kostafeliks

kostafeliks

Пикабушник
поставил 63 плюса и 19 минусов
отредактировал 0 постов
проголосовал за 0 редактирований
Награды:
5 лет на Пикабу
1274 рейтинг 174 подписчика 17 подписок 12 постов 10 в горячем

"Звонок из глубины": как все было на самом деле

Тут давеча был пост, срубивший немало плюсцов, но при этом совершенно перевравший и без того эпичную историю спасения экипажа подлодки S-5. Зачем же придумывать что-то несусветное, когда сама реальность была краше любого рассказа? Попробуем разобраться в том, что же было на самом деле, и помогут нам в этом материалы Submarine Force Museum в штате Коннектикут.

"Звонок из глубины": как все было на самом деле История, Флот, Подводная лодка, Подводный флот, Длиннопост

Закладка киля USS S-5, декабрь 1917.


Походы на первых субмаринах были сродни первым полетам на аэропланах: захватывающе настолько, насколько и смертельно опасно. И хотя за Первую Мировую подплав ведущих стран получил огромный опыт, риск оставался. USS S-5 (сквозной номер SS-110) приняли в состав флота в марте 1920, а 1 сентября она вышла на очередные испытания. Командир корабля Чарльз Кук (Charles Cooke) отдал приказ на срочное погружение. Процедура предполагала, что после полной остановки дизелей и перед самым погружением в воду выхода вентиляционной шахты следовало закрыть клапан основного воздухозаборника. Увы, ответственный за это главный корабельный старшина отвлекся на проблемы с другими системами, и пропустил нужный момент. Когда он опомнился и рванул закрывать заслонки - их заело. Команда не растерялась и быстро принялась закрывать индивидуальные клапаны отсеков. Однако подлодка быстро набирала воду и получила дифферент на нос - и пресечь поступление воды в носовой торпедный отсек не получилось. Моряки эвакуировались в аккумуляторный отсек. Подлодка потолстела на 80 тонн забортной воды и разместила свое стальное пузо на глубине в 60 метров.

"Звонок из глубины": как все было на самом деле История, Флот, Подводная лодка, Подводный флот, Длиннопост

USS S-5 сразу после спуска на воду. Портсмутская верфь, 10 ноября 1919.


Лейтенант-коммандер Кук вместе со своей командой попали в крайне затруднительное положение. Им удалось предотвратить дальнейшее поступление воды, но лодка прочно сидела на грунте. Командир методично пробовал по инструкции один способ за другим, но ничего не помогало. Вода по-прежнему поступала в торпедный отсек и в пространство между внешним и прочным корпусами, а илистое дно прочно держало подлодку в своих объятиях. Повинуясь то ли внезапному озарению, то ли моменту отчаяния, командир продул кормовые балластные и топливные цистерны. Корма получила положительную плавучесть и стала подниматься вверх. Теперь нужно было действовать быстро. Вся вода, которая уже накопилась внутри прочного корпуса, понесется к носу, к еще не затопленному аккумуляторному отсеку. Следовало эвакуировать оттуда моряков и задраить переборку ровно в нужное время. Закроешь чуть раньше - и вниз стечет недостаточно воды, а значит корма не получит нужную плавучесть. Закроешь чуть позже - и вся подлодка наполнится газообразным хлором от воздействия морской воды на аккумуляторы. На этом фоне падавшие вниз стулья, приборы и прочее барахло казалось сущей мелочью. По мере поднятия вода затопила аккумуляторный отсек, моряков оттуда вытянули в командный отсек по импровизированному канату, связанному из простыней. Теперь следовало попасть в моторный отсек. Казалось бы, чего проще, открываешь переборку и... Ага, если бы. Вода стекала по всей подлодке, а значит переборка моторного отсека покоилась под толщей воды. Та еще задачка - но адреналин в помощь, и моряки справились с этим тяни-толкаем.

"Звонок из глубины": как все было на самом деле История, Флот, Подводная лодка, Подводный флот, Длиннопост

Аккумуляторный отсек однотипной S-4, от носа к корме. Ага, вот в эту самую узкую дверь и надо было протиснуться, плавая в холодной воде и вдыхая восхитительный аромат хлора.


К счастью, все были живы. Команда собралась в моторном отсеке, дальше было только румпельное отделение. Лодка встала почти вертикально, и командир надеялся, что она показала из воды свою корму (при глубине в 60 метров и длине лодки в 70 метров в этом был смысл) - и при том достаточно для того, чтобы открыть внешний люк моторного отсека. Моряки принялись простукивать корпус, пытаясь определить, где находится уровень воды. Увы, их ждало очередное разочарование - над поверхностью моря торчало лишь 5 метров подлодки, из которых основная часть "сжиралась" рулями и винтами.

"Звонок из глубины": как все было на самом деле История, Флот, Подводная лодка, Подводный флот, Длиннопост

Вид из моторного отсека на румпельное отделение. Опять же однотипная S-4. Тесновато, да? Если у вас после этого разовьется клаустрофобия - я не виноват.


Все, что отделяло теперь моряков если не от спасения, то хотя бы от свежего воздуха - это почти 20 миллиметров добротной конструкционной стали. Командир почесал подбородок и сказал "сверлите". Жить захочешь - и не так раскорячишься. Нашли ручную дрель, и в 20:00 по местному времени подводники принялись сверлить прочный корпус своего корабля. Вы учтите, что происшествие случилось примерно в полдень и вот уже как семь-восемь часов моряки пребывали в плену Посейдона. Кто-то отыскал в моторном отсеке электрическую дрель. Массивную, в стальном корпусе. А теперь представьте - промокший до нитки моряк стоя на мокром полу держит в руках мокрую электрическую стальную дрель. В общем, часть энергии тока уходила на работу сверла, а другая - на жуткую тряску державшего дрель человека. То еще удовольствие, но выбирать не приходилось. За несколько часов им удалось просверлить 4 дырочки диаметром чуть больше сантиметра. Электрическая дрель (как и электроснебжение в целом) к тому времени умерло, но в одно из отверстий удалось просунуть ножовку. "Пилите, Шура! Пилите!", - сказал бы тогда командир, будь он сыном турецко-подданного. Через десять часов работы морякам удалось сделать дыру размером 1 см на 10 см. Воздуха не хватало, аромат хлора щекотал ноздри и мешал работать. В дело снова вступила ручная дрель - но и она вскоре окончательно сломалась. К началу вторых суток своего заключения команде удалось расширить дырку до треугольника 10х15 см.

"Звонок из глубины": как все было на самом деле История, Флот, Подводная лодка, Подводный флот, Длиннопост

Торчащая из воды корма S-5.


Случившееся дальше напоминает настоящую удачу, чудо, божье провидение и все такое. Но везет же сильнейшим, да? Кук привязал к длинной трубе белую майку и высунул ее в проделанное отверстие, принявшись махать и пытаясь привлечь внимание проплывавших судов. Надежда была призрачной - море как никак огромное... Но рядом оказался деревянный пароход SS Alanthus. Сначала он проплыл мимо, потом все же застопорил машины, спустил шлюпку... Подплыв ближе, капитан парохода Эрнест Джонсон сунул свое обветренное морское лицо в отверстие и задал абсолютно правильный и очевидный вопрос для моряка:

- Что за корабль?

- USS S-5, - последовал ответ от командира изможденного экипажа.

- Чья принадлежность?

- Американцы.

- Куда направляетесь?

- По компасу - прямо в ад!


