dedlagranj

Пикабушник
поставил 6 плюсов и 0 минусов
Награды:
5 лет на Пикабу
613 рейтинг 152 подписчика 0 подписок 7 постов 5 в горячем

Еще раз про КВН, Раис и всех всех всех

Тут перед Новым Годом пошла волна КВНского хайпа на фоне финала, Раис и прочего. Поддавшись ему, я посмотрел финал (хотя много лет до этого не смотрел никаких игр), а потом все обзоры и даже Агафона с Косяковым. А потом решил запилить пост про КВН. Но не про то, какое дно пробил Эрнст и измельчание игры и игроков, а про КВН вообще. Пост обращение к молодым - школьникам, студентам первокурсникам и прочим со взором горящим. В какой-то степени себе самому 17-летнему.


В целом, многим давно понятно, что есть КВН ныне, и многим понятно, что есть КВН в принципе. НО. Сейчас в Сочи заканчивается очередной фестиваль. Туда заявилось 600 с лишним команд. Говорят, это меньше, чем пару-тройку лет назад. Но это все же больше чем когда "КВН был тот". А это значит, что новое молодое мясо по прежнему в промышленных количествах поступает на алтарь культа игры, нет ИГРЫ. Потому считаю своим долгом еще раз сказать о некоторых неочевидных начинающему вещах, которые ждут потенциального игрока по дороге к Чемпионству Высшей Лиги Международного Союза Клуба Веселых И Находчивых, а также  о цене, которую возьмет с него за это чемпионство Дьявол, и насколько она увеличится, если не получится. Не я первый об этом скажу, не я последний, но считаю нужным выступить.


Итак, что такое КВН?

В первую очередь - самодеятельность. Их этому никто не учил. Развлечение для молодежи, интеллектуальное состязание, где мерилом как правило (не всегда) является юмор. То, чего не могут дать музыка и спорт.


Во-вторых - искусство на стыке жанров. Специфическое, надо сказать, искусство. Театр, кино, стендап, литература, клоунада, песни, танцы, пародия, импровизация - все в одном флаконе, понемногу и, как правило, не высочайшего качества, хотя попадаются и жемчужины. Отсюда сравнительно низкий входной порог - нужно несколько человек, чтобы каждый хоть что-то умел -  сказать фразу без запинки, в нужный момент скорчить рожу, и вот команда и вот выступление. Можешь рассказать анекдот со сцены, и ты в игре.


И, наконец, в-третьих и для этого поста главных - КВН это телепередача, продюсерский центр, Александр Масляков и компания. Организация, оседлавшая энергию молодежи и превратившая ее в коммерческий проект, пирамиду Маслоу(кова, гы-гы), где верхи обогащаются за счет ресурсов, генерируемых низами, не считаясь с последними. Когда же тот, или иной элемент этой пирамиды перестает приносить пользу - его просто выбрасывают. Любой элемент, кроме самого верхнего. В этом и есть проблема и об этом дальше чуть подробнее.


Вот, по каким-то причинам, ты начинаешь играть. Если хоть чуть-чуть получается, игра тебя затягивает. Это наркотик публичного массового восхищения. Зал смеется, стоящий на сцене получает его энергию. Кайф. А если выиграли? Еще лучше! Для новой порции этого ощущения можно недосыпать, забивать на учебу, отношения, карьеру и вообще на все. Многие так и делают. Сколько народу отчислилось из вузов чтобы играть? Сколько потом добились успеха? Бывает что игра тебя быстро высасывает полностью и вовремя выбрасывает, пока ты еще не успел понять что-либо. Это не плохо, это, можно сказать, повезло. Если нет, она тебя закаляет. Ты учишься писать юмор, держаться на сцене, импровизировать, жить в режиме перманентного цейтнота, и может даже совмещать все это с более-менее нормальной жизнью, особенно, если играешь недалеко от дома, лучше всего у себя в городе. В общем, это и не плохо, у человека может быть хобби, которое по мере взросления заканчивается, либо переходит на другой уровень. А закалка во взрослой жизни не помешает.


Но, сука, существует система. Священный Грааль - Высшая Лига КВН. Но поначалу где она и где ты и твоя команда? Как-то не думается о том, что придется делать выбор между "нормальной жизнью" и большой игрой. А вот Сочи, он для всех, кто найдет немного денег, туда попасть реально. А что про него рассказывают... Надо хоть раз съездить. И вот вы в Сочи. Праздник жизни, чуваки из телека на расстоянии вытянутой руки и ощущение БРАТСТВА. Да, КВН - это еще и субкультура. По возвращении наступает ломка. Ты хочешь обратно, но уже не андердогом, а чтобы молодые смотрели на тебя как ты смотрел на чемпионов и финалистов прошлых лет, а девки стояли в очереди к твоему номеру в Жемчужине. Все хуйня, все, через что ты прошел с командой, не имеет смысла, если не играть в официальный КВН и не попадать в телек. Капкан захлопнулся. Теперь ты в системе. Кастовой системе. Брахманы, кшатрии, неприкасаемые и прочие - в зависимости от того, кто, что, когда и как выиграл. Но это обман, иллюзия, ты в матрице. Сейчас выиграем эту лигу, затем другую, и, если нормально выступим в Сочи - попадем в Первую, а там.... Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи.


Пока ты занимаешься юмористическим КВНовским писькомерством с себе подобными, мимо идет жизнь. Вместо диплома ты становишься полуфиналистом КВН-Азия, вместо спортивного разряда - финалистом Уральской, вместо диссертации - Кубок-Хуй-Знает-Чего  и так далее. А что взамен?


А вот что. Как и все хорошее, такая жизнь раньше или позже закончится. Система тебя прожует и выбросит, вне зависимости от внутренних КВНовских регалий.Самое интересное, что чемпион Высшей Лиги такой же отработанный материал как и команда оленеводов, единственный раз сыгравшая в регионалке. Команда и игроки истощены и надоели, а потому больше не нужны. И вот ты уже вне игры с закономерным вопросом: "Что дальше?"  Если окажешься в числе лучших из лучших - станешь богат и знаменит, но это не точно. Учти, один Мартиросян уже есть. Если просто в числе лучших - уже вопрос. Где сейчас чуваки из линейки СОКа, Пятигорска, Утомленных солнцем, где Смоленск, Прима и прочие? Где ДЛШ? Система наебала их всех.


Главная проблема  в том, что по выходу из КВН, очень легко может оказаться, что ты кроме КВН нихуя и не умеешь. И тебе 35. И шоу, шоуменов, продюсеров и сценаристов уже как говна за баней и конкуренция сейчас за пределами КВН куда выше чем внутри. Притом есть куча путей в телек прямее и короче КВНа. Например, чтобы набрать аудиторию в интернете даже из дома не обязательно выходить. Так что в свои 35 ты должен будешь стартовать с тех же позиций что и 23 летние выскочки ни дня не игравшие в ИГРУ. И это будет не просто, твой специфический опыт против их энергии и креатива... хуй знает, хуй знает.


Да, мы видим много лиц из КВНа в телеке. В основном на ТНТ и в сериалах. И многие, кто сейчас играют, рассчитывают стать одним из них. Но если хочешь играть в кино и сериалах - учись на актера, писать сценарии - учись на сценариста. Стать продюсером - становись сейчас, не надо для этого годы тратить на КВН. Особенно жаль певцов, музыкантов, танцоров - КВН их убивает в профессиональном смысле.


И еще, почти все, что делают КВНщики, остается КВНом. Камеди, всякие камеди баттлы и смех без правил, - суть мутация КВНа, сериалы-ситкомы и скетч-шоу это сравнительно малые формы с юмором, характерные для КВН и не требующие глубокой проработки персонажа и сюжета. Стендап уже самостоятельный жанр, хотя и именно литературный юмор долгое время был лучшей стороной КВН. Прожарка в том виде как она есть у нас - тоже набор коротких шутеек, что так характерно для КВНа. Кстати и в стендапе и в прожарке полно людей в КВН не игравших. Другое дело большие цельные произведения - не даются, не формат КВНа. Вспомните любой фильм снятый квнщиками... Лучшее из этого как раз "КВНщики". Потому что люди сделали авторский проект, рассказали историю о том, что знают изнутри, в чем разбираются. А в драматургии и кинематографе не разбираются, отсюда и уровень прочих поделок. А чтобы в этом разбираться надо этому учиться, а не... ну ты понял. То есть даже немногие лучшие из КВНа с трудом могут тягаться с профи, особенно западными.


Так что, если ты хочешь писать юмор, или сценарии  - тебе в стендап и на сценарные курсы, если играть на сцене - тебе в театр, пусть и любительский, если хочешь прославиться - в интернет. КВН не нужен. А если прямо так уж нравиться игра - то не забывай, что это С А М О Д Е Я Т Е Л Ь Н О С Т Ь - заниматься можно, но надо и профессию иметь, а главное, развиваться в своей профессии. Помни - стране хватает свадебных ведущих.


