Совсем недавно от знакомого услышал, что продовольственная разверстка 1920 года в России была нужна для поставки зерна из голодающей страны за границу. В пример приводились поставки из Одессы в Италию, при этом делался вывод о том, что хлеб поставлялся безвозмездно.
Пришлось расширять горизонты знаний и искать источник происхождения этой информации. Источник нашелся довольно быстро, им оказалось одно из основных литературных произведений Александра Исаевича Солженицина «Кра́сное колесо́» — роман-эпопея о России 1914—1917 годов, Первой мировой войне, Февральской и Октябрьской революциях 1917 года. Повествование с августа 1914 по апрель 1917 годов заняло 10 книг, а следующим пяти, включая годы гражданской войны,отведены аж 20 страниц.
На последних страницах этой книги и можно прочесть следующее:
«Ленин требует новых эшелонов хлеба из Тамбовской губ.; настаивает увеличить продразверстку с Кубани. – СНК утвердил вывоз русского хлеба через Одессу в Италию».
Из приведенного текста может показаться, что увеличенная продразверстка как раз и связана с необходимостью вывоза русского хлеба в Италию, для чего требуются новые эшелоны и увеличение продразверстки.
Но «Красное колесо» не является историческим исследованием. Да, роман основан на исторических событиях, но никому же не приходит в голову изучать историю, например, по роману «Петр I» Алексея Толстого, который также основан на исторических событиях.
Тем не менее, Александр Исаевич написал правду, поставка зерна в Италию через порт Одессы была осуществлена. При этом, учитывая, что изложение имеет конспективный характер, автора тяжело обвинить в умолчании причин такой поставки.
А вот его последователей, в первую очередь, исследователей крестьянского восстания в 1920-1922гг., можно и нужно. /Стр 6, Владимир Васильевич Самошкин «Антоновское восстание»; ЗАО «Издательство “Русский путь”», Москва, 2005г. /
Так зачем же, всё-таки, понадобилось вывозить продовольствие из голодающей страны, какие были объемы этих поставок, а также, есть ли еще примеры поставок продовольствия за рубеж в 1920 году?
Правительство Советской России в 1920 году заключало торговые соглашения с Италией, в которых были заинтересованы обе стороны. Италия - в получении сырья и продовольствия из России. Однако, и для России поставки не были безвозмездными.
Вот как описывает заключение торговых договоров с Италией министр иностранных дел СССР с 1957 по 1985гг А.А.Громыко :
«...в июне 1920 г. между Центросоюзом и итальянскими кооперативными организациями было заключено соглашение, по которому Италия поставляла в Россию медикаменты, сельскохозяйственные машины, электротехнические товары, а Советская Россия вывозила в Италию хлеб и нефть».
/Стр. 195, АКАДЕМИЯ НАУК СССР ИНСТИТУТ ИСТОРИИ СССР «ИСТОРИЯ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ СССР 1917-1980» В ДВУХ ТОМАХ, ТОМ ПЕРВЫЙ 1917-1945 гг.,Издание четвертое, переработанное и дополненное Под редакцией А.А.ГРОМЫКО, Б.Н.ПОНОМАРЕВА ИЗДАТЕЛЬСТВО «НАУКА» • МОСКВА 1980./
Таким образом, зерно-то, действительно, в самый разгар голода вывозилось, но и лекарства для страны были не меньшей жизненной необходимостью, чем хлеб.