Чувство юмора не покинуло Чарльза Кука, несмотря на долгие часы морского заточения. На Алантусе не было ни инструментов, ни тросов, чтобы подвести их под субмарину, так что Джонсон аккуратно развернул корабль и уткнул его носом в торчавшую корму подлодки. Кое-как расширив отверстие, с парохода подали два шланга, один для свежего воздуха, второй для чистой воды, хотя бы немного облегчив положение подводников. Несмотря на распространенное заблуждение, на Алантусе была радиостанция, и он мог передать сообщение на берег... Но при выходе из порта радиста "забыли" на берегу. Однако капитан Джонсон смог все же привлечь внимание проходившего мимо пассажирского лайнера SS General Goethals (Генерал Готалз). На берег тут же ушла радиограмма, а механики с лайнера принялись высверливать кусок корпуса, чтобы высвободить плененных моряков. 3 сентября в 1:25 ночи из подлодки вытащили первого матроса. Последним затонувший корабль покинул его командир - Чарльз Кук вылез самостоятельно в 2:45. В морском плену команда пробыла почти 36 часов.

"Звонок из глубины": как все было на самом деле История, Флот, Подводная лодка, Подводный флот, Длиннопост

Кусок корпуса S-5, вырезанный механиками лайнера Генерал Готалз. Извините, но изображения получше я не нашел.


Дальше все было не так эпично: команду ждал теплый прием на берегу и внимание прессы, подлодку пытались поднять при помощи линкора USS Ohio, но тросы оборвались и S-5 ушла под воду - где она и покоится сейчас.


Так откуда же взялась легенда про "звонок из глубины", если никакого телефона и в помине не было? Скорее всего, источник этой сказки - газеты тех времен.

"Звонок из глубины": как все было на самом деле История, Флот, Подводная лодка, Подводный флот, Длиннопост

В номере местной Evening Public Ledger от 3 сентября 1920 заголовок колонки, посвященной спасению экипажа S-5, указывает на аварийный буй, благодаря которому терпящую крушение подлодку заметили. На самом деле его не было (или он не сработал). То ли это была придумка журналистов, то ли они повторили фразу какого-нибудь представителя ВМС, который не очень-то хотел рассказывать правду - мы уже не узнаем. Так или иначе, "сработавший аварийный буй" легко трансформируется в "телефон, звонящий посреди моря". Зачем было придумывать такую ерунду - это уже вопрос к автору оригинального поста.


Спасибо за внимание и семь футов под килем!

Показать полностью 7

No pasaran!

История не знает сослагательного наклонения, но имеет свойство повторяться. Как тут не вспомнить гражданскую войну в Испании, читая сводки из Каталонии? Восемьдесят лет назад южная страна погрузилась в трехлетний хаос - и одной из причин тому было как раз демократическое волеизъявление народных масс... Эта фотоподборка поможет почувствовать атмосферу событий, которые нельзя забывать. Мои личные симпатии полностью находятся на стороне республиканцев, так что не удивляйтесь, что акцент будет сдвинут влево.

No pasaran! Испания, Гражданская война, Война, Каталония, Фашизм, История, Длиннопост

Неизвестная фотография известной девушки. Справа - Марина Хинеста, чей снимок с винтовкой на крыше отеля Колон стал одним из символов гражданской войны. Слева - ее брат. Несмотря на то, что Марина присоединилась к интербригадам и под конец даже получила ранение, она единственный раз взяла в руки винтовку для той самой фотографии.

No pasaran! Испания, Гражданская война, Война, Каталония, Фашизм, История, Длиннопост

Франкистский солдат бросает гранату к позициям республиканцев во время боев около Бургоса, сентябрь 1936.

No pasaran! Испания, Гражданская война, Война, Каталония, Фашизм, История, Длиннопост

Жители Бильбао бегут в бомбоубежище во время воздушной тревоги. Май 1937.

No pasaran! Испания, Гражданская война, Война, Каталония, Фашизм, История, Длиннопост

Прощание с интербригадами. Лас-Масьес-де-Вольтрега, Каталония, октябрь 1938. В самый разгар битвы на Эбро интербригады были отозваны с фронта и расформированы. Тысячи людей оказались брошены на произвол судьбы - в родные страны, где свирепствовал фашизм, они вернуться не могли.

No pasaran! Испания, Гражданская война, Война, Каталония, Фашизм, История, Длиннопост

Республиканцы тренируют женщин-добровольцев. Барселона, июнь 1937. 80% регулярной армии оказалось на стороне франкистов. Прибавьте к этому 50 тысяч профашистских итальянцев и португальцев, и вы поймете, почему республиканцы отправляли на фронт даже женщин и стариков.

No pasaran! Испания, Гражданская война, Война, Каталония, Фашизм, История, Длиннопост

Республиканские солдаты с прикормленным щенком. Усач-очкарик на заднем плане - Эрнест Хэмингуэй. Мужчину с щенком иногда идентифицируют как еще одного известного писателя, Джорджа Оруэлла, но по мне он совсем не похож.

No pasaran! Испания, Гражданская война, Война, Каталония, Фашизм, История, Длиннопост

Республиканцы казнят подозреваемого в шпионаже на франкистов.

No pasaran! Испания, Гражданская война, Война, Каталония, Фашизм, История, Длиннопост

Пожилые вооруженные женщины и другие сторонники Республики на улицах Барселоны, 1936.

No pasaran! Испания, Гражданская война, Война, Каталония, Фашизм, История, Длиннопост

Солдаты и сторонники Республики покидают родину после разгрома, ища убежища во Франции. Февраль 1939.

Показать полностью 9

Морские байки: "Весь мир недоумевает"

Ахой, любители морей и океанов, юные пираты и очаровательные пиратки, боцманята и прочие интересующиеся историей флота.


Задержался я с постами, за что прошу у подписчиков прощения, но то работка, то вдохновения нет. Так как для поста про корабли мне еще надо пробежаться по источникам, вот вам краткая морская байка. Ну даже не байка, а самая настоящая правда.


На дворе осень 1944 года: косоглазые отчаянно пытаются удержать свои оборонительные рубежи и не допустить пресечения погаными гайдзинами транспортных коммуникаций со ресурсными базами на юге. Ключом в этой стратегии были Филиппины, а значит именно на них нацелилась разогнавшаяся на всю мощь военная машина США. К тому же, отвоевать острова очень хотел генерал МакАртур ("ребенок" и "тупой сукин сын" - вот те две характеристики, которые нужно о нем знать). В свое время япошки дали ему хорошего пинка под зад на Филиппинах, и МакАртур жаждал реванша.

Морские байки: "Весь мир недоумевает" Флот, История, Вторая мировая война, ВМФ, Длиннопост

Фото, от которого воняет пафосом за сотни километров: возвращение блудного попугая победоносного генерала.


Для помощи десанту адмирал Нимитц, командующий Тихоокеанским морским театром военных действий, собрал два мощных флота - 7-ой и 3-ий, под началом Томаса Кинкейда и Уильяма Хэлси соответственно. Кинкейда отдали под оперативное руководство МакАртура, чтобы он обеспечивал непосредственную поддержку высадки. Хэлси по прозвищу "Бык" поручалось дальнее прикрытие. Именно в 3-ем флоте были сосредоточены тяжелые ударные авианосцы, в то время как 7-ой флот собирался по принципу "с миру по нитке - голому рубашка". Тут были и пережившие Перл Харбор линкоры, и десантные лоханки, и предоставленные австралийцами крейсеры... Японцы не планировали сидеть сложа руки и разработали собственный план - разделив флот на три соединения, выманить американские авианосцы подальше и ударом линкорных эскадр нанести максимальный ущерб флоту Кинкейда. Не будем углубляться в описание сражения - это будет в отдельном посте, а перейдем к одному маленькому моменту.

Морские байки: "Весь мир недоумевает" Флот, История, Вторая мировая война, ВМФ, Длиннопост

Японский флот отправляется с Борнео, дабы сделать себе сэппуку устроить экстерминатус янки.


