№20. Русские семейные саги.

Василий Аксенов «Московская сага»

Вместе с семьей потомственных врачей Градовых читателю предстоит прожить почти тридцать лет XX века - от смерти Фрунзе до смерти Сталина. Расстрелы, пиры, генералы, лагеря, пытки в застенках НКВД, Вторая мировая, религиозные искания, допросы, диверсии, заговоры - все есть в этой удивительной книге! А также адюльтеры, салоны и пикантные сцены.

Вместе со всей страной семья Градовых, потомственных врачей, проходит все круги ада. Никита Градов и Вадим Войнович - истинные русские офицеры, несломляемые, гордые, смелые, порядочные. Их трагедия в том, что, сражаясь за советскую власть, они в итоге пали ее жертвами...


Алексей Черкасов «Сказания о людях тайги»

(«Хмель», «Чёрный тополь», «Конь рыжий»)

История этой трилогии началась с необычного письма, похожего на письмо «с того света». Отыскав старообрядицу Ефимию, автор узнал, что ей 136 лет, и при жизни она сама видела Наполеона... Так и началась «завязь» этих романов.

«Хмель» воссоздает события от восстания декабристов до потрясений начала XX века.

«Конь рыжий» - вторая книга трилогии, в которой описываются события, происходившие в Енисейской губернии и Красноярске во времена Гражданской войны.

«Черный тополь» (в соавторстве с Полиной Москвитиной) повествует о сибирской деревне двадцатых годов, о периоде Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет.

Всего же действие в трилогии продолжается свыше ста лет. И в каждое новое издание писатель вносил изменения, совершенствовал текст, перерабатывал, исключал и добавлял целые главы.


Константин Седых «Даурия»

Роман рассказывает о полувековой жизни сибирского казачества. Автор рассказывает историю края, бывшего когда-то местом ссылки и каторги, воспевает его суровую и прекрасную природу, а также показывает лучших людей Забайкалья, их героическую борьбу за Советскую власть в Сибири.

Широкая панорама жизни сибирского казачества, столкновение частных судеб с катаклизмами Большой Истории... а ёще аннотации почему-то называют этот роман «своеобразным сибирским вариантом «Тихого Дона».


Чабуа Амиреджиби «Дата Туташхиа»

Эпический исторический роман, написанный на грузинском в 1973—1975 гг. и переведенный автором на русский язык в 1976 году. Его главный герой, Дата Туташхиа, носит имя героя языческой грузинской мифологии Туташхи. А цель его - ни много ни мало искоренить зло и улучшить мир. Конфликт с законом превращает героя в изгнанника, абрага. Перед читателем - сложный образ человека, не нашедшего верного исторического пути, но до конца, до самой гибели, выражавшего свой протест против всяческой несправедливости.


В романе множество сюжетных линий, обширная панорама грузинского общества начала двадцатого столетия. А по романтичности Дата можно сравнить с Робином Гудом, Карлом Моором или Дубровским.


Пётр Проскурин «Любовь земная»

(«Судьба», «Имя твое», «Отречение»)

Трилогия Петра Проскурина - уникальное эпическое свидетельство о сотворении души человеческой на стыке двух миров - уходящего и грядущего во гневе любви и огня, в изломах души и подвиге, когда трепетная человеческая душа и мысль в поисках Бога и бессмертия прорвалась в безмерность космоса. Это эпопея о жизни и смерти, о любви и ненависти, о подвиге и предательстве, о титанах и пигмеях, о судьбах России и русского характера.

Широким охватом событий отличаются страницы книги, посвященные войне: отступление, эвакуация, работа в подполье, партизанская борьба. В центре повествования - судьба Захара Дерюгина и его семьи. Это книга о судьбах на дорогах трагического и великого ХХ века, тот многоцветной мир народной стихии, где порой простая, земная и грешная человеческая любовь становится выше Бога и выше смерти...


Василий Шукшин «Любавины»

В глухое сибирское село приезжают дядя и племянник Родионовы, командированные из уездного центра для организации школы. На самом деле это уполномоченные ГПУ, и их основная задача — выяснить местонахождение многочисленной и очень опасной банды, которая наводит страх на местных жителей. Сразу по прибытии Родионовы вступают в конфронтацию с семьей местного кулака Емельяна Любавина. По многим признакам, Любавин и его сыновья связаны с бандой. Любавины, в свою очередь, ни минуты не сомневаются, что приезжие присланы заниматься не только школой.

