Yeneemna

Yeneemna

Пикабушница
поставилa 159 плюсов и 7 минусов
отредактировалa 0 постов
проголосовалa за 0 редактирований
Награды:
5 лет на Пикабу
8411 рейтинг 10 подписчиков 7 подписок 23 поста 17 в горячем

10 фактов о шпалерах

1. Шпалеры - безворсные настенные ковры, на которых выполнены сюжетные и (или) орнаментальными композициями. Появившись ещё в древнем мире, они начиная с XII — XIII веков, получили широкое распространение в западной Европе.

На ранних этапах были немного наивными:

Фрагмент шпалеры «Двенадцать месяцев» из Бальдисхольской церкви — «Апрель» и «Май». Ок. 1180. Музей прикладных искусств. Осло

10 фактов о шпалерах Длиннопост, Шпалера, Гобелен, Средневековье, Возрождение, Ткань

Затем положение дел заметно улучшилось. (Хотя такие тоже прекрасны и, несомненно, повлияли на художников XIX и, особенно, XX вв)


2. На конец XIV - XVI вв. пришёлся расцвет шпалерного ткачества.

«Предложение сердца». Аррас. Ок. 1410. Музей Клюни.
10 фактов о шпалерах Длиннопост, Шпалера, Гобелен, Средневековье, Возрождение, Ткань

3. Красочные ковры не только преображали интерьеры средневековых замков, но, одновременно, закрывая собой холодный камень, заметно утепляли стены.

Возвращение с охоты. Из серии "Охота на единорога". 1525-1550 гг.

10 фактов о шпалерах Длиннопост, Шпалера, Гобелен, Средневековье, Возрождение, Ткань

4. Нередко шпалеры развешивались в соборах и в ратушах, а во время турниров — на трибунах для зрителей. В праздничные дни ковры вывешивали на балконах и подоконниках, тем самым украшая улицы.

Подношение Бахусу

10 фактов о шпалерах Длиннопост, Шпалера, Гобелен, Средневековье, Возрождение, Ткань

5. Шпалеры выполнялись из шерсти, шёлка, иногда в них вводились золотые или серебряные нити. Для их изготовления художники делали эскизы, которые потом воспроизводили на листах картона в полный размер, и ткачи работали, сверяясь с этими картонами.

Дама с единорогом. «По моему единственному желанию». ок. 1500 г.

10 фактов о шпалерах Длиннопост, Шпалера, Гобелен, Средневековье, Возрождение, Ткань

6. Сюжеты шпалер, как можно увидеть, были исключительно разнообразны: в их основу ложились библейские и мифологические истории, рассказы о праздниках, аллегории.

Одним из видов шпалеры была вердюра (от фр. verdure - зелень, трава, листва). В XVI веке так называли изображения животных и птиц на фоне природы. Также это наименование закрепилось за шпалерами из Ауденарде, следовавшими этой тематики

10 фактов о шпалерах Длиннопост, Шпалера, Гобелен, Средневековье, Возрождение, Ткань

7. Ещё один известный шпалерный стиль - мильфлёр (фр. mille-fleurs "тысяча цветов"). Предположительно, мильфлёры появились под влиянием традиционного обычая, бытовавшего во Франции: маршрут процессии в день Праздника Тела Христова украшался тканями со множеством прикреплённых к ним живых цветов

10 фактов о шпалерах Длиннопост, Шпалера, Гобелен, Средневековье, Возрождение, Ткань
10 фактов о шпалерах Длиннопост, Шпалера, Гобелен, Средневековье, Возрождение, Ткань

8. Что касается слова "гобелен", которое часто используют как синоним, то этот термин связан с кварталом Гобеленов, где в зданиях, принадлежавших прежде семье Гобелен, была открыта шпалерная мануфактура. Производившиеся здесь изделия называли гобеленами и это название более чем прижилось. В основном классицизм.