Забегая вперед скажем, что план японцев удался... наполовину. В зону высадки прорвалось соединение Такео Куриты, в то время как ответственный за прикрытие Хэлси в свойственной ему горячности побежал за авианосцами Одзавы, не подозревая, что японская палубная авиация не представляет никакой реальной угрозы. При этом он не уведомил должным образом ни "соседа по окопу" Кинкейда, ни Нимитца (Хэлси передал со своего флагмана два сообщения, одно из которых можно было понять двояко, мол я только планирую атаковать врага, а второе так вообще не было переадресовано ни 7-му флоту, ни в Перл Харбор). Японские линкоры и тяжелые крейсеры вывалились на американцев как снег на голову. Ну вот почти как тут, только вместо печи - 70 тысяч тонн водоизмещения Ямато.

Морские байки: "Весь мир недоумевает" Флот, История, Вторая мировая война, ВМФ, Длиннопост

Совершенно внезапно оказалось, что прикрывать десантные корабли и тихоходные эскортные авианосцы совершенно некому. Оказавшийся под ударом контр-адмирал Спрэг хлестал негров-кочегаров с удвоенной силой, пытаясь убежать от Куриты, и оглашал окрестности криками "хулиганы зрения лишают!". У Кинкейда (а погибали-то как раз его подчиненные) знатно пекло. Он отозвал к месту сражения свои линкоры, но эти броневанны постройки 20-х годов ползли к Спрэгу со скоростью улитки-инвалида. Не зная, где находится его друг (а они и правда дружили) Хэлси, он раз за разом радировал о помощи. В конце концов Кинкейд плюнул даже на секретность и вышел в эфир прямым текстом, но безрезультатно (например, на запрос Кинкейда "сукин сын ты сторожишь пролив или нет" в 4 утра Хэлси соизволил ответить только через три часа).

Морские байки: "Весь мир недоумевает" Флот, История, Вторая мировая война, ВМФ, Длиннопост

По лицу Кинкейда (кстати, меньше чем через год после описываемых событий: адмирал находится на борту торпедного катера в районе Филиппин) заметно, что он видел некоторое дерьмо.


Находившийся в Перл Харборе Нимитц мог наблюдать ситуацию только сквозь призму радиограмм и сообщений. Понимая, что дело принимает такой оборот шописец, командующий подзывает офицера связи и диктует ему радиограмму к Хэлси: "Где находится оперативное соединение 34?". Козырнув, офицер бежит на узел связи, хватает за ухо связиста и тычет ему в нос бумажкой. Его величество рядовой специалист, над которым находится еще двадцать эффективных менеджоров (тут вам не гражданка, это флот!), на гора выдает сообщение, дополнив его парой незначительных фраз (как сам потом рассказывал, "что первое в голову пришло"):


TURKEY TROTS TO WATER GG

FROM CINCPAC ACTION COM THIRD FLEET INFO COMINCH CTF SEVENTY-SEVEN X

WHERE IS RPT WHERE IS TASK FORCE THIRTY FOUR

RR THE WORLD WONDERS


Перевод примерно такой, естественно, с использованием отечественной стилистики:

ИНДЮШКА ТОПАЕТ К ВОДЕ ГГ

ОТ ГЛАВНОКОМАНДУЮЩЕГО ТИХООКЕАНСКИМ МОРСКИМ ТВД ИМ ФРАНКЛИНА КОМАНДУЮЩЕМУ ДВАЖДЫ ЗВЕЗДНОПОЛОСАТЫМ ОРДЕНА ВАШИНГТОНА ТРЕТЬИМ ФЛОТОМ КОПИЯ ГЛАВНОКОМАНДУЮЩЕМУ (адмирал Эрнест Кинг) КОМАНДУЮЩЕМУ ОС 77 (Кинкейд) Х ГДЕ ПОВТОРЯЮ ГДЕ ОПЕРАТИВНОЕ СОЕДИНЕНИЕ 34

РР ВЕСЬ МИР НЕДОУМЕВАЕТ


Умные мальчики и девочки догадаются, что суть сообщения - всего одна строчка, а чепуха в начале и конце не имеют смысловой нагрузки. Эту ерунду добавляли по требованию ГОСТа к каждым сообщениям чтобы запутать косоглазых и усложнить дешифровку. Сбацав такой месседж, связист отправил его в эфир и благополучно вернулся к просмотру пинап картинок. Казалось бы, а что может пойти не так? Все же сделано верно. Только вот коллега связиста Джона в Перл Харборе, связист Сэм на флагмане Хэлси, новеньком линкоре Нью Джерси, в своё время занятия по ГОСТам прогуливал. Его мозга хватило только на то, чтобы отбросить первую фразу, а вторая осталась на распечатке. Ничтоже сумняшеся, именно в таком виде сообщение принесли Хэлси, и у того знатно пригорело. Как так, да якорную цепь мне на винты, да как смеют так со мной говорить, да я тут японцев на британский флаг рву, а мне... Хэлси сорвал с себя кепку и швырнул ее на палубу и разразился трехэтажным матом (точной цитаты нет, ибо впоследствии "Бык" благоразумно отвечал, что он уже тех слов не помнит, но ему очень стыдно). Приводить адмирала в чувство пришлось его начальнику штаба, который схватил его за плечи и тряс, прикрикивая "возьми себя в руки, тряпка". Уже через несколько минут к связистам отправили гонца, который повыдергивал там всем уши и выяснил, что таки да, "весь мир недоумевает" - лишняя фраза, и Нимитц вовсе не пытался тонко затроллить подчиненного. Что еще веселее - из всего соединения только остолоп с Нью Джерси умудрился неправильно интерпретировать радиограмму.

Морские байки: "Весь мир недоумевает" Флот, История, Вторая мировая война, ВМФ, Длиннопост

Хэлси на мостике Нью Джерси, зима 1945. Именно с этого кресла он вскакивал, именно эту кепку он швырял.


Впрочем, даже уточнение истины не помешало Хэлси обидеться как маленькому ребенку. С его точки зрения все эти вопросы Нимитца и крики о помощи Кинкейда мешали ему одержать решительную победу над японским авианосным флотом. Еще два часа он продолжал двигаться за Одзавой и только потом повернул свои линкоры назад, прибыв к месту битвы только к полуночи, когда уже все давно закончилось. В своей автобиографии он потом придумает себе удобное оправдание, мол надо было произвести бункеровку эсминцев (на что он типа потратил часик сразу же после сообщения Нимитца), но эта версия не выдерживает никакой критики. Если бы Хэлси действительно хотел придти на помощь - ему бы ничего не стоило развернуть Нью Джерси, Айову и прихватив с собой Алабаму, Массачусетс, Вашингтон и Саут Дакоту идти на помощь Спрэгу на 25 узлах. Но "Бык" предпочел пренебречь своими боевыми товарищами.

Морские байки: "Весь мир недоумевает" Флот, История, Вторая мировая война, ВМФ, Длиннопост

Нимитц и Хэлси на палубе Саут Дакоты в сентябре 1945.


Американцам несказанно повезло, что Курита понял бессмысленность мероприятия и решил отвернуть назад - в ином случае десантную группу ждал форменный разгром. И хотя битву полностью выиграли янки, осадочек остался. Правда, оргвыводов не последовало - Нимитц предпочел дело замять и всех успокоить. Впрочем, тот же Кинкейд своего друга так и не простил - и до самой смерти они не поддерживали прежних добрых отношений. Хэлси сначала ворчал, что "мой линкор с краю, не моя была это задача защищать 7ой флот" (ДАЛАДНА.жпг), а потом и вовсе ляпнул, что отвернуть назад на помощь Спрэгу было его большой ошибкой, так-то! Нимитц, кстати, позволил себе высказаться только после смерти подчиненного, да и то в весьма аккуратной манере, сказав, что "отправляя флот со Спрюэнсом, я был уверен, что он вернёт его назад, а вот с Хэлси не совсем так..."


