Заблуждения о смерти Моцарта
Многие до сих пор верят, будто Моцарта отравил Сальери. Ходит и немало слухов о том, что гений был нищим, а после смерти его захоронили в общей могиле с бродягами.
Пришло время разобраться, как и почему умер великий композитор.
Эта статья повествует о жизни и смерти Амадея Моцарта, а так же демонстрирует, как слухи перерастают в общественное мнение.
Помимо прочего, прилагаю в конце текста видео. По сути это публикация сценария, на основе которого и был создан ролик.
Вольфганг Амадей Моцарт, это имя одно из первых приходит на ум, когда говорят о классической музыке.Человек ставший синонимом слова композитор умирает в расцвете сил от странной болезни....в жизни этого человека ничего не было просто, ну с гениями всегда так...
Безусловно Моцарт родился гением, но без упорного труда он не достиг бы ничего, однако
нас сегодня интересует не творческий путь, а смерть этого человека, а точнее говоря обстоятельства, при которых композитору пришлось в срочном порядке покинуть бренный мир.
Иоганн Хризостом Вольфганг Амадéй Моцарт; родился 27 января 1756 года в Зальцбурге в семье австрийского скрипача Леопольда Моцарта.
Отец, пожалуй, был странной фигурой в жизни Гения. Безусловно, это именно он сформировал талант в будущем композиторе, именно благодаря его упорству и многочасовым урокам музыки с детьми Амадем и Марией Анной, развилась та самая непреодолимая тяга искусству.
Когда Амадею было 4 года, отец, обучавший старшую дочь заметил, что сын проявляет живой интерес к нотам. Ради забавы он обучил его нескольким менуэтам и пьесам на клавесине.
Это тот самый инструмент, при звучании которого вы просто обязаны представить Европу 18 века
В 6 лет Амадей начинает писать собственные произведения, а в 9 сочиняет первую симфонию.
Вообще, в этот период юные музыканты под предводительством отца много путешествуют, Германия, Голландия, Бельгия, Франция....Только это вовсе не веселый евротур с друзьями и приключениями. Представьте, как выглядели путешествия три с лишним сотни лет назад. Сутками трястись в холодной карете, дабы дать концерт при дворе или на светском рауте.
Подобное отношение к детям сегодня вызовет массу вопросов. И это одна из причин, почему отец сыграл не только положительную, но и отрицательную роль в жизни мастера.
Изнурительное детство, прошедшее на концертах и в дороге. Напряженный график...Леопольд Моцарт вовсе не был изувером, выжимающим соки из детей. Просто являясь музыкантом и композитором, он и сам прекрасно понимал, что это за бизнес. Дети должны найти достойного покровителя и тогда они не будут ни в чем нуждаться до конца жизни. В ту пору музыкант был вовсе не свободным странником с гитарой за. Это был скорее творческий ремесленник, делавший то, что ему закажут. Представить детей обществу и распространить о них добрую молву, дабы тем было просто получать заказы в будущем, вот цель, которую преследовал отец двух крайне одарённых детей и в жертву этой цели приносились отдых и порой здоровье отпрысков...Вот что значит-тяжкий труд.
Медсправка
В 1984 году доктор Питер Джон Дэвис опубликовал отчет об истории болезни композитора. Среди прочего, он выдвинул предположение, что еще в раннем детстве Моцарт заразился Стрептококковой инфекцией. Что соответствует частым болезням, сопровождаемым инфекцией верхних дыхательных путей, симптомы которых часто наблюдались в детстве у Моцарта.Это, кстати, могло привести к развитию ревматизма, а он поспособствовал поражению почек и почечной недостаточности.
Переместимся на несколько десятилетий вперед. Амадею Моцарту уже за 30. Это вполне состоявшийся музыкант и композитор. Он женат, имеет детей и постоянно не влазит из долгов. Как бы это ни было парадоксально, но большую часть жизни гений в долгах
Я же говорил, что жизнь этого человека вовсе не проста. Так например нередко можно встретить мнение, будто бы Моцарт жил в нищете и его заработок едва позволял сводить концы с концами.
