Шли века, знания и технологии позволили сократить миллионы причин, позволяющих матери природе досрочно прибрать нас, врачи перестали гадать на кофейной гуще в надежде приблизиться к причине того или иного заболевания, прекратили пользоваться ненадежными, неэффективными и опасными методами и лекарствами. Однако в большинстве своем моральные принципы, которыми руководствуются врачи всего мира, сохранились прежними. И принципы эти оставались сходными вне зависимости от политической и экономической реальности времен, в которых жили доктора.
Если обратить внимание, то первым по счету пунктом в вышеприведенной цитате Гиппократа стоит презрение к деньгам. Ни поверхностное отношение, ни безразличие, а презрительное отторжение того, что ни при каких обстоятельствах не должно впутываться в лечебный процесс, влияя на его результат.
Полагаю, для здравомыслящего человека подобный порядок пунктов «благоприличного поведения» не является случайным, а также будет вполне очевидна взаимосвязь первого из них с последующими. И с высоты нашего атомизированного капиталистического общества, погрязшего в низменном потребительстве, даже обывателю будет понятен первостепенный пункт, ибо он касается аспекта бытия, который не может быть выставлен на торги, куплен или взят в кредит.
Очевидным также становится, что доля влияния рынка на медицину прямо пропорциональна степени падения гуманизма в обществе. Уровень коммерциализации медицины всегда был лакмусовой бумагой нравственного состояния общества, а особенно его руководства. При этом никакая благотворительность никогда не спасала и не спасет ни один народ от нисходящего движения по наклонной плоскости, ибо и она обильно пропитана тем же коммерческим ядом.
Вы скажете: разве можно строить подобные умозаключения на одной лишь древней рукописи Гиппократа? Прошли же долгие века, общество стало другим, все течет, все изменяется.
В таком случае рассмотрим некоторые сильные выдержки клятвы Гиппократа, которые в виде уже современной врачебной клятвы дошли до наших дней: «Торжественно клянусь внимательно и заботливо относиться к пациенту, действовать исключительно в его интересах независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств; хранить благодарность и уважение к своим учителям; быть требовательным и справедливым к своим ученикам, способствовать их профессиональному росту; доброжелательно относиться к коллегам, обращаться к ним за помощью и советом, если этого требуют интересы пациента, и самому никогда не отказывать коллегам в помощи и совете».
Рассмотрим более подробно цитаты из современного и официального российского документа, являющегося точкой отталкивания для врача, выпускающегося из медицинского вуза. Первая выдержка требует от врача беспрекословно следовать интересам пациента (за исключением эвтаназии, что также имеется отдельным пунктом в клятве).
Думаю, что ни у кого не вызовет сомнения, что единственным интересом любого пациента всегда было и будет полное и окончательное исцеление от его недуга. А теперь подумаем, возможно ли такое вообще в условиях медицины капитализма? И тут, немного пошевелив мозгами, мы придем к выводу, что этот пункт клятвы смехотворен в условиях современной рыночной экономики, где все делается только для того, чтобы оттянуть максимально выздоровление пациента, пока его кошельки и карманы не будут опустошены, предвещая его «платные» похороны в кредит под залог квартиры.
Возникает закономерный вопрос: как данная мыслеформа пробилась до уровня официального всероссийского документа? Видимо, уровень лицемерия наших власть имущих давно упирается в «горизонт событий». Вы скажете, что я намеренно не упомянул «высокоразвитую» сеть бесплатной медицинской помощи по всей стране. Ну, тогда спросите себя, почему более или менее состоятельные люди при всех минусах коммерческой медицины лучше выберут ее, нежели пойдут умирать через поликлинику?
Если вы в неформальной обстановке спросите об этом у честных врачей, работающих в этих учреждениях, они в один голос скажут, что современная российская поликлиника давно превратилась в бюро медицинской статистики медленного или быстрого увядания больных. Если природа подарила вам отменное здоровье, то вы по наивности своей можете не знать, как даже в крупном промышленном городе в 20-х годах XXI века, летящего в будущее на крыльях микропроцессоров и биотехнологий, люди месяцами стоят в очередях на допотопный рентген сустава.
Вы можете не подозревать, насколько ограничен список лабораторных исследований с целью профилактики заболеваний в рамках диспансеризации. Вы можете смеяться над людьми, которые утверждают, что врач поликлиники за неимением аппаратуры направил их на УЗИ сердца в стороннюю организацию, обслуживающую за деньги, посоветовал добрать платных лабораторных тестов для установления окончательного диагноза или направил в коммерческую клинику за неимением многих узких специалистов в поликлинике.