Мораль сей байки такова: даже на войне, пока люди гибнут, военачальники могут вести себя по-детски. Ну и да, ГОСТ - это важно!

Показать полностью 6

Боевые корабли Второй мировой. Часть 6. Акаги и Кага: из гадких утят в прекрасных лебедей.

Предыдущая часть.


И снова привет всем флотозадротам, любителям морей-океанов, больших пушек, толстой брони и фаллических торпед. С вами снова ваш покорный слуга - на этот раз с рассказом о японских визави Лексингтона и Саратоги - авианосцах Объединенного флота Акаги и Кага. Но сперва поблагодарю коллегу @MOHAPXNCT за упоминание в своем посте и профессиональные материалы про битву за Атлантику. Немцефилам можно и нужно смотреть туда.


К 20-м годам прошлого века японский флот на всех парах шел к осуществлению своей розовой мечты: назначению тощих школьниц пубертатного периода на пост командиров боевых кораблей осуществлению программы хати-хати кантай, что в переводе с лунного - "флот 8-8". Под таким пафосным названием скрывалась постройка армады из 16 кораблей: 8 линкоров и 8 линейных крейсеров. Идея состояла в том, что более шустрые крейсеры сначала связывают противника боем и вытягивают его на ядро линкоров, которые разбивают его в пух и прах. Тотальный хентай над вероятным противником уже рисовался адмиралам в сладких снах, но Вашингтонское соглашение кастрировало эти мечты. Из всей армады джапам разрешили оставить Нагато и Муцу, все остальное должно было быть порезано. Два крейсера, Амаги и Акаги, разрешалось перестроить в авианосцы.

Боевые корабли Второй мировой. Часть 6. Акаги и Кага: из гадких утят в прекрасных лебедей. Боевые корабли, ВМФ, История, Вторая мировая война, Флот, Длиннопост

Фото: Амаги в представлении художника. На момент принятия решения о переделке процент готовности первых двух крейсеров серии составлял 30-40%.


Не успев даже приуныть, японцы испытали на себе гнев богов: в сентябре 1923 года страну сотрясло Великое землетрясение Канто. Жертвой встряски стали не только сотни тысяч мирных жителей, но и головной корабль серии Амаги: корпус был поврежден настолько, что проще было пустить его на иголки. Акаги, строившийся на верфи в Куре, что в семи сотнях километров от Токио, этой участи избежал. После этого японцам ничего не оставалось, как заменить Амаги на Кага - второй линкор серии Тоса. Это определило отличие от американских эскадренных авианосцев: Лекс и Сара были похожи как две капли воды, а вот Акаги и Кага отличить довольно легко.

Боевые корабли Второй мировой. Часть 6. Акаги и Кага: из гадких утят в прекрасных лебедей. Боевые корабли, ВМФ, История, Вторая мировая война, Флот, Длиннопост

Фото: Акаги на верфях в Куре, после спуска на воду. 6 апреля 1925 года. Оба корабля сохранили свои родные названия, несмотря на правило называть авианосцы в честь летающих тварей. Акаги - это вулкан в префектуре Гумма, а Кага - историческая провинция в составе префектуры Исикава.

К тому времени у японцев был успешный опыт постройки первого опытного авианосца, Хосё. Совершенно внезапно именно этот корабль - первый авианосец специальной постройки, а вовсе не британский Гермес. Тем удивительнее, что сделав шаг в правильном направлении, японцев понесло и при постройке Акаги и Кага они занялись знатными извращениями. Видимо, проектирование доверили ОЯШ, который решил, что палуб много не бывает. В итоге оба корабля обзавелись аж 3 (тремя, КАРЛ!) палубами, каждая из которых имела свое предназначение. На этом список корабельной порнографии не заканчивался: решив впихнуть максимально разрешенное для авианосцев артиллерийское вооружение, на второй полетной палубе поставили две башни с 200-мм орудиями. Еще шесть таких стволов размещались в казематах кормовой части.

Боевые корабли Второй мировой. Часть 6. Акаги и Кага: из гадких утят в прекрасных лебедей. Боевые корабли, ВМФ, История, Вторая мировая война, Флот, Длиннопост

Фото: Акаги в гавани ВМБ Йокоска. Хорошо видны как три полетные палубы, так и башни 200-мм орудий. Предполагалось, что самая нижняя палуба будет использоваться бомбардировщиками, торпедоносцами и прочими тяжелыми самолетами, средняя - истребителями, а на третью, самую длинную, самолеты будут садиться. Красивая на бумаге идея встретила белого полярного зверька, едва только летальные аппараты стали тяжелеть и расти в размерах.


Но и этих сложностей японцам показалось мало, и конструкторы с упоением занялись яоем принялись конструировать эпически сложную схему отвода дыма. В то время как янки не мудрствуя лукаво свели все восемь дымоходов Лекса в один блок и вывели наверх огромную трубу, джапы захотели чего-то более изящного. Акаги еще повезло - на ней была опробована схема из двух труб, вспомогательной (применялась только для розжига топок и чадила как старый советский автобус) и основной, загнутой вниз. К сожалению, сам по себе дым как-то не очень хотел идти против законов термодинамики, так что приходилось нагнетать его вентиляторами, а заодно и охлаждать водой - чтобы горячий поток воздуха не мешал самолетам на палубе. Но вы не поверите - Акаги в этом плане еще повезло...

Боевые корабли Второй мировой. Часть 6. Акаги и Кага: из гадких утят в прекрасных лебедей. Боевые корабли, ВМФ, История, Вторая мировая война, Флот, Длиннопост

Фото: Кага в Йокоске, 20 ноября 1928. Если кто оскорбляется видом флага Rising Sun - терпите. Прекрасную схему отвода дыма на Кага здесь видно в полной красе: автомобилисты могут только мечтать о глушителе такого размера. Две монструозные трубы шли от котлов вдоль всего корабля к корме, даря обитателям ангара незабываемые акустические садо-мазо ощущения и превращая жителей кормы в чумазых негров.


Слава богу, к 1930-м японцы догадались, что как-то не торт. Первой на перестройку отправилась Кага, которую признали совсем унылой. В итоге корабли лишились всех своих "странных" черт, кроме загнутых вниз труб. Вместо трех палуб сделали одну большую, башни с крейсерскими орудиями убрали. Увеличение полетной палубы позволило расширить и ангар, а с ним - и количество самолетов.

Боевые корабли Второй мировой. Часть 6. Акаги и Кага: из гадких утят в прекрасных лебедей. Боевые корабли, ВМФ, История, Вторая мировая война, Флот, Длиннопост

Фото: Кага после модернизации, 1936 год. От некоторых вещей японцы так и не смогли избавиться - снятые с башен 200-мм орудия перенесли в казематы в корме, доведя общее число до 5 на каждый борт. Боевая ценность таких пушек была сомнительна - разве что рыбу глушить. Также полностью заменили силовую установку - вместо старых "линкорных" турбин на 91 000 лошадок поставили новые, аж в 127 килоконей. Правда, скорость при этом возросла всего лишь на 1 узел, так как в целом корабль разжирел почти на 9 тысяч тонн. В итоге Кага так и остался самым слоупочным эскадренным авианосцем. Не то чтобы 3 узла разницы с Акаги играли большую роль, но все же...


Акаги отправилась в сухой док после завершения работ над Кага, в 1935. Но если бывший линкор переделали всего за два года, то работа над Акаги затянулась на все четыре - сказалась Великая Депрессия. Обработка корабля напильником свелась к тем же действиям, что и на Кага. Полетные палубы объединились в одну 249 метровую - длиннее будет только палуба Тайхо, который не проживет и нескольких месяцев. Убрали и вспомогательную трубу - вместо этого расширили основную.