Очень сильные образы персонажей, мощные человеческие характеры, без красивостей выписанные жизненные повороты на пути героев книги. Без лишних красивостей, иногда возникают забавные моменты, но драматическая линия выдержана до конца. Достаточно жёсткая череда событий - и при этом немало историзма и любопытных деталей о жизни на Алтае в 20-х годах XX века.


Георгий Марков «Строговы» (продолжение - «Соль земли»)

Эпический роман «Строговы» в полной мере можно назвать историческим. В своем произведении автор через судьбу крестьянской семьи Строговых ярко и образно рисует картину жизни Сибирского края в период крупных исторических событий – Русско-японской войны, революции 1905 года, Октябрьской революции 1917 года и Гражданской войны. Главный герой романа Матвей Строгов проходит «огонь, воду и медные трубы», от мирного крестьянина-пасечника до командира красного партизанского отряда, доказав себе и другим, что человек всегда должен оставаться человеком и с честью выходить из любых жизненных коллизий.

В цикл входят также «Сибирь», «Отец и сын», но насколько я понимаю, со «Строговыми» они сюжетно не связаны, а являются скорее «приквелом» (но я могу ошибаться).


Николай Задорнов «Амур-батюшка», «Золотая лихорадка»

«Амур-батюшка» - дебютный роман писателя. Повествует о жизни крестьян-переселенцев в маленькой деревне на берегу Амура в 1860–1870-е годы. Героям приходится не только покорять дикую природу сурового края, но и налаживать отношения с его местным населением – нанайцами.

«Золотая лихорадка» - повествование о жизни одной из «братских республик» золотоискателей. В последние десятилетия XIX века на многочисленных притоках Амура были открыты богатые золотые россыпи. Гонимые нуждой и лишениями переселенцы целыми деревнями уходили в тайгу мыть благородный металл. То там, то тут в глубине приамурских лесов возникали «братские республики», а некоторые из них даже вступали в открытую борьбу с царскими властями.


У Николая Задорнова есть также ещё циклы романов об адмирале Путятине и капитане Невельском («Далёкий край», «Первое открытие», «Капитан Невельской», «Война за океан»).


Современная трилогия


Дмитрий Вересов «Семейный альбом»

Трилогия «Семейный альбом» - не столько семейная хроника, сколько «приподнятая» над бытом, романтическая и немного волшебная семейная легенда. В центре повествования - четыре поколения не вполне обычной петербургской семьи Луниных-Михельсонов. Эта необычность, в первую очередь, складывается из самих обстоятельств возникновения семьи. Двое влюбленных, Франц и Мария, разлученные Гражданской войной и считающие друг друга погибшими, обзаводятся семьями. Но их клятвы в вечной любви услышаны - только исполнить их суждено уже детям. И судьба ведет их навстречу друг другу, сквозь расстояния, годы и разлуки...


Дина Рубина «Русская канарейка»

Кипучее, неизбывно музыкальное одесское семейство и – алма-атинская семья скрытных, молчаливых странников... На протяжении столетия их связывает только тоненькая ниточка птичьего рода – блистательный маэстро кенарь Желтухин и его потомки. На исходе XX века сумбурная история оседает горькими и сладкими воспоминаниями, а на свет рождаются новые люди, в том числе «последний по времени Этингер», которому уготована поразительная, а временами и подозрительная судьба. Трилогия «Русская канарейка» – грандиозная сага о любви и о Музыке.

«Желтухин» (первый том) – начало истории двух семей. Перед нами проплывает жизнь нескольких поколений протяженностью в целый ХХ век, крылом зацепляя даже прошлые века: их взлеты и падения, радости и трагедии. А вот два следующих тома («Голос», «Блудный сын») уже плавно переходят в приключенческий жанр.


Из забытой классики:

Мамин-Сибиряк «Приваловские миллионы»

Сюжет романа основан на реальных фактах из жизни промышленного Урала прошлого столетия. «Приваловские миллионы» должны были стать заключительным романом трилогии. А в целом автор намеревался в исторической последовательности очертить преемственное развитие типов уральских заводчиков.