Безусловно, в таких условиях смерть или инвалидность посетит «неуспешного в бизнесе» больного намного быстрее, чем он сможет получить медицинскую помощь, качество которой даже при своевременности диагностики капитулирует перед любым серьезным заболеванием. А теперь задумайтесь, является ли критическое недофинансирование современной бесплатной медицины лишь проблемой казнокрадства и разгильдяйства центрального и местного руководства?
И почему эта порочность руководства на всех этажах власти не преследуется по закону, а, наоборот, всячески взращивается и даже поощряется? Не является ли современная бесплатная медицина намеренно выстроенной богадельней для умирания «негодной скотинки» под названием неимущий пролетариат?
А теперь мы рассмотрим, может ли современный доктор в таких условиях оставаться верным данной им некогда клятвы. И начнем, безусловно, с первого приведенного в этой статье пункта клятвы – следования интересам пациента. Если мы возьмем чисто коммерческого доктора, оформившего ИП на себя, или нанятого частной клиникой, то любой, кто мало-мальски понимает в экономике, расскажет, что врач в данном случае является основным элементом, рождающим спрос, а следовательно, величину прибыли.
Учитывая, что по рыночным законам капитал всегда стремится к бесконечному и наиболее быстрому возрастанию, несмотря ни на какие моральные принципы, здравомыслящему человеку становится понятно, что у любого врача, каким бы честным он не был, в данных обстоятельствах есть два варианта выбора – либо бесконечно умножать количество пациентов в единицу времени, либо уйти из медицины.
Только идти ему особо некуда, ибо на каждом шагу по земле русской он встретит свое отражение. Вы скажете: это же хорошо, что он обслуживает больше пациентов, значит, специалист от Бога. Тут-то и кроется подвох рынка. Каким бы профессионалом ни был доктор, нужно признать, что в любом из крупных населенных пунктов он не один такой эрудированный специалист и, тем более, не единственный доктор в той или иной специальности.
И если он действительно так хорош, что принимает за деньги по несколько десятков человек в день, то рано или поздно количество пациентов, вылеченных им, пойдет на спад и установится на определенной минимальной точке, весьма невыгодной ему или его буржуйскому руководителю.
Получается, что рынку выгодны как раз некомпетентные врачи, пациенты которых будут долго и много ходить к «лекарю», обеспечивая безопасно высокий спрос на медицинские услуги. На самом деле это лишь полуправда, потому как капиталисту не нужны неучи, которые в любой момент могут подставить клинику, уронив ее рейтинг и авторитет. Ему более выгоден третий тип доктора под названием «врач-хитрец», который изначально пошел в медицинский вуз, чтобы «рубить бабло» на горе и страданиях пациентов.
Подобные псевдодоктора являются желанным подарком бизнесменов, ибо могут пустить пыль в глаза и даже иногда вылечить больного, если это требуется для повышения доверия пациентов с последующим увеличением спроса. А в остальное время они занимаются тем, что можно лаконично описать их бравым лозунгом: «Мы не вылечиваем, мы лечим».
Многие частные клиники даже не удосуживаются тратить деньги на рекламу таких специалистов, надеясь сразу получить доктора «с пробегом», который уже потратился на свою рекламу и давно плывет по волнам «сарафанных радиоканалов». Именно такие доктора являются наиболее богатыми и успешными при нашем политическом строе, медицинской элитой, на которую ровняются остальные.
Можем ли мы после этого утверждать, что наблюдаемое нами плачевное, несправедливое и неэффективное состояние общества в целом и медицины в частности есть лишь заговор негодяев и подлецов на вершине власти? Можем ли мы надеяться на то, что врачи всегда искренны в своих благородных помыслах, а виноваты лишь стяжатели, сидящие у руля?
Нужно, наконец, признать правду, что благородный рыцарь в белом халате давно канул в небытие вместе с древней Гипербореей под названием СССР, и сейчас мы наблюдаем лишь малые фрагменты справедливости, как осколки ракетоносителей и космопланов на заброшенных складах древней и некогда великой цивилизации.
Виной всему некогда запущенный никчемными предателями отрицательный отбор, который, в частности, делает маловероятным пополнение медицинского войска искренними добровольцами начиная уже с вуза. И если теперь кто-нибудь после опустошения своего кошелька будет рычать на барыгу стоматолога или барыгу травматолога или любых других на ваше усмотрение специалистов, то я предлагаю ему посмотреться в зеркало.