Боевые корабли Второй мировой. Часть 6. Акаги и Кага: из гадких утят в прекрасных лебедей. Боевые корабли, ВМФ, История, Вторая мировая война, Флот, Длиннопост

Фото: вид Акаги из кабины взлетевшего самолета. Хорошо виден уклон палубы к корме, сделанный ради торможения при посадке. В отличие от Кага, надстройка-остров у Акаги располагается по левому борту, в противовес массивной дымовой трубе на правом борту. Некоторые диванные эксперты полагают, что это сделано это для удобства пилотов. Мол, авианосцы действуют в паре и летчики могут при подлете определить, кто перед ними - Акаги или Кага. Не верьте, все это ерунда. Перенос надстройки на правый борт был сделан ради компенсации веса массивной трубы и с целью эксперимента - узнать, будет ли как-то влиять положение трубы и острова на турбулентные потоки над палубой. Опыт показал, что это совершенно монопенисуально, но джапы успели построить по такому же "зеркальному" принципу Хирю и Сорю.


Уже с 1937 (Кага) и 1938 (Акаги) оба авианосца начали свой боевой путь, приняв участие во второй японо-китайской войне. Весной 1941 года корабли стали частью Первого воздушного флота, стального кулака японской агрессии на Тихом океане. Акаги суждено было стать кузницей кадров для авианосного флота - именно на этом корабле служили Ямамото, Генда и Фучида.

Боевые корабли Второй мировой. Часть 6. Акаги и Кага: из гадких утят в прекрасных лебедей. Боевые корабли, ВМФ, История, Вторая мировая война, Флот, Длиннопост

Фото: Акаги (на заднем плане) и Кага (по центру) выдвигаются к острову Итуруп к месту сбора ударной группы для атаки Перл-Харбора, ноябрь 1941 года. Боевой путь кораблей был недолгим, но ярким и по-настоящему эпическим. Тщательно натерев американские яйца перчиком халапеньо, Акаги и Кага приняли участие почти по всех операциях японцев, обеспечив блицкриг на Тихом океане и хорошенько пнув британцев в Индийском. Справедливости ради стоит признать, что адмирал Соммервил сумел спасти ядро Азиатского флота Британии и избежал тяжелого разгрома, а Нагумо проворонил английские авианосцы, хотя они были у него под носом. Вскоре эта незначительная недоработка обернется трагедией - при Мидуэе японцы окажутся в похожей ситуации, судорожно пытаясь отыскать американский флот и потеряв на это драгоценное время. В 10:26 4 июня 1942 года на палубе Акаги разорвалась первая бомба из трех, отправивших корабль на дно океана.

Боевые корабли Второй мировой. Часть 6. Акаги и Кага: из гадких утят в прекрасных лебедей. Боевые корабли, ВМФ, История, Вторая мировая война, Флот, Длиннопост

Фото: палуба Йорктауна после попадания бомбы. На борту Акаги творилось еще более красочное гуро: повсюду взрывались бомбы и торпеды, самолеты вспыхивали как спички, а горящее разлившееся топливо определенно добавляло оптимизма. К сожалению, с фотографиями у самураев дело обстояло неважно, так что снимков с борта Акаги или Кага в момент гибели вы не найдете. Столь же отвратна была и ситуация с ПВО кораблей - и хотя на бумаге она состояла из солидных 12 120-мм универсалок и 14 25-мм скорострельных установок (на Кага была чуть иная конфигурация), не самая лучшая система управления огнем и отсутствие "среднего зенитного калибра" (у янки эту роль выполняли легендарные Бофорсы) аукнулись тотальным бессилием ПВО в критический момент. Впрочем, битва за Мидуэй будет освещена в отдельном посте.


Подводя итог можно сказать, что обе пары "эскадренных авианосцев" в американском и японском флоте были достойными представителями своего класса и заслужили эпитет "легендарные". Родившись линейными кораблями, они прошли операцию по смену пола - и надо сказать, весьма удачную. Так и не встретившись между собой, они сполна хлебнули и горя, и познали вкус победы. Впрочем, не только Япония и США перестроили свои броневанны после Вашингтонского соглашения - и в следующем посте мы обратим взор на Англию и Францию, чтобы потом вернуться к Тихому океану.

Показать полностью 8

ВМВ на море: прелюдия. Часть 5: из крейсеров в авианосцы. Лексингтон и Саратога.

Предыдущие посты: часть 1, часть 2, часть 3, часть 4


Вашингтонское соглашение породило красавиц и чудовищ межвоенного кораблестроения. Если вторыми стали "вашингтонские крейсера", то красавицы - это несомненно авианосцы. В этой главе я расскажу о Леди Лекс и Сара-мару, легендарных авианесущих кораблях американского флота. Для затравки - фото Лексингтона и Саратоги на фоне Даймонд-Хеда на Гавайях, 2 февраля 1933. Через неделю начнутся учения Fleet Problem XIV, в ходе которых Лекс условно погибнет от огня линкоров, а Сару загонят в угол и нанесут серьезные повреждения.

ВМВ на море: прелюдия. Часть 5: из крейсеров в авианосцы. Лексингтон и Саратога. Флот, Вторая мировая война, История, Длиннопост, ВМФ

Уже 25 июля 1921 года, за несколько месяцев до начала конференции, американские конструкторы узрели будущее и начали прорабатывать проект по переделке строившихся линейных крейсеров типа Лексингтон в авианосцы. Выбор был понятен - крейсера обладали мощной энергетической установкой, позволявшей развивать скорость свыше 30 узлов. Ведь чем сильнее набегающий поток воздуха раздувает щеки пилоту, тем проще ему взлетать (собственно, именно поэтому авики разворачивались носом на ветер).

ВМВ на море: прелюдия. Часть 5: из крейсеров в авианосцы. Лексингтон и Саратога. Флот, Вторая мировая война, История, Длиннопост, ВМФ

Фото: Сара в постройке, еще будучи линейным крейсером. Видны барбеты возвышенных башен и вырезы в палубе для нижних башен. Вся серия именовалась эпичнее некуда (от Конститьюшен до Юнайтед Стейтс) - в честь Войны за независимость. Видать, в пику чопорным британцам. Реакция Адмиралтейства на этот тонкий троллинг не известна.

ВМВ на море: прелюдия. Часть 5: из крейсеров в авианосцы. Лексингтон и Саратога. Флот, Вторая мировая война, История, Длиннопост, ВМФ

Фото: легким движением руки брюки превращаются... Презентация варианта перестройки в авианосец на натурных моделях.


На тот момент у янки был единственный авианосец: Лэнгли, но эту несуразную лоханку, перестроенную из угольного транспорта, никто всерьез не воспринимал, так что Лекс и Сару можно справедливо назвать первыми полноценными авианесущими кораблями ВМС США. Несмотря на отсутствие опыта (откровенно говоря, в плане строительства авиков и Британия и Япония тогда были на полшага впереди), американцы почти в точности попали в "классический образ авианосца". Массивный "остров", интегрированные в силовой набор палуба и ангар - именно так выглядят всякие Нимицы, Кузнецовы и прочие. Джапы при этом знатно поизвращались в поисках оптимальной модели, но рассказ об Акаги и Кага - это отдельный пост. Силовая установка авианосцев давала мощность в 180 тысяч лошадок. С чем сравнить? Турбины нашего несчастного Кузнецова эквивалентны двумстам килокобыл.

