dijmailo

На Пикабу
поставил 17 плюсов и 0 минусов
96 рейтинг 19 подписчиков 1 подписка 3 поста 1 в горячем

Особенности ДТП с наездом на яму

Скоро в нашей стране начнётся увлекательный период, разбавляющий скучное и монотонное прямолинейное движение по гладким дорогам. В конце зимы с первыми тёплыми деньками с дорог уходит наледь, местами унося с собой асфальт. И если вы потерпели сокрушительное поражение в игре «объедь яму» эта заметка для вас.


Если произошёл наезд на выбоину, необходимо незамедлительно остановиться, выставить знак аварийной остановки и оценить масштаб трагедии. Чаще всего визуально фиксируются задиры и вмятины на дисках, шишки,разрывы и пробои резины, реже просматриваются деформации подвески или кузова.

!!Для любителей посутяжничать по любому поводу совет - из-за вмятины на ржавом штампованном диске или шишке на резине, которая помнит Путина премьер-министром, всю эту кашу заваривать не стоит - сопутствующие расходы велики, а результат непредсказуем. Чтобы обратиться в суд (другого не дано, в досудебном порядке через претензию такие вопросы не решаются) нужно сделать свою экспертизу, найти представителя (тематического юриста, не обязательно адвоката), пройти судебную экспертизу. Даже в случае успешного судебного решения финансовые потери наверняка будут (стоимость услуг представителя по таким делам в нашем регионе 15-25 т.р., суд взыщет 10-15 т.р. (исходя из принципа разумности, ага), часть заявленной суммы ущерба отпадёт по результатам судебной экспертизы), а в итоге денег из казначейства можно ждать месяцами.


Как только принято решение идти до конца, необходимо вызвать ГИБДД, сфотографировать сначала автомобиль со всех ракурсов (желательно чтоб в кадр попадала и яма), саму яму и свою ласточку с читаемым госномером на заднем плане. Детали вроде следов торможения, куски асфальта вокруг ямы или отлетевший колпак от двигавшегося впереди автомобиля приветствуются.


Когда экипаж ДПС приедет на место ДТП, начнутся оформление документов и замеры. Причём измерения ямы инспектор будет проводить рулеткой, обязательно стоит указать в акте, что она поверена по ГОСТ. Инспектор оформляет схему ДТП, составляет акт недостатков УДС, водитель в это время пишет объяснения. Скорость движения должна быть допустимой (если двигались в городе быстрее 60 км/ч - сами виноваты априори), а яма должна обладать фактором внезапности (была залита водой, находилась за поворотом, движущийся впереди автомобиль наехал и я за ним следом и т.д.).


Из документов при обращении в суд понадобится: квитанция об оплате госпошлины, чек об оплате услуг эвакуатора (если был), чеки с шиномонтажки и сход-развального стенда (если обошлось балансировкой и С-Р), чеки на диски или резину (если не обошлось), любые материальные расходы должны быть подтверждены. В случае серьезного ущерба правильней всего будет произвести осмотр автомобиля на СТО в присутствии независимого эксперта, с обязательным уведомлением заинтересованных сторон, и приложить к иску заключение эксперта, а к заключению - дефектовку или результаты диагностики.


Вообще можно всю эту информацию в голове не держать, обратившись сразу к юристу, он сам и эксперта найдет, и уведомления направит, и на осмотре поучаствует, и пальцем покажет куда смотреть. Знакомые эксперты и сами могут юриста порекомендовать, обычно тандемы наработаны. Ежели решили воевать своими силами, то главное правило - меньше самодеятельности, и "все ходы записывать".


По общим правилам нашей судебной системы, в случае причинения вреда в ДТП потерпевшему для возмещения необходимо доказать вину причинителя вреда и размер причиненного вреда. На помощь автолюбителям приходит ГОСТ Р 50597-93, регулирующий предельный размер выбоин: предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см, ширине - 60 см и глубине - 5 см. Таким образом, при превышении указанных размеров, орган, ответственный за содержание дороги должен начать нервничать. Но, как в анекдоте, есть нюанс.


