romazhigun

romazhigun

Пикабушник
Дата рождения: 17 октября 1992
поставил 46 плюсов и 13 минусов
отредактировал 0 постов
проголосовал за 0 редактирований
Награды:
5 лет на Пикабу
1579 рейтинг 9 подписчиков 2 подписки 6 постов 2 в горячем

Ухо

Все спецслужбы мира пытают террористов. Но, во-первых, пытают ради получения не удоволетворения, а информации. Во-вторых, никакая спецслужба никогда не станет публично хвастаться пытками и, тем более, выставлять на аукцион орудие пыток.

Установление и поддержание законности — первая функция любого государства. Государственные органы не имеют права вдруг взять и заявить на всю страну: «Ну вообще, законы — вещь относительная, избирательная и необязательная». Потому что с открытого и демонстративного пренебрежения законами начинается развал государства.

Не может быть такого, что бизнесмен с уголовным прошлым и без полномочий самовольно ездит по колониям и набирает себе частную армию уголовников. Не может быть, чтобы этот бизнесмен казнил провинившихся кувалдой, а потом дарил копию этой кувалды как сувенир главе парламентской партии.

Не может быть такого, чтобы глава государства самовольно, ещё на этапе следствия, приказал «судите парня не в Волгограде, а в Чечне, и посадите его». Не может быть и такого, чтобы потом к подследственному пришёл сын главы республики, избил его на камеру и за это стал получать ордена и медали.

Не может быть такого, чтобы открытый неонацист, известный на всю страну отрезанием голов живым щенкам, спокойно перешёл на отрезание голов живым людям, после чего с ним начали брататься депутаты Госдумы и ведущие федеральных телеканалов.

Не может быть такого, чтобы ФСБ сначала выдавала учёным разрешение на публикации научных статей, а потом сама же хватала их за «разглашение государственной тайны».

Не может быть такого, чтобы парламент принимал законы, противоречащие статьям Конституции, которые написаны прямо и однозначно, без возможности каких-то новых трактовок.

Не может быть такого, чтобы какой-то местный гауляйтер самовольно придумывал преступления и меры наказания, которых попросту нет в уголовном кодекс страны.

Если такое происходит, значит, государство провалилось. Возвращаясь к началу. Все спецслужбы мира — в случае объективной служебной необходимости — пытают террористов. Но никакая спецслужба не может делать это гласно, объявляя открыто о том, что закона в государстве отныне нет. Если такое происходит, то вскоре уши начнут резать вообще все, кто считает, что ему можно.

P. S. Все государства на планете страшно не любят отдавать под суд своих силовиков. Но уж если силовик попался на грубом нарушении закона — отдают. Потому что государство не может себе позволить оставить без расследования и наказания преступление, о котором известно уже всем. Потом государство может начать как-то выкручиваться в суде, на худой конец, помиловать осужденных (так Дональд Трамп поступал, например). Но где есть преступление — там есть суд, это аксиома. Иначе кирдык государству.

Показать полностью

Дедовщина по-еврейски

Работаю в организации, занимающейся историей еврейского населения СССР в годы Великой Отечественной войны. Самое интересное (хотя и тяжёлое психологически) — слушать рассказы фронтовиков (которые обещаю время от времени публиковать, как, например, в этом посте).


Каждый год в нашу организацию прибывают по два волонтёра из Австрии и Германии. В прошлом году были умницы, совершенно свободно говорившие по-русски, а в этот раз — австриец, который изъясняется на «великом и могучем» с огромным трудом, и немка, которая по-русски вообще ни в зуб ногой. Из-за этого ребята иногда сидят без дела, ибо сфера их применения оказалась очень ограниченной...