10 фактов о шпалерах Длиннопост, Шпалера, Гобелен, Средневековье, Возрождение, Ткань

9. Рафаэль сделал картоны для шпалер Сикстинской капеллы. На их примере можно увидеть, как по-разному воплощались задумки в разных мастерских:

«Чудесный улов» из серии «Деяния апостолов». По картону Рафаэля. Брюссель, мастерская Питера ван Альста. 1519 г. Шерсть, шелк, серебряные и позолоченные нити. 490х441 см. Фландрия, Рим, Ватиканская пинакотека. «И сказал Симону Иисус: не бойся; отныне будешь ловить человеков» (Лук.5:10)

10 фактов о шпалерах Длиннопост, Шпалера, Гобелен, Средневековье, Возрождение, Ткань

«Чудесный улов» из серии «Деяния апостолов». По картону Рафаэля. Брюссель, мастерская Яна ван Тигема. 1545-1547 гг. 495х610 см. Мантуя, Палаццо Дукале.

10 фактов о шпалерах Длиннопост, Шпалера, Гобелен, Средневековье, Возрождение, Ткань

10. Шпалерами интересовались прерафаэлиты. Позже этот интерес перетёк в модерн:

Фирма «Моррис и Ко». Воззвание. Шпалера из серии "Святой Грааль"

10 фактов о шпалерах Длиннопост, Шпалера, Гобелен, Средневековье, Возрождение, Ткань

и

Фирма «Моррис и Ко». Обретение Грааля. Шпалера из серии "Святой Грааль"

10 фактов о шпалерах Длиннопост, Шпалера, Гобелен, Средневековье, Возрождение, Ткань
Показать полностью 13

Импрессионизм: какие изобретения повлияли на него?

Говоря о появлении импрессионизма,  обычно вспоминают о внутренних факторах: об усталости от академической живописи, например.

Из внешних на ум, как правило, приходит развитие фотографии: с появлением "конкурента" в живописи появилось стремление передавать ощущения, настроение, а не фактическое изображение предмета.


Но какие ещё внешние, объективные причины повлияли на развитие импрессионизма?


1. Тюбики для краски. Появились примерно к середине XIX века. Прежде краски упаковывали в свиные мочевые пузыри, которые завязывали узелком. Такие пузыри протыкали иглой, краску выдавливали на палитру, а дырку затыкали.

Благодаря небольшим тюбикам стало возможно выходить на природу.

Из минусов, сперва тюбики делали из олова (они были тяжёлыми), затем из свинца (а эти - безумно вредными). Только со временем материал заменили на алюминий.

Импрессионизм: какие изобретения повлияли на него? Длиннопост, Импрессионизм, Живопись, Писсарро

2. Складные мольберты, внутрь которых можно было сложить краски, кисти - всё необходимое для живописи. Тоже способствовали мобильности художника. Хотя их, скорее всего, изобретали уже прицельно в пару к удобным переносным краскам.


3. Плоская кисть. Точнее - появление специальной обоймы (металлической обёртки) для нее. Прежние кисти были китайского образца и, соответственно, круглыми. Щетину привязывали к ручке ниткой или бечёвкой. Мелочь, но плоская кисть делает мазок более выразительным. И импрессионисты этим охотно пользовались.

+ работают ею обычно быстрее, чем круглой.

Вот такая маленькая железяка:

Импрессионизм: какие изобретения повлияли на него? Длиннопост, Импрессионизм, Живопись, Писсарро

4. Кисти из свиной щетины. Прежде в почёте были мягкие, а самые ценные делались из колонка

Такие не мягко скользили по бумаге, а оставляли очевидные мазки.


Мазки Моне:

Импрессионизм: какие изобретения повлияли на него? Длиннопост, Импрессионизм, Живопись, Писсарро

Ещё Моне:

Импрессионизм: какие изобретения повлияли на него? Длиннопост, Импрессионизм, Живопись, Писсарро

Мазки Писсарро:

Импрессионизм: какие изобретения повлияли на него? Длиннопост, Импрессионизм, Живопись, Писсарро

Ещё Писсарро:

Импрессионизм: какие изобретения повлияли на него? Длиннопост, Импрессионизм, Живопись, Писсарро

Что еще способствовало созданию знакомых импрессионистских полотен? Не напрямую, но всё же.