Ну и в конце поведаю свою позицию по финалу и Раисам. Давным давно в две тыщи волосатом году я увидел по телеку выступление в Сочинской галке команды "Забайкальский вариант". Это было очень круто, жестко, не похоже на весь остальной тогдашний КВН, и самое главное смешно. Очень высокая плотность юмора, хорошая дурнина, не переходящая в космос, новые темы... Но как-то у них не пошло. Говорят, денег не  нашли, а может еще что - не знаю. А потом, году в 10-11 я оказался в Красноярске, как раз тогда, когда Раисы начинали в Азии. Увидел их там один раз и порадовался - была в них та самая дурнина и потенциал. В следующий раз увидел их по телеку уже в Вышке и это было совсем не то. Что-то случилось с ними. Искра не разгорелась, все погрязло в странных номерах со слабым юмором. Вятку видел только в телеке и они всегда были слабоваты. Не нанизывался на их концепт юмор в нужных количествах. И в финале были слабоваты, но с поездом было хорошо. А что касается этих 0,2, так в КВНе бывает все, в том числе и такое. За пределами игры всем похуй как кто у кого выиграл в КВН. Главное что человек умеет. Если больше ничего - его судьба печальна.

Показать полностью

Про хаты 6. Полы

Всем привет. Бесконечно долго не писал, так как абсолютно не было на это времени. Одно время даже заблокирован был акк - какие-то пидорги взломали, ну и как следствие... А теперь решил продолжить и по мере сил запилить еще постов несколько. Для развлечения и расширения кругозора себя и читателей.


Так или иначе, сегодня про полы. Для начала несколько тривиальных вводных. Принципиально пол - это некая плоскость по которой все ходят и на которой все стоит. В стародавние времена (в нашей стране даже и в начале прошлого века, а вне которых местах планеты и по сию пору) полом могла быть просто земля. В современном понимании дела обстоят чуть сложнее. Можно выделить минимум две составляющие пола - основание (черновой пол) и чистовое покрытие (соответственно, чистовой пол).  В зависимости от прошаренности в строительном деле можно и больше выделить, но пока нам хватит. Чистовой пол, это как раз то по чему все ходят, и на чем все стоит, ну а черновой - то на чем лежит чистовой пол. В принципе они могут совпадать.


Вначале об основании. Его задача - отделить помещение от того, что снизу (соседи, подвал, земля, бездна и т.д.) и служить подходящей основой для чистового пола. Поэтому основание должно быть а) прочным, чтобы ты не провалился к соседям/в подвал в общем туда куда тебе не надо б) жестким чтобы не шаталось под ногами, в) ровным чтобы было удобно. Кроме того, в многоэтажке не последнюю роль играет звукоизоляция, так что перекрытие, оно же основание, должно быть еще и звукоизолирующим. Задача чистового покрытия быть красивым и приятным на ощупь босыми ногами.


Если жилище уже в наличии, то скорее всего, основание пола относится к одному из двух типов  - либо "каменное" - чаще всего бетонное (монолитное или из плит типа ПК), либо деревянное  - балки, по которым настелены доски/фанера. Деление грубоватое, да и хрен с ним..

Так вот, как ни странно, что делать с полом при ремонте, ключевым образом зависит от того, какое имеется основание. И если оно деревянное, то не повезло.  Потому что
1. Маловато жесткости2. Маловато звукоизоляции3. Скрипит практически всегда

4. Маловато ровности

5. Протекает в случае чего


Для борьбы с неровностью и скрипом существуют способы , остальное практически неустранимо. Более-менее ровным деревянный пол можно сделать с помощью, например фанеры, более-менее тихим - с помощью клея, герметика и войлока. При этом надо отдавать себе отчет в том, что это поможет, скорее всего,  не так, чтобы надолго, потому что дерево имеет свойство гулять в довольно большом относительно камня диапазоне. Все остальное практически нерешаемо. Если правильно помню цифры, бетонные перекрытия обычно рассчитываются на нагрузку 800 кг/м ^2, деревянные - 400 кг/м^2. Из этого следует, что грузить деревянное перекрытие дополнительными слоями всяких стяжек, засыпок и прочего как бы не стоит. Другой нюанс заключается в том, что многие, если не все, современные материалы (линолеум, ламинат, кварцвинил и другие) образуют практически герметичный настил, который при этом не прилегает достаточно плотно к дереву, что в перспективе может привести к накоплению влаги и разрушению вследствие этого пола.


Исходя из сказанного, лично я пришел к выводу, что лучшее решения для деревянного перекрытия - простая окраска без лишних понтов. Дешево, быстро, концептуально, и даже в некоторой степени экологично. При этом не обязательно использовать старую добрую ПФ-266 дристопоносного цвета. Можно красануть акриловой, или, если деньги есть/не жалко - полиуретановой красочкой желаемого цвета, выйдет нормально. Конечно, мебель надо будет покупать на регулируемых ножках, хотя в большинстве случаев все не так страшно. Отдельной строкой идут санузлы. Там имеет смысл сделать фанерную (лучше из водостойкой) основу и на нее кафель.


Таким образом, если перекрытия деревянные, то чистовой пол и собственно перекрытие вполне себе могут быть одним и тем же, грубо говоря. С каменным перекрытием такое не прокатит. По крайней мере, в жилом помещении. Стандартный рецепт полов по бетонному основанию такой: цементно-песчаная стяжка, по необходимости самовыравнивающаяся заливка, чистовое покрытие. Лучше его дополнить слоем песка сантиметра 3 под стяжку для звукоизоляции, при этом не забыв демпфирующую ленту по стенам, чтобы стяжка была "плавающей" - отвязанной от  перекрытия и стен. Соседи снизу будут приходить реже. Есть, конечно, и специальные звукоизолирующие маты и рулонные материалы, про их эффективность могу сказать, что далеко не все из них действительно работают. Выбирать надо очень аккуратно. Ну и, само собой, стоит предостеречь горячие головы от использования утеплителей в качестве шумоизоляторов, это практически не работает. Для гашения звуковых волн нужны два свойства: масса и вязкость. У песка они есть, у пенопластов и ват - не всегда. Есть и разные другие варианты: сухие стяжки, полов по лагам (один из них в конце поста), но это редко и мало кому действительно нужно.


Теперь пару слов о чистовом покрытии. Во-первых, большинство из них требуют достаточно ровного основания (кривизна не более 1-2 мм на метр), собственно это и есть главная проблема с деревянным полом, обеспечить такие перепады довольно сложно. В других случаях выбор определяется вкусом и кошельком. Не претендуя на полноту, отпишусь по некоторым видам покрытий. В моей личной классификации напольные покрытия делятся на две основные группы: 1. дорогошописец  2. более-менее народные.


В первую группу входят пробковое покрытие, мармолеум, инженерная доска, паркет, кожаный паркети и все, что дороже 1500 р за квадрат. Поскольку нищеброд, много сказать про них не могу, но что знаю по интернету:


1. Мармолеум. Основная фишка - натуральность. Для фанатов гринписа с деньгами. На ощупь прикольно, вандалоустойчивость низкая. По всей квартире класть не стал бы, только в отдельных малопроходимых местах типа спальни, а лучше нигде.


2. Пробка. То же самое кроме натуральности. Категорически не допускать на нее животных. Но в спальне постелил бы.


3. Паркет. Проверено временем. Помимо того, что сам дорогой, требует особо прямых рук при монтаже и регулярного обслуживания (зато при наличии оного лежит веками). Боится воды и упавших кирпичей. Также натурально-экологично, хотя зависит от лака.


4. Инженерная доска. Прикольная штуковина, но дорогая. Если есть деньги, можно стелить везде, кроме ванной. Лучше ламината. В меру экологично.


5. Кожаный паркет. Вообще ничего не знаю. Вроде как дорогобогато и подходит даже для кафе-ресторанов, настолько прочная штука. Сюда вставил потому что вспомнил что такое есть.


Есть наверное еще что-то дорогое и прикольное, или просто дорогое - пишите кто что знает, если не лень


Во второй группе ламинат, линолеум, ковролин, кафель, кварцвинил и крашеные доски )


1. Ламинат. Он везде. Есть дешевый, есть подороже. Самого дешевого стоит избегать. В моей практике был случай когда трехсотрублевый ламинат просто не подходил сам к себе по пазам в замке. Укладывается просто, смотрится нормально, имитирует теплый ламповый деревянный пол. Поскольку целиком и полностью является продукцией химической промышленности, есть вопросы по выделению фенолов, фталатов, формальдегидов, стирола и прочей дряни, хотя вроде как декларируется его безопасность для здоровья. В любом случае бухать и закусывать колбасой вреднее. Друг от друга отличается классом. Брать надо только самый высокий, 34, притом водостойкий. Хотя такой высокий класс есть маркетинговый ход, но только так есть шанс получить достаточно стойкое покрытие. Ламинат низших классов истирается и разбухает от влаги. Хорошо еще чтобы была фаска. Так визуально аккуратней смотрится и от воды дополнительная защита. А грязь в стыки и так забьется, но из фаски ее хотя бы теоретически можно извлечь. Главный минус ламината - он уже всех зае никакой индивидуальности. Издержки массовости. Еще негативный нюанс.Тонкий ламинат на неидеально ровном полу - охрененный резонатор. Уронишь на пол крышку от бутылки - будь спокоен, сосед снизу об этом уже знает.


2. Кафель и прочая керамика. С ним все понятно. Главная фишка - водостойкость.Есть варианты на любой бюджет. Ванная, туалет обязательно. Прихожая, кухня, кладовка (если есть) по желанию. Остальные помещения не нуждаются. При этом надо помнить, что вообще-то керамическая плитка не является гидроизолятором. То есть она никак не не страдает от воды, но и не удерживает ее абсолютно герметично. Поэтому мокрые зоны имеет смысл гидроизолировать специальными составами на этапе черновых работ. Также, если нет желания всю прихожую видеть в кафеле, не рекомендую делать возле входа "кафельный пятачок" по эстетическим соображениям. Одно помещение - один пол.  Часто даже лучше одна квартира - один пол. И да, на полу должна быть именно что напольная плитка, а не стеновая. В противном случае будет скользко и проще закоцать пол. При использовании современных приблуд типа СВП нормально укладывается средней кривизны руками. Довольно прикольно сочетать с теплым полом.