Все водители при движении должны руководствоваться ПДД РФ, в т.ч. п.10.1 о движении со скоростью, позволяющей контролировать дорожную обстановку.

И первое, о чем заявляют dorojniki - водитель имел возможность объехать препятствие, неправильно выбрал скоростной режим и сам виноват что объехать не смог. Ответ на вопрос "мог или ине мог" подвластен эксперту-автотехнику.

Второе, о чем не забывают упомянуть дорожники - автомобиль мог девять раз наехать в разные ямы, а оформить только десятый наезд - следует отделить нынешние повреждения от предшествующих. Этим занимается эксперт-трасолог.

И, напоследок, дорожникам всегда кажется что вы завышаете стоимость ущерба, и необходимо его пересчитать. Это работа для эксперта-автотовароведа.


Когда вопросы сформулированы, суд выбирает экспертное учреждение. К сожалению, в связи с жёсткими сроками судопроизводства, основными критериями являются «недорого и быстро», компетентность эксперта уходит на второй план.


Как только окончено судебно заседание, на котором была назначена экспертиза, дальнейшее влияние на исход своего дела у водителя минимальное - суд ставит экспертам вопросы таким образом, чтобы было ясно: кто виноват, что повреждено, сколько взыскать. Судебная экспертиза хоть и не является для суда обязательной, но "царицей доказательств" называется неспроста.


Как происходит судебное исследование я расскажу в ближайших постах если будет заинтересованность.

Показать полностью

Действия с момента ДТП до выплаты, часть вторая

Мой вчерашний (он же первый, он же пробный, он же Жора, он же https://pikabu.ru/story/deystviya_s_momenta_dtp_do_polucheni... просьба админу спрятать ссылку в слово ->) пост нашел своих читателей, кто-то даже комментировал, в общем с горем пополам вливаюсь в пишущую аудиторию Пикабу.

Остановились на ситуации, когда страховая сквозь пальцы осмотрела несильно поврежденный автомобиль (далее буду писать ТС - "транспортное средство", в моей среде это первое что приходит на ум глядя на аббревиатуру, хотя в рунете это ТопикСтартер чаще). Коснусь по тексту немного судебной работы. Так как практика судов отличается не то что по регионам, даже между соседними кабинетами, то не кидайте помидорами, если мне что-то взыскивали, а кому то нет или наоборот.


Если хозяин поврежденного ТС уже где-то слышал про принцип работы страховой компании, то подсознательно готовится к тому что его в процессе урегулирования нагреют и ищет толкового специалиста себе в помощь. Я обычно предлагал людям сопровождение от ДТП до монетизации - сбор, подготовка и подача документов в СК, участие в осмотре, экспертиза, претензия, суд, стадия исполнения. Сейчас по принципу Парето передал 80% текучки начинающим коллегам и сам занимаюсь только судами.


Ключевых "нагревательных" моментов несколько: подача документов, осмотр, подписание акта осмотра, подписание соглашения. Осмотр после недавних изменений в закон стал отправной точкой урегулирования - без осмотра страховщик имеет право вернуть документы о страховом случае, при повторной подаче срок в 20 дней исчисляется заново.


По поводу документов, перечень определен в законе:

заявление о страховом случае (можно в свободной форме, но со указанием всей необходимой информации)

справка/европротокол (если справка - еще необходимо извещение о ДТП (тот же ЕП заполнить в один столбик, но РГС, например, принимает и без извещения)

определение/постановление/протокол

ЗАВЕРЕННЫЕ копии паспорта и техпаспорта в случае подачи почтой (некоторые СК принимают и обычные копии, но в законе говорится о надлежащем заверении - отказ в выплате возмещения будет обоснованным, а в суде при полной своей правоте можно лишиться неустойки и штрафа в связи со злоупотреблением)

копия полиса ОСАГО и копия водительского (в обязательном перечне нет, но лишним не будет)

реквизиты


При подаче заявления лично заверять ничего не надо, все шероховатости урегулируются на месте, документы можно дослать на электронку, могут попросить что-то дополнительно (фото с места ДТП, например).

