Раньше за езду без ОСАГО было серьезное наказание. Скручивали номера и отправляли машину на штраф стоянку. Но в 2014 году разрешили самостоятельно изготавливать дубликаты номеров, и скручивать их стало бесполезно. Поэтому теперь за езду без ОСАГО только штраф 800 рублей. Из-за этого многие водители подрасслабились и перестали покупать полисы. Но делать так не стоит. Помимо того, что без ОСАГО можно попасть на большие деньги, камеры теперь будут присылать за это штрафы. Это логичный шаг со стороны властей, ведь можно собрать в бюджет хорошую сумму. Это же так просто - машина проезжает под камерой, ее номер пробивается по базе и, если нет ОСАГО, высылается штраф 800 рублей. Сколько камер за день проехал - столько штрафов и получил. Проехал пять камер - плати 4 тысячи рублей в день, проехал 10 камер - плати 8 тысяч. Даже странно, что такую хорошую идею не реализовали раньше. Так что сегодня разбираемся с этим нововведением и с тем, как не попасть на штрафы.
ОСАГО - это страховка, по которой чинят машину потерпевшего. Если вы виноваты в дтп, то свою машину ремонтируете сами, а чужую чинит ваша страховая по ОСАГО. Если в дтп виноват другой водитель, то теперь уже он ремонтирует свою машину сам, а ваш автомобиль чинит его страховая.
Каждый автовладелец обязан покупать ОСАГО. Если вы ездите без полиса, то в случае дтп, будете компенсировать ущерб потерпевшему за свой счет. А ущерб может составлять миллионы рублей. Мы все люди. И даже если вы водите машину аккуратно, все равно можете попасть в серьезное дтп. Особенно дорого получится, если из-за вас пострадали несколько других автомобилей.
ОСАГО в таких случаях выручит, потому что выплата сейчас не делятся на всех пострадавших, как было до 2014 года. Теперь до 400 тысяч рублей платят за каждую поврежденную машину и до 500 тысяч каждому пострадавшему в счет ущерба здоровья или жизни. Так что если не дай бог вы стали виновником массовой аварии, ОСАГО придется кстати.
Если вас признают виновным в дтп с миллионным ущербом, то вы вгоните себя в жесткие долги. Отберут машину, опишут имущество, начнут удерживать часть зарплаты. Не смогут отнять только квартиру, если она является единственным жильем.
Еще особенно жестко можно подставить свою семью. Если виновник крупного дтп не дай бог погиб и не было ОСАГО, то весь ущерб вычтут из его наследства. Родственникам и так будет не сладко из-за потери близкого человека, так еще у них могут забрать квартиру, чтобы отремонтировать чужие машины и оплатить лечение людям, которые пострадали. Так, например, частый случай, когда квартира родителей находится в собственности пополам с сыном. И можно лишить родителей их же собственной жилплощади, из-за того, что сын вовремя не подумал о страховке.
Водитель без ОСАГО подставляет всех
Помимо своих родственников, не покупая ОСАГО вы потенциально подставляете всех других водителей. Потому что в случае аварии потерпевшим придется самостоятельно выколачивать из вас деньги, а это сложно и часто малоперспективно. Вместо того, чтобы просто получить компенсацию от страховой, им придется подавать на вас в суд, а потом бегать за вами с приставами. Причем если у вас неофициальный доход и нет особого имущества, то они еще и ничего с вас не получат. И в итоге будут ремонтироваться за свой счет.
Камеры ОСАГО
Скоро от покупки ОСАГО нельзя будет отвертеться никак, потому что за наличием полисов начнут следить камеры. Последний год постоянно делаются заявления, что система вот-вот заработает и начнет ловить нарушителей. Многие СМИ написали, что камеры заработают уже в ноябре 18 года. Сначала в тестовом режиме в Москве, а когда тестовый период пройдет, то и по всей России.
Но на данный момент камеры все еще не запустили. Так что пока штрафы за ОСАГО не рассылаются. Дело в том, что с введением этой системы есть несколько проблем, которые все никак не могут решить из-за безалаберности, или из-за каких-то других причин. Сейчас мы рассмотрим эти проблемы, чтобы лучше понять как будут работать камеры.