3. Кварцвинил. Про него знаю только то, что читал в интернете. Судя по всему, довольно прикольная вещь, нормальная альтернатива ламинату. Почти неубиваемая, приятная на ощупь. Практически те же вопросы по экологии, что и к ламинату. Есть плитки с замком, монтируется так же как ламинат, есть которые надо приклевать - это геморнее. Воды не боится, вроде даже можно в ванной стелить, будет лучше кафеля. По деньгам чуть дороже ламината. Некоторые звукоизолирующие свойства присутствуют. Если приклеивать, то косяки основания не так критичны. О минусах не знаю, но по-любому они есть. Кто знает - поделитесь.


4. Ковролин. Про него бы и не вспоминал, но его по прежнему дохрена в строительных магазинах. Если коротко - никогда и никуда. Сборник говна и запахов навсегда. Если нужен текстиль на полу - купи ковер и положи на нормально покрытие, после чего раз в год вози в чистку.


5. Линолеум. Находка нищеброда. Долговечно, водостойко, дешево. Если промышленный, то еще и неубиваемо. Также есть вопросы по экологии как и с ламинатом. Главный минус - нереально поганые расцветки. Но при большом желании можно что-нибудь приемлемое купить, особенно в большом городе. К основанию не требователен, в комнаты до 15 квадратов (да даже до 20) можно просто стелить и не приклеивать. Главное занести в квартиру )). Единственно, грубые косяки проступают, так как материал повторяет рельеф пола, и то это чисто визуальный дефект, никак на остальную эксплуатацию не влияющий. Тем более, можно же грубых косяков на основании и не оставлять. Линолеум бывает бытовой, промышленный и коммерческий. Бытовой самый мягкий и быстрее всего задрачивается, промышленному ничего не страшно, но дубовый как дуб и цвета на любителя, коммерческий - промежуточный вариант. Если дома есть дети, собаки, женщины на каблуках, то я бы выбирал коммерческий.  Вообще линолеум несколько у нас недооценен. Считается что минимально приличный ремонт и линолеум не совместимы. (Ага, а ламинат по акции - пожалуйста). Наверное, поэтому и расцветки такие в магазинах. При этом в интернете видел вполне приличные рисунки линолеума, которые  можно нормально вписать в  хороший интерьер. Короче, при дефиците денег, лучший выбор - линолеум, и в жопу предрассудки. Да, несколько дешевит интерьер визуально, но хреновый ламинат делает это ничуть не хуже, а по деньгам разница заметная. К тому же линолеум в эксплуатации гораздо приятней. А если удастся подобрать подходящий рисунок - так и вообще нормально будет.


6. Натуральное дерево с ближайшей лесопилки. Только для мсье. Мне нравится. Что делаем. Если стяжки нет, то открываем учебник по сопромату, строительной механике или онлайн калькулятор балок и рассчитываем шагоных для нагрузки, скажем 400 кг/м^2. Так же надо рассчитать толщину половой доски (она вроде минимум 28 мм бывает). Монтируем лаги (они же балки) на основание, высталяя по уровню, между лаг насыпаем песок в качестве звукоизолятора. Накрывем паропроницаемой пленкой. Настилаем шпунтованную половую доску. Лучше если нарезать по метру - полтора и заторцевать тоже под шпунт, тогда можно сделать палубную раскладку. Желательно между лагами и настилом проложить полоски войлока/фетра. Строгаем, шлифуем, циклюем, может даже брашируем, потом лакируем, либо красим, кого на что хватит. На выходе хенд мейд, в модном стиле или кривое говно как в хрущевках 50 летней давности) Смотря у кого какие руки. Главная задача: найти хороший сухой ровный пиломатериал, что в нашей стране, занимающей первое место по объемам лесных ресурсов и имеющей 850 милиионов гектаров лесов КРАЙНЕ сложно.  Если доски будут не сухие - их поведет. Вообще-то много тут нюансов. Это вариант целиком завязанный на мастерство исполнителя и я его сюда больше для прикола написал. С другой стороны, если руки не из жопы, почему не заморочиться? Натурально и красиво же.


Еще пару слов про теплый пол. В квартире он может быть только электрическим. В виде провода в стяжке надежнее, пленочный - дешевле. Поэтому в ванную строго первый, в прихожую можно и второй, но лучше первый. В остальных местах квартиры, по моему мнению не нужен. В том месте, где теплый пол под кафелем особое внимание следует уделить качеству монтажа плитки. При периодических включениях-выключениях клей и основа нагреваясь-остывая, расшатывают потихоньку плитку и она может отклеится.


И последнее. Темный пол - светлые стены, светлый пол - темные стены. Ну или по кругу Итгена. 

Показать полностью

Про хаты 5. Инструменты

Всем привет, по мере сил продолжаю про отделку. Эта часть будет про инструмент для тех, кто решится на самостоятельные работы.


Начну с важного, но не для всех очевидного


1. Перчатки. Все, вообще ВСЕ работы должны делаться в перчатках. Об этом говорится практически в каждой статье и каждом видео про ремонт, и все равно многие и многие любители и профи мастырят голыми руками. Это неправильно. Перчатки а)защищают руки, б)оставляют их чистыми и в)оставляют чистым то, к чему эти руки прикасаются. Причем все эти функции выполняют даже простейшие хб перчатки  продающиеся в супермаркетах с продуктами. Другое дело, что хорошие перчатки выполняют свои функции лучше, а хватает их на дольше.  Также понятно, что для тонких работ нужны более тонкие перчатки, соответственно толстые - там где требуется более серьезная защита.  Обязательно найдутся такие, кто скажет, мол все это хуйня, пусть девочки и пидарки носят перчатки и делают маникюр, а мужчины работают вот этими вот руками. Долбоебы, что тут скажешь. Во время ремонта есть необходимость выполнять разные операции, в том числе довольно тонкие, соответственно делать их огрубевшими от ссадин и мозолей руками сильно хуже чем нормальными. Да, для ситуаций, где требуется особая чувствительность, можно перчатки ненадолго снять.  Кстати, вроде как в стародавние времена техника безопасности запрещала работу, например, топором в рукавицах. Ибо можно было потерять инструмент вместе с рукавицами. Только тогдашние рукавицы произвольного размера и современнве перчатки со специальным нескользящим покрытием это две большие разницы. Короче, перчатки нужны, и сильно экономить на них не стоит. Для себя я большинство работ сделал в таких.

Про хаты 5. Инструменты Квартира, Ремонт, Отделка, Интерьер, Дизайн интерьера, Мебель и интерьер, Длиннопост

По цене получается эквивалентно хбшным с пупырками за счет ресурса. Особая их ценность в ухватистости и нескользячности, что сильно упрощает, например, сборку мебели.  Пикча из магазина лысого, себе брал в обычном строительном супермаркете. Elementa получше, но пойдут и наподобие их, например Warn, они толще, живут меньше и не такие удобные но тоже работать можно.



2. Пылесос. Должен быть у всех, но есть не только лишь у всех. А должен быть у всех. Строительная пыль, сука, коварная. Она забивается в любую щель и достать ее оттуда бывает непросто, а то и невозможно. Это не говоря о том, что дышать ей неприятно и крайне вредно. При этом пыли реально много. Если квартира пустая, страдают оконная и дверная фурнитура, если в квартире что-то есть - все это страдает также. Пыль въедается в отделанные поверхности, одежду, чистовые материалы, даже если они еще не смонтированы. Она забивает инструмент, снижая тем самым его ресурс и увеличивая пожароопасность. Особо коварное дело - пыль в электрооборудовании. По идее все электротехнические изделия (розетки, выключатели, автоматы и т.д.) должны монтироваться после чистовой отделки, но на практике монтируются вместе с проводами и потом засераются этой самой пвлью. Опять же не всякий ремонт связан с демонтажом электрики, при этом пыль не отменяется. Забитый пылью, например, автомат может в случае чего свою функцию не выполнить, последствия чего могут быть самыми разнообразными, вплоть до возгорания. Короче пыль не нужна. И да, при найме рабочих наличие пылесоса есть хоть и не стопроцентный, но критерий отношения нанимаемых к своей работе и ее результатам. Дорогим пылесос быть не обязан, зато он должен быть строительным. Старый бытовой не пойдет, он очень быстро подохнет, а перед этим будет не столько всасывать пыль, сколько раздувать ее по всему помещению. На сегодняшний день минимальный пылесос стоит порядка 5-10 тысяч, что в общем бюджете составляет весьма небольшую долю.


Теперь про все остальное. Конкретный набор необходимых инструментов определяется производимыми работами, поэтому полного списка не получится. К тому же религий по этому вопросу много, я же изложу свой подход касаемо необходимого минимума.


Общее правило - чем инструмента больше, и чем он качественней, тем лучше. Однако, когда кто-то решается на самостоятельную отделку, финансовый вопрос играет не последнюю роль. И если профи могут укомплектоваться хилти, и фестулом с милвоки, то для частника сие нецелесообразно, ибо за цену комплекта можно нанять две бригады, которые тебе хату сделают и посуду помоют и на руках в нее тебя занесут. При этом далеко не у всех, кто отделкой зарабатывает, хватает бабла на топовые бренды. Чего уж говорить о любителях. Нах надо отдавать тридцатку за циркулярку, если после ремонта она будет лежать в гараже и в лучшем случае раз в год что-то отпиливать.  Но и самым дешманским китайским китаем работать не стоит, потому что измудохаешься, материал попортишь и нихрена не сделаешь, либо сделаешь сверхкриво, а еще это говно сдохнет почти сразу и пойдешь покупать более-менее нормальный инструмент, что на круг выйдет дороже, чем если сразу бы взял то что надо. Где-то есть золотая середина, но где именно - предмет многих холиваров. Далее изложу к чему пришел я.