ВМВ на море: прелюдия. Часть 5: из крейсеров в авианосцы. Лексингтон и Саратога. Флот, Вторая мировая война, История, Длиннопост, ВМФ

Фото: Лекс в сухом доке в Бостоне, 12 января 1928 г.


Строительство кораблей затянулось на пять лет, и только к тридцатым годам оба авианосца вступили в строй. Изначальная концепция предполагала, что авики должны быть способны противостоять легким крейсерам, поэтому на Лексе и Саре спереди и сзади "острова" стояли башни с 203-мм орудиями. Крейсерский калибр оказался на авианосцах абсолютно ненужным. Замену ненужных бабах на 127-мм универсалки задумали еще в 1940, но сделали только после начала войны - и исключительно на Саре. С Лекса башни демонтировали в марте 1942, судорожно пытаясь нарастить ПВО корабля. Башен с 127-мм универсальными орудиями не было, и вместо снятого крейсерского калибра поставили 28-мм счетверенные зенитки, а также понатыкали Эрликонов где только могли. Увы, не помогло - через несколько недель самолеты с японских "журавлей" Секаку и Дзуйкаку утопят Лекс во время сражения в Коралловом море.

ВМВ на море: прелюдия. Часть 5: из крейсеров в авианосцы. Лексингтон и Саратога. Флот, Вторая мировая война, История, Длиннопост, ВМФ

Фото: Хотя новенькие корабли обладали огромным ангаром, вмещавшим 79 самолетов, янки хотелось еще немного, и они придумали подвешивать резервные машины под подволоком ангарной палубы. Такая перепланировка по фэн-шую дала еще 30 самолетов к авиагруппе.


В последнее время диванные эксперты постоянно говорят, что во время учений 30-х годов американские авианосцы, играя за вероятного противника, регулярно топили линкоры и вообще непрозрачно намекали на последующую трагедию в Перл-Харборе. Это верно лишь отчасти. Да, такие примеры были, но были и примеры абсолютно провальных для авианосцев операций (те же Fleet Problem XIV). Это давало пищу для сторонников броневанн и провоцировало бесконечные споры. Так что не все было очевидно, и на тот момент никто не мог абсолютно точно предугадать, какую роль будут играть авианосцы в войне на море.

ВМВ на море: прелюдия. Часть 5: из крейсеров в авианосцы. Лексингтон и Саратога. Флот, Вторая мировая война, История, Длиннопост, ВМФ

Фото: Лекс в роли плавучей электростанции. На протяжении месяца авианосец снабжал город Такома в штате Вашингтон, гидроэлектростанция которого не могла дать нужную мощность из-за низкого уровня воды.


На момент атаки Перл-Харбора оба авианосца отсутствовали в гавани. Сара забирала самолеты и экипажи в Сан-Диего, а ее систершип отвозил бомбардировщики корпуса морской пехоты на Мидуэй. Спасшись таким образом, корабли включились в боевую работу. Судьба уготовила им совершенно разные пути, но привела к одному финалу. Лексингтон погиб в мае 1942, не сделав почти ничего за время первых рейдов к Маршалловым островам и острову Уэйк. Серой Леди хватило двух японских торпед и двух бомб.

ВМВ на море: прелюдия. Часть 5: из крейсеров в авианосцы. Лексингтон и Саратога. Флот, Вторая мировая война, История, Длиннопост, ВМФ

Фото: команда на палубе Лексингтона готовится к эвакуации. Борьба за живучесть корабля шла на протяжении шести часов. Попадания торпед вызвали цепную реакцию, приведя к взрывам топливных цистерн, которые сотрясали авианосец один за другим. Тем не менее, команда успела принять вернувшиеся самолеты и организованно покинуть корабль. Эсминец эскорта добил его торпедами, и Леди Лекс скрылась в море максимально пафосно, не перевернувшись, а неспешно осев на практически ровный киль.


Саратога пережила за войну многое - и нападение подлодок, и атаки камикадзе, и работу в паре с британским авианосцев Викториес... Несмотря на то, что она не участвовала в решающем сражении при Мидуэе, славы на ее долю досталось немало.

ВМВ на море: прелюдия. Часть 5: из крейсеров в авианосцы. Лексингтон и Саратога. Флот, Вторая мировая война, История, Длиннопост, ВМФ

Фото: снимок сделан буквально через несколько секунд после атаки первого камикадзе во время битвы за Иводзиму. За три минуты на корабль свалилось аж пять япошек.


Сару не стали возвращать в действующий флот, так как старый авианосец по всем параметрам уступал новым и многочисленным Эссексам. К концу войны у янки появилась новая игрушка под названием "ядерная дубинка" и какой-то штабной умник решил, что неплохо было бы попробовать эту дубинку на кораблях. Сара была выбрана одной из жертв, и 25 июля 1946 года корабль затонул после взрывов двух бомб у атолла Бикини.

ВМВ на море: прелюдия. Часть 5: из крейсеров в авианосцы. Лексингтон и Саратога. Флот, Вторая мировая война, История, Длиннопост, ВМФ

Фото: Сара делает буль-буль и говорит всем пока.


Вот и сказочке конец, а в следующей части ждите историю японских визави Лекса и Сары - Акаги и Кага.


Кстати, если Вам интересно узнать о битве за Атлантику, советую почитать посты коллеги MOHAPXNCT.

Показать полностью 9

Вторая мировая на море: от матроса до адмирала (#2)

Продолжаю цикл публикаций на тему кораблей и морских сражений Второй Мировой.


Пока мозг думает над тем, как бы так кратко но интересно рассказать про легендарные авианосцы Лексингтон и Саратога, предлагаю очередную подборку фотографий моряков, уходивших в походы на стальных монстрах 40-х.

Вторая мировая на море: от матроса до адмирала (#2) Флот, Вторая мировая война, История, Длиннопост

Офицер Юлиус Бескоуз вытаскивает раненого стрелка Кеннета Брэттона из турели Эвенджера, палуба авианосца Саратога, 1943 год.

Фотография, сделанная известным американским военным фоторепортером Уэйном Миллером после возвращения бомбардировщиков с налета на Рабаул. После приземления в самолете насчитали 116 пробоин, третьего члена экипажа убило (им должен был лететь как раз Миллер, но вместо него в кабину сел другой фотограф). На снимке не видно ранений: осколки повредили Брэттону колено и спину. Кое-как примотав к ноге шину, Кеннет стал ждать и надеяться, что самолет все же направляется на авианосец, а не упадет в море. К счастью, пилот (им был ни много ни мало командир авиагруппы Саратоги) дотянул Эвенджер и посадил его. Бескоуз (между прочим, спортсмен, комсомолец и просто красавец: до войны Юлиус был видным игроком в бейсбол и американский футбол, а также снимался в кино) первым оказался у израненной машины и вытащил стрелка.

Вторая мировая на море: от матроса до адмирала (#2) Флот, Вторая мировая война, История, Длиннопост

Пролетарское рукопожатие. Английский матрос приветствует советских коллег, 1942 год.

К сожалению, не удалось узнать ни о том, что это за судно, ни кто запечатлен на фото, но с высокой долей вероятности это моряки советского торгового флота. Концентрируясь на подвигах военных, мы забываем о том, что простые мирные люди на тихоходных пароходах отправлялись через моря и океаны, подвергая себя смертельной опасности: русские, англичане, голландцы, канадцы...

Вторая мировая на море: от матроса до адмирала (#2) Флот, Вторая мировая война, История, Длиннопост

Японские адмиралы в Китае: Тамон Ямагути (второй слева), Сигэтаро Симада (посередине) и Такидзиро Ониси (второй справа), конец 30-х.

