ДТП при повороте налево на желтый сигнал. Разбираем, кто виноват?
Видео рассматриваемого ДТП по ссылке: https://youtu.be/dV_v-EbNohY
Подобные ДТП вызывают большое количество споров между автолюбителями о виновнике в таких авариях.
Так давайте разберемся в этом вопросе.
В правилах дорожного движения есть пункт 13.4, который звучит так: При повороте налево или развороте по зеленому сигналу светофора водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся со встречного направления прямо или направо. Получается что на регулируемом перекрестке, водитель, желающий повернуть налево должен пропускать все ТС, движущиеся во встречном направлении как сказано в правилах «по зеленому сигналу светофора». Если на зеленый сигнал ему не удалось совершить маневр, то согласно пункт 13.7 ПДД данный водитель должен выехать в намеченном направлении независимо от сигналов светофора на выходе с перекрестка.
Таким образом, когда светофор светит запрещающим сигналом, автомобилю, поворачивающему налево - разрешено (и даже необходимо) покинуть перекресток, в то время как встречному транспорту, согласно пункту 6.2, под этот сигнал движение запрещено.
Напомню: желтый так же является запрещающим сигналом светофора.
Но в правилах дорожного движения есть пункт 6.14, который допускает движение при желтом сигнале светофора: Водителям, которые при включении желтого сигнала или поднятии регулировщиком руки вверх, не могут остановиться, не прибегая к экстренному торможению разрешается дальнейшее движение.
Получается коллизия: пункт 6.2 запрещает движение на жёлтый запрещающий сигнал светофора, а пункт 6.14 – разрешает. Но если логически проанализировать, то можно сделать вывод, что действие пункта 6.14 правил распространяется на светофоры, у которых отсутствует режим мигающего зелёного сигнала, когда смена сигналов светофора с зелёного (разрешающего) на жёлтый (запрещающий) сигнал происходит неожиданно для участников движения. Это, в свою очередь, может повлечь применение экстренного торможения для остановки транспортного средства перед «Стоп» линией, а это запрещено ПДД.
Если же светофор имеет режим мигающего зелёного сигнала, действующего порядка 3-х секунд, и информирующий водителей о предстоящей смене сигналов светофора, то ни о каком неожиданном включении запрещающего жёлтого сигнала светофора речи идти не может, и, следовательно, применение пункта 6.14 ПДД – неуместно. Таким образом, если встречный автомобиль продолжает движение на желтый/красный сигнал светофора, после мигающего зеленого, то в данном ДТП виноват водитель автомобиля, который двигается прямо.