asrv72

asrv72

Пикабушник
поставил 42 плюса и 1 минус
Награды:
5 лет на Пикабу
432 рейтинг 5 подписчиков 0 подписок 8 постов 2 в горячем

Губернаторов «отфильтруют» по-новому

В 2019 году в единый день голосования, 8 сентября, ставропольцы и жители ряда других российских регионов выберут губернаторов. Весьма вероятно, что нынешние выборы глав субъектов РФ будут отличаться от предыдущих повышенной конкуренцией, поскольку в Госдуму России внесен законопроект, смягчающий норму муниципального «фильтра» для соискателей заветной должности.


Главная новация в том, что кандидаты в губернаторы предварительно должны будут собрать 5 процентов голосов депутатов и глав муниципальных образований, работающих в регионе.


О том, каковы шансы принятия этой поправки в выборное законодательство расскажу далее


Законопроект, о котором мы сегодня ведем речь, вносит изменения в ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ». Документ этот совсем свежий, он внесен в Госдуму РФ 2 апреля сего года, и что любопытно, депутатами от фракции ЛДПР – руководителями двух комитетов Алексеем Диденко и Михаилом Дегтярёвым. И все же, несмотря на то что столь важный законопроект поступил в парламент от оппозиции, шансы его принятия весьма велики.

История этого вопроса такова: в 2012 году был принят федеральный закон, в соответствии с которым гражданин, желающий стать губернатором, непосредственно перед выборами должен был заручиться поддержкой депутатов и глав муниципальных образований, представляющих три четверти районов и городских округов региона. При этом нужно было собрать подписи от 5 до 10 процентов от общего количества депутатов и глав. Таковы требования федерального закона, однако на усмотрение законодательных органов регионов оставили ряд важных решений. Например, в соответствии с общим положением кандидатов в губернаторы могут предложить политические партии, зарегистрированные и работающие на территории субъекта РФ, но вопрос о самовыдвиженцах решают непосредственно местные парламенты. В нескольких субъектах РФ самовыдвиженцам разрешено регистрироваться в качестве кандидатов в губернаторы (с последующим прохождением муниципального «фильтра»), но в большинстве все-таки нет, в том числе и Ставропольском крае.


Право выбрать параметры муниципального «фильтра» – от 5 до 10 процентов – также отдано на усмотрение региональных законодательных органов. Как следует из пояснительной записки к законопроекту ЛДПР, который мы обсуждаем, сегодня в 16 субъектах РФ действует максимальный порог: там будущего губернатора должны поддержать не менее 10% депутатов и глав муниципальных образований. В четырех регионах 9%, в десяти – 8%, в двадцати пяти – 7%, в пяти субъектах РФ, в т. ч. на Ставрополье, – 6%, а в восемнадцати территориях самый низкий порог – нужно собрать 5 процентов подписей депутатов и глав. Новый законопроект предлагает снизить максимальный барьер до 5 процентов, что, по мнению разработчиков этого документа, позволит увеличить реальную политическую конкуренцию, повысить активность избирателей.


Кстати, сама идея смягчения муниципального «фильтра» не раз обсуждалась за последние годы. Например, региональные «яблочники» в Карелии и Псковской области вносили в свои парламенты предложения о полной отмене муниципальных «фильтров», но не нашли поддержки у большинства коллег. Одна из свежих инициатив – законопроект сенатора Владимира Лукина, который внесен в Госдуму в феврале 2019 года. Похоже, у этого документа будет незавидная судьба, и немудрено: сенатор предлагает радикально снизить планку муниципального «фильтра», установив его в пределах 1 – 3%, при этом подписи будущий губернатор должен будет собрать не в трех четвертях районов и округов региона, а всего в половине. В итоге Правительство РФ представило на законопроект В. Лукина негативный отзыв.

Но, видимо, запрос общества на дальнейшую демократизацию механизма выборов оказался столь велик, что эксперты посоветовали федеральным властям все-таки выпустить пар – снизить максимум муниципального «фильтра» до 5%. К слову, к этому компромиссу призывала и председатель ЦИК Элла Памфилова. В результате 19 февраля этого года состоялось заседание рабочей группы администрации Президента РФ по избирательному законодательству, где было принято решение согласиться с предложением ЦИК и думской оппозиции. Навстречу по этому вопросу пошла и «Единая Россия», то есть достигнута договоренность о снижении с 10 до 5% числа подписей депутатов и глав муниципальных образований, которых будет достаточно кандидату в губернаторы для прохождения муниципального «фильтра». Кого-то может удивить тот факт, что соответствующий законопроект в Госдуму внесла не «ЕР», а представители фракции ЛДПР – вышеназванные депутаты А. Диденко и М. Дегтярёв. Но это политика, и, думаю, от того, что «ЕР» уступила в данном случае первенство оппозиции, нисколько не повлияет на скорое положительное решение вопроса в парламенте. Вероятно, будущих губернаторов уже в сентябре этого года будет ждать новый муниципальный «фильтр».


Что же касается предложений вовсе отменить муниципальный «фильтр», то эта позиция имеет как сторонников, так и противников. Первые указывают на то, что якобы многие депутаты-муниципалы либо сами являются членами «ЕР», либо зависимы от этой партии, поэтому, мол, неохотно ставят подпись за оппозиционного кандидата в губернаторы.