Железные дороги. Без них невозможно было быстро передвигаться из одного места в другое и запечатлеть всё то, что они запечатлели.


К. Моне. Вокзал Сен-Лазар.

(По слухам, просто так вокзал было не написать. Придя на один из открывшихся вокзалов, Моне потребовал встречи с директором: чтобы всё запечатлеть, надо было поменьше людей на платформе, а чтобы клубился дым - все поезда должны были быть готовы вот-вот тронуться с места.

Директор вокзала, человек, далёкий от искусства, весьма изумился требованием уже прославившегося, но совершенно не известного ему художника.

Тогда, Моне пришлось сказать, что вообще-то директор другого вокзала уже дал ему согласие, но вот он сам колеблется и никак не поймёт, какой же вокзал всё-таки лучше: этот или тот. Какой из них стоит зарисовать?

Скоро он уже сидел в дыму и чаду и, рискуя задохнуться, рисовал поезда).

Импрессионизм: какие изобретения повлияли на него? Длиннопост, Импрессионизм, Живопись, Писсарро
Импрессионизм: какие изобретения повлияли на него? Длиннопост, Импрессионизм, Живопись, Писсарро
Импрессионизм: какие изобретения повлияли на него? Длиннопост, Импрессионизм, Живопись, Писсарро

Ночное освещение - газовые фонари, которых становилось все больше и больше в Париже и других городах:


К. Писсарро. Бульвар Монмантр ночью

Импрессионизм: какие изобретения повлияли на него? Длиннопост, Импрессионизм, Живопись, Писсарро
Показать полностью 10

Алфавит смерти: кто и почему должен умереть

Немного о том, как видели мир люди в XVI веке. Точнее, как видели его конец: пляшущие Смерти. Поучительный алфавит, посвящённый тому, что перед Смертью все равны.

(ради чего, собственно, создавались все Пляски Смерти).

Относится к тому времени, когда мир вокруг казался куда более таинственным и опасным, чем сегодня.

Мастер -  Г. Гольбейн, датируется 1524 годом. Состоит из 24-х букв, потому "I" считалась и за "J", а "U" - за "V".


Сопровождалось цитатой из Книги Пророка Исаии:

Голос говорит: возвещай! И сказал: что мне возвещать? Всякая плоть — трава, и вся красота ее — как цвет полевой.

Засыхает трава, увядает цвет, когда дунет на него дуновение Господа: так и народ — трава.

Трава засыхает, цвет увядает, а слово Бога нашего пребудет вечно.


По размеру каждая буква - малютка (2,5 на 2,5 см), но тем интереснее разглядывать детали.

Алфавит смерти: кто и почему должен умереть Длиннопост, Гольбейн, Пляска смерти, Смерть, Алфавит, Религия, Гравюра

А (Кости всех людей). Танец начинается боем барабанов и звуками труб. На фоне - сваленные в кучу черепа. Сопровождалось комментарием из Первого послания Коринфянам:

Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут (отсылка к Первородному Греху)


B (Папа Римский). Смерти тянут Папу Римского, облаченного в тиару: перед смертью все равны. А то, что демон ускоряет его движение, говорит о том, что папский престол уже не торт. Книга пророка Исаии:

В преисподнюю низвержена гордыня твоя со всем шумом твоим; под тобою подстилается червь, и черви — покров твой.


С (Император). Император уронил знак власти - державу. Смерть пытается утащить у него корону. Сопровождалась цитатой из книги пророка Исаии:

сделай завещание для дома твоего, ибо ты умрешь

Алфавит смерти: кто и почему должен умереть Длиннопост, Гольбейн, Пляска смерти, Смерть, Алфавит, Религия, Гравюра

D (Король). Одна смерть оседлала короля. На другой шляпа - знак не слишком высокого происхождения. Снова напоминание: перед Смертью все равны. из Книги Премудрости Соломона:

один для всех вход в жизнь и одинаковый исход.