Сегодня в свой заслуженный выходной пришёл на работу, ибо очень много дел, и увидел, что наши «интуристы» ничем не заняты. Ощущение несправедливости подняло из глубин моего сознания воспоминания об армейской службе (в ходе которой за мной закрепилось прозвище «еврейтор»)... И началась ДЕДОВЩИНА:

Дедовщина по-еврейски Дедовщина, Евреи, Семнадцать мгновений весны, Штирлиц, Австрия, Германия
Дедовщина по-еврейски Дедовщина, Евреи, Семнадцать мгновений весны, Штирлиц, Австрия, Германия
Показать полностью 2

Пара мыслей о фильме, который не видел, но уже осуждаю

Блокадный Ленинград. В загородном доме Воскресенских, живущих «на особом положении», собираются шесть человек и курица, которую некому приготовить. Раньше этим занималась кухарка, но её у Воскресенских накануне забрали — снаружи наступили тяжёлые времена, да и внутри ситуация тоже нелегкая: младший сын привёл голодную девушку, старшая дочь — незнакомого мужчину, за которого собирается замуж. До Нового Года остались считанные минуты, а количество проблем растёт снежным комом.

(Аннотация к будущему фильму Алексея Красовского «Праздник» на Кинопоиске)


Прочитал интервью с Алексеем Красовским на «Медузе». Вот на что обратил внимание. События уже монтируемой им «комедии положений» развиваются в блокадном Ленинграде накануне нового 1942 года. Вот это действительно очень важно.


Верно ли утверждение, что на протяжении 873 дней блокады ленинградцы занимались чем-то иным, кроме как страдали — любили, радовались мелочам, решали насущные вопросы, проводили досуг? Допустим, верно — иначе бы не было ни «Ленинградской симфонии» Дмитрия Шостаковича, ни оформления станции московского метро «Новокузнецкая», созданного в ленинградских мастерских, ни знаменитой серии футбольных матчей, организованных для того, чтобы воодушевить блокадников.


Однако это утверждение верно для всех 873 дней в целом и не верно для первой блокадной зимы. Особенно для декабря 1941-го — января 1942 года. В эти дни и месяцы у жителей Ленинграда не было вообще ничего, кроме страданий и смерти. Это тяжело осознать: во-первых, книги и фильмы воспитывают веру в то, что в самом густом мраке всегда есть что-то светлое, во-вторых, сама человеческая психика отказывается верить, что бывает на земле не просто ад, а адов ад. К слову, и не все отрицатели Холокоста — обязательно паталогические антисемиты, некоторые просто оберегают самих себя от чудовищных осознаний.


В декабре 1941-го и январе 1942 года, то есть в тот самый новый год, о котором повествует будущая лента «Праздник», огромная масса горожан не получала ничего, вообще ничего, кроме кусочка хлеба размером в несколько спичечных коробков, на половину состоявшего из целлюлозы, древесных опилок и других суррогатов. Электричества нет, канализации и водопровода нет, отопления нет. На улице минус тридцать, в квартире минус двадцать. Уже сожжены все книги, уже содраны со стен все обои, с них слизан клейстер, уже сварены и съедены все кожаные ремни, перчатки, ботинки. Люди перестали прятаться от бомбёжек и артиллерийских обстрелов, потому что вероятность умереть от истощения во время пробежки до убежища стала гораздо больше, чем шанс погибнуть от бомб и снарядов. Ежедневно умирают голодной смертью три-семь тысяч человек, трупы по много дней не убирают с улиц, потому что некому. Некоторые матери, у которых умерли от голода и холода младшие дети, делают из них суп, чтобы накормить старших. Транспорт, которым детей партиями вывозят из города, постоянно уничтожает немецкая авиация.


«Смерть хозяйничает в городе. Люди умирают и умирают. Сегодня, когда я проходила по улице, передо мной шёл человек. Он еле передвигал ноги. Обгоняя его, я невольно обратила внимание на жуткое синее лицо. Подумала про себя: наверное, скоро умрёт. Тут действительно можно было сказать, что на лице человека лежала печать смерти. Через несколько шагов я обернулась, остановилась, следила за ним. Он опустился на тумбу, глаза закатились, потом он медленно стал сползать на землю. Когда я подошла к нему, он был уже мёртв. Люди от голода настолько ослабели, что не сопротивляются смерти. Умирают так, как будто засыпают. А окружающие полуживые люди не обращают на них никакого внимания. Смерть стала явлением, наблюдаемым на каждом шагу. К ней привыкли, появилось полное равнодушие: ведь не сегодня – завтра такая участь ожидает каждого. Когда утром выходишь из дому, натыкаешься на трупы, лежащие в подворотне, на улице. Трупы долго лежат, так как некому их убирать». (Свидетельство от 15 ноября 1941 года, всё самое страшное — ещё впереди).