Думаю, эта точка зрения не лишена спекуляций: сколько угодно случаев, когда кандидаты от оппозиции проходили муниципальный «фильтр». А некоторые из них – не члены «ЕР»! – даже победили на прошедших губернаторских выборах. Наверное, здесь дело все-таки в профессионализме, деловых качествах кандидата. Хотя, конечно, снижение планки муниципального «фильтра» до 5% сделает выборы более горячими, конкурентными. Но вовсе убирать эту планку сегодня, на мой взгляд, еще рано. Все-таки «фильтр» – это дополнительная гарантия, что на предварительном этапе отсеются всякие экстремисты и популисты, падкие до власти.
Показать полностью

Налоговики сыграют в незаконных казино, чтобы выявить мошенников

Правительство России внесло в Госдуму РФ законопроект, в соответствии с которым Федеральная налоговая служба получит широкие полномочия по выявлению мошенников, организующих лотереи и азартные игры, в том числе онлайн-казино в сети Интернет. Среди других новаций властей – внесение игроманов в единый реестр.


Прокомментирую эту тему...


Прежде всего напомню , что казино в нашей стране легально работают только в пяти игорных зонах.  Два в Краснодарском крае, в Приморье, Калининграде и Алтайском крае. Кроме того в «индустрию азарта» вписаны всевозможные лотереи, как правило, находящиеся под крылом государства, а также букмекерские конторы и тотализаторы, принимающие ставки на спорт и скачки на ипподроме. Все они должны иметь соответствующие разрешения или лицензии, в противном случае их деятельность является незаконной.


Кстати, в России не так уж много букмекерских контор и тотализаторов: по данным Федеральной налоговой службы, на конец прошлого года было зарегистрировано 30 таких фирм, но совокупный их платеж в бюджет лишь чуть превысил 2 млрд рублей, что является на удивление маленькой суммой. И уж совсем не поддаются учету доходы нелегальных лотерей, все активнее уходящих в Интернет, и онлайн-казино. Особо отмечу, что в нашей стране азартные игры в доменной зоне «.ru» незаконны уже давно, начиная с 2006 года. Роскомнадзор блокирует такие сайты с онлайн-казино, однако у них, как у сказочного Змея Горыныча, на месте одной срубленной головы появляются три.

Проблема эта помимо финансовых издержек (в т. ч. связанных и с отмыванием денег) имеет и социальный аспект: не счесть людских трагедий, произошедших на почве пристрастия к азартным играм. Понятно, что семьи, где появился игроман, апеллируют к властям с требованием навести порядок в данной сфере.


Законопроект, о котором мы сегодня ведем речь, разработан кабмином во исполнение поручения президента. Этот документ вносит изменения в ФЗ «О лотереях» и «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр...». В соответствии с поправками ФНС наделят полномочиями по выявлению организаторов азартных игр (в том числе в Интернете) – лотерей, онлайн-казино и других. Любопытно, что налоговики смогут проводить так называемые контрольные закупки у нелегалов на их сайтах. Например, как следует из пояснительной записки к законопроекту, «налоговиков уполномочат выполнять действия по совершению сделки, в том числе путем заключения договора об участии в лотерее, получения выигрыша по результатам розыгрыша призового фонда лотереи с использованием наличных денежных средств и (или) электронных средств платежа». В результате сайты мошенников, пойманных с поличным, будут вноситься в реестр для блокировки. «Слабое звено» в этом ноу-хау, на мой взгляд, – скромная сумма, выделяемая, так скажем, на организационные расходы. Как следует из пояснительной записки к законопроекту, проводить контрольные закупки будут всего три сотрудника ФНС, которые ежедневно заключат по три сделки, каждая на 240 рублей. Именно такова, по мнению разработчиков законопроекта, средняя сумма пополнения виртуального счета онлайн-лотереи или казино.


В решении проблемы, связанной с перекрытием кислорода, т. е. поступления денег на нелегальные игорные сайты, есть и другие трудности. Сегодня ограничить денежные переводы игроков на счета мошенников можно, руководствуясь МСС-кодом банковского платежа (это код категории продавца). То есть, по идее, платежные системы должны сами заблокировать перевод, увидев конечного получателя денег. Вопрос только в том, что МСС-код может указывать на подставную фирму, и в результате соответствующая блокировка сайтов по этому критерию работает с перебоями.

Нужно учитывать и такой момент: в нашей стране игорная деятельность в доменной зоне «.ru» незаконна, однако доменная зона может быть и другой, например «.com». И нелегалы нередко предлагают несколько методов пополнения баланса, в т. ч. через иностранные платежные системы. В общем, чтобы перекрыть кислород дельцам, зарабатывающим сума-сшедшие деньги на игровой зависимости наших соотечественников, нужен комплексный подход.


Что же касается самих игроманов, то пока что защита их прав не предусмотрена российским законодательством. Да, это болезнь, что уже признано во всем мире, однако насильно лечить такого пациента в России никто не будет. В этой связи интересна позиция Минфина РФ, который недавно выступил с инициативой создать единый реестр граждан с игровой зависимостью. Соответствующий законопроект уже запущен в работу. По замыслу Минфина РФ, формировать такой «черный список» будут букмекерские конторы и тотализаторы. Игроманы попадут в реестр на основании их личных заявлений, в которых они укажут свой максимальный размер ставки, либо вообще запретят принимать от них ставки (такое табу будет действовать год). Некоторый скепсис вызывает то обстоятельство, что игроманы редко признаются в своей слабости и фигурировать в спецреестре вряд ли захотят. Кроме того, помимо легальных букмекеров есть куча подпольных, которым не нужны никакие реестры игроманов. И наконец, в инициативе Минфина вообще не фигурируют официальные казино, где циркулируют совершенно другие, огромные деньги. У них есть свои реестры и «черные списки», но это, как говорится, совершенно другая история.

