В середине года сижу, никого не трогаю, работу работаю (я руководитель отдела рекламы и сервиса в нескольких медицинских организациях), и мне тут приходит мысль, что слишком гладка и спокойна моя жизнь, а у администраторов в клиниках жизнь бьет ключом — они зашиваются в работе, делая куча рутины, формируя куча документов и отчетов, которые не плохо бы автоматизировать.
"Какой я руководитель, если не хочу облегчить жизнь коллегам?" — подумал я.
Быстро промониторив информацию по работе администраторов, и загоревшись сделать мир лучше, я забыл важное правило инженеров: "работает — не трогай". Тут же приступил к формализации главной стратегической проблемы — текущая медицинская система взаимодействия (между операторами колл-центра, администраторами, врачами, пациентами, управляющим, инвесторами и прочим людом) допотопная и сильно ограниченная в функционале. И это мне предстоит исправить, но обо всем по порядку.
Я не имел достаточного опыта во внедрениях интегрированных в кучу бизнес процессов систем, но имел инженерное образование, большой багаж опыта в смежных областях, а главное желание во что бы то ни стало сделать клиники с обеспечением единой общей платформы для всех бизнес процессов и удовлетворяющими современным условиям конкурентного рынка.
Итак, перед медицинскими центры, где я работаю, встала стратегическая задача внедрения новой медицинской информационной системы.
Эта задача была разбита на подзадачи:
Формализация и написание требований для новой МИС
Анализ ниши и поиск кандидатов на должность новой МИС
Изучение возможностей новой МИС
Тестирование системы на DEMO данных
Установка в рамках системного администрирования новой МИС
Интеграция внешних сервисов к новой МИС (SMS рассылки, телефония, аналитика, VPN, агрегаторные сервисы записи, посредники, документооборот, бухгалтерия, веб аналитика, кассы, инкассация и прочее)
Настройка доступов и привилегий
Запись обучающих видеороликов для работы персонала (у нас 30 врачей, 8 администраторов, 6 сотрудников коллцентра, 1 директор, 2 инвестора)
Заполнение системы реальными данными
Обучение работе в новой системе коллег
Перенос архивных пациентов из старой МИС
Тестирование
Релиз
Долгая прекрасная счастливая жизнь
Вот у меня, как человека с техническим образованием, возникала мысль, что самое проблемное место будет с 5 пунктом. Это связать все имеющие виджеты, программное обеспечение, аппаратную часть с новой МИС. Так как шлюзовых решений нет, то придется много допиливать своих скриптов, тестировать это, и делать отказоустойчивый кластер.
Дойдя до этого пункта, я целый месяц безвылазно бился с этим пунктом делая устойчивую интеграцию и выстраивая верно архитектуру. В проекте мне помогали программисты, системные администраторы, специалисты из моего отдела рекламы - всё решалось шаг за шагом.
И тут проблемы подкрались не с той стороны. Почему в статье указано — horror story?
Большая проблема началась на 9-10 пункте. Когда началось тестирование системы на реальных данных. Оказалось, что САМАЯ большая проблема в отсутствие у людей, которые работают с МИС, банальной логики, опыта работы с программами с дизайном отличном от социальных сетей, внимательности, и в их привычках.
«Проблемы» посыпались как из «рога изобилия»:
Нам не удобно переключаться между вкладками через TAB, сделай через пробел. А сохранить должно быть на F2. (И как в чужом сервисе я это реализую?)
Я нажала на что-то и «всё исчезло». В прошлой системе такого не бывало.
У нас пришел пациент с другим полисом ОМС, не от которого была заявка. Что делать? (а я то тут причем с новой МИС?)
А где тут кнопка «инкассация», а почему нужно вводить такие суммы — нам удобнее вводить другие! (да потому что вы кассовую дисциплину 2 года не верно вели!)
Я забыла внести пациента вчера в МИС, можно ли как-то провести оплату задним числом? (Нет нельзя, это финансовая отчетность)
Мне белый фон программы — бьет по глазам, нужно сделать текст — зеленым. Давайте переделаем на черную тему? (а может мне всю палитру цветов интегрировать?)
Я забыла как пациент оплачивал, где найти в истории все события по пациентам? (в прошлой системе такого вообще не было, а если забываешь, что было 5 минут назад — записывай)
Мне не удобно, что дату нужно вводить формата ddmmyyyy, мы привыкли в американском формате(mmddyy). (рад за вас, но вроде мы в России живем)
А почему документы у всех одинаково стандартизированы. Я хочу свой личный шаблон, как было ранее, мне стандартный не удобен. (А мне не важно, что он не удобен, он утвержден приказом Минздрава)
А как отменить запись пациента на прием? — Нажмите кнопку «отменить запись на прием». Ааааа, а раньше был крестик с кружочком. А сделайте назад крестик с кружочком кнопочку?
А как мне посмотреть данные о выручке (сотрудник коллцентра спрашивает). Никак. А почему? Раньше можно было. Потому что вас это не касается.
А как пациенту отправить результаты исследования? (раньше они не отправляли) . Читайте инструкцию — я высылал. Ууууууу, там много всего написано, давайте вы лучше очно покажите. *facepalm*
Чтобы переформатировать привычки людей, у меня ушло несколько месяцев.
Что для меня стало непредвиденными проблемами, которые по прошествии полугода новой МИС, до сих пор меня преследуют? — Исходя из первоначальных требований, я искал облачную систему, чтобы всем можно было работать с ней удаленно (ранее у нас была она стационарная на сервере компании). Ведь облако это современно, доступно, практично 😎, но что я не учел…
Облачные системы делают апдейты, когда им удобно, отключая систему на момент обновления. Как правило, это в ночь с воскресенья на понедельник. А у нас клиника круглосуточная — в результате в это время мы не можем вести прием пациентов.
После каждого обновления мое утро начинается со звонков — «всё стало по-другому, мы не можем работать». И ты бежишь срочно читать документацию, что разработчики поменяли в логике работы МИС, чтобы выпустить в срочном порядке новую инструкцию.
При появление новых возможностей, нужно объяснять можно ли ими пользоваться и если можно то как, а когда у тебя несколько десятков человек — это превращается в ад.
Предыдущая система, вообще не могла работать с телефона, эта работает, но встречаются косяки, и пояснения, что МИС не предназначена в полном функционале для работы с телефона - для них не объяснение. "Пусть делают".
Возвращаясь к теме моей заметки, хочу поделиться наблюдениями о проектирование интерфейсов и высказать несколько советов для тех кого ждет аналогичная задача:
UI должно быть аналогичное повседневному использованию User’ов. (Если они всю жизнь работают только в Word, то ищите что-то похожее на Word)
минималистичное (если в интерфейсе больше 2 кнопок — это может превратится в коллапс)
длинные инструкции — никто не читает, даже под страхом увольнения
тестирование на реальных данных никогда не заменит тестирования не псевдо данных
некоторые люди, к сожалению, не способны к самообразованию. И формат видеоуроков для них не подходит. Только очный формат.
если у вас небольшой штат тех. сотрудников, то лучше заплатите 100к+ Rub для интеграции профессионалами
если представители системы говорят, что они помогут с интеграцией — по факту это ничего не дает, разгребать все придется все равно самому
если протянуть руку помощи, будь готов, что потом ты утонешь в просьбах страждущих.
PS: Прекрасная счастливая жизнь до сих пор не наступила(так как теперь к моим обязанностям закрепились задачи по сопровождению МИС), но мы на финишной прямой к ней ;-)
Если есть на Пикабу люди, кто занимался/тся интеграциями, кидайте свой опыт и советы в комменты, потомкам пригодятся.