К тому же, надо учитывать, что этот договор заключался на фоне борьбы за мировое признание Советской республики. Итальянцы увязывали заключение торговогодоговора между странами с признанием Советской России, надеясь получить выгодный им торговый договор, концессии и сырье, в котором Италия нуждалась. /Известия, 1923, 13 дек./
Советские дипломаты также увязывали эти два события, отказываясь заключать торговый договор до признания и отдавая себе отчет в том, что Италия не меньше Советского Союза была заинтересована в нормализации отношений. Она остро нуждалась во внешнем рынке, так как многие отрасли итальянской промышленности на тот момент переживали депрессию. /Стр. 197, АКАДЕМИЯ НАУК СССР ИНСТИТУТ ИСТОРИИ СССР «ИСТОРИЯ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ СССР 1917-1980» В ДВУХ ТОМАХ, ТОМ ПЕРВЫЙ 1917-1945 гг.,Издание четвертое, переработанное и дополненное. Под редакцией А.А.ГРОМЫКО, Б.Н.ПОНОМАРЕВА ИЗДАТЕЛЬСТВО «НАУКА» • МОСКВА/
Министр иностранных дел Советской России Г. В. Чичерин, указывал, что нормализация отношений полезна и для самой Италии:
«...мы идем на экономические уступки, поскольку они нам дают экономические выгоды... Мы не идем на покупку права признания нас деюре... В наших переговорах с Италией мы дальше этого не пойдем: взаимные уступки ради взаимной выгоды» . /Документы внешней политики СССР, т. 7, с. 607./
10 и 21 сентября Совет Народных Комиссаров(СНК) и Совет Труда и Обороны(СТО) издали постановления о продаже хлеба Италии, который в 1920 году и был доставлен из Одессы в Неаполь на пароходе «Пьетро Кальви» ./ . стр. XI, Декреты Советской власти. Т. X. Август – сентябрь 1920 г. / Ин-т марксизма-ленинизма при ЦК КПСС, Ин-т истории СССР АН СССР. – М. : Политиздат, 1980. – 412 с./
Тексты этих постановлений:
1. Совет Труда и Обороны в заседании от 10 сентября постановил: Отправить 300 тыс. пудов хлеба из Одессы в Орловскую продбазу. Поручить т. Лежаве принять энергичные меры к тому, чтобы своевременно погрузить на итальянский пароход.»
2. Совет Народных Комиссаров в заседании от 21 сентября 1920 г. постановил: Поручить Наркомпроду в изъятие из постановления Совета Труда и Обороны от ... отправить из Одессы 160 000 пудов хлеба в Италию.»
Впрочем, некоторые исследователи указывают на еще одну возможную причину вывоза продовольствия за рубеж. В книге «Одесса, 1920-1965» В.П. Монахов и Б.А. Степаненко привели версию событий, составленную по прессе того времени:
"22 июля, вечером, к Платоновскому молу один за другим подошли три итальянских парохода «Мельпомена», «Талия» и «Пиетро Кальви», которые доставили около 4.500 военнопленных и 50 эмигрантов. Однако уже привычное для одесситов событие приобрело широкий международный резонанс. На траверзе Большефонтанского маяка на мине подорвался и затонул итальянский миноносец «Каррия» [«Раккиа»], сопровождающий транспорты с военнопленными. В спасении моряков принимали активное участие одесские рыбаки. Погибло 9 итальянских моряков, в том числе 5 кочегаров, находящихся в машинном отделении. Число раненых достигло 20 человек".
По итальянской версии дело было так:
19 июля 1920 г. эсминец «Карло Альберто Раккиа» отплыл из Константинополя в Одессу, сопровождая конвой из пароходов «Кальви», «Мельпомена» и «Талия», на которых находилось 14000 бывших российских пленных, захваченных итальянскими войсками после капитуляции Австро-Венгерской монархии... В11 часов утра 21 июля, когда «Раккиа» находилась в 9 милях к юго-западу от мыса Фонтана и в 19 милях от Одессы, корабль подорвался на мине, возможно, турецкой... Через 40 минут после взрыва, покинутый экипажем по приказу, корабль затонул на глубине 11м, а оставшихся в живых подняли на «Кальви». Потери экипажа «Раккиа» составили 10 погибших и 9 раненых. После нескольких неудачных попыток вернуть обломки, корабль исключили из списка ВМФ в 1922 г..
...Советская власть и итальянские социалисты сделали все, чтобы превратить не только возвращение пленных домой, но и похороны моряков во внеочередной праздник «международной солидарности трудящихся». Так, транспорт «Пьетро Кальви» вошел в одесскую гавань под красными флагами. Впрочем, главной целью этого «шоу» был прорыв экономической блокады Советской Украины. Отчасти это удалось - 9 августа 1920 г. «Пьетро Кальви» ушел в Италию с грузом зерна (280 тыс. пудов) «для итальянского народа», хотя, скорее всего, это была своеобразная завуалированная компенсация Италии за взорванный эсминец.»
На изображении погрузка русских пленных в Константинополе.
Правда, эта версия не подтверждается документами, хотя такое временное совпадение заставляет не сбрасывать ее со счетов.
Какой же объем зерна был вывезен? В приведенных 3-х источниках указаны разные объемы: даже из приведенных постановлений видно, что объем зерна подлежащего отгрузке,за 11 дней уменьшился почти вдвое: с 300 000 до 160 000 пудов.
