Необходимо войти или зарегистрироваться

Авторизация

Введите логин, email или номер телефона, начинающийся с символа «+»
Забыли пароль? Регистрация

Новый пароль

Авторизация

Восстановление пароля

Авторизация

Регистрация

Выберите, пожалуйста, ник на пикабу
Номер будет виден только вам.
Отправка смс бесплатна
У меня уже есть аккаунт с ником Отменить привязку?

Регистрация

Номер будет виден только вам.
Отправка смс бесплатна
Создавая аккаунт, я соглашаюсь с правилами Пикабу и даю согласие на обработку персональных данных.
Авторизация

Профиль

Профиль

mitrillov

mitrillov

Пикабушник
Мир сдвинулся!
52 169 рейтинг
167 комментариев
46 постов
34 в "горячем"
Показать полную информацию

Александр, часть 2

mitrillov в Страдающее средневековье

О воображаемых путешествиях Александра Македноского мы уже рассказывали, а теперь немного проясним его воображаемое происхождение

Александр, часть 2 История, Мемы, Страдающее средневековье

С отцовством у будущего великого завоевателя было не очень просто. С одной стороны, он был сыном и законным наследником македонского царя Филиппа II. С другой стороны, маменька Александра Олимпиада не очень ладила с мужем и периодически пускала слух, что Александр не совсем Филиппович, а скорее Зевсович.


В Античности вообще было принято рожать от богов, так что Иисус не был первым плодом этой практики. Лучше всего рожалось от могущественного бога вроде Зевса. Миф о том, что Александр — сын бога оказался живуч благодаря тому, что его завоевания поражали и поражают всех. А чтобы родить от бога, требуется переспать с богом, что и изображено на картинке. Незадачливый царь Филипп наблюдает адюльтер супруги с драконом в окошечко, и не говорите, что на его месте вы бы вошли.


А теперь самое интересное: почему Зевс — дракон? Здесь на античную традицию накладывается традиция средневековая. Для глубоко христианских людей Средневековья никакого Зевса, как и прочих языческих богов, быть не могло. Все они оказывались обычными демонами, которые обманывали людей, притворяясь богами. Так что изображать демонов надо было соответствующе — неприятными существами вроде драконов.


Правда, на миниатюрах к мифам античным богам позволялось иметь и вполне человеческий облик. Иногда они бывали вполне симпатичными (как Аполлон), имели собственные иконографические атрибуты (коса Кроноса-Сатурна, а также дети, которых поедало божество). Но бывали и страшненького вида боги — Аид с Персефоной, например.


Случался и божественный адюльтер — измену Венеры с Марсом изображали слишком часто, возможно, потому что они попались в ловушку мужа Венеры Вулкана. Так что картинка была почти поучительной, ведь в Средние века обманутых мужей чаще всего оправдывали в суде, если они убивали застигнутого на брачном ложе любовника.


МАТЕРИАЛ И ТЕКСТ: КОСТЯ МЕФТАХУДИНОВ


ИСТОЧНИКИ: ПАНОВСКИЙ Э. РЕНЕССАНС И «РЕНЕССАНСЫ» В ИСКУССТВЕ ЗАПАДА;

MICHAEL CAMILLE. THE GOTHIC IDOL: IDEOLOGY AND IMAGE-MAKING IN MEDIEVAL ART

via

Показать полностью

Разбор мема "Астрология"

mitrillov в Страдающее средневековье

Склоните колени, перед вами богиня Венера, нарисованная в Германии XV века. Ну, не совсем богиня — планета

Разбор мема "Астрология" История, Мемы, Страдающее средневековье, Длиннопост

Речь пойдёт об астрологии — важной составляющей ренессансного (или средневекового, если хотите) сознания. Для XV века это чуть ли не главная наука, а всяческие звездочёты будут популярны при дворах многих европейских монархов ещё очень долго. Да и сейчас, давайте будем честны, многие люди читают гороскопы.


В Средневековье в гороскопы верили все, даже философы и врачи (иногда им приходилось это делать и по закону). Естествознание было развито слабо, а вера в то, что нашу жизнь определяют небесные тела, наоборот, была чрезмерной. Так что приходилось совмещать науку с не самыми научными, на современный взгляд, вещами. Правда, некоторые исследователи утверждают, что без ренессансной магии и астрологии не было бы современной науки.


Астрология проникла в Европу в «великую эпоху переводов» (XII-XIII века). Тогда через арабский мир на Запад возвращаются античные авторы, а с ними заодно и арабские комментарии. Мусульмане вообще неплохо разбирались в астрономии. Это было вызвано в первую очередь необходимостью определять направление молитвы и рассчитывать, в какой стороне находится Иерусалим, а впоследствии — Мекка. Поэтому в исламском мире частенько строили шикарные астрономические обсерватории. Одна из самых классных — Марагинская обсерватория — была создана в Иране по повелению монгольского правителя Хулагу. Но мы отвлеклись.


Оказавшись в Европе, астрология (как составная часть магии) становится слишком модной. Её, конечно же, тут же пытаются вписать в широкий христианский контекст. Так Марсилио Фичино, итальянский философ, в XV веке создаёт доктрину «древней теологии». Согласно этому учению, древние мудрецы (в том числе и астрологи) создавали верные учения, но полноценно раскрыты они были только после появления Христа. Отличная попытка исторического примирения язычества и христианства. И этим занимается не один только Фичино.


Юный граф Джованни Пико делла Мирандола (младший современник Фичино) тоже увлёкся древними учениями — он, например, чуть ли не первым из ренессансных мыслителей изучал каббалу. Он же написал огромный труд «900 тезисов» и хотел выступить с ними в Риме на публичном диспуте. Сам по себе этот труд — наполовину выжимка из античных и арабских авторов (в то время было принято так писать), а наполовину — личные взгляды графа. Среди них встречалось, например, утверждение, что магия служит отличным доказательством христианского вероучения.


По странному стечению обстоятельств тезисы не понравились Церкви, и публичный диспут пришлось отменить. Сам Пико отправился во Флоренцию, подальше от папского престола, на случай, если ему взбредёт в голову написать ещё что-то подобное. В итоге, граф обратился к комментированию Священного Писания, а знакомство с монахом Савонаролой привело к тому, что вскоре он начал писать трактаты против астрономии и магии.