Смотрим опубликованный диалог из фильма:

https://www.youtube.com/watch?v=ZVq7-l6vPg0

Откуда может быть свет в ленинградской квартире в первую блокадную зиму? Куда они пошлют свою машину с водителем, если на улицах сугробы в человеческий рост высотой? Чем семья топит квартиру? — деревянная мебель вся на месте, мама в тридцатиградусный мороз ходит по дому в платьице. Какие ещё пирожки? Какие к чёрту пирожки?!


Красовский хотел снять про людей, оторванных от реальности, а снимает про самого себя. Первая блокадная зима — самые чудовищные месяцы за всю блокаду, на них приходится пик смертности. Более 100 тысяч человек умерли от голода только в январе месяце (а теперь снова посмотрите на новогодние кадры из фильма). Смерть обошла стороной некоторые приближенные к верхам семьи, спору нет. Хотя и у них не было того, чего у них быть не могло. Но что это меняет? Ужасы блокады, в которой от голода умер миллион человек, не могут быть просто фоном для чего бы там ни было — помимо трагедии. Как нельзя сделать Аушвиц-Биркенау, в котором уморили, задушили и сожгли больше миллиона беззащитных людей, просто фоном. Идея заведомо преступна. Размывание памяти приводит к повторению кошмаров.


Прекрасно понимаю, что вышло как старой истории про мальчика, который кричал «Волки! Волки!»


Уже была безумная Поклонская, требовавшая запретить «Матильду».


Уже был безмозглый Мединский, отозвавший прокатное удостоверение у «Смерти Сталина».


Но сейчас-то уже на самом деле — волки!


Хоть ты расшибись в лепёшку, не может быть «комедии положений» про Беслан. Защита «вы не можете осуждать то, чего не видели» здесь не действует. Потому что в Беслане не было ничего, на чём даже в теории можно построить хоть комедию, хоть трагикомедию — там такой кошмар, что и лирической драмы не выйдет. Или что-то уровня «Иди и смотри» Элема Климова, или что-то в духе «Апокалипсиса сегодня» Фрэнсиса Форда Копполы — или ничего. Ничего забавного, на чём можно построить вменяемый фильм, ты и под микроскопом не найдёшь в Бабьем Яру, Хатыни, в лагерях смерти и в Ленинграде времён первой блокадной зимы.


Повторюсь, если режиссёр делает из той зимы фон для чего-то забавного, то это не смягчающее, а отягчающее обстоятельство. Плохо ли осуждать то, чего полностью ещё не видел? Плохо. Есть исключения. Особенно когда речь идёт о современном российском кино, которому не под силу даже самая заурядная любовная история, что уж там говорить о блокаде.

Показать полностью 1

Стоит ли травить «валютных ипотечников»?

Внезапно процитирую Рамзана Ахматовича: «Меня трудно разозлить и вывести из себя. Но сегодня моему возмущению нет предела».


Прочитал пост про финансовую пирамиду «Кэшбери», про идиотов (ну на самом деле идиотов), которые понабрали денег в кредит, понесли их в эту пирамиду и теперь остались хуже чем ни с чем. Однако бурное обсуждение статьи моментально перешло на проблему «валютных ипотечников». Простой народ, отойдя от темы финансовых пирамид, вдруг устроил соревнование в номинациях «лучшее злорадство», «лучшее оскорбление», «наилучшее пожелание всего плохого». Хотя и комментарии с банальной матершиной в адрес «валютных ипотечников» стали набирать сотни «лайков». Писали и одобряли это всё — самые простые люди. Точно такие же, как и те, кто попал в беду с валютной ипотекой. С такими же паспортами, в конце концов. Свои радовались несчастью своих же.


Но прежде, чем и тут запустить расстроенную шарманку про «ряяя! думали, что самые умные! сэкономить хотели!» — давайте разберёмся. С самого начала, ab ovo, как говорили римляне.