E (Кардинал). Одна Смерть тащит кардинала к себе, а другая (которая почти не видна за его спиной) отнимает Т-образный крест. Объясняется цитатой из книги Пророка Исаии:

<Горе тем> которые за подарки оправдывают виновного и правых лишают законного!


F (Императрица). Смерти срывают корону и тащат за шлейф. Книга Сирах говорит лаконично:

От жены начало греха, и чрез нее все мы умираем.

Алфавит смерти: кто и почему должен умереть Длиннопост, Гольбейн, Пляска смерти, Смерть, Алфавит, Религия, Гравюра

G (Королева). Одна Смерть тащит за собой, вторая срывает колье. Книга Пророка Исаии:

ибо не будет обирания винограда, и время жатвы не настанет.


H (Епископ). И его волокут. Книга пророка Иеремии:

вы рассеяли овец Моих, и разогнали их, и не смотрели за ними; вот, Я накажу вас за злые деяния ваши, говорит Господь.


I (Герцог). И он не застрахован. За ним Смерть приходит в образе женщины в чепчике. Четвертая Книга Царств:

За это так говорит Господь: с постели, на которую ты лег, не сойдешь с нее, но умрешь.

Алфавит смерти: кто и почему должен умереть Длиннопост, Гольбейн, Пляска смерти, Смерть, Алфавит, Религия, Гравюра

K (Дворянин). Смерть в шапке простолюдина бьёт его цепью. Стыд, наверное, невыносимый. Псалтырь:

ибо умирая не возьмет ничего; не пойдет за ним слава его


L (Канонник). Смерть переоделась в его помощника и захватила с собой святой воды в котелке. Ничто её не возьмёт. Иеремия:

все действуют лживо.


М (Врач). Смерть за левым плечом его. Книга Екклесиаста:

в грядущие дни все будет забыто, и увы! мудрый умирает наравне с глупым

Алфавит смерти: кто и почему должен умереть Длиннопост, Гольбейн, Пляска смерти, Смерть, Алфавит, Религия, Гравюра

N (Богач или Скряга). Пока одна Смерть отвлекает, вторая ловко обкрадывает. Евангелие от Луки:

Но Бог сказал ему: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?


O (Монах). Невзирая на сопротивление, Смерть волочёт за собой. Псалтырь:

но вы умрете, как человеки, и падете, как всякий из князе.


Р (Солдат). Сражаются на мечах. Но он, конечно, не выстоит. Как не выстоял тот, что уже распростёрся на земле. Псалтырь:

Кто из людей жил и не видел смерти, избавил душу свою от руки преисподней?

Алфавит смерти: кто и почему должен умереть Длиннопост, Гольбейн, Пляска смерти, Смерть, Алфавит, Религия, Гравюра

Q (Монахиня). Смерть приходит в чёрной одежде монаха, монахиня спокойно следует за ней. Нет ничего удивительного в том, что Смерть приходит за смиренными людьми. Притчи:

Есть пути, которые кажутся человеку прямыми; но конец их - путь к смерти.


R (Шут). Пытается отбиться пузырьком с воздухом. Но куда ему против Смерти в лавровом венке? Она ещё и в сапоги обута. Притчи:

он умирает без наставления, и от множества безумия своего теряется.


S (Дева). Смерть с песочными часами напоминает, что время пролетает незаметно. Вторая сжимает грудь и бедро, видимо, уточняя, что плоть оно вообще не щадит. Книга Иова:

проводят дни свои в счастьи и мгновенно нисходят в преисподнюю.

Алфавит смерти: кто и почему должен умереть Длиннопост, Гольбейн, Пляска смерти, Смерть, Алфавит, Религия, Гравюра

Т (Пьяница). Валят на землю и льют в рот вино: упейся вусмерть, ничтожный. Книга Исаии:

Горе тем, которые зло называют добром, и добро - злом.


V (Всадник). Иногда то, что на спине лошади помещаются двое, играет не на руку всаднику. Книга Иова:

Внезапно они умирают


W (Отшельник). Недобрая Смерть помогает ему поставить трость так, чтобы он обязательно споткнулся. Книга Иова:

Дыхание мое ослабело; дни мои угасают; гробы предо мною.