Показать полностью

Депутаты Госдумы РФ предлагают штрафовать чиновников за оскорбление избирателей

Группа депутатов внесла в Госдуму России законопроект, предусматривающий дополнение Кодекса РФ об административных правонарушениях новой статьей – «Оскорбление избирателей».


Авторы этой новации предлагают штрафовать депутатов и чиновников на 30 – 50 тысяч рублей за оскорбление граждан.


Запрос от общества на подобного рода инициативы, без сомнения, существует. И на фоне непростой экономической ситуации тема социальной справедливости звучит особенно актуально и болезненно. Например, когда холеный чиновник, не стесняющийся неведомо как полученных доходов, дорогих домов и автомобилей, призывает стариков затянуть пояса и даже оскорбляет «неблагодарных» избирателей, которые просят подвести газ, построить дорогу и т. д. Таких ситуаций полно. На слуху хамство, иначе не назовешь, главы департамента молодежной политики Свердловской области Ольги Глацких, которая в ответ на вопрос о необходимости финансировать молодежные проекты цинично заявила: «Государство не просило вас рожать».


В результате разразившегося скандала она была вынуждена уволиться в конце прошлого года. Не меньший общественный резонанс имело высказывание министра труда и занятости Саратовской области Натальи Соколовой, которая утверждала, что можно запросто прожить месяц, довольствуясь продовольственной корзиной стоимостью 3700 рублей, потому что «макарошки всегда одинаково стоят, кефир – тоже недорого». Этого «министра-диетолога» уволил губернатор.


Такие факты время от времени всплывают и в других регионах, и понятно, что они наносят значительный ущерб имиджу власти. Столь значительный, что эта тема была поднята президентом 20 февраля нынешнего года в его Послании Федеральному Собранию РФ. Процитирую главу государства, он говорит: «Если уж пришел (чиновник во власть), то надо понимать, что не менее важно чувствовать, понимать людей, сопереживать им, знать их заботы и тревоги. И тем более не допускать высокомерного отношения, неуважения к гражданам ни в словах, ни в действиях».


Примечательно, что законопроект о внесении в КоАП новой статьи «Оскорбление избирателей» был внесен в Госдуму России 14 февраля сего года, то есть за несколько дней до выступления президента перед членами Федерального Собрания. И хотя внесли его депутаты от оппозиции, представляющие КПРФ, в большой политике таких «совпадений» не бывает. Есть запрос от общества – родился законопроект, а тема на общегосударственном уровне поднята президентом. Это, конечно, не означает, что документ, предложенный депутатами-коммунистами, будет принят в том виде, в котором он внесен в парламент, но основная его идея может быть сохранена.


К минусам законопроекта, думаю, следует отнести некоторую размытость формулировок и тот факт, что сегодня чиновника за хамство по отношению к гражданам может наказать и вышестоящий начальник (вплоть до увольнения), и новая статья в КоАП, хотя и усилит «карающий» эффект, но и возложит на прокуратуру дополнительные обязанности. Доказать, оскорбил чиновник неограниченный круг россиян или просто пошутил, – задача не из легких.


Итак, новая статья «Оскорбление избирателей», предлагаемая к внесению в КоАП, звучит так: «Оскорбление избирателей, то есть публичное выражение должностным лицом, замещающим государственную или муниципальную должность, либо находящимся на государственной или муниципальной службе, явного неуважения к гражданам Российской Федерации и (или) публичное отрицание обязанности государства по созданию условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, – влечет наложение административного штрафа в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет».


В пояснительной записке к законопроекту депутаты от КПРФ отмечают, что в федеральном законодательстве «существует дисбаланс между защитой интересов чиновников и защитой интересов избирателей». Мол, за оскорбление представителей власти предусмотрена даже уголовная ответственность. При этом парламентарии-коммунисты напоминают, что на рассмотрении в Госдуме уже находятся законопроекты о наказании за публикацию информации, оскорбляющей чиновников, и за распространение фейковых, заведомо ложных сведений.


Действительно, два таких законопроекта в конце прошлого года были внесены в парламент группой сенаторов и депутатов (во главе с видным единороссом Андреем Клишасом, председателем комитета СФ по конституционному законодательству) и даже приняты в первом чтении 24 января 2019 года. Предусматривается административное наказание за «информацию, которая выражает в неприличной форме явное неуважение к обществу, государству и госорганам, опубликованную в Интернете». За это правонарушение физических лиц хотят штрафовать на сумму до 5 тысяч рублей или арестовывать на срок до 15 суток.


Второй, антифейковый законопроект запрещает распространение в Интернете заведомо ложной информации, которая «создает угрозу жизни или здоровью граждан, приводит к массовому нарушению общественного порядка или общественной безопасности...». За это деяние разработчики документа предлагают штрафовать: граждан на 3 – 5 тысяч рублей, а юридических лиц – на 400 тысяч – 1 млн рублей.


На мой взгляд, законопроекты эти очень сырые и наверняка ко второму чтению претерпят существенные изменения. К этому мнению склоняются многие эксперты, в т. ч. и в Минкомсвязи. В частности, довольно резко высказался в «Ведомостях» заместитель министра Алексей Волин, отметивший, что термины об оскорблениях, которые содержатся в законопроекте, можно трактовать слишком широко. Кроме того в нашей стране уже предусмотрено наказание за употребление неприличной лексики. А что касается критики в адрес чиновников (которую кто-то может расценивать и как оскорбление), то в России существует конституционное право на свободное высказывание мнения. В общем, перед властями стоит весьма щекотливая задача: с одной стороны, не настроить против себя законопослушных интернет-пользователей, а с другой – поставить заслон мутному потоку фейковых новостей, которые порой действительно способны нанести ущерб безопасности государства.