Однако следует понимать, что
За один час преподавания на фортепиано, композитор выставлял счет в 2 гульдена, в то время, как его служанка получала 12 гульденов в год. За выступление на концерте композитор запрашивал, по его собственным словам, не менее 1000 гульденов.А таких концертов за год был не менее 6.
Однако в массовой культуре прочно укоренился миф о с и гениальном композиторе, что был беден и которого похоронили в общей могиле с нищими.
На самом деле Амадей жил...не совсем по средствам. Семья держала служанку, повариху и собственного парикмахера. Устраиваемые в доме Моцартов званые обеды поражали своим великолепием. Однако не нам судить гения...Вся жизнь Композитора состояла из карабканья на верх, болезней и упорной работы. Моцарт так и не смог найти себе богатого покровителя.Не смог он найти и работы, что оплачивалась бы достаточно хорошо дабы посвятить себя творчеству. Бесценная и короткая жизнь композитора тратилась на уроки музыки и создание заказных произведений.
Что же такое произошло с Вольфгангом Амадеем Моцартом?
1791 год, Моцарт только завершил работу над оперой "Волшебная флейта"
Композитор долго ждал этого момента, ведь теперь он может взяться за новую работу, над Реквиемом. Говорят ранее незнакомый постучал в его дверь и сообщил, что один очень влиятельный человек, что пожелал остаться неизвестным желает каждый год отмечать годовщину смерти своего близкого.А для этого требуется написать реквием. Идея захватила Моцарта, он жаждал приступить к написанию этого произведения, что и начал делать после завершения флейты.
Однако в те дни самочувствие композитора ежедневно ухудшалось.
«Видно, для самого себя пишу я этот Реквием», — не раз говорил он жене и друзьям.
28 ноября состояние Моцарта ухудшилось настолько, что композитор слег в постель. К тому же его состояние постоянно усугублялось кровопусканиями, что были типичным явление медицины тех лет.
Медсправка
Этот метод был популярен вплоть до конца 19 века. Кровопускание применяли при отеках, сердечно-сосудистой недостаточности, пневмонии, повышении давления и отравлениях ядами
Восходит эта традиция еще к античности, где Гиппократ рассматривал человеческое тело. Как соотношение четырех жизненных соков-крови, флегмы, черной и желтой желчи, они же соотносились с четырьмя стихиями-огонь, вода, земля воздух., нарушение их равновесия влекло за собой болезни и страсти.Более всего уделяли внимание количеству и качеству крови, она не должна была быть слишком горячей или холодной, очень жидкой или вязкой, недостаток крови был вреден, однако куда хуже был ...ИЗБЫТОК.а вот кровопускание было способом этот избыток подкорректировать.
Медики диагностировали у Моцарта "Острую просовидную лихорадку" впоследствии ее будут называть "ревматической воспалительной лихорадкой"
Врач который был вызван женой мастера Констанцией, был одним из лучших специалистов в вене. Он много раз наблюдал подобные симптомы и мог с точностью до часа предсказать исход событий
Эта болезнь знатно бушевала в вене тех лет и унесла немало жизней
4 декабря состояние композитора значительно ухудшилось, появилась кожная гиперчувствительность, Амадей едва переносил прикосновения своей рубашки. От тела исходят зловония, почти невозможно находится в одной комнате с композитором. Вечером, к постели больного приглашают священника.
После на голову накладывают холодный компресс, амадей теряет создание. Бредит. Вскоре, около часа ночи 5 декабря 1791 года наступает смерть... Далее были похороны, на которых не присутствовала жена усопщего и на которых тело гениального композитора поместили в братскую могилу, вместе с еще несколькими гробами.
Так много вопросов и так мало ответов!
На самом деле ответы есть, начнем с простого.
Почему Моцарта захоронили столь странным образом? Он был нищим, всем было наплевать на него...неужели никто не смог оплатить достойные похороны композитору.