При направлении почтой о косяках в ППД (первичном пакете документов) чаще всего узнаете через месяц, поэтому всем советую подавать лично. Подача неполного пакета в суде играет против потерпевшего, страховщики давят на злоупотребление правом и снижают штрафные санкции. В этом моменте я солидарен с СК - если ты приобщил реквизиты для выплаты через полгода в надежде на неустойку в 180% - то это не "продуманный ход", это злоупотребление. Если подал почтой весь ППД и можешь это подтвердить описью, а страховая говорит что не пакет неполный - не спеши ее переубеждать, тут злоупотребления нет.


Подробнее о каждом способе организации осмотра:

1) показать наружные повреждения возле офиса убытков, отъехать для демонтажа облицовочных элементов, вернуться для дописывания и фотографирования скрытых повреждений.

ПЛЮСЫ - если есть проверенный качественный сервис можно скинуть бампер для ремонта, лючок топливного бака для подбора краски, собрать хомутами все что свисает (омыватели фар, ПТФ, проводку, подкрылки) и ехать сначала на дополнительный осмотр, а потом куда карта ляжет и сердце скажет. И машина уже считай в ремонте, и без железного коня не остался.

МИНУСЫ - покататься и в день осмотра придется, и на "примерке" бампера после ремонта придется задержаться.


2) показать ТС на СТО, с которой у страховщика договор

ПЛЮСЫ - все монтажные/демонтажные работы оплачивает страховщик, можно сделать при необходимости дефектовку подвески или электрики. Если проводить осмотр со своим экспертом - качество и "своего" экспертного заключения будет очень хорошим в плане обоснованности (часто среди независимых экспертов встречаются финалисты битвы экстрасенсов, которые приговаривают к замене детали подвески не глядя под машину) и эксперт страховщика не захочет упасть в грязь лицом перед коллегой и качественно осмотрит.

МИНУСЫ - раз в 10 минут придется отказываться от ремонта на этом СТО. По ушам ездят красиво, оформить предлагают некрасиво - если в заявлении выбран пункт о выплате деньгами, то по договору уступки права требования (цессии) передать права на возмещение третьему лицу, взамен получить готовый автомобиль. Последствия могут быть разной степени печальности в зависимости от условий договора цессии и юридической подкованности потерпевшего (встречал случаи, где люди передавали права на выплату письменно, а машину починить им обещали на словах - последствия всем понятны)


3) назначить выездной осмотр на своем любимом СТО (это мой преимущественный вариант, который всем советую, но он не со всеми страховыми работает)

ПЛЮСЫ - не придется делать и оплачивать два раза одну работу, разобрали (попутно фотографируя) машину, там же приступили к работе, там же собрали. Пригнал подранка, забрал готовое решение. Часть работ по демонтажу можно выделить в отдельный заказ-наряд и возместить (если дело дойдет до суда как расходы на восстановление нарушенного права).

МИНУСЫ - нужна подменная машина, или say hello to the bus. Также не всегда страховщики приемлют такой способ, нАрочно заявления на выездной осмотр не принимают, на телеграммы не реагируют, письма игнорируют.


Если гнуть свою линию и работать по способу №3, то порядок действий следующий:

шлем письмо с документами и предлагаем дату осмотра

если СК не направила своего эксперта по письму в течение 5 дней, то машину не трогаем,

повторно шлем в СК телеграмму (за три рабочих дня до новой даты осмотра).

не приехали по телеграмме - разбираем, фотографируем, делаем экспертизу, шлем претензию с заключением независимого эксперта, ждем 10 дней, идем в суд.