1. К ручному инструменту для любителя особых требований предъявлять нет смысла, так как при работе им большее значение имеет навык и радиус кривизны рук нежели собственно навороченность инструмента. То есть чтобы в полной мере ощутить и использовать преимущества молотка типа powerstrike за 20 баксов надо быть профессональным столяром и не выпускать его из рук по 8 часов в день. А забить с полсотни чопиков под саморезы можно и дедовым из гаража. Тем не мнее


2. Нельзя иметь дела с инструментом Stayer. То есть вообще ничего нельзя покупать с такой надписью. Развалится до того как возьмешь в руки.


3. Matrix, Зубр, Кратон и прочий китай, маскирующийся под "российский бренд", иногда можно (ручной), но только не там, где требуется износостойкость. То есть какой-нибудь молоток или гаечный ключ пойдет, а битки для шуруповерта, или что-либо режуще-пилящее уже не.


4. Пилить-резать-рубить-сверлить дешево и хорошо можно настоящим российским инструментом. Остались еще несколько советских заводов, делающих пилы, сверла, резцы, фрезы и т. п. из нормального металла. Вся проблема в том, что в леруа и ему подобным супермаркетах этого не купить. Потому ищите и обрящете. Если нет, то


5. Расходники по возможности хорошие дорогие. В целом выходит дешевле или так же как паршивые дешевые (опять же за счет ресурса), но работать ими быстрее, хватает на дольше, результат лучше. Помимо расходников для электроинструмента, это также относится к кисточкам, валикам, шпателям, сегментным лезвиям и т. д. и т. п


6. Важное дело инструмент измерительный. Лучше разорится на хороший. Особенно касается угольников.


7. Электроинструмент. Для частного применения,  как правило, достаточно интерскола или фиолента. Иногда даже и честный китай пойдет, но это уже лотерея. Отдельно надо сказать про шуруповерт. Его надо брать самый лучший из доступных и только на литиевых батарейках. В них все дело. Вообще какой-нибудь калибр крутит более-менее нормально, но ресурс аккумулятора ничтожен, а его замена практически эквивалентна новому шурику. Вообще, если собрался экономить, забудь про аккумуляторный инструмент. Механику китайцы минимально могут, аккумы - нет, по крайней мере задешево.


Теперь некоторые мысли по минимально необходимому набору электроинструмента.


8. Лобзик не нужен. Непонятно почему его почти все покупают чуть не в первую очередь. Фрезер и циркулярка решают все лобзиковые задачи лучше. Притом фрезер нужен чаще чем можно изначально предполагать. Понятно, что прямая функция фрезера отнюдь не распил. Тем не менее, за неимением гербовой бумаги можно использовать писчую. В любом случае, если денег есть на что-то одно, и нужен максимально универсальный инструмент - надо брать фрезер, а не лобзик.


9. Перфоратор нужен только трехрежимный. Все остальное ересь. Ударная дрель тоже ересь. При хорошем шуруповерте можно обойтись и без обычной дрели.


9. Лазерный уровень нужен. Пойдет простейший, способный отбить вертикаль и горизонталь. Дополнительные навороты могут быть полезны, но принципиально не необходимы.  При работе в четыре руки и более можно вообще обойтись жидкостным, отвесом и шнуркой хоть это небыстро и грязновато. При работе в одиночку без лазера вообще пичаль. В целом уровень - это то, что используется постоянно, поэтому лучше купить и пользоваться.


10. Штроборез нужен. Если стены кирпичные, пойдет фиолентовский, или типа него (суть болгарка с кожухом и под два диска) только диски надо поставить качественные и не алмазные чтобы не стачивались. С панелью и монолитом сложнее, но принципиально тоже можно простеньким обойтись. Надо только его периодически остужать  чтобы не сгорел. Будет дольше, но все равно это лучше чем вообще без штробореза. И еще. НЕ ПИЛИ ШТРОБЫ БОЛГАРКОЙ. Можно стать калекой а то и сдохнуть, если диск неудачно разлетится. И не надо херачить одним перфоратором без прорезки штроборезом. Это онанизм и грязь, а также перерасход шпаклевки на заделку получающейся канавы. Для проводов штробы делаются без перфоратора вообще. Две-три-четыре тонких параллельных штробы пропилить быстрее чем дрочить  стену и соседей ради одной широкой. Под трубы - другое дело, но там и совокупная длина штроб другая.


11. Есть смысл заморочиться на шину для циркулярки (фрезера). Можно купить, даже для интерскола есть, правда только под определенные модели пил. Можно и сколхозить, зависит от того, что и как надо пилить. Если нужен пил мебельного качества, лучше иметь заводское изделие.


Все остальное нужно эпизодически, и в этих случаях имеет смысл пользоваться услугами проката. Например торцовка, плиткорез, шлифмашинка. Как правило, такие вещи  нужны на несколько дней, и более не используются, следовательно  покупать их нерационально, плюс к тому в прокате, как правило, инструмент хороший, чтобы не слишком быстро задрачивался. Обратной стороной медали является то, что прокатный - значит ничей, и никто за ним особо не следит, притом именно тебе может попасться уже убитый инструмент, который запоганит весь материал. Кстати торцовую пилу хотя бы простенькую, приобрести в свое безраздельное пользование можно. Штука это весьма удобная.


И еще пара мыслей на общие темы.


12 Струбцин много не бывает.


13. Покупая незадорого (да и задорого) набор коронок, смотри чтобы была на 68 мм. Она самая ходовая ибо ею делаются отверстия для подрозетников. Даже можно сказать что другие размеры не нужны, так что и набор брать не нужно.


И наконец, средства защиты. На них все всегда забивают, но это неправильно. Достаточно одного единственного факапа, чтобы критическим образом убавить здоровья, вплоть до деревянного макинтоша. И кому тогда твоя экономия будет нужна? То что ты всю жизнь работал в одних трусах, и ничего не произошло отнюдь не означает, что так будет и впредь. Минимально надо иметь (одетым на себя):

- перчатки,

- очки,

- нормальные рабочие ботинки,

-  правильная роба с длинным рукавом,

-  шапка.


В общем, на этом  про инструмент заканчиваю, ибо нельзя объять необъятное.

Показать полностью 1

Про хаты 4. Кто все это будет делать

Итак есть жилье, есть проект, надо приступать. Кому все это делать? Есть следующие варианты


1. Все сам. Ну там брат-сват-жена-теща-кот на подхвате.

2. Все пусть делают специально обученные люди

3. Промежуточный. То есть что могу сам, остальное - нанимать.


Лично мне больше всех нравится первый вариант, и за него я и буду агитировать, хотя и понимаю, что это подходит не всем. Если ты

а) девочка; 

б) работаешь более чем на 2-х работах (или просто по 12 часов в день);

в) клинический рукожоп;

г) имеешь проблемы со здоровьем, которые не позволяют заниматься более-менее интенсивным физическим трудом;

д) тебе досталось охрененно огромная конура и ты хочешь заселится в нее в этой жизни; 

то, в общем, придется нанимать народ хотя бы на самые грязные/тяжелые/аккуратные (нужное подчеркнуть в зависимости от своих возможностей) работы. Тем не менее, даже при наличии всех этих факторов сохраняется возможность что-либо в своем ремонте сделать самостоятельно (как минимум - проект) и пренебрегать ей отнюдь не стоит.


Самостоятельная работа имеет следующие плюсы:

Никаких посторонних мужиков, ссущих в твой унитаз и знающих твой адрес. Казалось бы, паранойя, однако в строительных бригадах бывают весьма своеобразные персонажи, в том числе, имеющие проблемы с законом, бухлом, наркотиками и головой. Чаще заняты самым низкоквалифицированным трудом. Бывают и просто оригинальные ребята с оригинальным мышлением и взглядами на мир вообще и твой ремонт в частности, способные заебать любого. Нахера они нужны в твоем доме?

Цена. Любая работа стоит денег, а хорошая работа - хороших денег. Делаешь сам - никому не платишь. Хотя тут не все так однозначно, но об этом ниже.

Качество. Работа для себя и для постороннего делается с абсолютно разным подходом. Те косяки, которые ты сам для себя будешь методично исправлять, “профи” в 99 процентах случаев просто спрячут. Особенно чувствительно это в инженерных системах. Насколько прикольно жить с замурованным в стену кабелем с нарушенной изоляцией?

Удовлетворение. Этот пункт поймет тот, кто хоть раз смотрел на результаты своей удачной работы.


Есть, безусловно, и недостатки:

Время. Как же долго все происходит, когда делаешь все сам. Как ни крути, а большинство из нас имеет работу, поэтому ремонтом можно заниматься по выходным, вечерам и в отпуске. При этом обычные дела типа приготовить поесть, постирать, поиграть с детьми, прогулять собаку, бухнуть с друзьями или без, тупо отдохнуть наконец никуда не деваются. Значит, времени на ремонт еще меньше. При этом отодвинуть дела, конечно, можно, но делать это бесконечно нельзя, ибо они имеют свойство копиться. И если с друзьями и собакой можно как-то договорится, то с основной работой так не получится. Как только ты начинаешь меньше работать, ты автоматически теряешь в доходах, а они ой как нужны при ремонте. Поэтому то, что занимает у профессионалов неделю, самостоятельно выполняется в течение нескольких месяцев.