Там, дорогой товарищ, вы увидите не пациента, а господина потенциального клиента, который ни своим знакомым, ни даже друзьям, ни, тем более, нам, врачам, давно уже вовсе не товарищ, а средство для выживания для нас и наших семей. Однако некоторые могут возразить: дескать, я говорю только про тех докторов, что связали свою жизнь с коммерцией. Но есть ведь настоящие врачи, работающие за государственные деньги.
Врачи такие, конечно, есть, однако так называемая государственная медицина в условиях капитализма ведет себя аналогично частной лавочке, только называется по-другому для отвода глаз. Разница в том, что в условиях рыночной экономики она является более худшим вариантом коммерческой организации, то есть прямым воровством денег налогоплательщиков с имитацией трудовой деятельности.
Только вместо напрямую полученной денежной массы в качестве прибыли там выступают вагоны отчетной макулатуры, приправленные невинными и честными мордашками главных врачей с длинным и дружным хороводом их многочисленных заместителей. Добыча же делится далеко не по-братски, а рядовому кудеснику, который умудрился вывезти на своем горбу добрый десяток «успешных медиков» прямиком на Мальдивы, достается тухлая расчетная ведомость да пафосная грамотка за 10 рублей вместе с пламенным рукопожатием «честного» кормчего и его «непорочной» свиты.
Вы спросите: зачем в таком случае нужна бесплатная медицина? Ее наличие преследует несколько целей.
Первая – это развенчание мифа о возможности качественной бесплатной медицинской помощи на современном технологическом уровне. И для негативной пропаганды нашим буржуазным властям далеко ходить не надо, ибо при их умышленном недофинансировании здравоохранения каждому обывателю на деле ежедневно демонстрируются примеры поголовной неэффективности, упадка, деструкции и несовременности бюджетного формата медицинского обслуживания.
Достаточно вспомнить, что за последние 30 лет по всей стране практически не построено новых зданий для поликлиник и больниц, отвечающих современным функциональным, архитектурным и эстетическим стандартам. Поликлиники и больницы по большей части расположены все в тех же стареющих и ветшающих советских постройках и в лучшем случае переезжают из одной в другую.
Можно вспомнить шаги так называемой оптимизации здравоохранения, которая якобы за ненадобностью сокращает даже тот скудный запас прочности бюджетной сферы, чудом доковылявшей до нас с давних советских времен. Есть ли после этого у нашего руководства реальные планы на этот отживающий атавизм из СССР?
Вторая цель существования бесплатной медицины в современной реальности – это способ кражи бюджетных средств, что теряются в лабиринтах многотомной и красивой бюрократической бумаги, которая, как мы знаем, стерпит все. При этом не важно, что на листке красочно описано то, чего в реальности реализовано в лучшем случае отчасти. Не имеют значения нерегулярные проверки чиновников с целью не выявлять и наказывать, а покрывать и делиться.
Если приглядеться, то можно заметить явное сходство коррупционных схем, проворачиваемых в бюджетном здравоохранении, со старыми добрыми повадками бизнеса. Характерным будет являться лишь то, что прибыль будет проистекать не из прямого увеличения спроса на медицинские услуги, а из доли криминального присвоения бюджетных средств, поступающих от налогоплательщиков для решения конкретных физических проблем того или иного медицинского учреждения.
Решение же проблем происходит по большей части виртуально, путем рисования на бумаге якобы построенных «воздушных замков», выпрашивания денег на реализацию заведомо невыполнимых или бесполезных инноваций, введения нелепых специальностей. Принцип же максимизации прибыли за счет сокращения рядовых сотрудников, их зарплат, социальных льгот, увеличения их рабочего времени, объема и интенсивности труда остается прежним, как и в старые добрые времена Маркса и Энгельса.
Третья цель – фиктивное решение медицинских проблем большей части населения страны минимальными финансовыми средствами. Здесь нужно сказать, что в одночасье решить бесконечное количество трудностей здравоохранения не помогут даже огромные денежные вливания. Должно пройти достаточно большое количество времени четкого, адресного и, главное, честного расходования государственных средств.
Конечно, в нашей бесплатной медицине такого нет и близко. Она – лишь мираж для медленного умирающего в пустыне больного и нищего бродяги, дающий бесплодную надежду вместо живительной воды.