Потребность в жилище — в отличие от потребности в «Айфоне», в автомобиле, в модных аксессуарах — есть базовая потребность человека. Уж такими сделала людей природа. Человек, берущий жильё в ипотеку, — он, по большому счёту, не может не взять жильё в ипотеку — потому что ему и его семье нужно где-то постоянно жить (единственная альтернатива — съём, со всеми вытекающими проблемами).


Своя отдельная квартира или дом — это необходимое условие для того, чтобы семья могла завести больше, чем одного ребёнка. А нам, вот всем нам, очень нужно, чтобы каждая, даже совершенно не знакомая нам семья завела хотя бы двух детей. Иначе просто население страны не воспроизводится, и пенсионный возраст, в конце концов, придётся повышать до 80 лет.


В нашей стране проценты по рублёвой ипотеке — бешеные. Огромные ежемесячные платежи, при этом стоимость квартиры в итоге требуется выплатить в 2-3-кратном размере. Рублёвая ипотека для огромной массы граждан непосильна по определению.


А теперь сделаем то, чему учат хорошие педагоги в хороших школах — представим себя на чужом месте. Я врач. Или учитель. Или пускай даже дворник: разве дворник — не человек и не достоин за свой полезный труд жить по-человечески? Мне нужно где-то жить. Мне не нужен «Айфон», крутой автомобиль, брендовые кроссовки — мне нужна крыша над головой. Рублёвая ипотека мне не по карману ни под каким видом. А долларовая — худо-бедно по карману, потому что процентные ставки гораздо ниже. При этом я смотрю новости по государственному Первому каналу, где в течение многих-многих лет Михаил Леонтьев в рубрике «Однако» рассказывал мне про то, что доллару кирдык. И как бы это не персональное мнение одного отдельно взятого ведущего, а озвучиваемая им официальная позиция, годами транслируемая государственным телеканалом.


И после того, как доллар, вместо того, чтобы сделать кирдык, сделал рост в несколько раз, государство, как мне кажется, обязано помочь людям не остаться на улице. Оно, государство, не создало условий, чтобы эти люди могли удовлетворить свои базовые жизненные потребности иначе как через долларовую ипотеку. И оно, государство, вплоть до 2014 года целое десятилетие рассказывало этим людям, что «доллар всё».


Разумеется, нет «государственных денег», есть налоги. Работая в Москве на двух работах, я зарабатываю чуть больше 20 тысяч рублей (ничего, некоторые из тех, кто закончил со мной один исторический факультет, получают и того меньше). Готов ли я лично платить «валютным ипотечникам»? Я не готов платить за одноразовые стадионы, которые никогда не окупятся. Я не готов платить за ежегодное перекладывание тротуарной плитки на одних и тех же улицах. Я не готов платить за бюджетные гранты байкер-клубу «Ночные волки». Я готов платить за то, чтобы мои сограждане не оказывались на улице, повышая градус социальной напряжённости, я готов платить за то, чтобы мои сограждане рожали детей, дабы мне потом не пришлось вкалывать до дряхлой старости. Иначе зачем вообще мы, человеки, организовались в какие-то сообщества, стали строить государства? С логикой «каждый за себя» нужно возвращаться во времена, предшествующие первобытно-общинному строю. Ибо даже в первобытных племенах, как показывают данные археологии, было принято помогать тем, кто уже сам не в состоянии обеспечить себя необходимым.


У людей, взявших ипотеку в долларах, зачастую не было другого выбора. Разве что априори отказаться от создания семьи, принять целибат. Конечно, кто-то мог со скрипом позволить себе и ипотеку в рублях, но решил сэкономить и не просчитал риски. Однако, во-первых, сэкономить не на «Айфоне» и не на иномарке — а на жилье, на жизненно необходимом. Давайте тогда затравим всех тех, кто вынужден экономить на продуктах! Во-вторых, «сам не просчитал риски» — не повод отказывать человеку в жизненно необходимой помощи. Миллионы людей в нашей стране получают травмы и заболевают вследствие непросчитанных рисков. Человек оделся не по погоде и схватил пневмонию. «Ну так пусть сдохнет — почему я из своих налогов должен оплачивать лечение этого идиота?». Впрочем, по такой логике тоже по-дурацки всё выходит: ты уже оплатил из своих налогов среднее, а то и высшее образование для этого человека, теперь уже, после всех инвестиций, как-то глупо не доплатить ещё немного, чтоб он не помер от воспаления лёгких.