На сколько часто присылать штрафы?
Первая и главная проблема - это как часто присылать штрафы. Для бюджета, конечно, было бы приятнее, чтобы штраф присылала каждая камера, под которой проехала машина. То есть, чтобы в течение одного дня могло прийти сразу несколько штрафов. Но с точки зрения здравого смысла это не честно, у автовладельца должно быть время, чтобы устранить нарушение. К тому же есть статья 4.1 КОАП, в которой сказано, что за одно и то же нарушение нельзя наказывать более одного раза. Но это уже другая крайность. Если наказывать за езду без ОСАГО только один раз, то тогда можно один раз заплатить штраф 800 рублей и потом ездить без ОСАГО бесконечно долго. Согласитесь, что такого тоже не должно быть и через какое-то время водителя стоит оштрафовать еще раз. Поэтому скорее всего каждый проезд под камерой будут формально считать новым нарушением, и статья 4.1 работать не будет.
В ситуации надо искать баланс. С одной стороны, у водителя должно быть время, чтобы устранить нарушение. С другой стороны, это время не должно быть настолько большим, чтобы нарушители этим пользовались и не покупали полисы. Идеально было бы, если бы в законе было четко прописано сколько у водителя есть времени, чтобы купить полис после того, как он получил первый штраф. Но к сожалению, в законе этого нет. Поэтому властям сейчас надо решить как часто все-таки присылать штрафы и как это обставить юридически. Решение еще не принято и это одна из причин задержки запуска системы.
Объединение баз данных
Также, для того, чтобы камеры могли выписывать штрафы за ОСАГО, должна быть единая база, где можно точно посмотреть, есть ли на эту машину действующий полис или нет. На данный момент у страховщиков базы данных объединены не полностью. Последние годы ведутся работы по объединению, но процесс идет не так гладко, как хотелось бы. И это вторая причина, почему систему никак не могут запустить.
10 дней без ОСАГО
Третья проблема в том, что после покупки машины 10 дней можно ездить без ОСАГО. Это касается как новых машин, так и подержанных. Если вы купили машину, у вас есть 10 дней, чтобы ее застраховать. До истечения этого периода вас не имеют права оштрафовать.
Из-за этого правила 10 дней, у старого собственника могут возникнуть проблемы. Представьте такую ситуацию. У старого собственника было ОСАГО, но действие полиса уже подходило к концу. И допустим в последний день действия полиса, машина продается новому собственнику. Составляется обычный бумажный договор купли-продажи, новый собственник забирает его и уезжает на машине. Теперь у него есть десять дней, чтобы застраховаться и поставить машину на учет. Эти десять дней он может ездить без ОСАГО. Но камеры не знают, что машина продана. Для них ситуация будет выглядеть так, что старый собственник просто не продлил полис и продолжил ездить. И ему будут присылать штрафы, хотя он ничего не нарушил и вообще уже ‘продал эту машину.
Конечно, это будет редкой ситуацией. Потому что обычно, когда продается подержанная машина, у старого владельца полис еще не закончился. Но тем не менее такая ситуация возможна и ее надо как-то учитывать. А как учитывать пока не очень понятно. Скорее всего штраф не будут присылать, когда машина первый раз попала под камеру без ОСАГО. Но если через десять дней эта же машина опять попадет под камеру и ОСАГО все еще не будет, то тут уже штраф вышлют, потому что уже точно можно понять, что это нарушение.
Если сделают так, то это решит проблему и с устранением нарушения. Если водитель забыл продлить полис, то он получит всего один штраф и у него будет 10 дней на устранение нарушения. В общем, надо будет посмотреть как в итоге реализуют систему. Но в любом случае ездить без ОСАГО теперь станет сложнее. Вопрос только в том как часто будут присылать штрафы.
Поэтому советую настроить в телефоне уведомления о штрафах, если у вас вдруг еще не настроено. Бумажные письма от ГИБДД не очень надежны, особенно если вы не живете по месту прописки. Вы можете оказаться не в курсе, что вам начали присылать штрафы за ОСАГО, и собрать их целую пачку. Особенно, если их все-таки начнут рассылать не раз в десять дней, а чаще.