Цена. Все в мире имеет свою цену. В том числе собственный труд. Тратя свое время, тратишь свои деньги. Как правило это происходит неявно. Казалось бы отлично, вечером залил стяжку в туалете, а с утра пошел на работу и заработал бабла услоано на кафель. Однако если ты вместо нормального вечернего отдыха и полноценного сна таскаешься с ведрами и цементом до трех ночи, то с утра работа пойдет несколько хуже. И это в течение нескольких месяцев, а то и лет. А как уже было сказано - хуже работаешь = хуже зарабатываешь. Кроме того, есть и явные переплаты. Поскольку ты частник, все материалы приходится покупать в розницу, и максимум возможной скидки, это 5-10%, тогда как у тех, кто отделкой зарабатывает на жизнь в том же магазине скидка может быть процентов 30-35. Плюс к тому нужен разнообразный инструмент, который тоже, мягко говоря, не бесплатный. Теоретически даже возможна ситуация, когда найм спецов отбивается за счет экономии на материалах.

Качество. Никто не может быть хорош во всем, особенно если делает что-либо впервые. Мастера из бригады имеют специализацию и опыт. Ты же будешь делать одни вещи второй-третий раз за жизнь, а другие вообще впервые. Конечно, можно компенсировать недостаток опыта аккуратностью и за счет скорости исполнения, а кое-где и переделать несколько раз до достижения желаемого результата, но все равно такая компенсация не будет стопроцентной. В общем как ни пыжся, профи сделает любую работу лучше новичка, то есть тебя.


Преимущества найма бригады вытекают из недостатков самостоятельного ремонта и наоборот. Если исходить из вышесказанного, то объективно чаша весов склоняется именно в сторону профессионалов. В принципе, в идеальном обществе, где каждый занят своим делом, которое у него получается лучше всего, поручить дизайн и ремонт своего жилья тем, кто на этом специализируется было бы лучшим и единственно правильным решением. В реальном же мире абсолютное большинство ныне работающих отделочников - халтурщики и бракоделы. Немало среди них и обычных кидал. Конечно, есть и хорошие и даже отличные специалисты, но во-первых, они реально дорогие, во-вторых, найти их можно только через сарафанное радио и в третьих, они могут позволить себе выбирать работу, то есть далеко не факт, что они возьмутся за твою однушку в убитой хрущевке. Причиной может быть, например, то, что стоимость их услуг сопоставима со стоимостью самой квартиры. Ну а все остальные в массе своей работают паршиво. Нет, есть нормальные недорогие мастера, но найти таких КРАЙНЕ сложно. Рекламу они практически не дают, так как работой их в избытке обеспечивает собственная репутация. Соответственно, если спросить рекомендаций не у кого, то твои потребности никак не пересекутся с их возможностями. Если искать по объявлениям - практически гарантированно попадешь на рукожопов. Почему-то у нас каждый, кто с перфоратором, называет себя отделочником, хотя максимум на что он годится - переноска этого перфоратора с места на место без возможности доступа к розетке.


Как мне видится, причина такого положения вещей в повальной рукожопости городского населения. Слишком много народу боится взять в руки отвертку с дрелью и сделать что-нибудь для себя, потому что “ну хер знает, накручу там чонибудь не так” и в итоге существует такая, например, профессия, как “сборщик мебели”.  За что они получают деньги?Что они делают такого, с чем не в состоянии справится 12-летний школьник?Я это не к тому что сборщики мебели бесполезны или как-то ущербны, я к тому, что в ситуации, когда слишком много народу не дает себе труда даже попытаться сделать простую работу своими силами, любой, кто не боится взять инструмент в руки, автоматически становится мастером. Как следствие, практически каждый человек, имеющий две руки, доступ в интернет и небольшой инструментальный набор в состоянии сделать ремонт у себя в квартире не хуже, а чаще лучше, большинства “профессиональных” отделочников.


Таким образом, моя точка зрения такова. Можно сыграть в лотерею качества, заплатив неизвестным людям, и получив на выходе неизвестно что. Вероятность выигрыша в такой лотерее менее 5 %. Лучше взяться за дело самостоятельно. Да, это однозначный компромисс по качеству, (если делать самому, получится гарантированно хуже чем у настоящих хороших профессионалов), да попадос по времени и силам, да переплата за материалы и да, необходимость раздобыть инструмент. Взамен получаешь прогнозироуемое, или по крайней мере, целиком зависящее от себя самого качество исполнения, которое практически наверняка будет выше, чем у тех 95%, которые пользуются услугами рукожопов. Насколько выше - как уже сказано, зависит только от тебя. При этом надо понимать, что врожденная кривизна рук не полностью, но в значительной мере успешно компенсируется инструментом и стремлением сделать качественно. Не боги горшки обжигают. Кроме того, грамотные дизайнерские решения (также принимаемые самостоятельно) способствуют избавлению от сложных отделочных работ, что также благотворно сказывается на конечном результате. Переплата за материалы может быть минимизирована за счет растянутости работ во времени и благодаря различным акциям и распродажам, а инструмент ... про него отдельный разговор, но в общем, тоже можно сэкономить. Короче по данному вопросу свою позицию обозначил, можно ее оспаривать.


Пока что ничего не сказал про третий вариант, то есть часть делаешь сам, часть - работяги.

Сюда же отнесем попытки выкружить копейку малую, приглашая на разные работы разных мастеров, не состоящих в одном коллективе. Типа эти штукатурят подешевке, а сантехнику сосед Петрович сделает. Объективно - этот вариант хуже всех. Потому что не ясно с кого спрос. Когда работаешь сам - все понятно, когда бригада - все вопросы к бригадиру и не важно кто накосячил. Если же штукатурят одни, а обои клеят другие, неизбежно возникает перевод стрелок, и хрен что кому докажешь. Штукатуры крошат батон на электриков, электрики - на штукатуров, мебельщики на всех сразу. И, естественно, каждый из них непогрешимый профи весь в белом и на коне. А у тебя кривые стены, кривая мебель и нерабочая электрика. Кроилово, приводящее к попадалову в дистиллированном виде.  С другой стороны, некоторые работы все равно выполняются специально обученными людьми, даже если ты нанял бригаду, и ее бугор за качество этих работ ответственности не несет и так же переводит стрелки. Как правило, речь идет о дверях, окнах и натяжных потолках. Относится к этому нужно как к неизбежному злу. Действительно хорошие бригады абсолютно все делают сами, в том числе и указанные работы, ибо отвечают за результат, а всего один рукожоп на объекте может серьезно оный ухудшить. Просто хорошие и не очень бригады - привлекают монтажников со стороны контор-продавцов. Видимо, много на этом не заработать, а гемора меньше. Если делаешь сам, все равно придется скорее всего что-то такое заказывать. Как правило, это работы, которые в одного сделать очень сложно, или не имеет смысла. Например, монтаж входной двери (теоретически можно и самому с друзьями вонзить, но тогда слетаешь с гарантии на замки, например), или те же натяжные потолки. Тоже неизбежное зло, которое, тем не менее, по возможности, надо минимизировать.


Теперь как быть если по одной или нескольким из указанных в начале поста или любым другим причинам делать самостоятельно - не вариант. Тогда нужны исполнители. Искать оных можно ТОЛЬКО через знакомых, которые уже пользовались услугами строителей. Поиск по объявлениям - кратчайший путь к попадалову, хорошо если только на деньги, вложенные в ремонт. А то можно и сдохнуть в буквальном смысле (например, сгореть). Если нет знакомых - расширять круг до знакомых знакомых и их знакомых. При этом рекомендациям клиентов, у которых ремонт уже сделан, нельзя верить на 100 % и даже на 70. Вполне может оказаться, что рекомендатель окажется существенно менее взыскательным к качеству потребляемых услуг чем ты, или просто не имеет вкуса и правильных представлений о качестве. Вообще, достоверно узнать насколько хороши исполнители заранее невозможно. Помимо отзывов есть лишь несколько косвенных признаков, по которым можно определить квалификацию строителя:

1. Цена. Хорошее дешевым не бывает. Другое дело, что не всегда можно себе позволить слишком дорогих мастеров, а с другой стороны, многие криворукие обезьяны не стесняются ломить ценник, а многие нормальные мастера работают по средним, или чуть выше средних расценкам. Но совершенно точно за бутылку водки работу премиум класса вам никто не сделает.

2. Нормальных работников мало, а потому их время расписано на несколько месяцев вперед. Конечно, всегда ремонт нужен здесь и сейчас, но лучше подождать, в конечном итоге дешевле выйдет.

5. Нормальная смета. Вариант "сделаю все за Х тыщ" не есть признак профессионала. Профи знает что сколько стоит и почему.

3. Инструмент. Хорошие мастера работают хорошим инструментом. Это ускоряет работу и увеличивает заработок. Конечно, не каждый таскает с собой свой инструмент везде и всюду, да и уметь надо отличать хороший инструмент от разного говна, а это не всякий заказчик может. Но все равно, если есть возможность - инструмент стоит заценить.

5. Размер предлагаемой скидки на материалы. Чем дольше работает коллектив, тем большую скидку он, как правило, может предложить заказчику. Здесь стоит быть самому в курсе цен, чтобы сложнее было надуть тебе в уши.

6. Никаких предоплат.

Как бы то ни было, все это не есть стопроцентные критерии, главное все равно всегда выясняется после начала работ.


