С тех пор как я начал водить машину, я стал аккуратнее переходить дорогу
Все знакомы с этой шуткой, но мне иногда кажется, что далеко не все понимают её смысл. А основной смысл в том, что это - не шутка. Начав водить, начинаешь понимать немного больше о возможностях водителя среагировать и затормозить.
Я в этом посте больше буду говорить о детях (ну просто потому что навеяло), но о взрослых тоже скажу в конце. Основная мысль, которую я хочу донести - детей нужно учить переходить дорогу.
Пост получился длинным, поэтому сразу озвучу затронутые темы:
1. Теория (время реакции, остановочный путь)
2. Разбор реальных ситуций (4 штуки)
3. Как учить детей переходить через дорогу
4. Взрослые и зима
Так вот, среди пешеходов бытует мнение, что водители должны:
а) соблюдать правила
б) быть предельно внимательными, т.к. управляют средством повышенной опасности.
И это правильно! Вы думали, я буду спорить? Нет. Однако:
1. Не все и не всегда соблюдают правила
2. У водителей не всегда есть физическая возможность спасти пешехода.
С первым пунктом более-менее понятно - мудаки на дорогах и всякое такое. Впрочем, быть правым, но мертвым вряд ли входит в планы пешеходов, поэтому и на это тоже надо рассчитывать.
В любом случае, я хотел бы поговорить только о 2-м пункте - о физической возможности вовремя затормозить.
Для начала - немного теории.
1. Время реакции
Люди обычно об этом не задумываются - кажется, что реакция почти мгновенна. Это мнение основано либо на ощущениях, либо на тестах (вроде такого), в которых результаты получаются очень неплохими - в районе 0,15 - 0,2 секунды. Однако, на практике, это не так. Простейшая реакция водителя (от сигнала до касания педали тормоза) при полной концентрации никогда не будет меньше 0,4 секунды.
Тут надо немного пояснить, что значит "простейшая реакция". Это водтелям давали задание нажать на тормоз при появлении светового сигнала. Т.е. простейшая реакция не включает анализ. В дорожных же ситуациях мозг выполняет несколько последовательных операций - восприятие, понимание опасности, оценка ситуации, принятие решения, начало действия или бездействия. Это - сложная реакция. Даже если сама по себе дорожная ситуация однозначна, мозг всё равно всё это делает. Принято считать, что время сложной реакции водителя равно 0,8 - 1 сек. В разных источниках данные немного отличаются - я встречал от 0,65 до 2,5 сек, но большинство сходятся на 1 секунде, упоминая, что оно может увеличиваться при утомлении, болезни т.п. Я в дальшейшем буду считать, что время реакции равно 1 секунде. Статья на тему (немного путанно и с ошибками, но дает общее представление)
2. Остановочный путь
Остановочный путь состоит из пути, пройденным автомобилем за время реакции (за 1 секунду) и тормозного пути.
Путь реакции при различных скоростях:
20 км/ч - 5,6 м
30 км/ч - 8,3 м
40 км/ч -11,1 м
50 км/ч -13,9 м
60 км/ч -16,7 м
Это то расстояние, на котором водитель не может сделать ничего. Совсем ничего.
С тормозным путем всё сложнее.
Есть формула, растиражированная по интернету, есть таблица, есть тесты авторевю - результаты отличаются в 2 раза. Я склонен верить тестам, но в них дается только один тормозной путь - со 100 км/ч. Поэтому я взял расчеты по формуле (для 100 км/ч - 56 метров) и умножил их на коэффициент, приводящий к результатам тестов (35/56= 0,625). Данные очень похожи на эксперимент "Главной дороги", поэтому с чистой совестью приму следующие значения:
20 км/ч - 1,4 м
30 км/ч - 3,2 м
40 км/ч -5,8 м
50 км/ч -8,8 м
60 км/ч -12,7 м
Хватит, пожалуй, теории,
переходим к практике.
Ситуация 1
Возьмем обычную дорогу. Ограничение, по всей видимости, 60 км/ч. Водитель соблюдает скоростной режим. И тут выскакивает ребенок:
Вопрос - может ли водитель вовремя затормозить?
Давайте считать. Расстояние до ребенка - примерно 2 корпуса машины т.е. 10 метров, может чуть больше.
Теперь смотрим на данные по пути реакции выше. Только на реакцию нужно почти 17 метров. Никакой физической возможности у водителя даже среагировать нет! Более того - даже если он едет всего 40км/ч - и то он не сможет затормозить. Сделаю отступление - конкретно в этой ситуации водитель увидел бегущих справа детей заранее (справа виден второй ребенок) и начал тормозить раньше, но так бывает далеко не всегда.
Ситуация 2
Прилегающая территория (в данном случае, не очевидно, но будем считать так), разрешенная скорость - 20 км/ч.
Вопрос тот же - может ли водитель что-то сделать?
Считаем. Расстояние до ребенка - 6-7 метров. На реакцию нужно 5,6 метров + 1,4 метра на торможение. Ответ - может. При удачном стечении обстоятельств. Чуть скорость больше, или отвлекся на поиск подъезда, или болеет (помните, что реакция от этого тоже зависит?) или что-то в этом духе - и уже не успел. Виноват ли будет водитель? Конечно, виноват, без вопросов. Легче ли от этого ребенку и его родителям?
Ситуация 3
Придомовая территория, разрешенная скорость 20 км/ч
Тут даже считать не буду - никакой физической возможности не сбить ребенка нет.
Отступление: конкретно эта ситуация - это такая детская забава "беги или умри", но подобные ситуации возникают и без неё. Я встречал даже видео, в которых дети выбегают так, что врезаются в машину сбоку.