Кстати, как нетрудно догадаться, сам Савонарола не любил не только праздность и разного рода художественные произведения, но и астрологию. За год до своей казни в 1498 году он даже написал вольный пересказ текстов Пико против астрономии. Сделал он это на итальянском языке, руководствуясь тем, что элита, читавшая на латыни, и так знала, что астрология это бесполезная чушь, а вот простые граждане — ещё нет.


Европейская астрология в скором времени логично перетекла в научную астрономию — историю о Копернике, Бруно, Галилее, инквизиции, тюрьмах и кострах. А гороскопы остались.


Против астрологии выступали и в России, в частности, Максим Грек (это учёный афонский монах, успевший попутешествовать по миру и даже побывать в Италии). Для него астрология была частью этих ваших латинских ересей и заблуждений, а значит — поводом обличить загнивающий Запад. Правда, Максим, кажется, слышал проповеди Савонаролы и вообще в обличении астрологии (не очень известной тогда на Руси) опирался на труд сожжённого проповедника.


МАТЕРИАЛ И ТЕКСТ: КОСТЯ МЕФТАХУДИНОВ


ИСТОЧНИКИ: БЛОГ ТАТЬЯНЫ ГОРБУТОВИЧ;

АКОПЯН О. РЕНЕССАНСНАЯ МАГИЯ КАК ДУХОВНОЕ ЯВЛЕНИЕ (НА ПРИМЕРЕ ТЕКСТОВ КОНЦА XV — НАЧАЛА XVI В.)

АКОПЯН О. С «ЛАТИНЯНАМИ» ПРОТИВ «ЛАТИНСКОГО НЕЧЕСТИЯ»: МАКСИМ ГРЕК, САВОНАРОЛА И БОРЬБА С АСТРОЛОГИЕЙ,' В ЕВРОПЕЙСКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ И РУССКАЯ КУЛЬТУРА XV—СЕРЕДИНЫ XVII ВВ.: КОНТАКТЫ И ВЗАИМНОЕ ВОСПРИЯТИЕ

via

Показать полностью 1

Разбор мема "Боевой минет"

mitrillov в Страдающее средневековье

На картинке просто два сражающихся ратника из пособия для рыцарей

Разбор мема "Боевой минет" История, Мемы, Страдающее средневековье, Длиннопост

Страница с изображением вырвана из учебника фехтования, известного как Кодекс Валлерштайна (он назван не по фамилии автора, а по фамилии князей, владевших манускриптом). Две трети этой книжки были созданы в XV веке, а остальная часть позднее — возможно, в XVI. Собственно, здесь изображён приём, с помощью которого можно повалить противника на землю, подогнув ему колени локтями.


Кодекс продолжал славную традицию учебников боя, которая уходит корнями в глубокую древность, в том числе — к популярному в Средние века трактату Вегеция «Краткое изложение военного дела» (Вегеций, кстати, один из авторов идеи «хочешь мира — готовься к войне»). Только в Кодексе Валлерштайна содержатся советы непосредственно по ведению боя, а не по тактике и стратегии.


Первая часть Кодекса подробно рассказывает о том, как сражаться длинным мечом, кинжалом и штукой под названием гросс-мессер (разновидность меча и предок современного тесака). Вторая — о разного рода захватах и бросках. Третья (самая поздняя) — об использовании меча в бою с закованным в латы соперником. Как вы догадались, иллюстрация из второй части.


Автор первых двух частей Кодекса (которые из XV века) нам неизвестен, но дополнил его третьей частью и собрал воедино аугсбургский дворянин Паулус Гектор Майр. Он был одним из городских чиновников и преклонялся перед боевым искусством Средневековья, считая его незаслуженно забытым и требующим возвращения во славе. Естественно, Майр не возродил средневековое искусство боя, а скорее зафиксировал современное ему его состояние.


В составлении пособий по ведению боя Майр, конечно, был не одинок. Одним из первых учебников фехтования считают английский «фехтбух из Тауера» (его так принято называть), созданный ещё в XIII веке. Самым же известным автором фехтбуков был немецкий художник Альбрехт Дюрер, изготовивший в начале XVI века учебник для императора Максимилиана I. И, кажется, вдохновение Дюрер черпал в Кодексе Валлерштайна.


Откуда вообще в XV–XVI веках взялась внезапная любовь к учебникам фехтования? Дело в том, что военное ремесло начало стремительно трансформироваться ещё в XIV веке. В 1346 году английские лучники благополучно отправили на тот свет лучших французских рыцарей и одного слепого короля. После этого тяжеловооружённые конные рыцари начали постепенно отмирать как основная боевая единица, а им на смену пришла пехота — её стало пропорционально больше. Гораздо.


Организация войска тоже менялась — армия росла численно и становилась более профессиональной. Кучки рыцарей на конях уже было недостаточно, требовалось большое и обученное войско, способное эффективно решать задачи на поле боя. О призывной армии ещё никто не слышал, поэтому родилась идея основную массу армии закупать на время и под конкретную задачу — в Европе стало распространяться наёмничество.


Лучшими наёмниками считались нищие швейцарцы — их было много, прокормиться, живя в горах, было сложно, а война стала отличным источником заработков, ради которого стоило выучить наизусть пару фехтбухов. Кстати, с той поры и существует традиция, согласно которой Ватикан и папу римского охраняет швейцарская гвардия. Главными конкурентами швейцарцев были немцы (тоже не шибко богатые) — поэтому немалая часть учебников боя того времени написана на немецком. Впрочем, на нём говорили и некоторые швейцарцы.


МАТЕРИАЛ И ТЕКСТ: КОСТЯ МЕФТАХУДИНОВ


ИСТОЧНИКИ: WIKTENAUER;

ХАНС ДЕЛЬБРЮК. ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ ВОЕННОГО ИСКУССТВА В РАМКАХ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ИСТОРИИ;

АЛЕКСАНДРОВ С. НЕМЕЦКИЙ НАЁМНИК КОНЦА XV — СЕРЕДИНЫ XVII ВВ.: ГРАНИ МЕНТАЛЬНОСТИ

via

Показать полностью 1

Разбор мема "Александр Македонский" Часть 1

mitrillov в Страдающее средневековье

Александр Македонский в Средние века был одним из самых популярных литературных героев. Уступал он разве что Христу и то потому что был сыном неправильного бога (Зевса)

Разбор мема "Александр Македонский" Часть 1 История, Мемы, Страдающее средневековье, Длиннопост

Александр, как известно, любил путешествовать с друзьями на восток, например в Персидскую империю и Индию. Но в Средние века с географией было не очень, поэтому лирическому герою Александру приходилось бывать и в более экзотических местах (в том числе в Чехии и России).


