Какие документы собрать и как распорядиться недвижимостью
Мне позвонила подруга и сообщила, что эмигрирует из России через несколько часов. Она стояла посреди квартиры и не знала, с чего начать сборы.
До недавнего времени она вообще не собиралась уезжать из страны. Решение об эмиграции далось ей тяжело. Если вам близка эта ситуация, сделайте глубокий вдох и прочитайте эту статью.
Я переезжала из России два раза: в 2013 и в 2020, поэтому знаю, как подготовиться к эмиграции. В статье расскажу, какие документы взять с собой, а какие, наоборот, оставить близким. В каких случаях нужен апостиль на документы и что сделать с недвижимостью, если она у вас есть. Как в текущей ситуации вывозить деньги, как организовать связь за границей и о чем подумать в первые дни на новом месте.
О чем расскажу:
- Какие документы взять с собой
- Как легализовать документы
- Нужна ли справка об отсутствии судимости
- Стоит ли оформить доверенность на близкого человека
- Как распорядиться недвижимостью в России
- Как поступить с медицинской страховкой
- Как перевезти деньги за границу
- Что нужно для перевозки домашнего животного
- Как настроить связь из-за границы
- Что сделать в первые дни после переезда
Какие документы взять с собой
Я советую брать все документы, которые у вас есть под рукой. Чтобы они всегда были в доступе, отсканируйте или сфотографируйте их и загрузите в облачное хранилище. Дальше приведу минимальный список документов.
Загранпаспорта. Берите все действующие и на всякий случай просроченные. Старые загранпаспорта могут потребоваться для того, чтобы подтвердить наличие ранее выданных виз. Например, при заполнении анкеты для шенгенской визы просят указать старые разрешения на въезд в страны Шенгенского соглашения. По крайней мере, так было раньше.
Как оформить загранпаспорт
Российский паспорт. Если вы потеряете загранпаспорт за рубежом, паспорт гражданина России будет основным документом, на основании которого в местном российском консульстве вам смогут оформить новый загранпаспорт.
Свидетельства о рождении. Если у вас есть дети, не забудьте их свидетельства о рождении. Еще я рекомендую брать свои свидетельства на случай, если вы уезжаете без родителей и хотите перевезти их потом. Эти документы понадобятся для подтверждения родства, а в будущем — для оформления нового гражданства.
Свидетельство о браке потребуется для оформления семейной визы для одного из супругов, если основной вид на жительство получает второй. В некоторых странах свидетельство о браке просят при оформлении счета для мужа или жены в местном банке, заключении договора на аренду квартиры и в других случаях.
Водительское удостоверение. Если есть международные права, берите и их. В ряде стран для управления автомобилем достаточно российского удостоверения. В некоторых государствах его потребуется обменять на национальные права.
Документы об образовании или опыте работы. Для будущего трудоустройства могут понадобиться диплом и школьный аттестат. В некоторых странах вместо диплома для подтверждения квалификации работодатель примет рекомендательные письма с прошлых мест работы. Скорее всего, они потребуются на английском языке.
Медицинские документы ребенка. В странах со схожим планом вакцинации при оформлении в школу или детский сад попросят сертификат о прививках. Еще я рекомендую взять выписку у постоянного педиатра, особенно в случае хронических заболеваний. Врачу в стране назначения будет проще понять историю развития ребенка.
Свидетельство о выдаче ИНН, СНИЛС и полис ОМС. Советую брать эти документы только в том случае, если боитесь за их сохранность там, где оставляете. В остальном хватит внесенных данных в профиле на госуслугах. Рекомендую надежно хранить логин и пароль от личного кабинета на портале.
Как получить СНИЛС
Военный билет и трудовую книжку нельзя вывозить за границу, но можно оформить справки о стаже трудовой деятельности или прохождении воинской службы. Я советую попросить в своем отделе кадров сканы разворотов книжки с данными о трудовом стаже. Они понадобятся для оформления нового загранпаспорта в консульстве страны, где вы собираетесь жить.
Если вы планируете получить, например, шенген в стране въезда, не тратьте время на справку о зарплате для его оформления. Во-первых, консульство другого государства не будет рассматривать справку из России, во-вторых — без оформленного ВНЖ шенген не выдают, а за время получения разрешения на проживание срок действия справки о зарплате истечет, и для подтверждения платежеспособности потребуется выписка из местного банка.