Показать полностью

Пьяницам в шортах вход воспрещён

Как пройти в суд: одежда, документы, должности

Пьяницам в шортах вход воспрещён Роман савичев, Юристы, Юридическая помощь, Суд, Длиннопост

Ужесточение пропускного режима в судах в последнее время превратилось в серьезную проблему. С одной стороны, повышенные меры безопасности оправданы активизацией экстремистов всех мастей, угрозами терактов (да и душевнобольных со счетов сбрасывать не стоит), а с другой – правозащитники указывают на ущемление прав граждан, доступ которых к Фемиде очень зависит от инструкций судебных властей. Чтобы упорядочить эти процессы, Совет судей Российской Федерации подготовил проект типовых правил для посетителей судов.


Реалии таковы, что сегодня председатель суда устанавливает пропускной режим, который может заметно отличаться от того, что действует в соседнем районе. То есть основные требования, связанные с организацией мер безопасности, конечно, будут общие, однако инструкции допускают разночтения, когда, например, определяются время и виды допуска в здание суда, внешний вид граждан и т.д.

Думаю, в каждом регионе на слуху факты, когда неопрятный внешний вид гражданина или вызывающая одежда стали причиной отказа в посещении судебного заседания. Скажу больше, и спецсубъекты могут в этом случае получить от ворот поворот. А в одном из регионов был лишен статуса адвокат, пришедший в суд в безрукавке, шортах и бандане. Однако наибольшие нарекания правозащитников вызывает тот факт, что даже на открытые заседания человек не сможет попасть, не предъявив паспорт. Если мы заглянем в Инструкцию по организации пропускного и внутриобъектового режима в Арбитражном суде Ставропольского края, то в п. 4.2.5 увидим требование: «После установления цели визита гражданина в здание суда судебные приставы по ОУПДС проверяют документы, удостоверяющие личность посетителя...». Таковыми документами признаются паспорт, военный билет, паспорт моряка, удостоверение личности военнослужащего, беженца, справка, выданная бывшему зэку, и удостоверение адвоката. Это весь перечень. Даже представитель СМИ, чтобы попасть на заседание, должен предъявить не служебное удостоверение, а именно паспорт. Причем заблаговременно он должен известить председателя суда о своем визите и получить от него разрешение (или не получить). Но на фото- и видеосъемку требуется отдельное разрешение.


Любопытны нюансы, фигурирующие в инструкции. В перечне лиц, которые пропускаются в здание Арбитражного суда Ставропольского края по служебным удостоверениям, фигурируют депутаты законодательных (представительных) органов госвласти регионов и их помощники. А также сенаторы и депутаты Госдумы РФ, но уже без помощников. Как-то даже странно получается: помощник депутата краевой Думы может пройти в суд, предъявив удостоверение, а помощник депутата Госдумы России – не может. У него потребуют паспорт, как у рядового обывателя.

Если мы обратимся к судам районного уровня, то и здесь можно обнаружить примечательные факты. Например, в Инструкции по пропускному и внутриобъектовому режимам Новоалександровского райсуда такие понятия, как «представитель СМИ» или «журналист», вообще отсутствуют. Упоминаются лишь «работники телевидения, а также граждане с фото- и видеокамерами», которые должны иметь при себе паспорт и допускаются в здание лишь с разрешения судьи. В числе тех, кто может пройти в райсуд по служебному удостоверению, работники ФСБ, однако чекисты подлежат обязательной регистрации (!) в журнале посетителей. Как говорится, без комментариев.


Такая, образно выражаясь, разноголосица, конечно, дезориентирует посетителей судов. В результате и родилось письмо Минюста, направленное в Совет судей России с просьбой выработать общие подходы к установлению правил внутреннего распорядка судов. Совет судей РФ, как мы уже говорили в начале этой статьи, проект типовых правил разработал. Итак, в соответствии с этим документом право на беспрепятственный проход в здание суда имеют судьи и сотрудники аппарата, прокуроры, следователи, адвокаты, работники ФСБ, таможенной и налоговой служб, а также представители органов власти. Присяжные смогут попасть в суд только по спискам. А полицейских, сотрудников МЧС, врачей «скорой» и ремонтных рабочих должен сопровождать пристав или работник аппарата суда. Посетителям разрешат пользоваться устройствами для аудиозаписи судебного заседания. А фото- и видеозапись, как и ныне, должны быть санкционированы председателем суда. Представителям СМИ планируется сделать послабление: в суд они смогут попасть при наличии служебного удостоверения (то есть паспорт уже не потребуется).


Запретят вход гражданам, «принявшим на грудь», а также лицам, имеющим «внешний вид, оскорбляющий человеческое достоинство и общественную нравственность» либо не отвечающий санитарно-гигиеническим требованиям. То есть в шортах и в мини-юбке на судебный процесс никто не попадет. Журналистов в суд предполагается пускать лишь в рабочее время, что уже вызвало критику. Дело в том, что суды могут рассматривать дела и по выходным дням.