Ну, на самом деле это и были вполне достойные похороны. Звучит странно, однако это так. Король Йосеф II, был человеком прагматичным, при нем был издан указ, согласно которому похороны рассматривались лишь как способ придания тела земле и вообще не имело значения как сие действо происходит, ведь душа бессмертно, а тело-лишь прах. Существовало три разряда похорон, различающихся по составу персонала и разнообразию утвари, третий-был самым обычным, ниже него было только бесплатное захоронение для бедных, одна этот самый третий разряд был вполне приличным способом придать тело земле. Моцарта действительно захоронили в общей могиле с еще несколькими людьми, однако так тогда поступали сов семи, кого хоронили по третьему разряду, более пышные похороны и личную могилу могли себе позволить лишь очень состоятельные господа. Однако вопреки расхожей байке, тело композитора не лежало в голой земле накрытое лишь мешком. Имелся отдельный гроб, отпевания и траурная процессия, просто пышности не было, музыкант до самой смерти был в долгах, как в шелках, а семье надо было как то жить дальше. Надгробные камни тоже в ту пору не ставили на самой могиле, а располагали у стены кладбища в результате чего жена Моцарта, появившаяся там только спустя 17 лет не могла найти могилу мужа.
Позже, однако, по случайному стечению обстоятельств удалось обнаружить место захоронения. Его подсказал сын одной женщина. Она была супругой близкого друга композитора и часто навещала могилу Моцарта, а ее сын, приходивший с нею, отлично запомнил место, куда они ходили. Позже на могиле посадили иву и соорудили памятник....однако это все лирика.
Что ж, как видно Моцарта похоронили вполне достойным образом, он не был сброшен в могилу с бродягами да и нищим его назвать нельзя, даже с большой натяжкой. Однако еще остается главная загадка-от чего умер композитор и кто к этому причастен?
Ну вообще думаю большинство ваших знакомых ответят на этот вопрос весьма просто - Сальери отравил
кто же такой, этот Сальери и зачем ему надо было травить Амадея?
Ответ кажется очевидным-устранение конкурента (вставка только бизнес)
ведь когда у вас в городе живет гений, сложно найти клиентуру на его фоне. Мы ведь помним, что музыкант в ту пору прежде всего ремесленник работающий по заказам.
Однако правда в том, что Антонио Сальери при жизни был весьма и весьма востребованным композитором, на самом деле его слава вовсе не меркла на фоне Моцарта, а популярностью он даже превосходил великого гения.
Однако допустим, что Антонио Сальери и правда причастен к смерти Моцарта, пока только гипотетически-как он мог это провернуть и откуда пошли слухи?
Основной слух гласит, будто Сальери давал Моцарту яд, который и привел к смерти, одним из косвенных доказательств такой теории служило то, что незадолго до смерти композитор распух, все его тело словно надулось. В ту пору вообще любили травить ядами.Сальери и Моцарт не виделись постоянно, они не были близкими друзьями, значит если композитор получал яд длительное время, медленно угасая, делать это могли только люди из круга его близких-те с кем он виделся регулярно, однако ни жене ни детям небыль никакого резона так поступать, ведь смерть Амадея явно не могла улучшить финансовое положение, к тому же долги никуда не исчезнут. По этой же причине кажется маловероятной версия об отравителях среди друзей, тех самых друзей, у которых Моцарт нередко занимал деньги. А вы вряд ли захотите травить человека, который должен вам энную сумму денег.
Тогда вариант второй- Сальери дал однократную, но очень мощную порцию яда.
Последний раз они с Моцартом виделись в конце лета 1791 года, а умер композитор зимой этого же года. В ту пору просто не существовало ядов, скрытый период действия которы длился бы так долго после однократного приема. Ну и какой смысл известному и весьма не бедному Сальери травить вечно выбирающегося из долгов Моцарта, не представлявшего никакую угрозу карьере композитора?
У них были мелкие склоки и интриги, однако масштаб не такой, дабы желать смерти человеку.
Причин по которой многие начали считать версию с отравлением правдивой несколько.