Как легализовать документы
Не во всех странах признают документы на русском языке. Чтобы узаконить их за границей, нужно апостилировать документы или легализовать их через МИД. Иногда требуется только перевести документы и заверить их аккредитованным переводчиком.
Апостилирование. При этом способе легализации документа на него или на отдельный лист, который прикрепляют к документу, ставят специальный штамп, который заверяет подлинность подписей и печатей. Апостилирование применяют в странах, которые подписали Гаагскую конвенцию 1961 года. К ним относятся Бразилия, Германия, США, Мексика и еще 117 стран.
Апостиль ставит та организация, которая выдала документ. Сроки разные. Например, Минюст апостилирует справку об отсутствии судимости, как правило, в течение 5 рабочих дней. Такой же срок у Минобразования при заверении диплома. Госпошлина за апостилирование каждого из этих документов — 2500 ₽. Важно запомнить, что апостилировать документы за границей невозможно, это делают только в России.
Консульская легализация — более сложный способ заверения документов. Его используют в странах, которые не участвуют в Гаагской конвенции 1961 года, например в Таиланде, Египте, ОАЭ и Канаде. При консульской легализации документ заверяют сначала в Минюсте, потом в МИД России и консульстве страны, для которой легализуют документ.
Что такое консульская легализация документов
Российские документы не нужно легализовать в странах — участницах Минской конвенции 1993 года. В этот список входят Беларусь, Узбекистан, Казахстан, Таджикистан, Армения, Украина, Киргизия, Молдавия, Туркмения, Азербайджан и Грузия. Некоторые учреждения на территории этих стран могут потребовать нотариально заверенный перевод. Лучше этот вопрос уточнить до переезда. В странах, у которых с Россией есть двусторонние договоры о правовой помощи, легализация документов тоже не нужна, но потребуется перевод, заверенный официальным лицом. В каждом государстве оно называется по-своему: например, в Сербии такой перевод делают судебные переводчики, в Болгарии — аккредитованные переводчики. По состоянию на март 2022 года в список стран с двусторонними договорами о правовой помощи с Россией входят Аргентина, Болгария, Босния и Герцеговина, Венгрия, Греция, Испания, Италия, Кипр, КНДР, Куба, Литва, Северная Македония, Монголия, Польша, Румыния, Словакия, Словения, Сербия, Тунис, Финляндия, Хорватия, Черногория, Чехия и Эстония.
Нужна ли справка об отсутствии судимости
Во многих странах для оформления ВНЖ у иммигрантов требуют справку о несудимости. Если вы планируете несрочный отъезд, закажите документ через госуслуги. Его делают до 30 дней, выдают в электронном или бумажном виде. Цифровой сертификат не подойдет для предъявления за границей. Возможно, вам потребуется апостилировать справку.
Справку об отсутствии судимости можно заказать через консульский отдел России в стране пребывания. На документы, которые выдает консульство за границей, апостиль не ставят. Официальный срок выдачи — 1 месяц, но на практике даже в условиях пандемии дипломатическая почта ходила редко, а весной 2022 года будет еще реже. Я бы закладывала на получение этого документа за границей несколько месяцев. В некоторых государствах, если иммигрант обращается за ВНЖ спустя полгода жизни в стране, у него попросят уже местную справку об отсутствии судимости. Ее, как правило, быстро оформляют. Такой документ не нужно заверять.
Стоит ли оформить доверенность на близкого человека
Если в России у вас остается надежный человек, сделайте ему доверенность на те действия, которые могут потребоваться от вашего имени. Я оформляла доверенность на отца для получения почты. Написала ее от руки и заверила у начальника почтового отделения. Благодаря этому я смогла подтвердить свой профиль на госуслугах из-за границы, после того как отец получил за меня код по почте.
Все про доверенность
Я оформляла доверенность на отца для получения почты. Написала ее от руки и заверила у начальника почтового отделения. Благодаря этому я смогла подтвердить свой профиль на госуслугах из-за границы, после того как отец получил за меня код по почте.
Если хотите доверить близкому человеку вообще все — управление недвижимостью, вкладами, право получения документов, — попросите нотариуса оформить генеральную доверенность. Это стоит 2000 ₽. Если не успеваете сделать доверенности, не переживайте: их можно оформить позже в российском консульстве в той стране, куда переезжаете, и отправить на родину почтой. Так поступают и с остальными документами, которые не получилось сразу взять с собой. Даже если в настоящий момент почта работает плохо, вечно это продолжаться не будет. За границей живут тысячи россиян, которым нужно решать вопросы: выдавать доверенности, менять паспорта, восстанавливать документы. Рано или поздно связь наладится.