Ну и в конце несколько советов тем, кто решит посетить судебное заседание в качестве простого зрителя. Если заседание закрытое (например, связано с гостайной), вас туда не пустят. Если открытое, берите паспорт и заблаговременно (минут за 30 до заседания) явитесь в здание, где у входа пристав проверит ваш документ, просканирует вещи. Обязательно проинформируйте секретаря о своем желании присутствовать на заседании в качестве слушателя. Диктофоном можно пользоваться без разрешения. Тех, кто шумит, мешает ходу процесса, судья удалит. Если вас удалят безвинно, идите жаловаться к председателю суда или напишите заявление в квалификационную коллегию судей.

Показать полностью

Какие банки будут принимать систему быстрых платежей и насколько она безопасна

28 января Центральный банк России запустил новый сервис – систему быстрых платежей (СБП), который обещает значительно облегчить жизнь клиентам кредитных организаций. Они смогут делать денежные переводы по простому идентификатору, например номеру телефона. А еще по аккаунту в социальной сети, адресу электронной почты и с помощью QR-кода.

О том, какие банки будут в числе первопроходцев и насколько безопасна внедряемая система расскажу ниже.


О создании системы быстрых платежей Банк России объявил в апреле 2017 года. То есть проект реализован достаточно оперативно для нашей страны, и, самое главное, он востребован гражданами. ЦБР является оператором сервиса, а функции операционного платежного клирингового центра взяла на себя Национальная система платежных карт. На первом этапе к этому проекту – его вполне можно назвать государственным, а значит, надежным – присоединятся 11 банков: ВТБ, Тинькофф Банк, Альфа-Банк, Газпромбанк, Росбанк, банк «Ак Барс», Промсвязьбанк, Киви Банк, Совкомбанк, Райффайзенбанк, СКБ-банк и РНКО «Платежный центр». Месяц они будут работать в тестовом режиме – для фокус-групп, т. е. для ограниченного круга клиентов. Когда банки адаптируют свои операционные процессы к работе в СБП, с 28 февраля 2019 года этой услугой смогут воспользоваться и остальные физические лица.


Преимуществ у нового сервиса немало. Одно из главных – скорость перевода: транзакции будут осуществляться моментально и, что важно, круглосуточно, в том числе в праздничные дни. Граждане-отправители смогут делать переводы независимо от того, в каком банке открыт счет получателя. Примечательно, что речь идет не только о счетах, привязанных к картам, но и о переводах с текущих счетов.


А теперь самые главные вопросы: во сколько оценит свою услугу оператор нового сервиса Центробанк России и какова будет комиссия банков для клиентов? ЦБР обещает, что в 2019 году комиссия для банков, вошедших в систему быстрых платежей, будет нулевой; а начиная с 2020-го – от 1 до 6 рублей, в зависимости от величины перевода (максимум суммы одной операции ограничат 600 тысячами рублей).


Что же касается комиссий банков, то их тарифы для клиентов будут целиком на совести кредитных учреждений. Однако есть небез-основательная надежда, что эти тарифы за счет минимальной комиссии Центробанка также будут невелики (а может быть, даже и близки к нулю).


Банкиры не скрывают, что переводить средства с помощью системы быстрых платежей будет дешевле, чем через карточные платежные системы. Между тем сегодня комиссии за переводы между счетами разных банков достигают 1 – 1,6%, что довольно накладно для клиентов.


В этой связи любопытно, что сначала Центробанк планировал подключить банки к системе СБП в добровольном порядке. Однако был вынужден отказаться от этой идеи (т. е. идти на принудительные меры), поскольку узрел проблему монопольности этого рынка у «отдельных игроков». Кто же они? Не секрет, что самым крупным игроком на рынке переводов между физлицами является Сбербанк, у которого есть собственная межбанковская система переводов по номеру телефона. И тариф у него немаленький – около 1% от суммы перевода, если отправитель денег и получатель живут в разных регионах. И понятно, доходность от таких платежей хочется сохранить. Настолько сильно хочется, что глава Сбербанка Герман Греф даже позволил себе покритиковать Центробанк. Недавно он заявил: «Мне не кажется оптимальной такая искусственная квазиконкуренция с помощью регулятора, но мы готовы к любому варианту». Это можно расценивать как камень в огород председателя ЦБР Эльвиры Набиуллиной, которая оценивает внедрение системы быстрых платежей именно как развитие конкуренции и доступности финансовых услуг для населения.


И факт остается фактом: Сбербанк не вошел (отказался?) в число 11 первопроходцев – банков, присоединившихся к сервису СБП на стартовом этапе. Все эти первопроходцы, как видно из их названий, известные крупные банки, которых объединяет членство в Ассоциации ФинТех. Это системно значимые банки, и все таковые, работающие в России, по мнению Эльвиры Набиуллиной, должны до конца года подключиться к сервису СБП. Называют около 40 банков.


После обкатки системы переводов физлиц со второго полугодия 2019 года будут доступны операции перевода денег в адрес гос-органов и юридических лиц. Таким образом, клиенты банков смогут оплачивать с помощью системы быстрых платежей штрафы, налоги, коммунальные услуги и покупки в интернет-магазинах, а также совершать платежи в рознице с помощью QR-кодов.


Никто не спорит: новые, качественные и относительно дешевые услуги все более востребованы клиентами банковского сектора, и в этом смысле сервис СБП, внедряемый Центробанком, обещает быть привлекательным для массового потребителя. Особенно, если учесть, что, по данным Visa, наша страна занимает первое место в мире по обороту переводов с карты на карту (по информации ЦБР, 5,5 трлн рублей лишь в первом квартале 2018 года). Хотя, конечно, еще потребуется немало времени для технической «обкатки» нововведения. И в числе главных наверняка в повестку войдут вопросы, связанные с безопасностью функционирования системы, защитой персональных данных клиентов банков и борьбой с мошенниками и незаконными операциями.