И, наконец, четвертая цель – прямое истребление ненужных капитализму людей под ширмой заботы об их здоровье. Дело в том, что для борьбы со все учащающимися и усложняющимися экономическими кризисами в нашем высокотехнологическом мире глобальный и местный капитал давно уже не использует только мировые и локальные войны. На утихомиривание постоянно неуравновешенного маятника производства и потребления товаров и услуг давно брошены различные отрасли экономики.
И медицина не является исключением из правила, помогая прямым способом постепенно изымать лишних едоков, чье здоровье в силу возраста, травм и заболеваний не позволяет им постоянно работать на дядю по-стахановски, из экономического процесса за налоговые средства тех, кто еще держится за весло под кнутом рабовладельца ввиду большей везучести и отменного здоровья. И все, что нужно для этого делать капиталисту, это не делать ничего, напоказ демонстрируя ручным репортерам сюжеты из научно-фантастического романа про российскую медицину с качественными постановочными кадрами.
А главным реальным и бесплатным лекарем на службе у буржуазии будет всеисцеляющая смерть, которая, как и в древние времена, могла качественно и относительно быстро решать проблемы бренных тел. Что тут скажешь? Естественный отбор идеальных пролетарских биороботов с минимальными финансовыми издержками. Будь успешен у Богов и людей и будешь ровно за час в день свободного времени остатками сил потреблять много и обильно, и так до старости, когда тебя спишут на помойку поликлиник.
Что же вынужден делать некоммерческий доктор, чтобы при минимуме доступных ему диагностических и лекарственных средств, лечебных и профилактических методик качественно поддерживать иллюзию хотя бы какой-то годности этой помойки на местах, когда на него за троих навешивают горы пациентов, ставя заведомо невыполнимые планы по одновременно количественному и качественному обслуживанию больных за стабильно смешные деньги? Можно ли после этого требовать с него соблюдения каких-либо клятв человечности, превращая его в живой конвейер по производству заведомо некачественной продукции?
Ведь это не просто классическое отчуждение рабочего от результатов его труда, а еще и прямая дискредитация, и унижение человека как врача и специалиста. Долго ли может продержаться в таких условиях даже самый альтруистичный доктор, осознавая при этом безысходность и безальтернативность своего положения?
Очевидно, негативная эгоистическая трансформация произойдет достаточно быстро, и на выходе мы получим близкий аналог коммерческого доктора, который за выполнением плана по заведомо неполноценному обслуживанию пациентов рано или поздно погонится за наживой как внутри бюджетного учреждения, так и за его пределами. Именно это достаточно давно и происходит в нашем государственном здравоохранении.
Если принципиально нельзя получать удовольствие от результата качественно выполненной ради других работы за достойные деньги, то почему бы не переключить внимание на себя любимого и не включиться в медицинский бизнес? Так, молодые врачи бегут из поликлиник и больниц в более спокойные и комфортные частные клиники, присоединяются к сетевому маркетингу, фармацевтическому бизнесу или ведут частный прием в свободное от основной работы время, не увольняясь из государственного учреждения.
При этом последнее является хорошей бизнес-стратегией, так как заманивание и обработка потенциальных клиентов происходит без помощи дорогостоящей рекламы прямо у себя на приеме в больнице или поликлинике, а подключение к «сарафанному радио» происходит быстро и комфортно.
Резюмируя выше сказанное, нужно отметить, что ничего оригинального и более человечного в некоммерческом докторе в условиях капитализма, оказывается, нет. Отличительной чертой может быть только временное отсутствие или недоразвитие навыков рыночного маневрирования, которое при желании достаточно легко поправимо. А как мы видим, желание не заставляет себя ждать.
Продолжим рассмотрение пунктов клятвы врача России в призме возможности их исполнения современными буржуазными докторами. И следующий по счету пункт касается благодарности и уважения к своим учителям. Как вы подозреваете, в условиях рыночной экономики любые теоретические и практические знания, технологии, методики, способные принести существенную прибыль, никому принципиально не достаются бесплатно. И современная медицина, погруженная в пучину капитализма, также беспрекословно подчиняется законам безжалостной конкуренции в области распространения информации, ибо нужные знания – это большие деньги, а нужные медицинские знания – это деньги огромные.
Последствием такого отношения к распространению информации в сфере здравоохранения является ограниченность доступа докторов к истинно прогрессивным и всесторонним медицинским знаниям современного уровня, определяемая размером их кошелька. Так, начинающий молодой доктор, обладающий скудными финансовыми сбережениями, весьма нескоро сможет позволить себе прикоснуться к тому, что может повысить его профессиональный ранг, дав возможность вырваться из скромной поликлинической касты в свет медицинских авторитетов.