Еще одна загадка: а когда, собственно, произошла отгрузка зерна? В исследовании крушения итальянского эсминца приводится дата 9 августа, при этом постановления,разрешающие отгрузку принимались с середины по конец сентября.
Ответ на этот вопрос мы находим в опубликованных документах истории внешней политики СССР /Документы внешней политики, т. III. М., 1959, с. 224—225./:
«Сообщение Народного Комиссариата Иностранных Дел РСФСР по поводу клеветнических слухов о качестве хлеба, доставленного в Италию
30 сентября 1920 г.
Разные безответственные лица в Италии распускают ложные слухи о том, что русский хлеб, прибывший из Одессы в Неаполь на пароходе «ПьетроКальви», оказался недоброкачественным. НКИД находит нужным категорически протестовать против подобных клеветнических слухов, способных посеять недоверие между русскими и итальянскими пролетариями.
Уже 7 августа 1920 г. директор общества поустройству и эксплуатации плавучих холодильников адвокат Ч. Мела определил сдачу парохода «ПьетроКальви»следующим образом: ячменя—2311,44 тонны, кукурузы— 713,11 тонны и пшеницы— 763,11 тонны, прибывших в отличном виде, и 6,67 тонны подмоченного ячменя. Таким образом, подмоченный в дороге груз составляет всего лишь 0,18 процента. Означенное заявление было своевременно опубликовано в газете «Джорнале д'Италия».
9 сентября 1920 г. в газете«Аванти»был опубликован ответ на запрос представителя русского Центрального Кооперативного Союза за подписью главного директора института итальянских кооперативов деНегри, удостоверяющий, что как институт, так и итальянский комиссариат продовольствия пришли к заключению, что все зерно, за исключением упомянутых подмоченных 7 тонн ячменя, было нормального качества.
В заключение деНегри заявляет, что институт итальянских кооперативов может только радоваться получению подобных транспортов.
Таким образом, из официальных итальянских данных видно, что все слухи о неудовлетворительном качестве русского хлеба представляют тенденциознейшую ложь.
по газ «Известия» № 217( 1064). 30 сентября 1920 г.»
Получается, отгрузка зерна в Италию была осуществлена более чем за месяц до постановлений Совета Народных Комиссаров (уже 7-го августа зерно было у получателя), при этом с декабря 1919 по июль 1920 года указаний к отгрузке зерна в Италию не давалось.
Какое же количество зерна вывезли из страны в 1920 году, следует ли к августовской поставке в Италию прибавить хотя бы 160 000 пудов зерна, в соответствии с постановлением от 21 сентября?
Ниже приведенная таблице, показывающая статистику вывоза зерновых за 1920г/Внешняя торговля СССР за 1918-1940 гг. (Статистический обзор); Внешторгиздат, Москва. 1960/. , в сравнении с вывезенными в Италию объемами, указывает на то, что такой подход будет неверным.
Как видно из таблицы, расхождение в цифрах незначительное — меньше 200 тонн. Самая большая разница по пшенице — чуть более 100 тонн. В то же время ячменя в Италии приняли больше, чем вывезли за год из России.
Такие расхождения, с наибольшей вероятностью, объясняются неточностью учета. Статистика экспорта в Италию почему-то не учитывает рассматриваемую поставку: весь итальянский экспорт за 1920 год, не разделяясь по наименованиям, составил 672 тонны .
Вывод очевиден: вывоз зерна из России в 1920 году ограничен единственной поставкой, и это поставка в Италию, о чем можно судить при перекрестной сверке различных источников.
Дополнительно попробуем ответить еще на один вопрос, насколько велика цифра в 3800 тонн зерна?
С одной стороны, это огромная цифра. Исходя из физиологических норм потребления крестьянской семьи (12 пудов хлеба и пуд крупы на душу населения в год), определенные в 1919 году — объем, позволяющий в течение года не умереть от голода более 18 тысячам человек.
С другой стороны, эта цира равна вместимости амбаров 15-ти тамбовских кулаков , подобных тому что описан вот в этом посте : https://pikabu.ru/story/bolshevikireaktsioneryi_vinovatyi_68... .
Вероятно, мы уже не узнаем, в чем же заключалась причина этой поставки зерна из голодной Советской России в Италию, в обмене ли драгоценного зерна на не менее драгоценные лекарства или попыткой не дать повод к новым боевым действиям. Но очевидно то, что эта поставка была разовым мероприятием, единственным случаем вывоза зерна из страны в 1920 году.