В Европе текст о странствиях Александра (под названием «Роман об Александре») начинают придумывать впервые в XII веке по мотивам античной «Истории Александра Великого» (она, чтоб вы не подумали лишнего, тоже не имеет к реальности почти никакого отношения). В получившемся произведении часто видят первый рыцарский роман. Судя по этим двум историям Александр где только не побывал.


Так, однажды великий полководец взялся осматривать всю свою империю. Для этого он отловил двух грифонов (ну где-то же они должны водиться), повесил перед ними на палках куски мяса, так они и полетели. Полёт продолжался недолго, но достаточно, чтоб государь насладился видами всех подвластных ему земель, а потом упал с огромной высоты и удачно приземлился.


В следующий раз любознательный Александр взялся посмотреть, что же там на дне морском. Ну, вы поняли. Великого завоевателя на тросах в бочке опустили в воду, где он смог исполнить своё желание. Этот сюжет из выдуманной жизни беспокойного монарха был любим иллюстраторами как средневековыми, так и, к несчастью, современными. Поэтому вы и прочитали этот текст.


Александр был образцом того, что в науке красиво именуют «идеальным правителем», поэтому ему подражали. Даже в странностях. Так Фридрих II Штауфен, прославившийся многими чудачествами (и имевший репутацию чуть ли не первого атеиста), по легенде заставил лучшего из пловцов нырять в Мессенский пролив, чтобы тот рассказал императору, что находится на дне морском. Властителю Священной Римской империи не хотелось отставать в любознательности от македонского правителя. Несчастному пловцу пришлось доставать из морских глубин золотое императорское кольцо в качестве доказательства того, что он действительно достиг дна.


А в XV веке чешским правителям захотелось новых земель. Они подошли к реализации своих желаний творчески, и местным литераторам пришлось срочно изобрести поездку Александра Македонского в Чехию. Разъезжая по стране, щедрый император бескорыстно раздавал земли направо и налево. И справа, и слева находились чехи. В том числе, чешские короли не поскупились приписать себе земли аж в Италии. Ничего, конечно, в итоге не получили.


Поскольку культурные связи между славянскими народами всегда были крепки, текст приглянулся и московским книжникам. Правда, аппетиты молодого Российского государства были поскромнее, и путешествующий Александр даровал всего лишь земли от Балтийского до Каспийского моря. С другой стороны — и на том спасибо.


МАТЕРИАЛ И ТЕКСТ: КОСТЯ МЕФТАХУДИНОВ


ИСТОЧНИКИ: WIKIPEDIA;

ВОСКОБОЙНИКОВ О.В. ДУША МИРА;

БОЙЦОВ М.А. КАК АЛЕКСАНДР МАКЕДОНСКИЙ ПО ПУТИ ИЗ ЧЕХИИ ПОДДЕРЖАЛ МОСКОВИТОВ

via

Показать полностью

Разбор мема "Любовь и наковальня"

mitrillov в Страдающее средневековье

Как поэт воспевал куртуазную романтику, но пришёл Жан де Мён и всё опошлил

Разбор мема "Любовь и наковальня" Страдающее средневековье, История, Мемы, Длиннопост

Эта миниатюра — пример того, как не стоит доносить свою мысль. Здесь изображена Природа, создающая нового человека.


Иллюстрация сопровождает один из самых популярных текстов Средневековья — «Роман о Розе». Это французская поэма XIII века в двух частях. Первую создал трувер Гийом де Лоррис примерно в 1230 году, а продолжение, в несколько раз длиннее, написал поэт Жан де Мён 60 лет спустя. «Роман о Розе», особенно первая его часть, написан в жанре куртуазной литературы, то есть превозносит идею романтической любви и рыцарского кодекса чести.


Гийом де Лоррис в своей первой части «Романа» без задней мысли воспевает недосягаемость объекта желаний и повсеместные страдания и подвиги по этому поводу. А вот Жан де Мён настроен скептичнее. Вторая часть пропитана сатирой и над придворной (то есть куртуазной) культурой, и над повседневными отношениями между мужчиной и женщиной, где, естественно, не обходилось без измен, истерик и «бьёт — значит, любит». Церкви, стремившейся регламентировать все сферы жизни вплоть до секса, очень не понравился фривольный тон Жана де Мёна. Но в этот раз богоугодная цензура не справилась. «Роман о Розе» стал одним из самых читаемых произведений Средних веков.

Поэт и Роза, миниатюра из экземпляра «Романа о Розе» XV века
Разбор мема "Любовь и наковальня" Страдающее средневековье, История, Мемы, Длиннопост

Мы не станем даже пытаться пересказать сюжет поэмы целиком, ограничимся основной канвой повествования. Во сне поэт оказывается в саду наслаждений и видит в отражении в зеркале бутон Розы — аллегорию прекрасной дамы. Он влюбляется в цветок и в попытках найти свою возлюбленную встречает различные пороки и добродетели, неизбежные спутники каждой любовной истории. Замечательнее всего то, что все они аллегорически представлены в виде действующих персонажей. На протяжении двух частей романа все эти Ревности, Богатства и Радости, вместе с явлениями вроде Смерти и Природы, общаются между собой, спорят и советуют юному герою, как взять замок, где заточена Роза. Последним помощником влюблённого поэта становится Прекрасный Приём, который позволяет герою поцеловать недосягаемую Розу. Если вы не знали, как оригинально рассказать о той школьной вписке, на которой потеряли девственность — теперь знаете.


Во второй части романа Венера и Амур, после долгих распрей, приходят к выводу, что единственный способ победить Смерть — это любовь, и вовсе не платоническая. Для поддержания вида необходимо производить как можно больше людей. Картинка, ставшая основой для мема, иллюстрирует эту идею. Именно так, в виде девушки за наковальней, Природу часто представляли и на других миниатюрах к «Роману о Розе». Конкретно здесь аллегория зашла слишком далеко — природа изготавливает конечности будущих людей. Встречается и более прямолинейное изображение детозаготовки — в постели лежит страстно целуется пара, а Природа рядом трудится за наковальней.