Показать полностью

Адвокаты хотят узаконить «гонорар успеха» для бедных клиентов

Госдума России приняла в первом чтении законопроект, который вносит ряд поправок в ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации». Многие из предлагаемых новелл весьма актуальны не только для юристов, но и для их клиентов. Например, появится норма, позволяющая устанавливать вознаграждение адвокату в зависимости от конечного результата его работы.


Поправки в Федеральный закон внесли сенаторы А. Клишас, Л. Бокова, а также депутаты ГД РФ А. Выборный и Д. Вяткин. Концептуально они одобрены и адвокатским сообществом, и представителями власти. Хотя, разумеется, впереди еще большая работа над документом. Хочу обратить внимание на ряд нововведений, актуальность которых очевидна, и поэтому наверняка они будут предметом жарких споров перед вторым чтением в Думе РФ.


Итак, взят курс на омоложение адвокатуры. Как говорится в пояснительной записке к законопроекту, «для стимулирования пополнения состава адвокатуры молодыми практикующими юристами» предлагается исключить ныне существующее требование о том, чтобы в числе учредителей коллегии адвокатов было не менее двух специалистов, имеющих стаж адвокатской деятельности более пяти лет. Думаю, этот пункт справедлив. Представьте себе юридическую фирму, партнеры которой молоды, но успешны и хотят учредить коллегию адвокатов. Зачем им «довесок» – двое учредителей пятилетней «выдержки», которых они, может быть, и не знают по работе? Исключение названного требования, конечно, приведет к увеличению числа самих коллегий, но вот дальнейшая их жизнеспособность будет зависеть от профессионализма и качества услуг юристов.


В законопроекте предусмотрена возможность для адвоката подать заявление о приостановлении статуса. По мнению Федеральной палаты адвокатов, «заморозка» статуса может быть от одного года до 10 лет. Сейчас это разрешается сделать по весьма ограниченному перечню причин, например, если адвокат избран в органы власти, призван на службу в армию.


Авторы поправок обратили внимание и на своеобразную миграцию адвокатов из одной региональной палаты в другую. Причем текучка существенная: ежегодно около 1500 специалистов изменяют членство в адвокатской палате, причем многие из них сразу после сдачи квалификационного экзамена. В чем причина? Поговаривают, что в некоторых региональных палатах адвокатов проще сдать экзамен, и немало юристов этим пользуются. В связи с этим законопроект разрешает изменять членство в адвокатской палате лишь по достижении пятилетнего стажа и только в соответствии с решением совета палаты. Я не уверен, что это ограничение пройдет через второе слушание в Думе РФ: может быть, в каких-то регионах действительно существует недобропорядочная практика сдачи экзаменов, однако у адвокатов могут существовать разные причины перехода в другую палату. Например, переезд в другой регион. Неправильно ограничивать конституционное право граждан на выбор места жительства.


Одна из самых долгожданных поправок в закон об адвокатской деятельности касается вознаграждения адвоката, полученного в зависимости от результата оказанной помощи. Существует даже термин «гонорар успеха», смысл которого в том, что в случае положительного разрешения дела в суде клиент обязуется выплатить юристу премию сверх суммы договора. Проблема в том, что законодательство нашей страны не предусматривает такого понятия, как «гонорар успеха», хотя и не запрещает сторонам включать в договор на оказание юруслуг пункт о таком гонораре. Между тем на Западе это очень распространенная практика в судебных процессах, где фигурируют гражданские дела, причем, например, в США условия оплаты адвокатских услуг регулируются самостоятельно в каждом штате, но запрещено применение условий о «гонораре успеха» в уголовных делах.


По большому счету, при включении в договор «гонорара успеха» рискует только адвокат, который, если можно так выразиться, инвестирует свои квалификацию и время в судебный процесс. Если его работа приносит положительный результат, за удачу платит клиент заранее оговоренную сумму. Если адвокат терпит фиаско, то это его личные убытки, значит, он неправильно оценил риски либо уровень профессионализма оставляет желать лучшего. Кстати, на Западе услуги адвоката стоят очень дорого. Поэтому довольно часто, если исход судебного процесса сулит очевидную выгоду, инвестиции предлагает третья сторона – специальные фирмы, которые оплачивают услуги адвокатов, проведение экспертиз и прочие расходы. В случае выигрыша инвестор получает от клиента заранее оговоренный процент.


В России уже немало фирм работают на условиях получения гонорара только в случае победы в деле. Однако в нашей стране этот бизнес пока что остается очень рискованным. Принимая во внимание точку зрения ВС РФ, «гонорар успеха» в 2018 году, как правило, судами не взыскивался. Свою позицию суды обосновывают и постановлением Конституционного суда № 1-п от 23.01.2007 года, подчеркивая, что оплата по договору на юридические услуги должна производиться только за исполнение адвокатом своих обязанностей, а не за действия суда. Таким образом, сегодня «гонорар успеха» не включается в перечень судебных расходов и не взыскивается с клиента принудительно, если тот вдруг решил «кинуть» своего адвоката. Такие случаи, к сожалению, нередки, поэтому адвокатское сообщество давно заинтересовано в том, чтобы узаконить такое понятие, как «гонорар успеха», со всеми вытекающими гарантиями. Причем, на мой взгляд, в законопроекте, который мы сегодня обсуждаем, должны быть прописаны и гарантии интересов доверителей. В пояснительной записке к законопроекту говорится, что включение в соглашение о предоставлении юруслуг пункта о «гонораре успеха» позволит получить квалифицированную помощь лицам, у которых на момент заключения договора с адвокатом не хватало денег для оплаты его услуг. Подобных случаев действительно много, и в работе по такой схеме часто заинтересованы обе стороны.

