Войти
Войти
 

Регистрация

Уже есть аккаунт?
Полная версия Пикабу
maramures  
Пикабушница 2 недели
  • 13316
    рейтинг
  • 87
    комментариев
  • 3
    новостей
  • 3
    в "горячем"
  • Поставилa 15 плюсов и 0 минусов
  • Отредактировалa 0 постов
  • Проголосовалa за 0 редактирований
  • более 1000 подписчиков

Будни дефектолога (3)

в

Пара слов о знакомстве с профессией.

В самом начале 1 курса университет предложил познакомиться с работой пансионата для взрослых с интеллектуальной недостаточностью. На тот момент мы выслушали около месяца вводных лекций и были страшно компетентные :)
Студенты шли с разным настроем: кто-то рвался, как на поле боя, со сдвинутыми бровями и суперсерьёзным выражением лица; кто-то волновался, справится ли; многие (и я в их числе) никогда не общались вплотную с особыми взрослыми, не понимали, как все должно происходить, и по пути строили сценарии знакомства. Под общий нервный гул дошли до калитки и, оказалось, нас уже ждали, выглядывая в окна.

Первое впечатление
грохнуло как обухом по голове. Помещение резануло по глазам противоестественным сочетанием больничной атмосферы, по-детсадовски украшенных стен и совершенно взрослых любопытных лиц. Это так странно ощущается, когда вы юны и полны сил, жизнь кипит, все вперемешку - лекции, друзья, вечеринки, любовь, шопинги, путешествия - и вас, как дорогих гостей, встречают люди, у которых никогда этого не будет.

Педагоги пансионата ввели нас в курс: здесь постоянно живут около 20 взрослых от 18 до 42 лет (на тот момент), у каждого из них интеллектуальная недостаточность умеренной, тяжёлой или глубокой степени. Находящихся тут людей принято называть только "клиенты". Не пациенты, не ученики, а именно клиенты, чтобы им было приятно чувствовать себя человеком, а не человеком с диагнозом. Пансионат содержится за счёт городского бюджета, но этого финансирования не всегда хватает. Поэтому взрослые сопровождающие придумали чудесную инициативу: заведение закупает недорогой парафин и красители, а также бумагу/ткани/ленты/природные материалы, а клиенты изготавливают свечи и открытки ручной работы на продажу. Эти деньги они получают в личное распоряжение.
У каждого клиента собственная небольшая комната, а также есть общие помещения для работы, учебных занятий, отдыха; конечно, есть телевизор, проигрыватели и даже электронные клавиши.

Показать полностью
  •  
  • 701
  •  

Будни дефектолога (2)

в

Очень спорный момент получился с первым постом :) пожалуй, стоит прояснить несколько пунктов.

О диагностике.

Приходя к ребёнку,  я должна провести педагогическую диагностику. Иногда её результаты указывают на глубокое повреждение мозга, и тогда работу следует вести так, чтобы научить пользоваться ресурсами, имеющимися в наличии в данный момент. Иногда тестирование даёт другой результат, когда есть непроработанные когнитивные функции, и в этом случае их нужно "включить" и прокачать. Иногда из-за нарушения работы мозга некоторые функции опаздывают в развитии, как у Анны, и тогда, благодаря пластичности человеческого мозга, другие отделы компенсируют функции пораженных. Это теория. На практике дефектолог задаёт задания, и по характеру и результату их выполнения определяет, как у ребёнка идут дела с обучением, не отстаёт ли он. Бывает, нужно отправить ученика на дообследование к доктору, и после этого диагностировать ещё раз.


Кто не в курсе, на всякий случай отмечу отдельно: дефектолог не говорит: "поздравляю, у вас аутизм!". Дефектолог ПЕДАГОГИЧЕСКИ обследует психику и сообщает, например, такое: "у вашего ребёнка есть признаки аутизма, обратитесь к психиатру". А психиатр после обследования заключает, есть ли у ребёнка такой диагноз.

Педагогическая характеристика может содержать такие термины, как "аутичное поведение", "общее недоразвитие речи", "дислалия", "задержка психического развития", "дефицит внимания". Это учебные характеристики. Постановкой диагноза ВСЕГДА занимается врач.

О прививках.

Спасибо за обстоятельные ответы в комментариях. Мне следовало сразу прояснить: я не являюсь противником прививок, наоборот, массовая вакцинация нужна и полезна. НО! Приходя на диагностику, я собираю анамнез со слов родителей, данных прошлых педагогических обследований, заключений врачей ребёнка. В случае Анны вывод об усугублении несвоевременной прививкой нарушения мозга вследствие гипоксии сделан не мной, а её невропатологом, и прописан в заключении медицинского обследования. Я с ним согласна: это огромная редкость, но в ряде случаев такое происходит и относится к редким нетипичным реакциям.