Все трое - люди необычных судеб. Жизнь двоих окончилась трагически: Ямагути, командующий второй дивизией авианосцев, фактически самоубился об американский флот в битве за Мидуэй, после потери Акаги, Кага и Сорю предпочтя отступлению смерть. Таким образом, Объединенный флот лишился и еще одного авианосца, и талантливого специалиста по применению палубной авиации. Ониси - штабист и рьяный сторонник авианосного флота, один из авторов атаки на Перл Харбор... и "отец камикадзе". Как и подобает самураю, в конце войны вспорол себе живот и умирал 15 часов. Судя по его прощальному письму, таким образом он наказал себя за то, что послал многих молодых японцев в самоубийственные атаки на американские корабли. Наконец, Сигэтаро Симада - не просто флотоводец, а один из инициаторов японской военной экспансии, соратник премьер-министра Тодзио и форменный военный преступник. Был приговорен к пожизненному, но отпущен в 1955.

Вторая мировая на море: от матроса до адмирала (#2) Флот, Вторая мировая война, История, Длиннопост

"Ни одного косоглазого от Скалистых гор до берега моря": офицер канадских ВМС проверяет документы канадских рыбаков японского происхождения.

С началом войны на Тихом океане жизнь японских эмигрантов в Северной Америке серьезно осложнилась - население и власти подозревали их в работе на империю. В конце концов и в США, и в Канаде организовали лагеря для перемещенных лиц, причем канадцы проявляли побольше рвения и жесткости, чем янки. В 1943 отнятая у японцев собственность пошла с молотка, а из лагерей их выпустили только в 1949. Правительство принесло свои официальные извинения и компенсацию за моральный ущерб только в 1988.

Вторая мировая на море: от матроса до адмирала (#2) Флот, Вторая мировая война, История, Длиннопост

Корабельный питомец на борту эсминца Сокрушительный Северного флота.

В ноябре 1942 года корабль участвовал в эскорте конвоя QP-15, попал в жестокий шторм. Эсминцы проекта 7 обладали недостаточной прочностью корпуса, что и привело к печальным последствиям. Волнами оторвало корму корабля - к счастью, вовремя подоспели три других эсминца. Всего спаслось чуть меньше двух сотен человек. Командира корабля впоследствии расстреляли за оставление своего поста до эвакуации всего экипажа.

Показать полностью 5

Вторая мировая на море: прелюдия. Часть 4: крейсерская гонка (Франция, Италия и другие)

В предыдущей главе невероятно долгого предисловия к морским сражениям Второй Мировой акцент был сделан на вашингтонских крейсерах США, Японии и Британии: http://pikabu.ru/story/vtoraya_mirovaya_na_more_prelyudiya_c... Теперь же настал черед остальных стран. В первую очередь это Италия и Франция. Сделаем оговорку - по-настоящему глобальные задачи перед флотом ставили только две страны - США и Британия. Японию можно натянуть на глобус за счет того, что ее оперативное поле простиралось и на Тихий, и на Индийский океаны. Остальные страны либо имели хорошие руки, чтобы строить, но не понимали, что им надо строить, либо хорошо проектировали, но отвратно воплощали.


Франция - наша песня хороша, начинай с начала

В межвоенное время третья республика страдала от паранойи, истерии и синдрома обиженного победителя. Оно и понятно - лунный пейзаж тестировали на лугах Шампани и Лотарингии, а вовсе не в Техасе или Суррее. В каждом соседе лягушатники видели потенциального врага, что не замедлило отразиться на кораблестроительной мысли. Первым вашингтонским крейсером французов стал тип Дюкень, построенный как быстроходный и хорошо вооруженный скаут. Скорость и мореходность были неплохими, дальше были проблемы: броня была даже картоннее, чем у британского Кента, дальность плавания годилась только для круизных туров у Лазурного берега, ПВО была никудышной (впрочем, этим страдали все, и только янки во время войны по-настоящему смогли сделать из своих кораблей достойные зенитные платформы).


Фото: Турвиль (второй корабль в серии), 1929 год. Хруст французской булки прилагается.

Вторая мировая на море: прелюдия. Часть 4: крейсерская гонка (Франция, Италия и другие) Флот, Вторая мировая война, История, Длиннопост

Построив два первых вашингтонца, французы ВНЕЗАПНО прозрели, посмотрели на итальянцев (которых на тот момент выбрали себе в потенциальные враги) и подумали, что как-то не торт, и вторую серию крейсеров (тип Сюффрен) решили строить иначе. Правда, даже тут лягушатники выпендрились: в рамках одной серии все Сюффрены различались схемой бронирования, размещением котлов и турбин... Причин тому много - от политических до чисто практических, но стандартизации это явно не помогало. В итоге что-то более-менее приличное французы построили с третьей попытки под названием Альжери: перешли на гладкопалубную конструкцию (выгодную с точки зрения прочности), поставили нормальный бронепояс и так далее. В итоге, правда, все усилия Франции по укреплению собственной обороноспособности пошли прахом, а в актив флоту Жанов и Полей можно занести разве что эвакуацию золотого запаса в США и упрямство в Мерс-эль-Кебире.


Фото: Альжери в порту Тулона после пожара 27 ноября 1942 года. Оказавшись между двух огней, французские моряки поступили со своими кораблями по принципу "так не доставайся же ты никому". И хотя корабль получился в целом неплохой, проиграл он собственной команде. Французские моряки VS французский флот - 1:0.

Вторая мировая на море: прелюдия. Часть 4: крейсерская гонка (Франция, Италия и другие) Флот, Вторая мировая война, История, Длиннопост

Италия: чтобы как у соседа, но в два раза лучше!


Совсем недавно Италия была раздробленной и слабой, а после ПМВ внезапно вышла в страны-лидеры. Неудивительно, что вкупе с амбициями дуче это привело к непомерному аппетиту. Втянувшись в крейсерскую гонку, макаронники слабо представляли, зачем им это нужно. В первой серии вашингтонских крейсеров, Тренто, итальянцы пожертвовали всем в угоду скорости и дальности стрельбы, хотя и смогли впихнуть 70-мм бронепояс (для сравнения: у Пенсаколы он колебался в пределах от 81 до 56 мм).


Фото: Тренто, головной корабль серии. С точки зрения дизайна крейсер несомненно хорош, но дальше начинаются проблемы. Близкое расположение орудий ГК в башне отвратительно сказалось на точности стрельбы: за всю войну доблестные тяжелые крейсеры Реджиа Марина добились трех попаданий. Вам смешно, а итальянцам было грустно. На закуску: полное пренебрежение точностью производства снарядов. Видимо, боеприпасы каждый рабочий делал так же, как бабушкину пиццу - по индивидуальному рецепту.

Вторая мировая на море: прелюдия. Часть 4: крейсерская гонка (Франция, Италия и другие) Флот, Вторая мировая война, История, Длиннопост

При проектировании второй серии крейсеров (Зара) итальянцы взяли пример с Ниппона и ничтоже сумняшеся прописали водоизмещение в 10 тысяч тонн вместо фактических 11 500. Видимо решили, что страна тоже маленькая, как и Япония, прокатит. Неожиданно прокатило, и с точки зрения бронезащиты Зара составит конкуренцию даже Мёко. Болезни Тренто передались по наследству: дальности хода хватало только чтобы рассекать по Средиземноморской луже (впрочем, именно Италии большего и не надо), орудия стреляли далеко, но абы куда...


Фото: Зара ведет огонь в бою у Калабрии, 9 июля 1940 года. Все выстрелы - в молоко! В общем-то главный недостаток итальянских кораблей - это то, что у них была итальянская команда. Уровень подготовки, обученности да и вообще понимания целей и задач у Реджиа Марина был никакой.