Миниатюра из другого экземпляра «Романа о Розе» XV века
Разбор мема "Любовь и наковальня" Страдающее средневековье, История, Мемы, Длиннопост

Миниатюра, вдохновившая кого-то на мем про котлеты — одна из иллюстраций к рукописи «Романа о Розе», созданной в конце XV века по заказу Энгельберта II Нассауского, известного бургундского придворного военачальника. Текст поэмы для этого манускрипта был вручную переписан с печатного издания «Романа о Розе». Несмотря на постепенное распространение книгопечатания в Европе, богато украшенный кодекс всё ещё считался большой ценностью. Обладая знатным капиталом, Энгельберт, как и другие придворные, мог позволить себе заказывать роскошные кодексы с дорогостоящими миниатюрами, занимающие целое фолио.


Подробнее почитать о «Романе» можно на английском:

Georges Duby, «Love and Marriage in the Middle Ages»;

«Debating the Roman de La Rose: A Critical Anthology».


МАТЕРИАЛ: ИЛЯНА КАНДЖА

ТЕКСТ: МАКС ДОЛИНСКИЙ


ИСТОЧНИКИ: GEORGES DUBY, "LOVE AND MARRIAGE IN THE MIDDLE AGES";

"DEBATING THE ROMAN DE LA ROSE: A CRITICAL ANTHOLOGY".


via

Показать полностью 2

Разбор мема "Фаллосы на дереве"

mitrillov в Страдающее средневековье

Политическая пропаганда Священной Римской империи и другие хуёвые средневековые развлечения.

Разбор мема "Фаллосы на дереве" Страдающее средневековье, История, Мемы, Мат, Длиннопост

В нашей стране любят украшать трансформаторные будки победоносными танками и храмами Божьими. В этом российские местные власти недалеко ушли от средневековой администрации итальянского городка Масса-Мариттима — разве что в незначительных деталях. В середине XIII века фонтаны служили итальянским городам примерно так же, как современному Нефтекамску служит трансформатор. Во-первых, они снабжали город жизненно необходимым ресурсом (водой), а во-вторых, сообщали городскому населению официальный внешнеполитический курс, не забывая о духовном наставлении. Роспись фонтана Масса-Мариттимы — фактически градообразующего сооружения — включала в себя чёрного гибеллинского орла, который не подпускал к воде многочисленных мерзкого вида ворон. Это лишний раз напоминало пришедшему на водопой горожанину, что стабильностью и мирным небом над головой он обязан ясное дело какой партии (гибеллинов). И, конечно, её патрону — Священной Римской империи. Если вы не в курсе противостояния гвельфов и гибеллинов (то есть папы и императора), то ждите об этом отдельный пост.

Фреска с фонтана Масса-Мариттимы. Чтобы разглядеть хуи, нужно внимательно присмотреться.
Разбор мема "Фаллосы на дереве" Страдающее средневековье, История, Мемы, Мат, Длиннопост

Вороны на росписи пробивались не куда-нибудь, а к обильно плодоносящему фиговому дереву, и здесь сходство Масса-Мариттимы с Нефтекамском не заканчивается. В дополнение к пропагандистскому сюжету стена была щедро изукрашена разнонаправленными хуями.


Ничего интересного в таком пейзаже не было бы, будь 25 огромных хуёв пририсованы поверх фрески средневековой шпаной, как мы привыкли. Но нет: их задумал и твёрдой рукой вывел на сырой штукатурке сам художник. Более того, рядом с фонтаном находилась Часовня святого Михаила, осенявшая фреску святостью и исключая тем самым любые эротические ассоциации. Михаил в лике святого покровительствовал преимущественно двум вещам: воде и беременным женщинам. Фактически, и то, и то сводилось в голове средневекового человека к обобщённому понятию плодородия — сказывалась мифология, унаследованная от языческого прошлого. Итого: Священная Римская империя оберегала от разных гадов главный залог плодородия и, соответственно, благополучия этого маленького итальянского городка — его фонтан. Лепота.


Финальный штрих фрески — толпа женщин под деревом, которые стремятся набрать себе побольше хуёв, дерутся за них друг с другом (и с коварными воронами). Понятно, что никто не будет внимать пропаганде, если не разбавить её чем-нибудь интересным, а лучше — ржачным. Можно сказать, что художник сумел уместить на одной фреске всю эфирную сетку «Первого канала».


«Древо плодородия» в Масса-Маритиме — самое раннее из известных хуифицированных средневековых изображений. Дальше — больше. Хуи проглядывают везде — в рукописях юридических кодексов, миниатюрах к летописям, христианских пропагандистских листовках и это, конечно, не говоря о медицинских трактатах. Например, картинка из мема выше — это иллюстрация XIV века на полях «Романа о Розе», популярнейшей средневековой поэмы, посвящённой куртуазной любви (о ней, кстати, у нас тоже будет целый отдельный пост). Вот целая коллекция больших и маленьких средневековых хуёв:

Перед вами аллегория монашеской похоти — монашка хочет выменять хуй у кошки (символ дьявола) за рыбу (символ Христа). Так протестанты пытались показать, что католическое монашество думает не об Иисусе, а о сексуальном удовлетворении.
Разбор мема "Фаллосы на дереве" Страдающее средневековье, История, Мемы, Мат, Длиннопост
Это клирик с огромным хуём из Кодекса Юстиниана. Рукопись была создана в XIII веке в Болонье, где уже два века располагался университет — один из главных центров юридической мысли Средневековья. Такие иллюстрации призваны были отвлекать студентов от скучного чтива.
Разбор мема "Фаллосы на дереве" Страдающее средневековье, История, Мемы, Мат, Длиннопост
А это летающий хуй из Декрета Грациана (рукопись XIV века).
Разбор мема "Фаллосы на дереве" Страдающее средневековье, История, Мемы, Мат, Длиннопост
У всего есть начало, даже у традиции обрезания в иудаизме. По преданию, первым был обрезан Авраам (родоначальник всех авраамических религий). Опять же по легенде — обрезал он себя сам (ну, с помощью Господа). Этот момент и изображён на французской минитаюре XIV века.
Разбор мема "Фаллосы на дереве" Страдающее средневековье, История, Мемы, Мат, Длиннопост
Это изображение из трактата английского медика и хирурга Джона Ардерне. Он жил в XIV веке и стал чуть ли не отцом хирургии. Джон составил медицинский учебник с изображениями и описаниями разных болезней, которые можно лечить хирургически. Этот несчастный — один из персонажей учебника.
Разбор мема "Фаллосы на дереве" Страдающее средневековье, История, Мемы, Мат, Длиннопост
Вы знаете эту библейскую историю — Ной напился и уснул голым, Хам, один из трёх его сыновей, над папенькой посмеялся и позвал братьев посмотреть, те благородно отказались, а Хама отец потом проклял. Это одна из иллюстраций к ней, сделанная в Голландии XIV века.
Разбор мема "Фаллосы на дереве" Страдающее средневековье, История, Мемы, Мат, Длиннопост

