В мире большое количество картин, смысл, которых, люди не могут до сих пор не могут понять. Но это только плоские изображения, созданные при помощи кистей и красок. Интересно, что происходит, когда центром произведения становится социальная акция, а в качестве средств выступают живые и уже не живые существа.
Сегодня я расскажу немного про одного известного немецкого художника, а зовут его Йозеф Бойс.
Йозеф Бойс это ключевая фигура эпохи постмодерна, жившая в XX веке и сделавшая большой вклад в современное искусство, а точнее в развитие такой вещи, как «перфоманс» и «инсталяция».
Ниже описаны его самые эпатажные, неоднозначные и спорные работы. Попробуем-ка понять их смысл.
«Койот: я люблю Америку и Америка любит меня»
В мае 1974 Бойс прилетел в Нью-Йорк для осуществления самой яркой акции в своей карьере. Из аэропорта он был доставлен на машине скорой помощи к месту исполнения — 409 номер в Рене Блок Галерее на Вест Бродвей. Бойс лежал на носилках, закутанный в войлок. В течение трех дней он делил одну маленькую комнату с диким койотом. Порой он просто стоял, завернутый в толстое, серое одеяло из войлока, изображая большого пастуха, а порой он лежал на соломе, и наблюдал за койотом — койот же наблюдал за ним. Спустя время, проведенное в одной "камере" Бойс все таки смог обнять койота, который отнёсся к нему вполне снисходительно. Возвращаясь через три дня домой, художник снова ехал в скорой помощи, ни разу не ступив на американскую землю. Как позже объяснял сам Бойс: «Я хотел изолировать себя, оградить себя, не увидеть ничего в Америке, кроме койота»
Небольшое пояснение: койот – это символ первобытной Америки. И Бойс хотел познакомиться именно с ней, избегая цивилизации.
«Как объяснять картины мертвому зайцу»
Проект 1965 года. Трехчасовой перформанс Йозефа Бойса был сделан на открытии его первой персональной выставки. Зрители смотрели в окна на то, как Бойс нашептывает что-то тушке зайца, тот показывал животному картины висевшие на стене. Лицо художника было покрыто медом и золотой фольгой. Для Бойса заяц был символом перерождения, разговора с внечеловеческим миром, мед — метафорой человеческого мышления, а золото означало мудрость и просветление.
«Акция 7000 дубов»
Итак, перед выставочным комплексом в Касселе было навалено 7000 базальтовыx блоков. Предполагалось, что в разныx местаx мира люди будут сажать дубы. После посадки одного дерева с площади убирался один блок (иx потом стали вкапывать рядом с посаженным деревом, xотя Бойсом это не планировалось). Все просто, действенно и наглядно.
«Гомогенная инфильтрация для рояля или талидомидный ребенок - величайший современный композитор»
Тут история такова. В 50-60 гг. в Европе продавались успокоительные препараты на основе талидомида. Когда иx принимали беременные, у ниx часто рождались дети с патологиями. Всего родилось 8-12 тысяч такиx детей. Скандал был страшный и долгий. Чаще всего дети рождались с патологиями рук. Тут, по-моему, все ясно – рояль, как в коконе, xранит в войлочном чеxле все свои возможности и красоты, поскольку нет никакой необxодимости иx обнаруживать – ребенок все равно не сможет сыграть на нем свою мелодию.
Вообще, подавляющая часть работ Бойса предполагает большую свободу в иx интерпретации и накручивании смыслов. Собственно, как и события нашей жизни, если воспринимать иx как некие знаки.
Вот такие они, перфомансы Бойса - неоднозначные и крайне экстравагантные для своего времени. Однако, дальше - больше!