Простых людей, попавших в беду со злосчастной валютной ипотекой, — не травить, будто бы они спустили все свои деньги на куртизанок и шампанское или из чистой жадности потащили свои и чужие деньги лисе Алисе и коту Базилио. А требовать от государства чтобы вместо ежегодного перекладывания плиточки, вместо кормления бакланов стадионами — тратило деньги граждан на помощь и обеспечение жизненных потребностей граждан.

Показать полностью

«Пленных я расстрелял одной очередью»

Привет, Пикабу! Это мой первый пост такого рода, и если он получит народное одобрение, подобных постов будет ещё много (ибо уже накопилась масса материала).

Одним из мест моей работы является общественная организация, от лица которой я разыскиваю для сканирования и дальнейшей публикации дневники и письма военного времени, также записываю воспоминания живых участников войны, тружеников тыла, тех, кто остался на оккупированной территории. Правда, есть один нюанс: специфика организации такова, что работаю я в основном с лицами еврейской национальности. И с теми, кто в годы войны спасал евреев (к слову, мои коллеги уже многие месяцы работают над сайтом «Освободители Аушвица»).

Сегодня я записывал воспоминания фронтовика, командира 45-мм орудия (знаменитой «сорокопятки») Григория Сендеровича Лейбовича. Сержант, кавалер обеих самых уважаемых «солдатских» наград — Ордена Славы и медали «За отвагу». Прошёл войну «от звонка до звонка». Отлично владеет немецким и белорусским, читает на иврите.

«Пленных я расстрелял одной очередью» Великая Отечественная война, Война, Вторая мировая война, Ветераны, Воспоминания, Длиннопост

Григорий Сендерович родился в 1923 году в Слуцке, ходил в еврейскую, затем в обычную школу. В последний мирный день отмечал выпуск из десятого класса. До сих пор помнит, что на воскресенье, 22 июня 1941 года, у него с одноклассниками был заготовлен ящик пива — ребята собирались продолжать веселье...


Слуцк — это запад бывшего Советского Союза; сразу же после немецкого вторжения через город стали идти отступающие части Красной Армии. Вчерашний школьник уговорил солдат взять его с собой. Григорий Сендерович был убеждён, что война продлится недели две и что после скорой победы ему, победителю, откроются ворота какого-нибудь ленинградского вуза, и он будет учиться на топографа.


Наивность, стоившая многим жизни, для Григория Сендеровича стала спасительной. Уже на шестой день войны в Слуцк вошли немцы. Все родные Григория Сендеровича — отец и мать, три сестры (в 1941 году им было 1 год, 7 лет и 15 лет), дядя — были убиты нацистами в Слуцком гетто. Первым за неповиновение был повешен дядя. Остальных членов семьи казнили накануне ликвидации гетто, когда выяснилось, что старшая сестра была связана с партизанами. Григорий Сендерович узнает об этом от соседей только в 1944 году, во время освобождения Беларуси. После страшного известия он дважды специально подставит себя под немецкие пули и осколки, ища смерти, но именно в эти два раза останется совершенно невредим...


Летом 1941 года вместе с армией Григорий Сендерович дошёл до Воронежа. Под Воронежем активно работал по хозяйственной части, регулярно проделывал 12-километровый путь пешком до ближайшего военкомата, требуя официального зачисления в РККА. Его наконец призывают в начале сентября 1941 года, а после освобождения Калуги отправляют учиться в Калужскую область — сначала в пехоту, потом в артиллерию. На передовой Григорий Сендерович оказывается сразу после разгрома немецких войск под Москвой, в начале 1942 года. На фронте в составе 324-й стрелковой дивизии он пройдёт путь от Москвы до Кёнигсберга, от подносчика боеприпасов до командира орудия, командира взвода и комсорга роты. Примет участие во всех главных операциях своей дивизии, включая сражения на Курской дуге.