В основном, функция таких изображений была развлекательной, даже (жуткое слово) смеховой. Апогеем средневековой смеховой культуры считается карнавал и, например, о карнавале в германском Нёрдлингене в XVI веке известно, что толпа несла на руках огромное дерево, увешанное… Ладно, вы поняли. Изображение мужского полового органа, который гуляет сам по себе, в общем-то не считалось в Средние века табуированным, благодаря грузу смыслов, которые оно несло. Кроме плодородия здесь, конечно, были и греховная похоть (в нравоучительном контексте), и разного рода ереси, и магические практики от Лукавого. Однако человек и тогда был человеком — изображение, снабжённое каким-нибудь фантазийно обыгранным хуем, притягивало внимание, и этим пользовались как государственные и религиозные пропагандисты, так и скучающие монахи. Теперь поддержите «Высокое Средневековье», ну или, хуй с вами, не поддерживайте.


А фаллосы, разбросанные по фреске в Масса-Мариттиме, закрасили реставраторы. Ибо нехуй.


О «Древе плодородия» подробно написано в статье «Duecento Fertility Imagery for Females at Massa Marittima's Public Fountain» за авторством Adrian S. Hoch. А о хуёвом дереве из «Романа о Розе» писал Arzamas.


МАТЕРИАЛ И ТЕКСТ: МАКС ДОЛИНСКИЙ


ИСТОЧНИКИ: ADRIAN S. HOCH. DUECENTO FERTILITY IMAGERY FOR FEMALES AT MASSA MARITTIMA’S PUBLIC FOUNTAIN;

ARZAMAS

via

Показать полностью 7

Разбор мема "Звери Апокалипсиса"

mitrillov в Страдающее средневековье

Что Иисус показывал Иоанну в тёмной пещере

Разбор мема "Звери Апокалипсиса" Страдающее средневековье, Мемы, История, Длиннопост

Образованному средневековому человеку история представлялась гораздо более логичной и стройной, чем нам сейчас. У неё были конкретные начало и конец — сотворение мира и Второе пришествие.


Между описанными в Библии событиями и реальностью за витражным окном существовала очевидная связь. Список римских пап начинался апостолом Петром, а его преемников можно было перечислить поимённо одного за другим вплоть до нынешнего понтифика. По всей Европе блуждали реликвии вроде щепки креста, на котором был распят Иисус и гвоздей, которыми Его к кресту приколачивали (мы делали об этих реликвиях целый спецпроект). Правда, подсчёт количества гвоздей приводит к неожиданным выводам о количестве рук у Христа, но мало кто тогда это замечал. Сам факт существования этих реликвий доказывал правдивость христианской версии мироустройства.

Гвоздь Креста с реликварием из Трира
Разбор мема "Звери Апокалипсиса" Страдающее средневековье, Мемы, История, Длиннопост

В итоге, христианское Средневековье жило в ожидании Второго пришествия, когда настанут конец истории, начало вечного счастья праведников и вечного мучения грешников. Богословы стремились предсказать время наступления конца света как можно точнее, штудируя откровения святых и составляя многочисленные пособия о том, как оказаться в числе праведников и не пролететь с вечным счастьем.


Одним из таких пособий было произведение «Сумма короля», созданное в XIII веке монахом-доминиканцем Лораном Орлеанским. Это название, правда, не отражает суть трактата, а только указывает, что он написан по королевскому заказу. Ближе к содержанию другое наименование — «Сумма грехов и добродетелей», под которым трактат в дальнейшем и переиздавался. Сумма — популярный в то время жанр, который подразумевал, что труд содержит как можно более полное перечисление заявленных в названии вещей. С такой книгой было удобно сверяться, совершая тот или иной поступок. А ещё она была с картинками.

Миниатюра из рукописи «Суммы короля» XV века, изображающая четыре основных христианских добродетели: благоразумие, умеренность, мужество и справедливость
Разбор мема "Звери Апокалипсиса" Страдающее средневековье, Мемы, История, Длиннопост

Неисчерпаемым источником вдохновения для иллюстрации подобного рода произведений служила последняя книга Нового Завета — «Апокалипсис» Иоанна Богослова. Иоанн описал, как отправился в пещеру, где провёл без еды в постоянной молитве двадцать дней и, как следствие, получил от Иисуса откровение. Из откровения выяснялось, что прежде, чем Иисус вернётся в мир, на земле произойдёт страшный Апокалипсис. Оголодавший Иоанн изложил довольно страшную фантасмагорию.


Апостол был вознесён к небесам, прямо к сидящему на престоле Богу, которому без передышки поклонялись двадцать четыре старца-пресвитера и четверо животных — лев, телец, орёл и нечто с человеческим лицом. У каждого было по шесть крыльев и внутри (!) они были «исполнены очей». Возникла книга с семью печатями, и, медленно снимая по одной, Иисус демонстрировал Иоанну разные ужасы: от всадников, несущих миру бедствия, до восстающих мертвецов и падения звёзд на землю. Когда с печатями было покончено, ужасы принялись демонстрировать трубящие ангелы, затем коротко промелькнула жена, облачённая в солнце, которую преследовал красный дракон, а потом произошло следующее: «и стал я на песке морском, и увидел выходящего из моря зверя с семью головами и десятью рогами: на рогах его было десять диадим, а на головах его имена богохульные. Зверь, которого я видел, был подобен барсу; ноги у него — как у медведя, а пасть у него — как пасть у льва».