Теперь пара слов о договоре. Имея дело с хорошим мастером, работающим на репутацию, с договором можно не париться, мастер и так сделает хорошо. Но какой мастер тебе попался, заранее неизвестно, поэтому договор нужен всегда. И также всегда его нужно внимательно читать. Еще лучше - составлять самостоятельно или вносить нужные себе правки в типовой. К договору в обязательном порядке должны прилагаться проект и смета, иначе результат непредсказуем. Неплохо, если договор заключается с юрлицом. По крайней мере, тупо кинуть тебя в таком случае чуть сложнее. Из-за этого их услуги несколько дороже. К качеству работ наличие/отсутствие офиса прямого отношения не имеет. Правильный принцип - поэтапная приемка работ с составлением акта приемки. Особенно это касается скрытых работ. Заштукатурили провода или трубы до подписания акта? Работа не оплачивается и осуществляется демонтаж. Залили стяжку в ванной без подписанного акта приемки гидроизоляции - работа не оплачивается и осуществляется демонтаж. Естественно, бесплатно для заказчика. Все это осуществимо, только если прописано в договоре. В противном случае - "работа сделана, хозяин, плати". А то что сделана хреново, или вообще не сделана, а материалы молча спизжены, - недоказуемо.


Ну и наконец, кто бы ни был исполнителем ремонтно-строительных работ в твоем доме - лично ты должен назубок знать проект во всех нюансах. Поэтому лучше всего сделать хотя бы его самому. В крайнем случае - не слезать с дизайнера, пока не разберешься во всех решениях и нюансах их реализации. 

Показать полностью

Про хаты 3. Начало начал - проект

Всем привет. Продолжим-с. Будем считать, хата есть. Теперь надо ее отремонтировать.

С чего начать? Ответ однозначный - начинать надо с проекта. Всегда. Никаких исключений. На этом месте предвижу множественные возгласы типа "да нах он нужен, нех выёбываться - бери и делай, я так всегда поступаю", или "просто надо нормальную бригаду нанять", или "просто надо знать чего хочешь и можешь", или "какой нах проект на 30 квадратах, что там выдумывать" ну и т.д.  На это есть ряд аргументов.


Первое. На самом деле проект есть всегда. Просто иногда (часто) он не является стопкой бумаги, или набором файлов на компе/флешке/телефоне а просто помещается в голове. Типа "на кухне будет кафель, по остальной хате ламинат, обои купим по акции,  мебель тоже".  В таком варианте, конечно, разговор о проекте беспредметен. При этом лично я такой подход отвергаю начисто и призываю к этому всех читателей. К действительно удобному и комфортному дому такой путь не ведет.  


Второе. Предположим, вы хорошо подумали над тем, что хотите видеть каждый день многие годы в своей квартире. Фраза "проект не нужен" подразумевает что итоговая картинка хранится у вас в голове и может быть доступно изложена исполнителю. Теоретически такой вариант может быть рабочим. Но только при условии, что в квартире (небольшой) жить вы будете один и все работы будут выполнены самостоятельно, либо под жесточайшим и постоянным  контролем исполнителей с вашей стороны. Вообще говоря, контроль наемных рабочих необходим всегда, но в отсутствие проекта он должен быть поистине всеобъемлющим. Все дело в эффекте испорченного телефона, у одного человека картинка в голове одна, у второго она же может весьма сильно отличаться. Фраза "здесь будет унитаз" часто всегда означает "примерно здесь плюс минус полметра скорее всего будет унитаз если влезет". Таким образом проект позволяет устранить разночтения когда в ремонте участвует более 1 человека. При этом проект может и должен существовать в разных видах. Для жены нужна картинка на мониторе, а для мастера - чертеж с размерами.


Третье. Проект = экономия. Даже если желаемая картинка хорошо укладывается в голове, в процессе ее реализации неизбежно возникает куча нюансов. Как правило, они касаются инженерных вопросов. Сюда забыли дотянуть розетку, здесь дверь перекрывает выключатель, там шкаф не встает по ширине и т.д. Гораздо лучше, если все это всплывет до того как будут куплены и/или использованы стройматериалы. Кроме них еще и время сэкономится.


Четвертое. Если ремонт выполняется наемной бригадой, наличие проекта - единственный способ получить на выходе ровно то, что задумывалось изначально. Наемные мастера всегда, в 100 % случаев при малейшей возможности делают так как удобно им, а не так как запланировано заказчикос. Особенно, если проверить их работу трудно или невозможно. Это можно считать аксиомой. Исключений не бывает. Проект позволяет а) договорится с исполнителем "на берегу" б) грамотно предъявить за косяки. Например, некто заштукатурил вам ванну гипсовой штукатуркой. Можно устроить с ним холивар на тему приемлемости данного технического решения, а можно ткнуть носом в подписанный им проект и на том закончить.


Пятое. Если делаешь сам, то проект - способ ничего не забыть, а значит - минимизировать переделки.  В качестве примера - розетка под вытяжку на кухне. Про нее забывают чаще всего.


В необходимости проекта, надеюсь убедил. Теперь как его делать. Можно заказать, но это а) дорого, б) неспортивно. Короче не наш путь.  Более развернуто свою позицию по данному пункту постараюсь дать в следующем посте. При этом для больших квартир и больших бюджетов заказ проекта у спецов оправдан и является единственно верным решением, ибо для его выполнения нужны опыт и знания, которых у многих из нас не хватает. Но и в этом случае вначале стоит поприкидывать самостоятельно. У кого элитной жилплощади нет - проектируем сами.


Как делать проект? На компьютере средствами трехмерной графики. Некоторые типа дизайно-интерьерские ресурсы советуют, мол если не умеете работать в специальных программах, можете чертить на миллиметровке, или нарезать из бумаги кусков, обозначающих диван там, холодильник, ванну, унитаз и т.д., и двигайте их по нарисованному на куске обоев плану квартиры. Так вот это все хуйня. Проект ремонта в 21 веке должен быть трехмерной электронной моделью и больше никак. Все остальное ересь и профанация. Электронным проект должен быть для того, чтобы можно было оперативно исправлять обнаруживающиеся по ходу разработки косяки. Трехмерным - для наглядности. Здесь стоит вспомнить про известный инженерный принцип: то что работоспособно, надежно и правильно - всегда красиво.


Если нет навыка трехмерного моделирования - надо его приобрести. Для этого понадобится программка SketchUp от Google (бесплатная), ютуб и 20 минут времени. Для того, чтобы научится рисовать и комбинировать простейшие фигуры достаточно. Принципиально этого уровня достаточно для подготовки минимального и достаточного проекта. Слишком детальная проработка элементов интерьера необязательна, главное - размеры, потом компоновки и трассы прокладки инженерных систем (электричество, интернет, вода, канализация и т.д.). Почти любой объект в интерьере может быть представлен как набор параллелограммов, а значит, освоив две операции, можно более-менее достоверно изобразить практически все что нужно. Абсолютное большинство выполненных на заказ дизайн-проектов сегодня делается именно в скетчапе. Освоить его способна любая обезьяна, системные требования минимальны, качество картинки на высоте. В общем для чайника лучше не придумать.


Далее приступаем к рисованию моделированию. Замеряем все стены и проемы в квартире и с точным соблюдением их размеров и отрисовываем квартиру в 3D с учетом высоты потолка. Если все сделать правильно, то получатся еще и толщины перегородок на электронном макете. Далее заполняем свою виртуальную жилплощадь виртуальной мебелью и сантехникой. Естественно, учитывая реальные размеры оной. То есть надо пойти в магазин, померить приглянувшийся шкаф, или диван, отрисовать его и попытаться разместить. Заодно станет понятно - подойдет он, или нет. Самое главное -  нужно погуглить минимальные размеры функциональных зон и правильные размеры мебели.  Например, расстояние между обеденным столом и стеной должно быть не менее 75 см чтобы туда можно было поставить стул на котором будет удобно сидеть взрослому. Если нужно проходить за сидящим - расстояние надо увеличить хотя бы до 110 см. Проход между кухонным гарнитуром и стеной также не должен быть меньше 75-80 см если нижние ящики не открываются и 120 если открываются. Ну и так далее. Нарушать эти размеры крайне нежелательно, ибо ведет сие к беспощадной тесноте в и без того небольшой квартире. Если же квартира большая а функциональные зоны меньше минимально комфортных - еще обиднее.


Немного поупражнявшись, вы увидите, что во первых, стандартная мебель никак не хочет удачно располагаться в ваших квадратах, и во-вторых, размеры этой мебели не соответствуют стандартам эргономичности. В частности, считается что оптимальная высота кухонной столешницы для человека ростом выше 165 см должна быть не меньше 90 см. При этом стандартная высота - 85 см (под высоту плиты). Оптимальный размер обеденного стола для 4-х человек 80 на 120 см, а в массмаркете преобладает 70 на 110, и так далее. Отсюда возникает необходимость изготовления мебели по индивидуальным размерам. Значит, эта мебель также должна быть спроектирована. Принципы трехмерного моделирования вам уже знакомы, следовательно и эта задача по плечу. Наличие мебельного проекта существенно упрощает диалог с мебельщиками, а если руки не совсем из задницы, то и делает возможной серьезную (вплоть до пятикратной) экономию на изготовлении последней своими силами. Подробнее об этом в других постах. Как правило, по своим размерам стоит делать кухню и различные шкафы, обеденную группу, диваны и кресла проще подобрать готовые, кровать - по вкусу, можно делать по своему проекту, можно брать готовую, с точки зрения размещения все равно упретесь в стандартные размеры матраса.


