Уважаемы коллеги. Учителя, методисты, завучи, директора и все мы.
Я хочу взять огромную пачку соли и высыпать её на рану под названием «Образование» Прежде чем вы начнете меня осуждать, кидать тапками, прошу дослушайте до
конца.
Государство. Демократическое государство. Я не был отличником правоведенья, но я
всегда четко осознаю важность права. Демократическое государство — это люди. Люди
которые живут, работаю, торгуют, развиваются, общаются и многое другое. И чтобы каждый
не был всегда занят, мы делегировали свои обязанности обеспечение хороших условий жизни
нескольких людям. Выборным кандидатам, обязанность которых заботиться о процветании и
счастье народа, который его избрал.
И вот одна из таких задач — образование. Ведь все мы хотим чтобы мы, наши друзья,
родные, дети — все были умны, развиты. Все для того чтобы их жизнь была достойной и
хорошей. Министры принимают законы, они управляют процессом: организовывают его,
ведут в нужное русло, определяют его содержимое. Мы же работает на государство. За свои
услуги нам платят зарплату. Мы выполняем долг государства. Но. Но поскольку конечный
результат даем мы с вами, то и видим его лишь мы с вами. Все те кто прямо сейчас работает в
каждой школе страны.
И что же мы видим? Гниющую, разлагающуюся рану, которая сочиться чем-то не
очень хороших. Но мы её бинтуем, мажем зеленкой, и стараемся не чувствовать ту боль
которую она вызывает. Человек привыкает ко всему, даже боли. И мы с вами привыкли.
Иногда создается впечатление, что все министерство держит у себя цель отупить все
население, чтобы оно было не способно на разумные решения. Чтобы оно все также верило в
их святость и праведность и свою беспомощность. А страдаем от этого мы с вами и наши
дети, наши ученики.
И ведь согласитесь. Никто из них ведь изначально не заслужил этого. ВСЕ ИМЕЮТ
ПРАВО на качественное образование. Наш долг, наша обязанность его дать. И мы стараемся.
Но что мы можем? В тех рамках которые стоят у нас, что мы можем?
Программы которые создаются людьми на основе данных, которые они получают от
нас. Звучит разумно. Но а факты? Итоговые данные высосаны из пальца. Их значимость не
более чем мухи на лобовом стекле паровоза. Мы вытягиваем учеников со дна, чтобы
получить право поставить ему хорошую оценку, когда его реальный уровень далек от нее,
просто чтобы у него было будущее. Мы сдаем отчеты в которых все поголовно утверждаем
что программа абсолютно выполнена на ура, даже когда её освоила половина учеников. И все
мы делаем это потому что боимся быть наказанными. Боимся что наш сын/дочь останется
голодным, потому что мама потеряла работу. Боимся что потеряем уважение администрации
и не сможем потом отпроситься к ребенку на праздник или присмотреть за ним пока он/она
болеют...
И поэтому мы передаем вверх данные которые не близки к реальности, и это на их
основании мы получаем имеющие программы. Всего пара человек, причем следует заметить
в немолодом возрасте, воспитанные другими ценностями, интересами и правилами
составляют нам программы.
И что же в этих программах? ТОННЫ, КИЛОМЕТРЫ материала, которые мы
ДОЛЖНЫ дать. Но кому? Зачем? Школа ведь учит? И самое лучшее чему мы можем научить
— учиться. Современное образование не имеет никакого авторитета. Потому что его
половина ВСЕМ не нужна. Каждый из вас видел свою программу и знает, что большую часть
этого материала ученик получит в вузе, которая будет знать что он хочет делать и кем он
хочет быть. Математика, Физика, Химия переполнены излишествами, Литература не
содержащая произведение современности и не упоминающая о даже малой толике жанров
которые существуют. И мы обязаны следовать всему этому. И мы следуем.
И каждый раз когда я подымаю этот вопрос мне говорят: «Но ведь реформы!»,
«Каждый год изменения!». Ответьте себе сами? А столь ли важны те изменения которые мы получаем? А решают ли они имеющиеся проблемы? Или это просто очередной кусочек
пластыря на открывшуюся ранку? Реформы, качество которых мы получаем только через 5-
10 лет, продолжая учить целое поколение по старым правилам, в тот час когда изменения
нужны прямо здесь и сейчас!
Но мы стараемся. Качество нашей работы прекрасно. Не её результаты, а сама работа.
Мы прикладываем все усилия чтобы сделать то что от нас требуют наиболее лучшим
образом. Но вместе с тем чем мы еще заняты?
Вы только вспомните сколько работы не связанной непосредственно с обучением мы
выполняем. Бумаги, отчеты, журналы, конспекты, планы одни, планы другие. И это только те
что делают сами учителя. Спросите у своих глав МО, завучей сколько еще бумаг делают они.
Причем в двух-трех вариантах одного и того же. Неужели мы можем так работать. Педагог —
учитель и воспитатель совсем не канцелярный работник, коими мы с вами стали. Для нас
теперь важнее подать все бумаги в строк чем то на что мы изначально шли.
Мы делаем правое дело, мы боремся за идею что все могут быть образованными и нам
всячески этому мешают. Министрерство, гор.адм., департамент, руо. Все они заняты
переносом бумаг с кабинета в кабинет вместо лечения гангрены которая поразила всю
систему. И вы мне скажете снова нет. Целые кабинеты методистов придумывающих методы и
способы обучать, вести урок, рассказывать. Честно. Информатика. Стремительно
развивающаяся наука и такой же учебный предмет. Тетки за 40-50 лет, имеющее малое
представление о современном мире технологий и их месте в реальной жизни. И разве не мы с
вами сами учились добрых 5 лет? Разве мы с вами не способно изобретать методы и способы
образования?
И при всей такой картине образование потеряло свой вес. Дети не хотят учит то что им
не надо. С 9-го класса они целиком готовятся сдать экзамены чтобы поступить в вуз и там учить то что им будет необходимо. При условии что сами экзамены как мониторинг качества
образования (количества знаний) с точки зрения всех мыслимых и немыслимых правил
тестирования выполнение крайне пренебрежительно. Коррупция в правящих кругах.
Внешнее давление. Незащищенность учителя перед другими участниками образовательного
процесса. Отсутствие какой бы то ни было реальной автономии школы. Ограниченность с
своих действиях. Вот то что мы имеем на сегодняшний день
И что мы слышим когда начинаем об этом говорить. Ведь я озвучиваю не свои мысли,
а слова тысяч учителей нашей страны.
МЫ НЕ МОЖЕМ НИЧЕГО СДЕЛАТЬ.
И дальше послушно выполняем все то к чему нас обязали.
А так ли это? Это демократическая свободная страна. Власть у народа. Права у
народа. Поэтому вот мои слова к вам. Просто подумайте:
Мы НЕ МОЖЕМ ничего сделать, или НЕ ХОТИМ ничего делать?!