Оригинальное изображение Зверя, вышедшего из моря
Разбор мема "Звери Апокалипсиса" Страдающее средневековье, Мемы, История, Длиннопост

Сразу не скажешь, но это и есть описание помпезного чудовища с картинки. Богохульных имён автор миниатюры целомудренно решил воздержаться. Зато вы можете насладиться точностью передачи художником «пасти, как у льва». Чудище в христианской традиции получило короткое запоминающееся название «Зверь, вышедший из моря». Как и большинство из увиденного Иоанном, Зверь оброс толкованиями. Наибольшую популярность получило мнение, что он олицетворяет Римскую империю.


Миниатюра создана в XV веке для одного из переизданий «Суммы». Портрет Зверя, вышедшего из моря здесь разместили после рассказа о семи смертных грехах. Почему? Потому. Ещё в XV веке написана «Тайная вечеря» да Винчи. Как думаете, почему шедевром живописи стала она, а не эта иллюстрация? Автор миниатюры, наверное, думал также, поэтому не подписался. Поддержите «Высокое Средневековье», мы под своими шедеврами всегда подписываемся.


Об авторе «Суммы» Лоране Орлеанском есть небольшая статья на сайте университета Огайо, а полистать трактат можно на сайте Национальной библиотеки Франции.

МАТЕРИАЛ И ТЕКСТ: МАКС ДОЛИНСКИЙ


ИСТОЧНИКИ: BIBLIOTHÈQUE NATIONALE DE FRANCE;

LEO M. CARRUTHERS. LORENS OF ORLÉANS AND THE SOMME LE ROI OR THE BOOK OF VICES AND VIRTUES

via

Показать полностью 3

Разбор мемов про зайцев

mitrillov в Страдающее средневековье

Милые создания с нежной шерстью и вкусным мясом (наверное) наводили ужас на средневековых людей. Эти зайцы не те, кем кажутся — это кровожадные твари, которые обитают на полях рукописей

Разбор мемов про зайцев Страдающее средневековье, История, Мемы, Длиннопост
Разбор мемов про зайцев Страдающее средневековье, История, Мемы, Длиннопост
Разбор мемов про зайцев Страдающее средневековье, История, Мемы, Длиннопост
Разбор мемов про зайцев Страдающее средневековье, История, Мемы, Длиннопост

Зайцы фигурируют на очень многих миниатюрах (полистайте «Страдающее»), где творят разные непотребства: отрезают людям головы, скачут на собаках и даже склоняют к самоубийству. Во всём виновата, как вы уже наверняка догадались, Библия (в общем-то других произведений обычно под рукой не было). В ней заяц — не особо положительный персонаж третьего плана: книга с романтичным названием «Второзаконие» причисляет его к нечистым животным. Дальше, кстати, она содержит некоторые императивные нормы, обращенные к иудеям, например, запрет есть мерзость. Дословно так, кто не верит, может посмотреть главу 14, стих 3. Раз в этом Библия права, то и в остальном не может ошибаться.

Разбор мемов про зайцев Страдающее средневековье, История, Мемы, Длиннопост

Почему нечестивое животное побеждает человека, вы уже могли догадаться. Его побеждает не заяц, а собственный грех, который символизирует ушастое животное, так что изображение зайца несло некоторые важные и просветительские смыслы. Но Средневековье не было бы такой интересной эпохой, если бы всё было так просто. Изображения зайцев были не только скучными нравоучениями, но выполняли и другую (конечно, отчасти тоже нравоучительную) функцию. Зайцы развлекали.

Обратили внимание на абсурдность ситуаций, в которых проявляются зайцы? Если нет, полистайте «Страдающее» ещё раз. Часто маленькие твари оказываются сильнее людей и убивают их или тащат на себе, будто только что поймали и сейчас насадят на вертел. Тут всё объясняется средневековой амбивалентностью и любовью к противопоставлению высокого и низкого. Впервые об этом написал русский культуролог Михаил Бахтин. Зайцы и люди меняются местами, и это создает комический эффект. Подобная смена ролей (не только между зайцами и людьми) была любимым и, возможно, единственным, средневековым развлечением.

Разбор мемов про зайцев Страдающее средневековье, История, Мемы, Длиннопост

Особенно ярко это проявлялось во время праздников и карнавалов. Средневековое общество было крайне формализованной системой с жёсткой иерархией и всего несколькими социальными лифтами (и то не очень работающими). Выходов за пределы этих рамок было всего два — восстание и праздник. И если в первом случае всё часто заканчивалось плачевно, в случае карнавала шансы на бескровный исход были куда выше.

Средневековые фестивали и праздники были частым явлением и позволяли выпустить пар. Они стирали все социальные рамки и нормы, позволяли открыто смеяться над власть имущими, пародировать мессу и вообще творить абсолютно всё. Именно в таких пародиях, когда люди ничтожные, или вовсе дети, оказывались в ролях людей влиятельных, например, священников, Средневековье и видело самое смешное. Перевернуть общество и мир с ног на голову, позволить строгим социальным порядкам отступить, сделать последних первыми. Нередко это сопровождалось и насилием, в частности, разграблением поместий местных феодалов.

Разбор мемов про зайцев Страдающее средневековье, История, Мемы, Длиннопост

Поэтому и наши зайцы — проявление карнавальной культуры. Они занимают в обществе то место, которое занимать не могли просто потому что они мелкие пушистые пугливые зверьки. Здесь же они убивают людей, служат мессу и даже дарят человеку изоленту (на самом деле, предлагают висельную петлю). В миниатюре смешиваются мотивы перевёрнутого мира и обычного карнавального насилия.

В общем, перед нами — мем. Пройдёт тысяча лет, и цифровые археологи будущего, откопав в культурном слое социальных сетей второсортный паблик из серии «типичных», будут задаваться тем же вопросом, которым мы задаёмся сейчас: «Это что вообще, простите, за херь такая?». Поддержите «Высокое Средневековье», чтобы мы не канули в Лету, и среди мусора археологи будущего нашли этот разбор. Во-первых, они посмеются, а во-вторых, поймут, что самообразование в наше время тоже кого-то интересовало.

