Год назад, выбирая, каким будет новый велосипед, я остановился на алю гравийнике Cannondale Topstone Tiagra. Возможно, надо было не жмотиться и взять топовый Топстоун с карбоновой рамой и Lefty, но не суть. Хоть "лефти" не купил, но осталась идея добавить капельку амортизации и сделать гравел более универсальным и не утомительным на самых разных грунтах. Рассматривал отдельную покупку Lefty, короткоходовые воздушки и т.д.
В итоге пришел к мысли, что карбоново-стеклопластиковая вилка Lauf Grit от исландского стартапа - интересное решение с 30-45 мм хода. А тут как раз после нового года эти вилки появились на раcпродаже в bike24 по хорошей цене в 470 евро против 790 долларов на сайте бренда. Побочная польза от скидки выражалась еще и в снижении стоимости растаможки - 113 евро против 230 долларов.
Но пока я решал и телился, нужные мне циклокроссовые вилки распродали. "Ну чтош..."
Однако, через несколько дней я перешел на незакрытую вкладку со страницей вилки на bike24 и увидел, что есть одна штука в продаже. Немедленно оформил заказ и принялся ждать. Через 23 дня приехала моя вилка. Но радость была недолгой.
Оказалось, ушлепки из bike24 прислали мне б\у вилку, которую кто-то пытался кривыми руками установить: набил кольцо рулевой так, что отхерачил кусок покрытия с короны и помял карбоновый шток у основания. А потом, соответственно, вернул в магазин.
Я показал вилку паре специалистов и мастеру в магазине, где у меня гарантия на велосипед и более 2 лет бесплатного ТО. Вердикт карбонщиков: можно починить, это косметика, но узел нагруженный, без гарантий. Вердикт мастера был категоричнее: поставишь дефектную вилку, слетишь с гарантии.
Дальше была долгая переписка с магазином. Больше всего я пригорел от последнего письма:
We are of course sorry that the fork is already damaged and understand your annoyance.
We are aware that there may be items that do not arrive to our customers in absolutely new condition. There are various reasons why items may be somewhat faulty. In your case, we will assume that you have received a returned product: Online purchases allow customers to return items if they do not meet expectations. This is necessary because online purchases are distance contracts. Customers do not see directly what they are ordering.
Our returns department thoroughly examines each returned item and decides whether it can be put back on sale. We expect your product to work properly.
Краткое содержание: нам жаль и понимаем ваше раздражение. Мы в курсе, что товар может прийти покупателю не новым. Бла-бла-бла про дистанционную торговлю и то, что покупатели возвращают. Отдел возвратов "внимательно" проверяет каждый товар и решает, можно ли вернуть его в продажу. Мы рассчитываем, что ваш продукт будет работать правильно
После этого я понял, что магазин встал в позу, достать их на правовом уровне почти нереально и обратился напрямую к производителю, запросив помощь по гарантии.
Laufcycling повели себя вполне предсказуемо для маленькой, но гордой европейской компании: с интересом бросились мне помогать.
Позиция бренда была следующая:
- вилку в bike24 не отправлять, ее нужно срочно изъять из продажи как дефектную;
- они пришлют мне DHL return label, полностью оплатив расходы на возврат;
- я выбираю любую вилку бренда и получаю ее на замену полностью за их счет.
Довольно скоро я уже упаковывал первую вилку, чтобы передать курьеру DHL
С выбором и получением вилки открылись дополнительные сложности:
1. мне нужна была 12ая ось, а вилки Lauf Grit остались только под 15мм;
2. другой вариант циклокроссовой вилки не подходил под рулевую - у меня 1 1\8 на 1 1\4, у них внизу 1 1\2;
3. как быть с таможенным сбором и НДС с суммы в 790 долларов?
По первым двум пунктам я решил просто: докупил 15мм колпачки под мою переднюю втулку Новатек 791 4-в-1 и взял вилку с такой осью. Конечно, был большой соблазн попросить самую дорогую вилку и наколхозить переходник с 1.5 дюйма под свой рулевой стакан, но переходник добавляет высоту кокпита на 1-1.5 см + повышает нагрузку на стакан, что с моим весом и манерой ебашить грунты на все деньги могло сыграть дурную шутку.
По последнему пункту пришлось изучать таможенные правила и искать выход. Забегая вперед, со своей стороны выхода я не нашел - расстреляли меня, внучок...
Если в деталях: я люблю свою страну, но охуеваю с государства. В Украине предусмотрен и режим реэкспорта, и возможность получить DDP (Delivered, Duty Paid) отправление, когда отправитель оплачивает все расходы, включая таможню. Но оба таможенных режима доступны только... акредитованным компаниям!!!! Если физлицо хочет получить гарантийный ремонт или замену, надо платить каждый раз все сборы и налоги - бесконечные бесплатные деньги для государства. Есть лазейки через компании-посредники, но как для разовой операции это очень проблематично и долго.
В итоге Laufcycling отправили посылку в режиме DDP, а когда брокер DHL в Украине просто посмеялся над моими попытками что-то доказать, прислали мне SWIFT перевод на 227 долларов, который покрывал сборы, налоги и комиссию брокера.
Все это заняло ровно 5 рабочих дней от передачи старой вилки курьеру, до прихода курьера с новой красивой коробочкой. Во сколько это обошлось бренду - понятия не имею. Но явно недешево, перегнать посылку экспрессом из Украины в Исландию, а потом новую со склада в Тайване в Украину.
Через несколько дней я смог попасть в мастерскую магазина и вилка встала на свое место
Немножко отзыва:
- старая карбовилка весила 500 грамм, новая Lauf Grit - 900 грамм. Но вес велосипеда не вырос, так как вместе с вилкой я пересобрал колеса и скинул на них эти полкило;
- на грунтах работает очень классно, засохшую гребенку грязи после трактора, горизонтальные корни и промоины, крупный гравий жрет как хорошая воздушка. Если препятствие приличное, есть четкий удар в руки, когда вилка доходит до ограничителя;
- вибрационный рельф отрабатывает вообще прекрасно, 30-45 мм хода подвески достаточно - руки как на курорте;
- на скоростных спусках нужно научиться догружать переднее колесо немного, так как свободные рессоры немного флексят под действием веса байка и райдера в потоке воздуха. Если немного сжать рессоры - эффект рысканья пропадает. Уже второй асфальтовый спуск прошел вообще идеально;
- немного не хватает торсионной жесткости на силовых спринтах на 30-35+ - колесо выписывает едва заметные кренделя. Курсовая стабильность не страдает, просто немного нервирует виляющее на 1-2 мм переднее колесо - как при боковой восьмерке.
- в целом, боковая жесткость - отличная, не перекашивается на рельефе, не приседает набок при торможении;
- при педалировании флекса особого не чувствуется, вилка уже достаточно сжата под весом, начинает активно работать только по неровностям, которые начинают раскачку системы по вертикальной оси.
Какой вывод: на грунтах вилка в комбинации с 40мм бескамеркой приближает гравийник к показателям хорошего софттейла с воздушной амортизацией. Решение 100% не шоссейное и не туристическое. Но вкручивать - нормально. В лесу и в поле - вообще кайф.
Проехал сразу после установки сотку асфальта с участком песка и раздолбанной грунтовки. Остался доволен. Посмотрим, что будет дальше, сколько и как проживет. В любом случае, гарантия на вилку 7 лет, бренд в адеквате и идет на контакт.
Спасибо всем, кто дожил до конца. Попутного ветра в спину на дорогах.