Трижды был ранен. В первый раз — взрывом немецкого миномётного снаряда. До сих пор в ногах Григория Сендеровича — около двадцати мелких осколков, которые сейчас, на 96 году жизни, мучают его каждую ночь, лишая всякого сна. Во второй раз во время боя в перелеске рядом с ним разорвалась немецкая ручная граната. В третий раз, под конец войны, тяжёлый осколок вражеского снаряда ударил Григория Сендеровича по пояснице. Удар не был проникающим, поэтому Григорий Сендерович остался в строю, и третье ранение не было нигде не зафиксировано — однако сразу после войны пришлось удалить отказавшую от удара почку.


Григорий Сендерович четыре года назад опубликовал небольшую книжку, состояющую в основном из забавных случаев на фронте, однако устный рассказ этого человека далёк от юмора. Вот, например, одно из воспоминаний времени освобождения Польши. Григорий Сендерович с товарищами по расчёту, зайдя в небольшой населённый пункт, по наводке местных жителей застал врасплох своих «коллег» — расчёт немецкого орудия из пяти человек. Двоим удалось сбежать. Оставшихся троих Григорий Сендерович, скомандовав товарищам оставаться на месте, решил лично отвести в тыл. Однако по дороге лютая ненависть от потери родных и страх перед тремя здоровенными фрицами, смешавшись, взяли своё — внутри просто заклокотало. Он скомандовал «Хальт!» и расстрелял всех троих одной очередью из пистолета-пулемёта. К слову, этот пистолет-пулемёт (вместо штатного карабина) и некоторые другие предметы снаряжения Григорий Сендерович снял с убитых товарищей. На войне не до церемоний.


На войне не до церемоний. Фронтовик, сам расстрелявших троих пленных, вспоминает похожую картину: схваченный немец, обмазываясь слезами и соплями кричит, что у него «драй киндер» (трое детей), советский офицер, не сдержав отвращения, достаёт из кобуры пистолет... Жалко? Возможно, но Григорий Сендерович лично видел тела советских разведчиков со снятой на спине кожей в форме пятиконечной звезды.


Был страшный случай во время городских боёв, когда русскую девушку, прислуживавшую при полевом госпитале, приняв издалека за противника, застрелили свои же, когда она перебегала улицу. У убитой задрался подол платья; после боя мимо неё проходила длинная колонна наших бойцов, все смотрели, но никто не решался остановиться и одёрнуть платье.


А вот немецкие трупы не вызывали никаких эмоций. Нормальным было перевернуть мёртвого немца на живот, сесть ему на спину, порыться в его сумке на предмет съестного (своя кухня во время наступлений не поспевала)... потом спокойно съесть еду с убитого, сидя у него на спине.


В наступлении наши войска часто использовали тактику «огневой вал». Она позволяла свести к минимуму потери, однако малейшая рассинхронизация между артиллерией, бьющей с тыла, и рвущимися вперёд подразделениями — и последние попадают под дружественный огонь. Подобное, по воспоминаниям Григория Сендеровича, случалось не раз. Самое яркое воспоминание: он, под прикрытием огня «Катюш», вместе с товарищами форсирует канал на территории Польши, однако после их высадки «Катюши» продолжают утюжить берег. Спасение нашли в стогах сена, зарывались в самую глубь. Повезло тем, что земля на берегу была влажной и рыхлой, рвущиеся реактивные снаряды поднимали в небо огромные комья земли, однако давали не так много смертоносных осколков.


В ходе боевых действий Григорий Сендерович лично подбил из своей «сорокопятки» как минимум один немецкий танк, хотя в том же бою сам едва не погиб, когда ответным огнём противник уничтожил его орудие. До этого, ещё не дослужившись до командира орудия, он боролся против панцерваффе под Курском, ползком поднося снаряды к пушке. Использовали против бронетехники в основном бронебойные, кумулятивных давали немного и на крайний случай — почему-то считалось, что они портят ствол орудия. Несколько раз приходилось в упор расстреливать картечью вражескую пехоту, подбиравшуюся на расстояние броска ручной гранаты (заряжали картонные гильзы с сотнями шариков внутри). Однажды Григорий Сендерович проявил смекалку при уничтожении немецкого блиндажа. Днём очень быстро выкатил «сорокопятку» на прямую наводку, ударил по блиндажу и быстро закатил её обратно. Но перед этим вставил в землю деревянную рогатину, которой отметил, в каком точно положении находился ствол пушки. Ночью, в совершенной темноте, с помощью этой рогатины навёл орудие в ту же самую точку, что днём, и вслепую всадил во вражеский блиндаж 12 снарядов.