Когда мебель будет размещена, станет понятно, какие углы должны быть строго прямыми, а какие можно сделать на расслабоне. Если кто не в курсе, в среднестатистической квартире прямых углов и параллельных стен нет вообще. Задача отделочника - сформировать таковые. Углы, в которых не будет установлена корпусная мебель (шкафы, кухонные гарнитуры и т.п.) могут не быть строго прямыми, желательно только, чтобы они были постоянными по всей высоте стены - так лучше наклеиваются обои. Если в таком непрямом углу планируются полочки - есть смысл отступить сантиметров 5 от угла чтобы его непрямоугольность не бросалась в глаза. То же касается стен. Конечно, прямая стена лучше кривой, однако, например, при отсутствии примыкающего к кривоватой стене прямого шкафа небольшая неидеальность будет незаметна. Никого к этому не призываю, но за счет неидеального выравнивания неответственных участков стены можно сэкономить время, силы, материалы и деньги.


Далее располагаются розетки, выключатели, точки подключения к интернету, выводы водоснабжения, канализации, вентиляции и т.д. после чего надо прикинуть и прорисовать трассы кабелей и труб, проходящие к ним. Если пойти  хардкору, то можно переносить стенки, проемы, менять кухню с сортиром местами и т.д. При этом надо понимать, что далеко не всякая перепланировка законна. Для бюджетного жилья перепланировки считаю излишними. После этого, проект в целом готов. Теперь надо одним глазом глядя в проект, а другим - на состояние жилья определится с глубиной ремонта. Надо ли снимать со стен штукатурку, а с пола стяжку? Менять ли трубы и проводку? Менять, или оставить окна? Все это решается по месту. В большинстве случаев помимо чистовой отделки придется менять проводку, шпаклевать стены и делать финишную стяжку пола. Остальное - факультативно. Если предстоит работа с наемной бригадой, все виды работ надо включать в проект. То есть там должно быть четко прописано, что демонтируется, как штукатурится, какие работы нужны по стенам, полу, потолку и все прочее. Степень подробности проекта может быть разной в зависимости от толковости исполнителей, но принципиальные для заказчика, то есть вас, моменты должны быть отражены обязательно.


Вообще, подготовить полноценный проект - все равно что сделать сам ремонт, только на порядки дешевле. При этом сам по себе этап проектирования весьма непростой и чуть ли не самый ответственный. Хорошие дизайнеры свой хлеб едят не зря. В некоторых случаях покупка проекта у дизайнера экономит сумму, превосходящую стоимость его услуг, при этом обеспечивая несравнимо лучший результат. При проектировании  работать приходится головой, а весь остальной ремонт делается руками.  Думать могут не только лишь все, поэтому так много квартир ремонтируется без проекта, и так много людей живут хуже чем могли бы, просто нарисовав себе проект.


По итогу


1. Проект нужен всем и всегда

2. Если планируется полномасштабный ремонт в большой квартире, проект не зазорно и заказать у спецов.

3. Для квартир, в которых живет большинство из нас, проект можно соорудить своими силами. При этом надо понимать, что необязательно делать кучу технической документации, оформленной по ескд. Практически всегда достаточно простой и наглядной картинки с размерами и комментариями.

4. Проектирование - дело непростое и не быстрое. Но оно того стоит, ибо семь раз отмерь - один отрежь. Все услия, потраченные на проект, отобьются экономией сил и денег при непосредственной реализации и комфортом при дальнейшем использования.


На этом пока и хватит про проект

Показать полностью

Про хаты. Выбор квартиры 2

Всем привет. В этой части по замыслу речь будет о новостройках. Правда я в прошлом посте не упомянул о деревянных домах. Поэтому сначала исправлю это и далее уже про новостройки.


Итак, деревяшки. Это особая, скажем так, каста среди предложений по недвиге. Теоретически деревянный дом может быть очень и очень комфортным жильем. На практике это встречается очень редко. Для того чтобы деревянный дом был комфортным, за ним нужно постоянно следить. Сушить, проветривать, держать в идеальном состоянии водоснабжение, канализацию, крышу, фасады и т.п. Более того, нужна правильная внутренняя отделка. Например пластиковые окна, посаженные на пену, да и вообще монтажная пена в любом виде деревянному дому категорически противопоказаны. Соблюдение всех этих условий в многоквартирнике - вещь, мягко говоря, нечастая. Правильнее было бы сказать - практически не встречающаяся. Однако лично мне доводилось бывать в хороших комфортных квартирах в деревянных домах. Как правило это были памятники архитектуры, периодически реставрируемые, а все владельцы/жильцы понимали где живут и относились к своему жилью соответствующе. Конечно, чаще все-таки наоборот - за деревянным домом не следят, и он очень быстро превращается в гнилой сарай, в котором сырость, вонь и плесень.  Такой вариант, естественно к покупке рассматривать не стоит даже думать.


Ключевая особенность деревянных домов - они горят. Прям дотла. По разным причинам. Может сосед алкаш заснуть с сигаретой, может старая проводка коротнуть, а могут и подпалить чтобы ценную землю в историческом центре освободить под очередную высотку. В силу этого в ипотеку деревяшку взять практически невозможно, что с одной стороны многих отсекает, а с другой - "деревянный" квадрат иногда чуть не вдвое дешевле "кирпично-бетонного".  Таким образом, если денег мало, ипотека не катит, а жить где-то надо, может иметь смысл поискать жемчужину в грязи.


Теперь про новостройки. По географии их можно разделить на два типа: результаты точечной застройки и в новых микрорайонах. Первый вариант в глобальном смысле плох для города, но, как правило, более привлекателен для частного покупателя. Главный плюс - инфраструктура. Новый дом в центре, где транспорт, школы, сады, магазины, кафе и т.д., что может быть лучше? Из минусов, скорее всего, будут проблемы с парковкой и вообще с придомовой территорией. Правда, это общая проблема большинства новостроек. Кроме того, цена. Она колеблется для таких квартир от конской до астрономической. Далее вариант новостройки в новом микрорайоне. Чаще всего, новый микрорайон означает лютый треш из муравейников на тыщщу квартир и припаркованных везде где можно и нельзя автомобилей. Если повезет, то будет школа и садик (или обещание их построить когда-нибудь), но чаще просто многоэтажки, как правило, панельные. Почему все это плохо - много и подробно писал, например, Варламов, а также многие другие, повторять не буду. Однако в последнее время стали появляться и более-менее по человечески спланированные микрорайоны, с какой-никакой инфраструктурой и относительно малоэтажные. Отдельно нужно сказать, что практически всегда новый микрорайон, даже хороший, испытывает серьезные проблемы с транспортом. Строить то строят, а автобусы, трамваи, троллейбусы пускать не торопятся. Потому спасают маршрутки и личные авто. В маршрутке неудобно, следовательно народ пересаживается на машины. Как как результат все узкие места в часы пик стоят в глухих пробках.


Другой вариант классификации новостроя - по материалу. Основных варианта три. Панельные, кирпичные и кирпично-монолитные. Панельки хуже всего, кирпично-монолитные лучше, чисто кирпичные тоже нормально.


В целом строить панельные дома в 2017 году суть преступление. Данная технология давно устарела и имеет  перед остальными только ценовое преимущество. Чем с успехом и пользуются застройщики, впаривая панельное говно в разы дороже его реальной стоимости. В полном современном смысле комфортным  панельный дом быть не может. Плохие звукоизоляция, вентиляция, планировки, внешний вид, энергоэффективность (ваши счета за отопление) делают покупку квартиры в новой панельке крайне спорным решением. Есть и еще один плохо прогнозируемый момент. Нередко за выделение участка под застройку строители рассчитываются с администрацией построенными квадратами. Речь тут не об обычной коррупции, а о вполне официальных договоренностях по предоставлению социального жилья в новых микрорайонах в обмен на выделение участка и всю остальную работу мэрии и администрации. Так появляются в этих домах различные погорельцы (алки, спалившие свои деревяшки), расселенные (цыгане, всем табором прописанные в снесенной под новый дом халупе), выпускники детских домов (несчастные, в общем-то люди, тем не менее, способные радикально ухудшить социальный климат) и прочие социальные пораженцы. Живут они как в песне КиШа "Квартира". Естественно, под социалку выделяется самый дешман, то есть панельки. Вообще этот момент надо иметь ввиду при покупке любой дешевой новостройки, но именно панельные микрорайоны в особой группе риска.


Кирпич хорошо, но по звукоизоляции несколько хуже кирпично монолитного, так как плиты перекрытия имеют большую звукопроницаемость чем монолит. Последний, в свою очередь может быть холоднее чистого кирпича, но это все больше умозрительно. А вот то, что при заполнении монолитного каркаса может использоваться газобетон - вполне реально. Это означает повышенную влажность в доме в первые пару лет и особые требования к крепежу всего что висит на стенах. На мой вкус некритично. И в тех и в других принципиально возможна, что тоже неплохо. Вообще многие считают кирпично-монолитную технологию лучшей на сегодняшней день в многоэтажном строительстве.


Еще один вариант классификации - по отделке. Возможны три варианта: черновая разной степени черноты, предчистовая и “под ключ”.


Черновая может быть разной. Как минимум в квартиру заведены трубы и провода, как максимум будет еще разводка электричества, штукатурка и базовая стяжка. Если все это еще зашпаклевано и сделано финишное выравнивание пола, то получается так называемая предчистовая отделка. Хотя по факту застройщик может назвать предчистовой практически любую отделку.  Ну и вариант “под ключ” - заноси мебель, заходи сам и живи.


