4 Тяжелые ракеты могут появиться в 2020-м году
В настоящий момент есть всего 3 носителя, способные выводить грузы весом 25 тонн и больше на низкую орбиту. Это российская Ангара 5 (последний полет был в 2014-м), китайская Long March 5 (последний полет в 2016-м) и американская Falcon Heavy (первый и пока что последний запуск в начале этого года).
Есть шанс, что через пару лет появятся еще 4 тяжелые ракеты. Впрочем, не меньше шансов, что появится меньше, или вообще ни одной. Итак, что это за носители?
Специалисты ресурса arstechnica.com вместе с привлеченными экспертами оценили каждый проект и вероятность готовности к запуску в запланированные сроки.
Ariane 6
Грузоподъемность: 22 тонны на Низкую Околоземную Орбиту (НОО).
Планируемый запуск: середина 2020-го года.
Вероятность запуска: от средней до высокой.
Предполагаемый запуск: конец 2020-го года.
По поводу Ariane 6 можно сказать, что это едва ли не самый главный кандидат на то, что запуск действительно состоится. Ракета идет на смену Ariane 5, разработка не ведется «с нуля», проект хорошо финансируется и часть работ уже выполнена. Так, испытания новых двигателей Vulcain 2.1 ведутся с января этого года. Огневые испытания твердотопливного ускорителя P120C также прошли в этом месяце.
Дополнительным аргументом в пользу скорейшего начала эксплуатации Ariane 6 является возможность снижения стоимости запуска для конкуренции со SpaceX.
Space Launch System
Грузоподъемность: 70+ тонн на Низкую Околоземную Орбиту (НОО).
Планируемый запуск: декабрь 2019 – июнь 2020-го.
Вероятность запуска: средняя.
Предполагаемый запуск: второй квартал 2021-го года.
Проект, разрабатываемый с 2011-го года, и первый запуск 2017-м году уже откладывался. Предполагается, что к моменту старта это будет самая мощная ракета-носитель. Конструкция предполагает, в частности, использование основных двигателей от шаттла, а также боковое расположение ускорителей.
Хотя НАСА вложила 2 млрд. долларов в разработку, технические проблемы не позволили осуществить планируемый первый запуск в ноябре 2017-го года. Огневые испытания четырех основных двигателей, смонтированных вместе с основной ступенью и топливными баками, производимой компанией Боинг, намечены на следующий год.
Специалисты считают, что самая сложная часть – это как раз интеграция всех частей в единое целое и успешное их совместное функционирование. А вот этого пока что и не сделано. Все это увеличивает сомнения в том, что сроки будут выдержаны. Впрочем, огневые испытания в следующем году могут существенно изменить ситуацию. Тем не менее, наиболее вероятное время первого старта – через пару лет как минимум.
New Glenn
Грузоподъемность: 45 тонн на Низкую Околоземную Орбиту (НОО).
Планируемый запуск: 2020.
Вероятность запуска: от низкой до средней.
Предполагаемый запуск: второй квартал 2021-го года.
Blue Origin, принадлежащая основателю Amazon Джеффу Безосу, недостатка в финансировании не испытывает. Компания владеет огромным заводом по сборке New Glenn во Флориде, а двигатели BE-4 активно и придирчиво тестируются на тестовом полигоне на западе Техаса.
Хотя с деньгами проблем нет, как и с большим количеством инженеров, собранных Безосом, данный проект существенно отличается от одномоторного New Shepard, что создает определенные проблемы. New Glenn имеет 7 гораздо более мощных двигателей с существенно более высокой тягой.
Учитывая заинтересованность самого Безоса, отсутствие проблем с финансированием и наличие достаточного количества квалифицированных специалистов, можно не сомневаться, что New Glenn будет доведена до полной готовности. Успеют ли к запланированным срокам? По крайней мере, у Blue Origin есть для этого все необходимое.
Vulcan
Грузоподъемность: 35 тонн на Низкую Околоземную Орбиту (НОО).
Планируемый запуск: середина 2020-го.
Вероятность запуска: низкая.
Предполагаемый запуск: первый квартал 2022-го года.
Как и ArianeGroup, United Launch Alliance (ULA) разрабатывает собственный носитель для конкуренции со SpaceX. Еще одна причина – планируемый отказ от использования российских двигателей и, как следствие, прекращение эксплуатации ракеты Atlas V. При этом не надо путать ракету-носитель Vulcan с двигателями с тем же названием, используемыми в Ariane 6. Кроме названия у них ничего общего.
Одной из проблем данного проекта является то, что головные компании, Lockheed Martin и Boeing, не полностью выполняют планы по обеспечению работ всем необходимым. Есть и другие сложности. В частности, не полностью ясна ситуация с тем, какие двигатели будут использоваться. Представители компании заявляют, что решение будет принято «скоро».
Весьма скептически к этому проекту относится Илон Маск. Он заявил, что готов съесть свою шляпу с горчицей, если эта ракета-носитель выведет военный спутник до 2023-го года. Надо сказать, что для получения соответствующего сертификата для возможности выводить соответствующие космические аппараты, необходимо выполнить пару успешных запусков.
С учетом этого, маловероятно, что к 2023-му году удастся в третий раз запустить Vulcan, как маловероятно и то, что мы увидим Маска, поедающего шляпу.
Есть кто-то еще?
В принципе, есть и другие проекты. Например, Northrop Grumman Innovation Systems работает над собственным носителем Omega, запуск которого запланирован на 2021-й год. Не следует забывать и Big Falcon компании SpaceX Илона (не)нашего Маска. В общем, ближайшие пару лет должны быть интересными в плане появления и, возможно, первых запусков тяжелых ракет-носителей.
Ист.
Delta 4 Heavy смотрит на этот список с непониманием...
Думаю, Arian и New Glenn более-менее уложатся в планы. Первые используют уже существующие наработки, а у вторых денег немеряно, как и спецов.
Сайт Хруничева сообщает, что Ангара выводит 24 тонны на НОО.
http://www.khrunichev.ru/main.php?id=44
А могут не появиться.
Вопросительный знак в конце ещё поставьте.