МАТЕРИАЛ И ТЕКСТ: КОСТЯ МЕФТАХУДИНОВ

ИСТОЧНИКИ: CNN;
БАХТИН М. ТВОРЧЕСТВО ФРАНСУА РАБЛЕ И НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА СРЕДНЕВЕКОВЬЯ И РЕНЕССАНСА
via

Показать полностью 6

Разбор мема "Сад земных наслаждений" Часть 2

mitrillov в Страдающее средневековье

Как резвились содомиты в раю Иеронима Босха

Разбор мема "Сад земных наслаждений" Часть 2 Страдающее средневековье, История, Мемы, Длиннопост

Мы здесь уже были. Если вас с нами не было, почитайте о том, как Иероним Босх изобразил мучения грешников на правой панели своего триптиха. И возвращайтесь. Сегодня пойдём туда, где конец света ещё не наступил, и грешники только зарабатывают грядущие истязания.

Центральная панель триптиха самая большая и насыщенная. Люди здесь стоят на головах, рыбы летают по небу, птицы живут в воде, а фрукты вырастают до размеров человека. Это изменение богоданной иерархии свидетельствует о раздутости и непомерности людских страстей и желаний. Грех отменяет естественный порядок вещей, установленный Богом. Иероним постарался изобразить все грехи мира, по крайней мере сексуального толка. В саду каждый по-своему придаётся вкушению запретных плодов: блуду, извращениям, гомосексуальности, скотоложеству — всевозможным усладам плоти, за которые на следующей панели, в аду, будет по-своему истязаем.

Центральная панель «Сада земных наслаждений»

Разбор мема "Сад земных наслаждений" Часть 2 Страдающее средневековье, История, Мемы, Длиннопост

Даже бегло взглянув на картину, средневековый человек сразу понимал, о чём пойдёт речь. В средневековой повседневности сад — это топос совершенно определённого значения и с конкретной семантикой. Это территория куртуазной любви, романтики, эротики и похоти. В саду Эдема Адам и Ева вкусили запретный плод. Босх выкручивает эту символику на максимум: нагие мужчины и женщины, как одержимые, вкушают гипертрофированные плоды и предаются телесным усладам. Сексуальны даже ягоды. Виноград, малина, клубника, земляника и вишня для средневекового зрителя имели недвусмысленный подтекст. В XVI веке при дворе испанских Габсбургов триптих даже ласково называли «Madroño» — «Земляничка». А клубника, кстати, сохранила сексуальную коннотацию до наших дней.

Разбор мема "Сад земных наслаждений" Часть 2 Страдающее средневековье, История, Мемы, Длиннопост

Как и ягоды, цветы символизировали чувственные удовольствия и одновременно — тлен и пагубу. В сцене, которая стала основой для мема про доктора, букет на самом деле хотят не вытащить из ануса, а в нём собрать — как в вазе. Что нужно вставить в анус, чтобы испытать чувственное удовольствие, мы предоставим вам домыслить самостоятельно. Что бы это ни было, тлена и пагубы не избежать.

Разбор мема "Сад земных наслаждений" Часть 2 Страдающее средневековье, История, Мемы, Длиннопост

Слева от нетрадиционных флористов их единомышленники добывают чувственные удовольствия через другое отверстие. Об этом можно догадаться, мысленно дорисовав, где находится голова человека, чья рука торчит из огромной синей ягоды и гладит рыбу. Рыба символизирует член и подтверждает догадку. Чтобы зритель не подумал, что в ягоду залезла женщина, содомит держит за длинный стебель две очень похожие на мужские яйца вишни. И, конечно кормит абсолютно счастливого грешника ягодкой именно селезень, а не утка.


Сама огромная ягода полая, минет делается внутри её шкурки. Дело в том, что в средненидерландском слово «scille» означало одновременно ссору, драку и фруктовую кожуру. Босх буквально изобразил поговорку «scille zijn» — «быть во фруктовой коже» — что в переносном смысле означало «быть в бою». Какие коннотации имел бой, догадаетесь? Правильно, эротические.

Разбор мема "Сад земных наслаждений" Часть 2 Страдающее средневековье, История, Мемы, Длиннопост

Справа над героями мема возлегает неожиданно гетеросексуальная пара — девушка и её любовник с виноградиной вместо головы. В нидерландской поэзии XV—XVI веков эта ягода — частая аллегория. К примеру, в одном из стихотворений обманутый любовник, жалуясь на ненадёжность своей девушки, вспоминает время, когда у них всё было хорошо такими словами: «я пожертвовал самую красивую ягодку с грозди виноградной на твой алтарь». Алтарь в этом контексте — вагина бесчестной любовницы; это короткая версия устойчивой поэтической аллегории «алтарь Венеры», которая в принципе многократно встречается в лирической поэзии. Виноград, соответственно, эвфемизм для пениса. Как и в некоторых других сценах, в этой Босх прямо визуализировал расхожее суждение — мужчина думает членом.


Поддержите «Высокое Средневековье», чтобы ещё раз вернуться в сад земных наслаждений — ведь мы пока не посмотрели, как на левой створке триптиха Иеронима Босха грех только зарождается.

МАТЕРИАЛ: ВАЛЕРИЯ КОСЯКОВА


ТЕКСТ: МАКС ДОЛИНСКИЙ


ИСТОЧНИКИ:

D. BAX, «BESCHRIJVING EN POGING TO VERKLARING VAN HET TUIN DER ONKUISHEIDDRIELUIK VAN JEROEN BOSCH. GEVOLGD DOORKRITIEK OP FRAENGER»;

D. BAX, «HIERONYMUS BOSCH AND LUCAS CRANACH. TWO LAST JUDGEMENT TRIPTYCHS. DESCRIPTION AND EXPOSITION»;

CORNELIS KILIAEN, «ETYMOLOGICUM TEUTONICAE LINGUAE»;

STEFAN FISCHER, «HIERONYMUS BOSCH: MALEREI ALS VISION, LEHRBILD UND KUNSTWERK»;

ERIC DE BRUYN, «HIERONYMUS BOSCH'S GARDEN OF DELIGHTS TRIPTYCH. THE EROTICISM OF ITS CENTRAL PANEL AND MIDDLE DUTCH».

via

Показать полностью 4

Разбор мема "Сад земных наслаждений" Часть 1

mitrillov в Страдающее средневековье

Как Иероним Босх изобразил анальный секс, почему евреи охотятся под покровом тьмы и куда ходил посрать средневековый нидерландец

Разбор мема "Сад земных наслаждений" Часть 1 Страдающее средневековье, История, Мемы, Длиннопост, Босх

Если вы видите средневековую картину и совершенно не понимаете, что на ней изображено — скорее всего, перед вами творчество Иеронима Босха, главного поставщика безумия конца Средневековья. Стиль Босха и сам по себе достаточно фантасмагоричен, но здесь особый случай. Это маленький фрагмент его триптиха «Сад земных наслаждений». Основа сюжета, на который написана картина, создана другим важнейшим для Средневековья любителем фантасмагорий — Иоанном Богословом, автором Апокалипсиса. В итоге сцена расправы над грешниками всех типов и мастей на Страшном Суде получила двойную дозу безумия.