Что же до курьёзов. В самом первом «бою», ещё под Москвой, кто-то, среагировав в сумерках на раскачивающиеся (от ветра) ветви, закричал: «Немцы!». Григорий Сендерович носился по траншее с винтовкой, которая со штыком была выше его самого, постоянно натыкался штыком на стены траншеи (ибо их специально роют не прямыми, а извилистыми) и каждый раз думал, что натыкается на немца. В другой раз его отправили с заданием в штаб, приказав ориентироваться по проводу полевого телефона. Как назло, тот провод был трофейным, и вскоре, обходя огород, Григорий Сендерович, перепутал его с вражеским и пришёл прямо к немцам. Увидев в пятнадцати метрах от себя выглядывающие из-за окопа немецкие каски, еле унёс ноги. Хотя до сих пор жалеет, что не было у него тогда с собой гранаты (после нескольких случаев самоподрыва бойцы в его подразделении просто перестали брать их с собой).


По окончании войны, не доехав до Дальнего Востока, где начались бои против японцев, не доучившись затем на замполита, Григорий Сендерович Лейбович устроился на текстильную фабрику в Витебске. Работал на трофейном немецком оборудовании, вместе с «трофейными» немцами. И, как ни странно, потеряв от рук немцев всех своих любимых, он с немецкими коллегами поддерживал очень тёплые отношения. Заодно довёл до совершенства знание немецкого. В 1950-е перебрался в Москву. Длинный и невероятный рассказ о послевоенной личной жизни по этическим соображениям опускаю.


Обращаю внимание, что факты военной биографии я сверяю с базой данных Министерства обороны «Память народа» и личными документами фронтовиков, в которых отражены награждения, ранения, послужной список и т.д. Кстати, если сами будете проверять, то обратите внимание, что в представлении на медаль «За отвагу» неправильно указано отчество — Лейбович Григорий Яковлевич.


Если Вы можете отсканировать для нас письма, дневники, фотографии и интересные документы военного времени евреев — участников войны, тружеников тыла, эвакуированных, оставшихся в оккупации, а также тех, кто их спасал (в том числе в составе подразделений РККА, которые освобождали лагеря и гетто), то, пожалуйста, пишите мне на почту: romazhigun@mail.ru или во Вконтакте: https://vk.com/romazhigun


Отдельная огромная благодарность проекту «Живой голос Победы», который всегда нам очень помогает.

«Пленных я расстрелял одной очередью» Великая Отечественная война, Война, Вторая мировая война, Ветераны, Воспоминания, Длиннопост
Показать полностью 2

Ко Дню учителя

В настоящий момент тружусь на двух работах: учителем в московской школе и сотрудником некоммерческой организации. Специфика организации такова, что каждый год к нам приезжают работать по одному волонтёру из Австрии и Германии.


С восемнадцатилетним австрийцем Габриэлем мы сразу сдружились. Но из-за разницы в возрасте, пусть и не такой большой (семь лет), во мне то и дело просыпался работник образования. Я заставлял Габриэля смотреть Андрея Тарковского, приглашал на свою лекцию про Сергея Эйзенштейна. Рассказывал ему про Владимира Высоцкого и прививал любовь к игре «Что? Где? Когда?». Чуть ли не пинками гнал его смотреть Сергиев Посад, Владимир и Суздаль, мы вместе ходили на репетицию Парада Победы в Москве. Я был по-настоящему счастлив, когда видел его интерес! Так хотелось мне, чтобы он после годичной стажировки увёз домой частичку русской культуры...

Ко Дню учителя Россия, Австрия, Культура, Гопники, День учителя

Короче, с Днём учителя меня.

Показать полностью 1
Отличная работа, все прочитано!