Ситуация 4
Будет без картинки. Просто порассуждаем о движении задом во дворах. Необходимость сдавать задом во дворе возникает регулярно - невозможно запретить это делать. Но при движении задом водитель видит сильно меньше, чем при движении передом. Более того - детей ростом менее 120 см - не видит вообще. только при очень-очень-очень счастливой случайности увидит. И теперь интересный момент - время реакции в этом случае начинает тикать от момент удара - и есть очень большая вероятность, что машина ребенка переедет. Даже при отностильно небольшой скорости. К сожалению, водитель может только одно - ехать со скоростью черепахи. Лично я так и делаю, но так делют не все - и это нужно учитывать.
Как учить переходить дорогу
Все описанные ситуации - очень опасны для детей. И я призываю родителей учить детей переходить дорогу с самого раннего возраста - лет этак с трёх.
Не знаю, может, я зря свой опыт сейчас озвучиваю (так себе эксперт), но двруг кому пригодится.
Я учу детей в несколько этапов (как минимум, на одном такая методика дала положительные результаты):
1. Научить четко понимать и беспрекословно выполнять команду "стоп". Безотносительно дороги. Просто если родитель сказал "стоп", нужно остановиться как вкопанный. Это должна быть единственная команда, которую нужно выполнять без раздумий. Как только появляются другие подобные, то ребенок начинает задумываться (а точно ли ситуация соответсвует команде и т.п.) и не выполняет их достаточно быстро или не выполняет вовсе.
2. Всегда останавливаться перед любой дорогой. Всегда. Не должно быть такой ситуации, при которой ребенок хотя бы на секунду не остановился перед дорогой. Идёте с ним за руку - остановитесь и прокомментируйте, что останавливаетесь перед дорогой, даже если машин нет даже близко. Должна выработаться привычка обращать внимание на сам факт наличия дороги. При езде на самокате/беговеле/велосипеде ребенок должен остановиться и ждать взрослого
3. Если при переходе через дорогу ребенок уронил игрушку - никогда не поднимайте её сразу, даже если машин нет. Главная цель этого - привить понимание, что дорога сильно (сильно-сильно-сильно) важнее любых желаний. Закончите переходить дорогу, затем, комментируя вслух, оцените безопсность выхода на проезжую часть, и только после этого идите поднимать игрушку. Не забывайте всё проговаривать словами. Если игрушка в результате испортилась (переехали), то это произойдет всего один раз - ребенок очень хорошо это запомнит. И это очень небольшая плата за очень полезный урок. Только не надо кричать на него - это переключит его с ситуации на дороге на вас.
4. Когда останавливаетесь перед дорогой обязательно предложите ребенку посмотреть в одну сторону и спросите "есть машины?" Дождитесь правильно ответа, предложите посмотреть в другую. Сначала ребенок не понимает сути (вот же есть машины, припакованы), но потом начинает понимать, и дело времени - дать понимание, как оценвать опасность машин, которые он видит.
5. Научить выглядывать из-за припаркованных машин. Мало остановиться у дороги, если выходишь из-за припаркованной машины - нужно аккуратно выглнуть и посмотреть в разные стороны. Это продолжение пункта 4.
6. В какой-то момент начать предлагать ребенку перевести вас за руку через дорогу. Т.е. вы держите ребенка за руку, но пока он не скажет вам идти (или потянет за руку) вы не идете. Просто стоите и молча ждете действий ребенка. Если он спрашивает "сейчас можно?", отвечайте что-нибудь вроде "не знаю, ты же меня переводишь". Т.о. вы даете ребенку полностью самому принимать решение, когда можно начать движение, но при этом страхуете, если это решение - неправильное. Если он решил пойти в опасный момент - просто держите руку (т.е. не дергайте назад, а просто не давайте вас сдвинуть) и объясняйте, в чем опасность. Важный момент. Если это происходит на пешеходном переходе и машина остановилась вас пропустить, а ребенок вас не потянул вперед - терпите, не начинайте движение сами. Поясните ребенку, что происходит, что машина остановилась, чтобы вас пропустить. Обязательно сказать, что лучше дождаться, когда машина остановится полностью. Если до ребенка долго доходит, водитель не вытерпит и проедет - ничего страшного не произойдет. Это тоже можно объяснить ребенку - он узнает немного больше.
Как-то так. Наверняка я делаю это неоптимально, но в 6 лет ребенок уже умел сам переходить дорогу, как в 1-й ситуации. У каждого может быть своя методика, не думаю, что это прямо уж сильно что-то меняет, главное - уделять такому обучению внимание и время.
О взрослых и зиме
Не только дети выскакивают под машины - 1-я ситуация (описанная выше) была у меня лично - только выскочила женщина из-за припаркованного грузовика, но расстояние было чуть побольше и хорошо, что встречка была пустая. Это, конечно, редкость, но вот что встречается очень часто - это переход по правилам по пешеходному переходу. Зимой. И тут есть момент, о котором пешеходы забывают. Нет, даже не так - не забывают, а даже не задумываются об этом. Они выходят на пешеходный переход хоть летом, хоть зимой одинаково, не глядя на дорогу (они же правы, их должны пропустить). А, между тем, зимой тормозной путь увеличивается в разы. Во много раз. Например, при скорости 30 км/ч (всего 30!) тормозной путь зимой даже на лучших шинах составляет 11-14 метров против 3 метров летом. Если шины похуже, а лед - получше, то тормозной путь может увеличиться до 25-30 метров. Плюс 8 метров на реакцию. И скорость не 30, а 40 (гонщик, блин!). А пешеходы начинают переходить в 10-ти метрах перед машиной. Еще раз - я прекрасно понимаю, кто будет виноват, но будет ли от этого легче пешеходу? Всегда смотрите на дорогу - даже, когда вы правы.
Берегите себя и своих детей.