Триптих — это, грубо говоря, одна картина в трёх-пяти частях. История греха и его разновидности у Босха показаны на первых двух панелях, а на последней — чем греховное поведение заканчивается. Иероним был человеком обеспеченным и мог позволить себе небыструю работу, полную затей, цитат и отсылок. Созданию таких притч, или моралите, и было посвящено всё его свободное время.

Триптих «Сад земных наслаждений», три внутренних панели и внешние створки
Разбор мема "Сад земных наслаждений" Часть 1 Страдающее средневековье, История, Мемы, Длиннопост, Босх
Разбор мема "Сад земных наслаждений" Часть 1 Страдающее средневековье, История, Мемы, Длиннопост, Босх

На меме антропоморфный дьявол с головой совы пожирает грешника, из задницы которого вылетает стая чёрных воронов. Всё это, естественно, не просто так — весь фрагмент состоит из символов, которые считывались средневековым человеком гораздо лучше современного. Давайте по порядку.


В средневековом понимании сова была птицей негативной, ноктюрнической, и она у Босха вообще встречается часто. Ночной образ жизни и охота под покровом тьмы ассоциировали сову с инфернальным существом, не приемлющем света, а следовательно, и Создателя. Крючковатый клюв (часто в миниатюрах превращавшийся в крючковатый нос) наделял птицу дополнительными ассоциациями с иудейским народом, который не принял Иисуса и предпочёл остаться во тьме ночной, в ереси и отступничестве. В общем, в виде совы перед нами дьявол. Цвет птицы тоже нёс негативные коннотации: в синих тонах обычно изображались черти, евреи, мусульмане, еретики, отступники, язычники и прочие гады.


Элегантный трон, на котором восседает дьявол — это унитаз. Он подчёркивает дальнейшую судьбу съеденных грешников. Иероним жил в Хертогенбосе, нидерландском городе, пронизанном каналами. В те дни река исполняла функции открытой канализации, и зловоние каналов окутывало улицы города. Очень богатые горожане (как Босх) могли позволить себе возведение над водой будки с таким же протоунитазом, как на изображении. Там они облегчались в одиночестве и относительно гигиеничных условиях. А простые люди срали прямо в реку.

Разбор мема "Сад земных наслаждений" Часть 1 Страдающее средневековье, История, Мемы, Длиннопост, Босх

Бесчисленные птицы встречаются на плоскости триптихов Босха там и тут — это языковая игра. Слово «voghelen», обозначавшее на старонидерландском птицу, одновременно обозначало и секс. Таким образом, ни в чём не повинная птица стала атрибутом похоти, смертного греха, а вылетая через зад, она намекает на peccata contra naturam, в простонародии известное как гомоебля. Если вам и после этого осталось непонятно, что грешить таким образом плохо, имейте ввиду, что скорее всего, эти птицы — вороны, а вороны — это последний предел средневекового символического негатива. В Ветхом Завете ворон обманул Ноя, полетев жрать падаль, вместо того, чтобы сообщить ковчегостроителю об отступлении вод. Этого христиане пернатому не простили и систематически изображали дьявола с вороньими крылами и лапами.


Котёл, венчающий голову дьявола на манер короны, это непременный атрибут адской кухни, на которой идет бесконечное мучительное приготовление грешников. Кстати, ассоциируется он не только с адом и грехом чревоугодия. Котёл — необходимая часть домашней (читаем: женской) утвари и позже будет ассоциироваться с ведьмовскими практиками.


А что обозначает специфическая обувь монстра, которая не попала на мем — никто не знает. Намекают ли винные кувшины на чревобесие или несут эротические коннотации? Когда будете до хрипоты спорить об этом с друзьями, старайтесь избегать рукоприкладства. Лучше покажите им этот разбор и все вместе, в едином порыве, поддержите «Высокое Средневековье».

МАТЕРИАЛ: ВАЛЕРИЯ КОСЯКОВА


ТЕКСТ: МАКС ДОЛИНСКИЙ


ИСТОЧНИКИ: D. BAX.

BESCHRIJVING EN POGING TO VERKLARING VAN HET TUIN DER ONKUISHEIDDRIELUIK VAN JEROEN BOSCH. GEVOLGD DOORKRITIEK OP FRAENGER;

D. BAX. HIERONYMUS BOSCH AND LUCAS CRANACH. TWO LAST JUDGEMENT TRIPTYCHS. DESCRIPTION AND EXPOSITION;

CORNELIS KILIAEN, ETYMOLOGICUM TEUTONICAE LINGUAE;

S. FISCHER. HIERONYMUS BOSCH. MALEREI ALS VISION, LEHRBILD UND KUNSTWERK

via

Показать полностью 3

А вы уже проверили себя в Digital Диктанте?

promo спoнсорский пост

Сегодня и завтра, в честь 25-летия Рунета, на сайте цифровойдиктант.рф все желающие могут проверить свой уровень компьютерной грамотности. А вы что подумали? Нет, правильно писать слова и расставлять запятые — это другой диктант.


Знание современных технологий — одно из ключевых требований во многих профессиях, и с каждым годом эти знания становятся все более ценными. По мере прохождения Digital Диктанта вы сможете закрыть некоторые пробелы в знаниях (ну или узнать, что у вас их нет!).


Первая часть диктанта посвящена основам компьютерной грамотности: различным устройствам и знаниям базовых программ. Вторая — работе с интернетом, социальными сетями и онлайн-приложениями. Третья — защите персональных данных.


До окончания диктанта осталось не так много времени, так что не откладывайте в долгий ящик. А как пройдете, возвращайтесь в комментарии к этому посту и делитесь результатами.

Отличная работа, все прочитано!