Медицина и педагогика развиваются стремительно, и в каждой сфере есть точки зрения разных специалистов. Прошу не разжигать конфликты на фоне различий во мнениях :)

Показать полностью
  •  
  • 1314
  •  

Будни дефектолога (1)

в

Всём знакомо ощущение, будто мозг переполнен информацией, и ею необходимо поделиться. Попробую описать случаи из практики. Все имена сейчас и в дальнейшем будут изменены.

В конце 2015 фейсбук принёс сообщение от девушки, сообщившей, что её дочь-третьеклассница не умеет читать, перепугана строгой бабушкой-логопедом из поликлиники и очень боится новых учителей.
На пороге меня встретила мама с выглядывающими из-за её спины огромными голубыми глазами. Анне 9 лет, и у неё стоит такой неврологический диагноз, при котором часто дети получают умственную отсталость и тотальную неспособность самостоятельно жить. Анна перенесла длительный недостаток кислорода во время родов, а также по неосторожности врача почти сразу прививку. Детям с гипоксией стандартные прививки назначаются после обследований, если нет серьёзных нарушений; некоторые получают рекомендацию отложить вакцинацию до определённого возраста. В ином случае вакцина может сработать как спусковой механизм для нарушения работы травмированного мозга. Тут уж как повезёт - может выстрелить и сейчас, и позже. В итоге в возрасте 2 лет девочка утратила начальные навыки речи, перестала понимать, где находится, ходить на горшок, много кричала от головной боли и переносила большие эпилептические припадки. Невролог назначил сильные препараты, но предупредил, что она, вероятнее всего, станет [овощем под слюнями по-психиатрически] (цитата отсюда https://www.adme.ru/svoboda-avtorskie-kolonki/mozhno-ya-vysk...). И мама на свой страх и риск давать их Анне не стала, дождалась, когда стало чуть лучше, и отдала девочку в садик.
К поступлению в школу припадки почти исчезли, появилось понимание происходящего и обращенной речи, более того - проявились хорошие способности к математике и рисованию. В 1 класс Анна пришла в памперсе.

Итак, за почти три года в школе Анна научилась мастерски срисовывать буквы и слова из учебника, совершенно не понимая смысла текста и не различая многие буквы на вид и на слух. Несмотря на наличие тяжёлого диагноза, её интеллект совершенно не пострадал, вот только разговаривала она, как иностранка: ломаный язык с маленьким словарным запасом и горой ошибок, например, "я и мама ели пицца", "я вчера делал домашняя работа". Самоё сложное для меня- её реакция на ошибки: как только не получалось назвать букву правильно, следом лилось море горьких слез и слова "я глупая, я очень глупая!"
Перед нами стояли чёткие задачи:
1. Выучить буквы, связать звучание с написанием и запомнить их вместе - в ушах и на бумаге.
2. Научиться соединять их в слоги.
3. Научиться соединять слоги в слова.
4. Захотеть читать и практиковаться.
На деле оказалось не так просто: чтобы добиться слухового различия речевых звуков, пришлось вернуться к обычным шумам, распознавание которых она в период острой невро-болезни пропустила: мы пели под гитару, определяли, грустно или весело это звучит, тоненько, как птички, или грубо, как голос у папы. Этого было мало: после песенок я просила Анну закрывать глаза и угадывать, чем я шумела (шуршала бумагой, пакетами и фольгой, стучала по столу ручкой и пальцами, скрипела дверью, щелкала по дереву и металлу - в ход шло все, что было под рукой). Мы придумали сказку о злых буквах, которые обманывают учеников и никак не хотят лезть к ним в головы: это не Анна глупая, это буквы вредничают. Позже я догадалась сделать упор на рисование, ведь у неё это получалось прекрасно: чтобы не путать И и Н, Анна их разделила по половому признаку :) и нарисовала букву Н девочкой в платье, а букву И - мальчиком, потому что эта буква в штанах :))
Постепенно буквы поддались, и мы попытались складывать их вместе. Это получилось легче, но тут Анна нашла для меня новую головоломку: прочитанное слово не слышалось ей цельным, она читала знакомые названия предметов и спрашивала - а что это? Удалось понять, когда записывали на диктофон её чтение и прослушивали. Так было удобнее узнавать слова.

Анна не влезала в рамки ни одного подходящего педагогического диагноза: она не была педагогически запущена, у неё не было многих признаков дислексии, общее недоразвитие речи компенсировалось прекрасными результатами на английском в школе.

Не могу забыть комментарий Анны в конце первой встречи: "я думал, ты страшный, а оказалось - нет".

Потихоньку мы догоняли школьную программу. Тут нам преградила путь грамматика :) об этом сражении в следующем посте.

Пожалуйста, критикуйте, я больше читатель, но буду стараться расти.

Показать полностью
  •  
  • 10405
  •