Адвокаты хотят узаконить «гонорар успеха» для бедных клиентов Адвокат, Закон, Юристы, Роман Савичев, Госдума, Длиннопост
Показать полностью 1

Депутаты предложили обезопасить многоэтажки от взрывов газа

Даю свой комментарий


Группа депутатов, включая лидера «эсэров» Сергея Миронова, внесла в Государственную думу РФ законопроект, в соответствии с которым региональные фонды капремонта будут обязаны за свой счет устанавливать в жилых многоэтажках автоматизированные системы контроля за обеспечением газовой безопасности.

Депутаты предложили обезопасить многоэтажки от взрывов газа Взрыв газа, Магнитогорск, Город Шахты, Капитальный ремонт, Роман Савичев, Юристы, Длиннопост

Документ этот родился как реакция на трагедию в Магнитогорске, где 31 декабря 2018 года в результате взрыва бытового газа под завалами погибли 39 жильцов многоквартирного дома.


Однако сможет ли этот законопроект (в случае его принятия) решить проблему, весьма актуальную практически для всех регионов России, где ежегодно от взрывов газа гибнут десятки человек?


***


Как мы знаем, аналогичная трагедия спустя всего лишь две недели после Магнитогорска произошла и в городе Шахты Ростовской области, где в результате взрыва газа в многоэтажке погибли четыре человека.


Понятно, что череда таких крупных ЧП не могла остаться без реагирования федеральных и региональных властей. Думаю, что законопроект, о котором мы сегодня говорим, в той или иной мере будет реализован. А пока же власти на местах в спешном порядке проводят совещания, создают межведомственные комиссии, чтобы ужесточить проверку технического состояния газового оборудования в многоквартирных домах.


Ставрополье не стало исключением. Здесь в первую очередь — до 1 марта — проверят квартиры так называемых проблемных абонентов, в т. ч. ведущих асоциальный образ жизни, а также то жилье, куда газовики по разным причинам ранее не могли попасть.


Как известно, например, престарелые граждане неохотно пускают посторонних. Кроме того многие не считают нужным заключать договор на обслуживание газовых приборов и вызывать мастеров для проведения профилактических работ. Конечно, все это стоит денег. Но жизнь все-таки дороже.


Однако все мы прекрасно понимаем, что ужесточение проверок внутридомового газового оборудования, понуждение граждан-«уклонистов» заключать договоры на техобслуживание газовых приборов — все это лишь частично решает проблему.


Можно оперативно заменить газовое оборудование (если вовремя выявить неисправность), но взрывы газа нередко происходят и из-за так называемого человеческого фактора. Например, кто-то самовольно подключился к газовой трубе, кто-то, понадеявшись на собственные силы, решил сэкономить на мастере и сам установил плиту или котел. В результате утечка газа — и взрыв.


Нельзя сбрасывать со счетов и граждан, которые решили покончить жизнь самоубийством, открыв газ. Но гибнут-то не только эти люди, но и их соседи, проживающие с ними в одной многоэтажке. Вот что печально.


Что делать?


Отчасти решить проблему человеческого фактора и предлагает законопроект депутата Сергея Миронова со товарищи. Они выступили с инициативой внести изменения в статью 166 Жилищного кодекса РФ, с тем чтобы расширить перечень работ (услуг) по капитальному ремонту многоквартирок.


Напомню, что сегодня региональные фонды капремонта, аккумулирующие взносы собственников помещений, вправе тратить деньги на строго определенные цели: ремонт фасада, подвала, фундамента, крыши, лифтов, а также на ремонт внутридомовых инженерных систем. Так вот, этот перечень депутаты хотят дополнить установкой в многоэтажных жилых домах автоматизированных систем контроля за обеспечением газовой безопасности. За счет региональных фондов капремонта.


Такие системы давно используются в развитых странах. Они позволяют не только оповестить аварийно-диспетчерскую службу о высокой концентрации газа в подъезде или квартире, но и автоматически перекрыть подачу голубого топлива к оборудованию и даже открыть вентиляционные люки. Таким образом до приезда аварийной бригады исключается главная опасность — взрыв газа или отравление людей.


Однако не секрет, что такие установки очень дороги — их приобретение и обслуживание для жильцов — непосильное бремя. Вот почему депутаты предлагают это бремя переложить на фонды капремонта.


Любопытно, что еще год назад Минстрой вносил в правительство РФ предложение установить в многоквартирных домах газоанализаторы, способные предупредить оперативные службы об утечке газа из помещений. Но дальше предложения дело не пошло, я так думаю, из-за непонимания, за чей счет будет «банкет» и кого назначать ответственным.


Новый законопроект предлагает сделать «крайними» региональные фонды капремонта.


Однако у этого документа, на мой взгляд, имеется несколько изъянов.


Во-первых, в нем ничего не сказано о сельском жилье, которое обходится без фондов капремонта, но где люди, к сожалению, травятся газом (и взрываются в домах) не реже, чем горожане в многоэтажках.


Во-вторых, нетрудно догадаться, что сама идея устанавливать в многоквартирках автоматизированные системы газового контроля не понравится фондам капремонта и они будут всячески противиться такому «счастью», сопряженному не только с тратами, но и с ответственностью.