Как распорядиться недвижимостью в России
Если в России у вас остается недвижимость, которую вы хотите в свое отсутствие сдать или продать, вот что я рекомендую делать. При сдаче в аренду оставьте надежному человеку доверенность на управление вашей квартирой. Ее делают за полчаса у нотариуса. Оформление документа стоит до 2000 ₽. Укажите среди действий, которые вы поручаете вашему доверенному лицу, сдачу в наем и представление ваших интересов в управляющей компании и перед поставщиками коммунальных услуг.
Если ваша квартира находится в Москве, Московской области, Санкт-Петербурге, Ленобласти, Екатеринбурге или Новосибирске и вы хотите облегчить жизнь доверенному лицу, заключите договор с сервисом «Яндекс-аренда». Они возьмут процесс сдачи квартиры полностью под свой контроль: сфотографируют, разместят объявление, найдут арендаторов, застрахуют квартиру от повреждений и будут искать новых жильцов, когда старые съедут. Для собственника это бесплатно, комиссию 7% платит арендатор.
Единственная проблема — вашему доверенному лицу придется ставить живую подпись в договоре найма каждый раз, когда заселяются новые жильцы. Поэтому просто заключить договор с «Яндекс-арендой» и уехать не получится — в России обязательно должен остаться человек с правом подписи.
Платить налог с дохода от сдачи квартиры вы сможете как самозанятый по ставке 4%, если жилье снимает физлицо, или 6%, если сдаете юрлицу. Эти ставки не зависят от вашего налогового резидентства: где бы вы ни жили, ставка остается прежней. Зарегистрироваться как самозанятый и оплатить налог можно в приложении «Мой налог». Каждое действие занимает 3 минуты, с этим легко разобраться из-за границы.
При продаже жилья принцип точно такой же: оставляете доверенность от каждого уезжающего собственника на управление с правом продажи. Если не успеваете сделать доверенность в России — ничего страшного, сделаете в консульстве по месту пребывания и отправите на родину позже.
Как поступить с медицинской страховкой
Я советую оформить медицинскую страховку для путешественников, которая начнет действовать не позже дня отъезда: в случае болезни за рубежом придется показать штамп о пересечении границы. Рекомендую выбирать страховку на сайте cherehapa.ru, только не покупайте ее у организаций под санкциями. В марте 2022 года к ним относятся Сбер, ВТБ, Газпромбанк, Альфа-банк и другие. Второй вариант — купить полис в личном кабинете своего банка. Советую оформлять страховку не дольше чем на 30 дней: неизвестно, какой будет ситуация с ответственностью страховой компании в ближайшем будущем, а при оформлении ВНЖ вам, скорее всего, все равно понадобится полис, оформленный в стране пребывания.
Сумма страхового покрытия обычно начинается от 30 000 € (4 525 871 ₽). Можно застраховаться и на большие деньги. Во время пандемии коронавируса стоит иметь страховку, которая покрывает лечение COVID-19.
Как перевезти деньги за границу
Наличные. С 2 марта из России нельзя вывозить валюту в размере больше 10 000 $ наличными. Обратите внимание, что сумма указана в долларах, а не евро. В новом указе нет разъяснений, сколько денег может перевезти семья.
Что делать с деньгами прямо сейчас?
В старых правилах, которые не отменили, установлен лимит в размере 10 000 $ на каждого члена семьи, включая детей младше 16 лет. По рассказам знакомых, семьи из четырех человек спокойно вывозят за границу до 40 000 $. При открытии счета в стране назначения банк может потребовать подтвердить источник средств. Чтобы не возникло сложностей, я советую задекларировать наличные и на выезде из страны, и на въезде в государство назначения. У вас нет обязанности заполнять декларацию при перевозе суммы до 10 000 $, но и в декларировании денег вам не могут отказать. С запретом переводить валюту за границу и совершать переводы на свои зарубежные счета остается только снимать валюту с рублевого счета с карты в банкоматах страны назначения. Я не рекомендую везти наличные рубли: курс будет грабительским, и в некоторых странах рубли уже не принимают в обменниках — так говорят мои друзья в Грузии.
Карты.
