. Привезли его в цинковом гробу. Открыть не дали. Окошко закрашено было".

Афганцы помнят о подвиге Сергея Мальцина. Подвиг, Афганистан, Длиннопост

Гибели сына отец пережить не смог и вскоре умер. А Екатерина Мальцина осталась одна. Ведь у них был только Сергей».

Награждён орденом Красной Звезды (посмертно).

В ноябре 2012 года на фасаде школы № 6 города Бор, где учился герой, была открыта мемориальная доска.


http://smolbattle.ru/threads/%C2%AB%D0%9C.48373/page-4

Ветеранам локальных войн

345 постов3.2K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

1. Соблюдаем все правила Пикабу.

2. В комментариях приветствуются ссылки на сторонние сайты данной тематики.

3. ЛЮБАЯ попытка идентификации участника данной группы без его личного согласия - БАН.

4. Оскорбления пользователя... Не приветствуются, но оставлены на усмотрение модераторов. Без обид. Как говорил мой старшина:

- Можно словами обидеть человека, а можно дурака ими же на путь истинный наставить.

5. Изначально премодерации постов нет, сообщество основано на дружеской поддержке и взаимном доверии.

6. При использовании информации с другого ресурса укажите ссылку на оригинал (желательно).

18
Автор поста оценил этот комментарий

Не знал..... А ведь богата история страны нашей на подобные Человеческие поступки...

раскрыть ветку
12
Автор поста оценил этот комментарий
Самые тяжёлые должности на той войне- водители, мехводы. Едешь, блин, под обстрелом и отстреливаться не можешь...
раскрыть ветку
6
Автор поста оценил этот комментарий
У нас на работе водила автобуса рассказывал. Во время войны в Афганистане они бригадой долбили артезианские скважины для населения. Сначала боялись, вы ж гражданские!хрен вам ,а не оружие. Но за три года ( вроде) даже в нашу сторону не стреляли. Но маджахеды приезжали,типа хорошее дело делаете. Вроде так говорил.
11
Автор поста оценил этот комментарий
Подождите... Дорога 6 метров в ширину,как на ней могли не разъехаться 2 грузовика? Ширина КАМАЗа 5320(выпуск 76-01 года) составляет 2.5 метра т.е. 2 таких грузовика разъехались бы абсолютно без проблем,ведь запас дорожного покрытия составляет 1 метр,а в условиях горной местности 1 метр это вам не так мало как кажется.Вот фото,там ещё и запас на обочину.Да и при ударе на скорости тягач бы развернуло пусть на 90 градусов,но всё же,в таком случае он усугубил бы ситуацию,как-то не понятно для чего нужно было это делать. Допустим его длинна была 8-10м( при максимально разрешённой 12м),какое отклонение конца грузовика будет относительно начала? По моему мнению в этой истории есть некая недосказанность,либо умалчивание каких либо фактов со стороны командования(например неисправность автомобиля,временное ослепление после выезда из тоннеля(человеческий глаз не успевает моментально среагировать на резкий солнечный свет),встречный транспорт по каким либо обстоятельствам выехал на встречную полосу и т.д.Думаю неопытность можно не брать в расчёт т.к. на тот момент он служил уже 19 месяцев(13.04.84-02.11.85),думаю за это время он научился ездить от и до,сам на ГАЗоне 52-53 учился,много ума не надо,научился нормально ездить +-1месяц.Вот эта версия звучит куда правдоподобнее "2.11.1985 на автомобиле вез груз по горной дороге. Неожиданно из-за поворота на большой скорости выехала встречная афг.анская машина. Мальцын. прижал свою машину к скале и приложил все усилия, чтобы избежать аварии. 
Однако столкновение произошло, в результате чего Мальцын. получил тяжелые травмы, от которых скончался в тот же день.
За мужество и отвагу награжден. орд. Красной Звезды (посмертно). 
Похоронен на родине." Взято хоть и с одноклассников,но логическая цепочка прослеживается(https://m.ok.ru/pamyativoy/topic/66750090051833)
Иллюстрация к комментарию
Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку
20
Автор поста оценил этот комментарий
Достойный сын своего народа!
раскрыть ветку