Все эти варианты можно расположить на шкале, одним полюсом которой является качество, а другим - цена. В моем представлении правом на жизнь обладают только крайние варианты, то есть предчистовая отделка не нужна. Если уж и покупать хату с такой отделкой, то либо сразу ее демонтировать, либо доводить до финиша самыми дешевыми материалами, взятыми в ближайшем леруа по акции, и копить бабло на полноценный ремонт.  Причина проста - ремонт на продажу всегда делается на отъебись. Поэтому всегда, если можно отказаться от ремонта силами застройщика, значит нужно от него отказываться. Исключением является панелька. Дело в том что сами по себе панели ровные и поэтому не требуются тонны стяжки и штукатурки. Электроточки тоже размещаются согласно проекту. Таким образом, ремонт панельки по большому счету сводится к финишному. А поскольку покупать панельку можно только из стесненности в средствах, то и сильно выпендриваться с отделкой смысла нет. Если есть деньги на хорошие материалы, лучше их вложить в более дорогое и качественное жилье. Ну а наклеить обои и кинуть линолеум можно доверить и застройщику, на цене квартиры такой ремонт практически не отражается. А если совсем уж плохо получится никаких проблем все это выкинуть и заменить своими силами не составляет. Единственно, санузел (лы) потребуют нормальной отделки, естественно с заменой сантехники от застройщика, в любом случае.


Главный плюс новостройки безотносительно типа дома очевиден - новое есть новое. Новые комуникации, относительно чистые вентиляционные шахты, целые, неизъеденные многочисленными отверстиями от некогда висевших картин, шкафчиков телевизоров стены. В большинстве своем адекватные соседи (предполагается, что совсем уж маргиналы квартиры не покупают, или покупают мало). Менее геморройный ремонт, чем во вторичке, об этом уже писал.  Есть шанс заполучить жилье в доме, построенном по толковому проекту, с нормальной планировкой и удобным входом в подъезд. Общий минус - цена. Новостройка всегда дороже аналогичной квартиры, в которой уже пожили. Есть вариант вкладываться на этапе строительства и тем самым экономить, но тут лотерея. Миллионы обманутых дольщиков подтвердят.  


По итогу лучше всего брать новостройку кирпично-монолитную (можно и чисто кирпичную) либо в новом небольшом и правильно спроектированном микрорайоне, либо в уже застроенном районе недалеко от трамвайной остановки. При этом чем в доме (и соседних домах тоже) меньше этажей, тем лучше.


Общий алгоритм выбора квартиры могу предложить такой.


1. Самое главное, это выбор района. Квартиру можно отремонтировать, вид из окна - нет. Садик и школу детям самому не построить, магазины, кафе, больничку аналогично. Если внутри квартиры все будет хорошо, а при выходе из подъезда или даже при взгляде в окно будет накрывать депрессия, комфортной такую жизнь назвать будет сложно.  Должно быть приятно выйти из дома прогуляться с собакой или за пивком.


2. Все остальное. Новостройка или б/у, хрущ или сталинка, панель или дерево, все это определяется главным образом бюджетом и имеющимся на рынке предложениями. Конечно, имея деньги на кирпичную новостройку, покупать деревяшку или панельку странно. Во всех остальных случаях универсального совета не существует.


Короче про типы квартир все, дальше будет про их ремонт.

Показать полностью

Про хаты. Выбор квартиры

Всем привет. Решил напилить постов про ремонт и все сопутствующее. Больше для того чтобы привести свои мысли по данному вопросу в порядок, а если кому станет интересно, то и народ развлечь, а может даже, чем черт не шутит, и просветить немного))). Короче не так давно залез в ипотеку и прикупил себе хату а затем и ремонтик в ней запилил. Теперь расскажу что да как для тех у кого это впереди. Местами буду кэпом, но это как получится. Попробую по порядку.


Итак, первый пост про выбор квартиры. Дома (ИЖС) не рассматриваем, так как это совершенно другая сторона вопроса. Предположим, ты решил брать ипотеку или наскреб пару мультов денег и надо выбрать какой-то вариант квартиры для покупки.


Тут есть два вопроса:

1. в каком районе?

2 новостройка или вторичка.


Вопросы эти  часто увязаны друг на друга, так как

а) Часто в прикольных районах новостроек  или нет или мало и дорого или все сразу.

б) Доступный новострой, как правило, представляет собой сраный муравейник в заднице города.


Однозначно верного решения данный вопрос не имеет, однако надо знать что вторичка имеет следующие глобальные минусы:

1. Хреновая планировка. Речь здесь идет в первую очередь о хрущах и большинстве панелек. Сделать с ней очень часто нельзя ничего. Совсем ничего. Хрущёвкам перепланировка не помогает,  в панельках она невозможна в силу конструкции дома, ибо там все стены, как правило, несущие. Да и вообще перепланировка это дорого и сложно. Если вы не делаете идеальный дизайнерский ремонт то задумываться о сносе-переносе стен не стоит в абсолютном большинстве случаев. Сказанное не имеет отношения к сталинкам, но они дорогие.

2. Ремонт во вторичке заметно сложнее чем в новостройке. Дело тут в цепной реакции: хочешь переклеить обои - отваливается шпаклевка - надо шпакленуть, начинаешь шпаклевать - сыплется штукатурка, хочешь заменить розетку/выключатель - видишь что проводка под замену и т. д. и т. п. По большому счету, в 8 случаях из 10 по итогу ремонт старой квартиры эквивалентен ремонту черновой новой квартиры плюс демонтаж. Проблема даже не в объемах работы, а в том что ты к ним не готов. Кроме того, в новостройках ремонт делают почти все и, следовательно нормально относятся к периодически возникающим на площадках мешкам со строительным мусором и некоторому количеству строительной пыли вокруг, а также шуму от перфораторов т.п. В давно обжитых домах ваша строительная грязь может стать проблемой в налаживании отношений с соседями вплоть до заявлений в полицию.


Вообще, по моему мнению, никогда не стоит покупать квартиру "с ремонтом". Его цена практически всегда заложена цену квартиры, а качество - дрянь, ибо делалось не для себя, а на продажу. Второй вариант - нормальный изначально ремонт, но уже подуставший в силу естественного износа. Если кто не стремается одеваться в секонд хенде - нормальный вариант, но лично мне не по душе. Лучше взять хату в худшем состоянии и разницу вложить в отделку. Головняков, конечно, больше, но результат порадует сильнее.


Далее, если все таки выбирать из б/у, то выбор сводится к

1. Хрущам

2. Панелькам

3. Сталинкам

4. Кирпичным поновее хрущевок.


В хрущах плохо почти все. Нет лифта, паршивая планировка, плохая звукоизоляция, изношенная инженерка и самое главное - в них тесно даже в трешках. Из плюсов - более менее уютная придомовая территория, если последняя не пала жертвой точечной застройки. В целом брать не стоит. Только как крайний вариант.


Панельки на мой вкус получше, но в целом тоже плохо. Главная их проблема - звукоизоляция. Она еще хуже чем в хрущах. Также, как правило, абсолютно идиотская планировка в которой невозможно нормально разместить мебель, как следствие - жить в таких квартирах неудобно. Однако в этом смысле панельки 70-х, 80-х серий на голову выше хрущевок. Более того, в отдельных сериях планировки довольно толковые, как правило такие квартиры называются "улучшенной планировки". В целом жить можно, особенно если удачная серия, но лучше жить где-то в более комфортных условиях. Кстати, нельзя забывать, что хрущевки тоже бывают панельными и это полный финиш.


Далее сталинки. Теоретически лучший вариант из всего б/у. Как правило стоят в хороших районах, огрехи планировки компенсируются площадью, да и нередко спланированы такие квартиры более-менее толково, малая этажность тоже несомненное достоинство, также у них часто имеется нормальный двор. Из минусов либо конская цена, либо состояние самого дома.  Бывает, что разваливается прямо на глазах, межэтажные перекрытия часто деревянные, и за 50-60-70 лет естественным образом подустали, а их ремонт - суть капитальный ремонт дома с расселением. Коммуникации частенько тоже в хламе, бывает даже, что перекрыть воду для ремонта/замены смесителя/унитаза надо бежать к соседям. Обидно будет ввалить денег в ремонт и через годик-другой разнести все в связи с капиталкой здания.


Кирпичные сравнительно новые дома. Из явных плюсов более-менее нормальная звукоизоляция. Если ешё и каркасно-монолитная  технология - то и вообще хорошо. Остальное вариативно. Может быть плохой проект-муравейник. Качество стройки лет 10-15 назад было мягко говоря не очень ибо гастарбайтеров было уже много, а технадзор еще не работал вообще никак. По итогу в таких домах в порядке вещей забитые раствором вентиляционные шахты, причудливая геометрия стен, пола, потолка, дверных и оконных  проемов и т. д. и т. п. Чем новее дом, тем вероятность подобных чудес меньше. Также если дом построен в 70-х, 80-х годах, то скорее всего, с технической точки зрения там все хорошо, не считая необходимости замены коммуникаций, и, иногда стяжки.


Про новостройки в следующем посте. По итогу среди вторичного жилья мой рейтинг такой.


1. Бодрая сталинка.

2. Кирпичный многоэтажный дом

3  Панелька (не моложе 25 лет)

4. Панелька моложе 20 лет

5. Хрущ


Кому интересно, предлагаю обсудить.

Показать полностью
Отличная работа, все прочитано!