Некоторые могут возразить, что бесплатные знания человек не будет ценить и поглощать взахлеб, а сочтет их заурядными и даже бесполезными. Однако такой реакционный подход в стиле мистических гуру к и без того бесценным медицинским знаниям является обманкой лавочника, набивающего себе цену.
На самом же деле никто достоверно не может знать, какие из гор медицинских книг, учебных пособий, статей, монографий, семинаров, циклов и курсов, впитанных врачом, определят ход его мысли в прогрессивную сторону в тех или иных условиях. И недополученное некогда по первой просьбе знание в будущем может привести к плачевным последствиям, как в отношении конкретного больного, так и в отношении научно-практического развития медицины.
Однако смешное заключается в том, что, сетуя на возможность бесплатного распространения любой медицинской информации в среде врачей, коммерсанты в белых халатах зачастую в погоне за легкой наживой сами подсовывает докторам устаревшие, урезанные или практически неприменимые знания, оставляя в секрете те из них, что реально эффективны и прибыльны. А многие до конца не искушенные рынком доктора наивно полагают, что кто-то добровольно отдаст им свое «кольцо всевластия», пожизненно гарантирующее стабильный и внушительный доход.
Такие учителя врачебного искусства окружают нас на каждом шагу. Но этих коммерческих профессионалов тоже можно в чем-то понять, поскольку это вопрос в том числе выживания данных специалистов и их близких. Однако можно ли, зная это подноготную, сохранять благодарность и уважение к таким учителям?
Это, безусловно, не говорит о том, что так ведут себя все преподаватели, ибо большинство из них обучают не своим ноу-хау, а существующим и общеизвестным методикам диагностики, лечения и профилактики заболеваний. Однако никакая совесть не удержит их от подобных деяний, когда последние всецело будут одобрены экономическим базисом капитализма.
Напоследок коснемся пунктов врачебной клятвы, касающихся взаимоотношений врача с учениками и коллегами. Затрагивая пункт, касающийся строгого и справедливого отношения к ученикам со стимуляцией их к профессиональному росту, следует отметить, что взращивание таким образом профессионалов рядом с собой зачастую не сулит ничего хорошего наставнику.
В медицине, как в любой другой профессии, присутствующей на рынке труда, часто основной источник дохода наставника и его подопечных совпадает или со временем будет совпадать, учитывая то, что зачастую они трудятся в одном городе или одном медицинском учреждении. Любая роль учителя в условиях рыночной экономики всегда небезопасна для врача, как в плане возможности длительно удержаться на хлебном рабочем месте, так и в целом для сохранения конкурентоспособности на долгие годы.
При этом учитель часто становится заложником своих знаний, навыков и профессиональных секретов, передав которые многим ученикам, со временем перестает быть незаменимым как для работодателя, так и для пациентов на фоне более молодых, энергичных коллег, обладающих идентичным мастерством.
Может ли после этого рационально мыслящий доктор, придерживаясь последнего рассматриваемого нами пункта клятвы, «доброжелательно относиться к своим коллегам, обращаться к ним за помощью и советом, если этого требуют интересы пациента, и сам никогда не отказывать коллегам в помощи и совете»? Очевидно, что в условиях войны всех против всех не существует ни интересов пациента, ни коллег, как таковых, а присутствуют конкуренты и живой товар, являющийся обманутым покупателем.
В таких условиях совет или помощь со стороны конкурента предоставляется на возмездной основе и заведомо содержит подвох и дезинформацию, что на корню отбивает желание обращаться за поддержкой и, тем более, бесплатно и правдиво оказывать ее. В этом мире тотальной лжи, двуличия и шпионажа разумный доктор имеет право усомниться не только в словах своих так называемых коллег, но и в фундаментальных истинах, полученных им начиная с вуза, что в принципе отбивает у него желание приобретать новые знания, если они конкретно не касаются его обогащения.
В этом адском хаосе искусственно созданного релятивизма сгорает любое прогрессивное знание, расплавляется любое перспективное начинание, задыхается любая бескорыстная инициатива. И каждый доктор этой преисподней в любом случае живет по правилам чертей, даже если мнит себя праведником. Безусловно, ни о какой клятве тут не может быть и речи, ибо каждое слово в ней давно мертво, источая мерзкий, буржуазный запах.
Только незамедлительный и бескомпромиссный переход к социализму остановит распад священных строк клятвы, возродит прерванное этическо-нравственное наследие, восстановит общество, в котором слова доктора не подвергались сомнению, ибо не расходились с его намерениями.