Ну а в третьих, кто же в конечном итоге заплатит за новацию? Депутаты говорят — фонды капремонта, но они-то формируются за счет взносов граждан. Значит, последует увеличение этих взносов либо потребуется помощь региональных бюджетов.


Один из авторов законопроекта председатель комитета Госдумы по жилищной политике и ЖКХ Галина Хованская, утверждает, что увеличение взносов граждан (на автоматизированные системы контроля) не потребуется.


Однако есть и другие точки зрения. Если делать все по уму, качественно и масштабно, в соответствии с единой федеральной программой, то поднимать взносы на капремонт до экономически обоснованного уровня все-таки придется. Сейчас этот взнос для жителей Ставрополья равен 7,11 руб. за квадратный метр жилья. С июля будет 8,63 руб.


По словам губернатора Владимира Владимирова, экономически обоснованный тариф — 19 рублей за «квадрат». Но и он признает, что для населения это уже неподъемно…

Показать полностью 1

Оступившихся бизнесменов простят. На первый раз 

Что это значит? Даю пояснение.


Министерство экономического развития РФ подготовило законопроект, в котором предлагает поправки в Уголовный кодекс и Уголовно-процессуальный кодекс, направленные на декриминализацию ряда так называемых «предпринимательских преступлений».

Документ родился в результате поручений президента, данных в ходе его Послания Федеральному Собранию 1 марта 2018 года. Тема эта весьма актуальна и затрагивает интересы тысяч бизнесменов, угодивших за решетку не всегда за реальные преступления, а часто в результате разборок конкурентов.

Проблема, связанная с гуманизацией наказания за экономические преступления, стала актуальной практически сразу после развала СССР. Не зря же те годы назвали «лихие 90-е». Огромные состояния сколачивались стремительно, часто криминальными методами, и в обиход именно тогда прочно вошло слово «крыша», значение которого и сегодня объяснять не нужно. Чтобы не стать жертвой, платить приходилось и бандитам, и силовикам, и чиновникам. Постепенно капитализм стал приобретать, если так можно выразиться, человеческое лицо, крупный бизнес пошел во власть, решая свои вопросы цивилизованным способом. Однако в целом, особенно на уровне провинции, проблемы предпринимателей никуда не делись. Высокие налоги заставляют их искать обходные лазейки, часто связанные с нарушением закона. Победа в «нужных» конкурсах на получение госконтрактов, всевозможные разрешения и лицензии – все это, как правило, за просто так не получить. Значит, нужно идти на поклон к чиновнику. А если бизнес процветает, следи за тем, чтобы его не «отжали» конкуренты с помощью тех же силовиков. Самым действенным способом нейтрализовать бизнесмена и по сей день является возбуждение против него уголовного дела и заключение в следственный изолятор. Повод, как правило, всегда найдется, а если нет, то фабрикуются улики, обнаруживаются «свидетели» и т. д. Находясь за решеткой, в изоляции, человек быстро теряет контроль за своим бизнесом, который вскоре уплывает в чужие руки.


Возглавляемое мной юридическое агентство довольно часто сталкивается с такими фактами, когда приходится представлять интересы человека, ставшего жертвой рейдерской атаки. Все это стало немалой головной болью для государства. В 2016 году Госдума приняла президентский законопроект о частичной декриминализации экономических преступлений. В частности, увеличился минимальный размер ущерба для возбуждения уголовных дел по таким преступлениям.


Бизнесмены с момента ареста получили право на встречи с нотариусом для оформления доверенности на управление фирмой в пользу выбранного лица. Снизились санкции за незаконное использование средств индивидуализации товаров, услуг и работ. И что немаловажно, на мой взгляд, были созданы условия для компенсации ущерба, возникшего в результате незаконных действий предпринимателей, и освобождения их от уголовной ответственности за некоторые экономические преступления. То есть, если ты не отпетый рецидивист, возмести ущерб, заплати штрафы – иди работай и больше не нарушай.


Но, разумеется, всех этих мер оказалось недостаточно, чтобы полностью исключить злоупотребления со стороны тех силовиков, что нечисты на руку. И все же, по данным Верховного суда, число осужденных бизнесменов в 2018 году значительно снизилось по сравнению с 2016 годом (1300 человек против 2000). Поручения Владимира Путина в ходе озвученного им в марте 2018 года Послания Федеральному Собранию призваны продолжить эту работу по ряду направлений. В результате и родился законопроект Министерства экономического развития РФ, который упомянут в начале разговора. Итак, поправки министерства предусматривают освобождение от уголовной ответственности при первом совершении преступлений, предусмотренных статьей 171 УК РФ (о незаконном предпринимательстве) и статьей 180 (о незаконном использовании средств индивидуализации товаров).


Будет декриминализирована и статья 171.1 (о производстве и сбыте товаров без маркировки), правда, если речь не идет о табачной и алкогольной продукции. Прощать за продажу «левого» зеленого змия и контрабандные сигареты государство не намерено. Декриминализация названных статей УК РФ будет означать квалификацию их в качестве административных правонарушений. И, кстати, президент дал ясно понять Правительству РФ, что Уголовный кодекс должен перестать быть «инструментом решения хозяйственных конфликтов между юридическими лицами». В этом направлении нужно двигаться. И, разумеется, потребуются новые процессуальные гарантии защиты интересов бизнеса во время производства по уголовному делу, особенно чтобы пресечь возможные злоупотребления следственных органов.

Показать полностью
Отличная работа, все прочитано!