Прежде всего Констанца- жена Моцарта, неоднократно повторявшая слова мужа, "Конечно, мне дали яд!" Спустя 30 лет после смерти эта тема возникла снова, и в 1823 году впервые было названо имя отравителя - Сальери. Старый композитор в состоянии психического помрачения пытался перерезать себе горло, и это приписывали угрызениям совести из-за убийства Моцарта. Их отношения действительно были не самыми лучшими, и "коварство" Сальери заключалось в его интригах при дворе. Тем не менее они общались, Сальери по достоинству ценил оперы Моцарта. Иоганн Непомук Гуммель, бывший ученик Моцарта, писал; "... Сальери был настолько честным, реально мыслящим, всеми уважаемым человеком, что ему даже в самом отдаленном смысле не могло прийти в голову что-либо подобное". Сам Сальери перед смертью сказал посетившему его известному музыканту Игнацу Мошелесу: "... Я могу с полной верой и правдой уверить вас, что ничего справедливого в абсурдном слухе нет... скажите об этом миру, дорогой Мошелес: старый Сальери, который скоро умрет, сказал это вам". Но слухи на то и слухи, что разлетаются быстро и не требуют доказательств. Масло в огонь подлил наше все Александр пушкин, сочинивший трагедию в которой Сальери отравляет Моцарта....
Ну а если не отравление, и не козни завистников-что же прикончило великого гения?
В наши дни официальная версия гласит, что Сальери не был отравителем. В 1997 году в городе Милане состоялся суд по этому щепетильному вопросу. Он рассмотрел его по существу и снял все обвинения с Антонио, поставив точку в этом деле оправдательным вердиктом.
В 60-е годы XX века врач из Швейцарии Карл Бэр заявил, что диагноз – острая сыпная лихорадка – не правильный. В соответствии с описанием болезни у музыканта был суставный ревматизм. Сопровождается он болезненными воспалительными процессами. Вот поэтому и наблюдалась опухоль на руках и ногах.
В 1963 году в популярной книге немецких врачей Дуда и Кернера "Болезни великих музыкантов" авторы утверждали, что Вольфганг Амадей Моцарт "пал жертвой ртутной интоксикации с сублиматом", то есть медленного и постепенного отравления растворенной в спирте ртути. Но вершиной предположений является гипотеза о том, что Моцарт случайно сам отравился ртутью, пытаясь вылечиться от сифилиса.
В 1984 году доктор Дэвис опубликовал более тщательный отчёт об истории болезни Вольфганга Амадея. Он выдвинул предположение, что ещё в раннем детстве музыкант заразился стрептококковой инфекцией. В последующие годы у него наблюдались приступы тонзиллита, он болел бронхитом, гепатитом и ветрянкой.
Дэвис заключил, что причиной трагедии стала стрептококковая инфекция в сочетании с почечной недостаточностью и бронхопневмонией. Но смерть наступила в результате кровоизлияния в мозг. Что касается почечной недостаточности, то на неё указывает депрессия. А под её влиянием композитор мог утверждать, что его отравили и заказали "Реквием" для его же собственных похорон.
Медсправка
Смертельная болезнь Моцарта началась с отеков на руках и ногах, потом последовала рвота, выступила сыпь - композитор болел 15 дней и умер без пяти час ночи 5 декабря 1791 года.
Некоторые исследователи считали причиной смерти Моцарта трихинеллез, поскольку симптомы этого заболевания (повышение температуры, отеки и боли в конечностях) близки к отмечавшимся у Моцарта. Кроме того, в письме к жене за шесть недель до смерти композитор упоминает, что ел свиные котлеты. Они и могли стать источником инфекции. Шесть недель соответствуют инкубационному периоду трихинеллеза. В то же время симптом данной инфекции — миалгия — у Моцарта отсутствовал.
В детском возрасте Моцарт часто болел и неоднократно переносил инфекции верхних дыхательных путей, симптомы которых соответствуют стрептококковой инфекции, что, вероятно, привело к развитию ревматизма, а он мог в дальнейшем поспособствовать поражению почек и возникновению почечной недостаточности.
Современные исследователи считают, что более точно установить причину гибели музыканта уже не удастся. Вероятно суставный ревматизм и почечная недостаточность, осложненные инфекциями и крайне напряженным графиком работы с раннего возраста сделали свое дело...немалую роль оказали и методы лечения, столь популярные в ту пору, вроде кровопускания, которое зачастую делало все только хуже.
Эта история еще и хороший пример того, как быстро распускаются слухи. Достаточно пары косвенных улик и неловкого шепота по углам. Что бы обвинить человека в том, чего он не совершал, слухи не требуют подтверждений и фактов, а переубедить людей, поверивших в одну версию уже крайне сложно.