Алфавит смерти: кто и почему должен умереть Длиннопост, Гольбейн, Пляска смерти, Смерть, Алфавит, Религия, Гравюра

X (Игроки). Смерть и Дьявол неплохо проводят время у них под боком: Смерть тушит свечу, Дьявол не даёт. Когда им надоест, игрокам несдобровать. Исаия:

Горе тем, которые с раннего утра ищут сикеры и до позднего вечера разгорячают себя вином.


Y (Ребенок). На глазах у матери Смерть забирает его из колыбели. Книга Иова:

Человек, рожденный женою, краткодневен и пресыщен печалями:

как цветок, он выходит и опадает; убегает, как тень, и не останавливается.


Z (Судный День). День, когда все узнают, что такое хорошо, что такое плохо. Иисус - Великий Судия, праведники - по правую руку, грешники - по левую. И  уже ничего нельзя изменить. От Матфея:

Итак бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет.


*

Бодрствуйте.

Показать полностью 8

Яркие и приглушённые цвета - дневник путешествий художника. Россия, Испания, Италия, Северные страны

Ещё немного о русском импрессионизме. Возможно, о самом известном его представителе - Константине Коровине. По слухам, дружелюбный дядя с широкой душой, родом из купеческой семьи.

Учился в Москве, а Академия Художеств в СПб его разочаровала (она во второй половине XIX века многих разочаровывала), бросил через три месяца. Очень любил пейзажи, многое перенял у Саврасова, поэтому на ранних порах писал так:

«Ранняя весна». 1870-е. ГТГ
Яркие и приглушённые цвета - дневник путешествий художника. Россия, Испания, Италия, Северные страны Длиннопост, Живопись, Импрессионизм, Колорит, Константин Коровин

Развалюшка с покосившимся забором всем очень понравилась, Игорь Грабарь потом возвышенно назовёт эту картину "первой весной", появившейся после "Грачей" Саврасова.

Затем в живописи Коровина отмечают портрет "Хористки". Она мягко говоря, не очень симпатичная, но обращают на себя несколько вещей: этюдность и отсутствие сюжета + попытка изобразить человека в изменчивой световоздушной среде.

Творчество такого рода по-прежнему вызывает споры, и по мнению, например, Репина это всё «живопись для живописи». Но Коровину как-то вполне неплохо, он находит себя и свой стиль.

В целом же, его картины во многом - дневник путешествий и впечатлений. У многих художников такое прослеживается, но у Коровина это особенно заметно.

После потери родителей он проводит время у Поленовых в подмосковной деревне Жуковка.

Трепетно пишет листья и цветы, а землю и небо - гладко:

«Настурции» 1888 г. (музей-заповедник Поленова):

Яркие и приглушённые цвета - дневник путешествий художника. Россия, Испания, Италия, Северные страны Длиннопост, Живопись, Импрессионизм, Колорит, Константин Коровин

Или вот пустынная одинокая дорожка (возможно, напоминает Левитана): «Осень в Жуковке». 1888 (музей Поленова).

Яркие и приглушённые цвета - дневник путешествий художника. Россия, Испания, Италия, Северные страны Длиннопост, Живопись, Импрессионизм, Колорит, Константин Коровин

Чтение вслух, по слухам, одно из любимых занятий русской интеллигенции. Погружение человека в мир природы. Ракурс сверху довольно типичен для импрессионизма:

Яркие и приглушённые цвета - дневник путешествий художника. Россия, Испания, Италия, Северные страны Длиннопост, Живопись, Импрессионизм, Колорит, Константин Коровин

После Коровин отправляется в путешествие по Испании. Тут у него чёрные и серебристые тона, а мелкие детали трактует декоративно (в целом характерно для во всю развивающегося в ту пору модерна).