После долгого отсутствия в родной уральский город возвращается Сергей Привалов - владелец миллионного состояния и самый завидный жених. Многие богатые семейства мечтают породнится с ним. Кого он изберет спутницей жизни? Привалов влюблен в Надежду, дочь своего опекуна, - но, увы, безответно. Тем временем борьба за приваловские миллионы разгорается... На что способны люди ради денег?


Павел Мельников-Печерский «В лесах», «На горах»

У романа «В лесах» - особое место в русской литературе XIX века, ведь он посвящён жизни и быту раскольничьих скитов Заволжья, их стародавним обычаям. Одно из оригинальнейших эпических полотен русской литературы - за широкий охват действительности, проникновение в самую суть жизненных процессов и очень реалистические характеры.


Также, можно вспомнить ещё Успенского «Нравы Растеряевой улицы» (не совсем сага в привычном смысле, но семейно-историческая книга).

* * *

Поскольку Россия - страна большая, то интересных характеров и занимательных событий в ней всегда хватало. А также потенциала отдельных писателей. Так что семейных саг / циклов в нашей литературе достаточно.


Однако, взглянув на их список, я как-то расхотел аннотировать все подряд, и поэтому они даны одним большим списком. Ну... как вышло.


Марина Степнова «Женщины Лазаря»

Елена Арсеньева «Русская семейная сага»

Мария Совицкая «Пламя костра»

Елена Катишонок «Жили-были старик со старухой» (о том, как деспотические и угнетающие красные звёзды появились в одной маленькой, но гордой и независимой стране где-то в Прибалтике).

Наринэ Абгарян «Люди, которые всегда со мной»

Юрий Поляков «Замыслил я побег»

Фрида Вигдорова «Семейное счастье», «Любимая улица»

Вильям Козлов «Андреевский кавалер», «Когда боги глухи», «Время любить»

Татьяна Щербакова «Запас прочности», «О прожитом и пережитом»

Александр Лапин - серия «Русский крест». Целых шесть книг о тех, чья юность совпала с безмятежным периодом застоя, а в девяностые пришли потрясения.

Людмила Улицкая «Медея и ее дети»

Анна Берсеньева «Гриневы»

Семен Малков «Две судьбы»

Григорий Ряжский «Дом образцового содержания»

Ирина Горюнова «Божьи куклы»

Юрий Перов «Прекрасная толстушка» (хотя по жанру это отнесли к эротике ?_?)


Начало тут.

Книжная лига

22K постов78K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Мы не тоталитаристы, здесь всегда рады новым людям и обсуждениям, где соблюдаются нормы приличия и взаимоуважения.


ВАЖНЫЕ ПРАВИЛА

При создании поста обязательно ставьте следующие теги:


«Ищу книгу» — если хотите найти информацию об интересующей вас книге. Если вы нашли желаемую книгу, пропишите в названии поста [Найдено], а в самом посте укажите ссылку на комментарий с ответом или укажите название книги. Это будет полезно и интересно тем, кого также заинтересовала книга;


«Посоветуйте книгу» — пикабушники с удовольствием порекомендуют вам отличные произведения известных и не очень писателей;


«Самиздат» — на ваш страх и риск можете выложить свою книгу или рассказ, но не пробы пера, а законченные произведения. Для конкретной критики советуем лучше публиковаться в тематическом сообществе «Авторские истории».


Частое несоблюдение правил может в завлечь вас в игнор-лист сообщества, будьте осторожны.


ВНИМАНИЕ. Раздача и публикация ссылок на скачивание книг запрещены по требованию Роскомнадзора.

1
Автор поста оценил этот комментарий
Вот прям молодец ты,подобрал как надо,в цвет.снова кое что перечту.уважуха
Автор поста оценил этот комментарий

Подскажите,не могу вспомнить ни автора,ни название.Она-еврейская девочка,он-талантливый русский инженер.История их семьи,судьбы их детей.Кажется,Одесса.

Автор поста оценил этот комментарий

Любавин у Шукшина очень понравились.

Автор поста оценил этот комментарий

ТС, имхо, даже по названию поста подходит книга "Семейщина" И. Чернев.

Книга о селе преимущественно старообрядцев, с начала 20 в до войны (вроде, давно читал). Вроде как автор жил в селе Тарбагатай (Бурятия), с жителей которого и написана книга. Мне в свое время очень зашла, тем более, что родня у меня оттуда.

Автор поста оценил этот комментарий

Мельников-Печерский поддерживаю, почему-то очень малоизвестный автор!

Хотя написано отлично!