Вторая мировая на море: прелюдия. Часть 4: крейсерская гонка (Франция, Италия и другие) Флот, Вторая мировая война, История, Длиннопост

Германия: сделайте мне красиво


Конечно, натягивать немецкий Хиппер на вашингтонские ограничения - это все равно что пихать в хомяка 10-дюймовый черный дилдо, но кроме водоизмещения, немецкий тяжелый крейсер не очень отличается от Пенсакол, Мёко и прочих. Тонкий бронепояс, восемь орудий стандартного калибра и превышение договорного водоизмещения аж на 4 тысячи тонн. Вы спросите, за счет чего? Конечно же пиво и сосиски! На самом деле жир у Хипперов - следствие насыщения крейсеров дополнительным оборудованием и вооружением: торпедные аппараты (плюс приборы торпедной стрельбы), дублирование центрального командно-дальномерного поста, целых 12 105-мм универсальных орудий и так далее.


Фото: Адмирал Хиппер в постройке. Немцефилы могут вздрочнуть и дальше не читать во избежание испорченного оргазма, ибо теперь начинается критика. Британские Кенты обошлись империи в 2 млн фунтов. Хиппер стоил 4 миллиона фунтов (86 миллионов рейхсмарок), а в Ойген вбухнули все 5.

Вторая мировая на море: прелюдия. Часть 4: крейсерская гонка (Франция, Италия и другие) Флот, Вторая мировая война, История, Длиннопост

Главную свою задачу по растрате бюджета Третьего Рейха тяжелые крейсеры кригсмарине выполнили с лихвой. К астрономическим расходам на строительство добавьте огромный экипаж (почти полторы тысячи) - и ладно бы это были просто мешки с мясом, так эти неблагодарные твари требовали жрать, спать и зарплату! С точки зрения тесноты Хипперы могли соревноваться с японцами. В общем-то, корабли были неплохие, но не превосходившие своих потенциальных соперников на голову, а многочисленные "детские болезни" вроде капризной силовой установки и вовсе уравнивали шансы.


Фото: Блюхер догорает в Осло-фьорде, успешно доставив группу немецких туристов в норвежские гостиницы. Чтобы лечь на грунт, крейсеру хватило пары снарядов калибра 280 мм, дюжины 150 мм болванок и двух древних торпед. Потерпев полное фиаско с крейсерскими операциями, Хипперы скатились до выполнения роли канонерских лодок и учебных кораблей.

Вторая мировая на море: прелюдия. Часть 4: крейсерская гонка (Франция, Италия и другие) Флот, Вторая мировая война, История, Длиннопост

СССР: на безрыбье...


Как известно, тяжелые крейсеры Союз не строил - только проектировал. При этом, советские КрТ предполагались как убийцы вашингтонцев, превосходя их по бронированию и мощи огня. Как и многие другие хотелки политического и военного руководства, мечты о большом флоте натолкнулись на ограниченные возможности и отсутствие опыта. В противостоянии крейсеров СССР мог выставить только 26 и 26-бис, представлявшие из себя переосмысление итальянского проекта Раймондо Монтеккуоли. В погоне за скоростью наши выкинули с Кировых всякую дребедень вроде кормового КДП, лишнего запас топлива и т.д. В итоге вышла "стеклянная пушка" как она есть. Вполне возможно, что если бы Кировы строили с тем же прицелом, как и в других странах, то вышел бы вполне себе вашингтонский крейсер в 10 000 тонн.


Фото: Киров репортинг. Легендарный крейсер советского флота в 1945 году. Увы, столь же эпичных морских сражений, как битва в заливе Лейте или бой у острова Саво на долю нашего флота не выпало. Для 8000 тонн водоизмещения 26 и 26-бис были в общем-то неплохими крейсерами, и вполне могли обидеть вашингтонцев за счет дальности стрельбы в 37 км. 180-мм калибр наших крейсеров стал предметом спора с британцами при присоединении СССР к договорам об ограничении морских вооружений. Легкие крейсера по условиям не могли обладать ГК больше 152 мм, но наши прикинулись валенками и сказали, что делать можем только 180 мм. Британцы махнули рукой и согласились.

Вторая мировая на море: прелюдия. Часть 4: крейсерская гонка (Франция, Италия и другие) Флот, Вторая мировая война, История, Длиннопост

Следующая часть: морские транссексуалы, или как превратить линейный крейсер в авианосец.

Показать полностью 7

Вторая мировая на море: от матроса до адмирала

В предыдущих постах цикла (http://pikabu.ru/story/vtoraya_mirovaya_na_more_prelyudiya_c...) акцент был сделан на кораблях, но кто-то же должен на них служить. Пока готовится следующий обзорный пост по крейсерам, предлагаю несколько фотографий "морских волков" участников Второй Мировой.


Минору Гэнда и Ёсио Сига, аэродром Мацуяма, весна 1945

Личности столь же легендарные для Объединенного флота, как Покрышкин и Кожедуб для нас. Гэнда - блестящий тактик, закоренелый националист, один из авторов плана нападения на Перл Харбор. Сига - отважный ас и ярый противник идеи камикадзе, начавший войну командиром истребителей авианосца Кага. К концу войны оба летчика служили в 343-ей авиагруппе (кокутай по терминологии японского флота) - подразделении, состоявшем из лучших асов Империи.

Вторая мировая на море: от матроса до адмирала Кот, Флот, Вторая мировая война, История, Длиннопост

Советские офицеры в канадском Галифаксе

Слева-направо: Шриро (офицер канадских ВМС), Григорий Щедрин (командир ПЛ С-56), Леонард Мюррей (контр-адмирал канадских ВМС, командующий эскортными силами Ньюфаундленда) и Александр Трипольский (командир дивизиона ПЛ ТОФ). С-56 - одна из подлодок, совершивших переход через Тихий и Атлантический океаны с Владивостока на Северный флот. В пути С-56 неоднократно уходила от атак (вероятно, японских подлодок) и даже разошлась с легедарной Саратогой на выходе из Сан-Франциско (правда, в этот день Сара была в Перл Харборе ¯ \ _ (ツ) _ / ¯, но подвига наших подводников это не умаляет).

Вторая мировая на море: от матроса до адмирала Кот, Флот, Вторая мировая война, История, Длиннопост

Капитан Айзек Кидд на борту Аризоны, 1939

Кидду досталась печальная участь стать первым флагманским офицером ВМС США, погибшим в Второй Мировой. На момент атаки на Перл Харбор он уже был контр-адмиралом и командовал Первой дивизией линкоров. Сразу же после начала японского налета Кидд быстро прибыл на мостик флагманской Аризоны и приступил к выполнению своего долга, приняв командование всеми кораблями базы. Жизнь адмирала оборвалась со взрывом на линкоре - из останков нашли только его кольцо выпускника Аннаполиса.

Вторая мировая на море: от матроса до адмирала Кот, Флот, Вторая мировая война, История, Длиннопост

Лейтенант-коммандер (каптри по советской ранговой системе) Лэнс Мэйси в кабине своего Девастейтора, май 1942

Фотография "для прессы", ставшая посмертным снимком. Через десять дней лейтенант поведет в атаку эскадрилью торпедоносцев VT-3 с авианосца Йорктаун в битве за Мидуэй. 10 из 12 самолетов будут сбиты, включая и его Девастейтор.

Вторая мировая на море: от матроса до адмирала Кот, Флот, Вторая мировая война, История, Длиннопост

Кот на борту!

Какой пост на пикабу без кота? Моряки британского крейсера Гермиона собрались вокруг кота по кличке Конвой. В 1942 году корабль будет потоплен немецкой подлодкой U-205. Пушистый матрос погибнет вместе с 87 членами команды, до конца сражаясь за живучесть корабля.

Вторая мировая на море: от матроса до адмирала Кот, Флот, Вторая мировая война, История, Длиннопост
Показать полностью 5
Отличная работа, все прочитано!