В суде назначаем судебную экспертизу с осмотром, если ТС не восстановлено, или по материалам дела, подстраховавшись чеками на ремонт (обязанности предоставлять чеки у потерпевшего нет, но каждая бумажка склоняет чашу весов Фемиды). Если судебная экспертиза все подтвердила - тут зависит от практики конкретного суда - или получаем все по системе all инклюзив (ущерб, неустойка, штраф, стоимость экспертизы, представительские, почтовые...) или получаем только стоимость ущерба, услуги эксперта и судебные расходы - штраф и неустойка потерпевшему по мнению некоторых судей в таком случае не положены, т.к. страховщик не видел машину. Приехали к тому с чего начали, но потеряли полгода (в ЮФО такая практика, к сожалению, присутствует).


Каждый способ имеет право на жизнь в зависимости от степени повреждений - из-за пресловутого бампера ставить машину на якорь нецелесообразно, но в случае если в семье машины две - почему бы и нет.


На осмотре должен присутствовать или собственник, или доверенное лицо - если мужу без доверенности не хотят осматривать машину жены - это не прихоть эксперта, это так по методике. На практике если человек в момент ДТП был водителем и  в полис ОСАГО вписан - проблем не возникает.


При подписании акта осмотра необходимо уточнить у автора сего документа - финальная ли это редакция. Если ответ утвердительный - перед подписью все свободные поля прочеркнуть Z, иначе в акте может появиться особое мнение эксперта - "не относится к данному ДТП" или "имелись доаварийные повреждения".


После осмотра иногда в течение пары часов озвучивают сумму и предлагают подписать соглашение. В соглашении прописана эта сумма и отказ от претензий. Чаще всего сумма меньше на 20-50% о реальной стоимости ущерба, подписывать соглашение не обязательно. Оно лишает возможности судебной защиты, не давая взамен ничего кроме небольшого скачка времени - 3-5 дней или 20 дней при небольшом ущербе роли для большинства не играют.


Этап подачи документов и показа машины вроде подробно описал, следующей будет повесть о проведении "своей" независимой экспертизы, претензионной и судебной работе. Спасибо тем кто дочитал, большое спасибо тем кто понял.

Показать полностью

Действия с момента ДТП до получения средств на ремонт

Читаю Пикабу обычно в Яндекс-браузере, темы из топа. Пошел вал интересных историй от представителей разных профессий, от мебельщиков до фермеров. Решил тоже поделиться советами и рассказать о своей, гонимой нынче профессии "автоюрист".


Это название нынче звучит из всех утюгов, мы, мол, виноваты в невероятной убыточности сегмента ОСАГО. Под шум волны дорожают полисы, дешевеют запчасти в справочниках (а в магазинах наоборот). А за этим шумом прячется ненавязчивая отчетность страховых компаний (далее СК), которая пестрит миллионными прибылями.


Если не путать автомошенников и автоюристов в одну кучу, то по аналогии с белыми и черными хакерами белые автоюристы все же помогают людям, попавшим в беду, однако белых видит только человек, решивший сам пронести тяжкую ношу потерпевшего в ДТП, и не нашедший в итоге сатисфакции, когда опустились руки. К сожалению на длинном пути общения со страховой компанией навязчиво предлагают услуги коллеги с темной стороны. Способов убеждения много, некоторые перечислю. В своей голове держу некий алгоритм с if\else, попытаюсь понятно все изложить.


Итак, случилась неприятность - произошло ДТП. Если участников два, не причинен вред здоровью или имуществу участников или третьих лиц - то потерпевший обращается в рамках ПВУ в свою компанию, если больше двух - то в компанию виновника.


Благоприятным началом развития событий является ясность кто прав, кто виноват. Если спор о виновности имеет место, то усложняется и процедура общения с ГИБДД, предстоит общение с группой разбора, дознавателем, автотехнической и трасологической экспертизой и прочие радости.