11 марта 2022 года карты «Виза» и «Мастеркард», выпущенные российскими банками, перестали работать за границей. Центробанк рекомендует при поездке за рубеж брать с собой карты «Мир». В момент публикации статьи в теории карты принимают в 10 странах: Абхазии, Армении, Беларуси, Вьетнаме, Казахстане, Кыргызстане, Таджикистане, Турции, Узбекистане, Южной Осетии. На практике далеко не в каждом банкомате получится снять деньги. В любом случае, если вы отправляетесь в эти страны, лучше закажите бесплатно карту в одном из 158 банков. В марте оператор карт «Мир» заявил, что для оплаты покупок и снятия наличных за рубежом можно оформить кобейджинговую карту «Мир» — UnionPay. Ее принимают в России и в 180 странах, в числе которых Греция, Венгрия, Италия, Сербия, Таиланд, Хорватия. Российские банки срочно решают вопрос выпуска кобейджинговых карт. Если у банка не получится выслать новую карту за границу, вы сможете самостоятельно оформить виртуальную карту в приложении банка и, скорее всего, снимать в банкоматах деньги без пластика, просто прикладывая к ним телефон с NFC. Как это будет работать на практике, пока неизвестно.
Что нужно для перевозки домашнего животного
Чтобы подготовить питомца к переезду в другую страну, понадобится 1,5—2 месяца и в среднем 3500—5000 ₽. Если у вас нет столько времени, я советую оставить животное с надежными людьми и перевезти его потом, когда ситуация станет менее напряженной.
Если время в запасе есть, вот что нужно сделать:
- Выяснить правила въезда в страну для животного и условия его перевоза у авиакомпании, которой летите.
- Купить и заполнить международный ветеринарный паспорт.
- Поставить чип.
- Прогнать глистов.
- Поставить прививки от бешенства и других инфекций вроде панлейкопении для кошек за 21—30 дней до поездки.
- Получить в госветклинике свидетельство № 1.
- В аэропорту обменять свидетельство на международный сертификат формы 5А.
- Оплатить поездку животного.
как перевезти кота.
Как настроить связь из-за границы
Мессенджеры вроде «Телеграма» и «Вотсапа» не решат вопрос приема звонков на ваш российский номер, а они иногда необходимы, например, чтобы ответить на звонок службы безопасности российского банка. Я узнала, что у «Мегафона» есть сервис eMotion, который позволяет через вайфай или мобильный интернет совершать и принимать звонки и отправлять и получать смс по тарифам домашнего региона. Насколько мне известно, у других операторов нет аналогичных продуктов. Если у вас нет симкарты «Мегафона», советую ее купить перед отъездом и настроить приложение eMotion.
После переезда российскую симку лучше вставить во второй телефон и хранить его только дома: если потеряете симкарту, ее будет невозможно восстановить. Смените тариф на тариф без абонентской платы и проверьте, при каких условиях оператор сотовой связи может заблокировать номер. Чтобы это не произошло, достаточно, как правило, держать деньги на счету и периодически отправлять смс. Еще звонить на мобильные и стационарные телефоны в России можно через скайп: пополняете баланс своего аккаунта и звоните. С этим легко разобраться уже из-за границы — до переезда не тратьте время на скайп.
Что сделать в первые дни после переезда
Вступите в местные русскоязычные сообщества. Обычно в «Фейсбуке» и «Телеграме» легко найти группу или чат по названию вроде «Русские в таком-то городе или стране». В конце февраля в сообществах самых популярных направлений для эмиграции уже начали составлять пошаговые инструкции для новоприбывших.
Если вас интересует какой-то вопрос, не пишите «Расскажите мне, пожалуйста, как открыть счет, купить квартиру и зарегистрировать фирму». Эти вопросы задают много раз в день. Проверьте закрепленные сообщения, воспользуйтесь поиском по группе или в крайнем случае прямо напишите, что вы только что экстренно переехали, и попросите дать ссылки на полезные материалы. В таком случае получите более емкие ответы. Например, в группе для иммигрантов в Сербии есть инструкция, в которой разобраны вопросы от приобретения симки до оформления ВНЖ по покупке недвижимости.
Очистите кэш в приложении «Блаблакар», если используете его. Это нужно сделать сразу после приезда, иначе вам будут показываться поездки только по России. Однажды моему другу дорого обошлась поездка из аэропорта, потому что он не мог справиться с приложением. Можно использовать сайт вместо приложения: там нет ограничений по географии поездок.