Допустим, все ясно как белый день - кто-то догнал кого-то, все все понимают и зла на виновника потерпевший не держит. Если ущерб небольшой, то оформляется европротокол. Если виновник застрахован по КАСКО и он будет обращаться с убытком для ремонта - то европротоколом тут не отделаться, только оформлять классическим способом в ГИБДД. Часовые ожидания экипажа ДПС в прошлом. Сейчас можно (и нужно) сделать несколько фотоснимков авто с привязкой к местности, нарисовать схему ДТП, написать кто прав, кто виноват, и ехать в пункт оформления (часовые ожидания по закону сохранения энергии не исчезли совсем, а перенеслись сюда).


Хочу заметить, что каждое обращение виновника (а бывает что и потерпевшего, хотя это неправильно со стороны СК) по КАСКО влияет на страховую премию (цену полиса КАСКО) на следующий год страхования в сторону удорожания. Поэтому есть смысл соизмерить стоимость покраски бампера с удорожанием полиса, и, возможно не заявлять этот случай - переплата выйдет дороже.

Предложить ЮРуслуги могут буквально сразу после ДТП - катаются аварийные комиссары, которые обрабатывают водил прямо не отходя от кассы - сами заполним, сами сдадим, от вас подпись, от нас денежка. Вроде и удобно - с места ДТП уехал чуть ли не с зарплатой. А по факту дали укусить пирожок, вместо того чтоб дать целый.


По оформлению европротокола (он же "извещение о ДТП") уйма статей и видео, не буду останавливаться на этом моменте. Отмечу лишь, что для виновника ОБЯЗАТЕЛЬНО в течение 5 рабочих дней сдать свой экземпляр ЕП в свою страховую, ОБЯЗАТЕЛЬНО с отметкой о вручении - в соответствии с законом при невыполнении этой обязанности прилетит вполне обоснованный регресс (сумма страховой выплаты будет взыскана с виновника), судебная практика 100% в пользу страховых. Прилететь он может и через месяц, и через 35 - это блюдо, которое можно подать холодным.


Следующая обязанность виновника - в течение 15 дней свою машину не ремонтировать, т.к. СК может потребовать ее предъявить к осмотру. Сдав свой экземпляр ЕП и прождав законные 15 дней виновник волен делать что душе угодно.


У потерпевшего же праздник только начинается - записавшись на прием в свою страховую или отстояв очередь на подачу документов, потерпевший получает направление на осмотр. Возле отделов убытков тоже собираются представители юридических контор, предлагают в принципе то же самое что и аваркомы - сами подадим документы, а вам денежки заплатим. Если предполагаются скрытые повреждения (они в 90% случаев есть), лучше осматривать сразу на СТО с частичной разборкой автомобиля. Можно показать наружные повреждения возле офиса СК, снять бампер, крыло или что там еще мешает увидеть скрытые - и приехать дописать их в акт осмотра. Оба варианта имеют право на жизнь, первый экономит время и нервы, тем более что многие крупные СК сразу дают направления на осмотр на СТО.


Во время осмотра в зависимости от страховой у эксперта (он "независимый", но работает по договору со страховой) стоят разные задачи - либо увидеть ВСЕ повреждения, чтобы потерпевший получил выплату и был доволен, не пошел ни к юристам, ни к экспертам, ни в суд (так работает ВоСКресенье, РоГоноСец), либо прикинуться слепым Пью и написать только то что мешает ездить.


В первом случае экспертам и юристам ловить чаще всего нечего - на законодательном уровне протащили допустимую погрешность в 10%, чаще всего разница независимой и "независимой" экспертизы лежит в этих 10%. Во втором - добро пожаловать к "автоюристам".



Объем инфы, которую я хотел бы донести автолюбителям - пикабушникам, очень велик, а пост уже разбух. Если найдутся благодарные читатели - допишу продолжение. Если будет интересно - расскажу еще о перипетиях практической судебной работы юриста и эксперта.

Показать полностью
Отличная работа, все прочитано!