Забронируйте жилье на короткий срок. Снять хорошее постоянное жилье сразу на месте очень непросто, тем более если вы не присматривались к рынку недвижимости заранее и не изучали особенности разных районов. Лучше осмотритесь несколько дней, спросите совета в местном русскоязычном коммьюнити, изучите объявления.
В некоторых странах приезжающие иностранцы должны сразу регистрироваться по месту пребывания. Туристы об этом обычно даже не догадываются, потому что останавливаются в гостиницах, где все делают за них. Собственники частного жилья не всегда предлагают регистрацию, потому что не хотят платить налоги. Кроме возможного штрафа, для иностранца могут быть более серьезные последствия. Например, в Сербии если в течение 24 часов после приезда не получить временную регистрацию — так называемый бели картон, потом не откроют счет в банке, не примут документы на ВНЖ. Придется снова пересекать границу и регистрироваться после возвращения, а это дорого для большой семьи.
Купите симкарту. В сообществах эмигрантов обычно есть советы о том, какой оператор лучше и какой тариф у него самый выгодный. Еще информацию о тарифах и ссылки на сайты операторов нужной страны можно искать в статьях Тинькофф Журнала об эмиграции. В них же есть ответы на многие организационные вопросы.
После покупки симки, переведите на нее все важные сервисы: в случае утери местную симкарту вы быстро восстановите, а вот если потеряете российскую карту, восстановить доступы будет очень сложно, а в ряде случаев невозможно. Учтите, что при переводе банковского приложения на иностранный номер не сможете работать с системой быстрых платежей, — отправка и получение денег по номеру телефона станет недоступна.
Подключите платежный сервис. Для работы с сервисами для фрилансеров вроде Upwork и вывода денег оттуда можно оформить карту платежного сервиса, например Payoneer. Ее присылают почтой, главное — документально подтвердить, что проживаешь не в России. Я оформила карту Payoneer в 2020 году. В качестве подтверждения проживания в Сербии отправила фотографию бланка о регистрации по адресу пребывания. В марте 2022 Payoneer продолжает работать с россиянами, которые живут за рубежом. Неизвестно, что будет дальше.
Upwork перестанет работать в России с 1 мая 2022 года, но будет доступен в стране назначения, если подтвердить документами новый адрес
Сообщите налоговой в России об открытии счета за границей. Для этого отправьте уведомление через личный кабинет на сайте nalog.ru и ежегодно отчитывайтесь о движении средств по счету. Если между датой вылета из России и датой открытия счета в иностранном банке прошло более 183 дней, то вы не обязаны уведомлять налоговую об открытии счета.
Какие налоги платит нерезидент в России?
Старайтесь не переживать. Скорее всего, после отъезда вас одолеет сильный стресс, это нормально. Например, в моей первой эмиграции мне поначалу каждую ночь снились кошмары. Помните, что трудный период пройдет, сложнее всего в начале.
Запомнить
Вот что нужно сделать до отъезда при экстренной эмиграции:
- Собрать документы по списку из статьи.
- Проверить, нужно ли легализовать документы. Если да — попробовать успеть это сделать до отъезда.
- Купить страховку для путешественника на первый месяц жизни в стране эмиграции.
Если необходимо и есть время, оформить доверенности. Если нет — сделаете через местное консульство после переезда.
- Оформить карты в банках, которые не попали под санкции.
- Проверить сумму вывозимых из России наличных денег из расчета не более 10 000 $ на каждого члена семьи.
- Чем заняться в первые дни за границей:
- Прочитать статьи о стране в рубрике «Как у них» в Тинькофф Журнале.
- Вступить в группы и чаты русскоязычных сообществ в стране, куда вы переехали, и искать там ответы на вопросы.
- Сбросить кэш в приложении «Блаблакар», чтобы найти местные поездки уже из аэропорта.
- В первые дни остановиться в гостинице, чтобы не возникло проблем с возможной регистрацией и появилось время на поиск хорошего жилья для долгосрочной аренды.
- Купить симкарту местного оператора, убрать российскую симку в запасной телефон и перевести сервисы на местный номер.
- Помнить, что эмиграция — сильный стресс, и искать силы пережить первый период адаптации.
Пост перепечатан по просьбе и разрешению автора, полную версию можно увидеть здесь
https://riana-spb.livejournal.com/360706.html