«У балкона. Испанки Леонора и Ампара». 88-89 гг (ГТГ)

Яркие и приглушённые цвета - дневник путешествий художника. Россия, Испания, Италия, Северные страны Длиннопост, Живопись, Импрессионизм, Колорит, Константин Коровин

Путешествуя по Италии вместе с Саввой Мамонтовым. Восхищён скульптурой Ватикана - явно больше, чем самим Мамонтовым, которого и раньше видел почти каждый день:

«Савва Иванович Мамонтов во Флоренции» 1888 г. ГТГ

Яркие и приглушённые цвета - дневник путешествий художника. Россия, Испания, Италия, Северные страны Длиннопост, Живопись, Импрессионизм, Колорит, Константин Коровин

Уже упоминавшийся ракурс сверху-вниз + блеск воды на камнях, красивое сочетание серого и охристого:

«Улица во Флоренции в дождь» 1888 г. ГТГ

Яркие и приглушённые цвета - дневник путешествий художника. Россия, Испания, Италия, Северные страны Длиннопост, Живопись, Импрессионизм, Колорит, Константин Коровин

Несколько раз был во Франции (прежде чем поселиться там после революции) и много картин посвятил её пейзажам, их интересно сравнивать с французскими импрессионистами.

Например, рассвет на море.

Яркие и приглушённые цвета - дневник путешествий художника. Россия, Испания, Италия, Северные страны Длиннопост, Живопись, Импрессионизм, Колорит, Константин Коровин

или любимый импрессионистами бульвар Капуцинок:

Яркие и приглушённые цвета - дневник путешествий художника. Россия, Испания, Италия, Северные страны Длиннопост, Живопись, Импрессионизм, Колорит, Константин Коровин

У Коровина выходит чуть жёстче и мрачнее, чем у Моне. Отчасти потому что не боится использовать чёрный цвет (за что его нередко упрекали).

Зато где нужны вкрапления чёрного - на севере. Холодная красота, передача настроения.

В написании зимы - чего в импрессионизме других странах почти не было - много оттенков в пределах одного тона. Тут они, например, серебристо-жемчужные:

«Зимой» 1894 г. Холст на картоне, масло. 37,2 × 52,5 см. ГТГ.

Яркие и приглушённые цвета - дневник путешествий художника. Россия, Испания, Италия, Северные страны Длиннопост, Живопись, Импрессионизм, Колорит, Константин Коровин

С переливами розоватого, сиреневого и жёлтого:

«Зима в Лапландии» 1894 г. ГТГ

Яркие и приглушённые цвета - дневник путешествий художника. Россия, Испания, Италия, Северные страны Длиннопост, Живопись, Импрессионизм, Колорит, Константин Коровин

Или, например, холодные голубовато-серые тона:

«Архангельский порт на Двине» 1894 г. (Областной художественный музей, Тула).

Яркие и приглушённые цвета - дневник путешествий художника. Россия, Испания, Италия, Северные страны Длиннопост, Живопись, Импрессионизм, Колорит, Константин Коровин

Посещает Норвегию. Здесь главное - белые ночи и совсем иное сияние солнца:

«Белая ночь в северной Норвегии», 1890-е ГРМ.

Яркие и приглушённые цвета - дневник путешествий художника. Россия, Испания, Италия, Северные страны Длиннопост, Живопись, Импрессионизм, Колорит, Константин Коровин

Или, например, северное сияние:

Геммерфест. Северное сияние. 1894—1895 Холст, масло. 175,6 × 106,7 см. ГТГ

Яркие и приглушённые цвета - дневник путешествий художника. Россия, Испания, Италия, Северные страны Длиннопост, Живопись, Импрессионизм, Колорит, Константин Коровин

В 1904 году едет в Ялту (навестить А.П. Чехова). Тут колорит снова меняется: чистые, звонкие краски:

«Ялта». 2-я половина 1910-х. ХОЛСТ, МАСЛО 79.5 X 58.5. Музей русского импрессионизма

Яркие и приглушённые цвета - дневник путешествий художника. Россия, Испания, Италия, Северные страны Длиннопост, Живопись, Импрессионизм, Колорит, Константин Коровин

в отличие от Парижа: исчезла серебристо-жемчужная тональность, забыты лиловые и фиолетовые тени.

«Кафе в Ялте» 1905 г., ГТГ

Яркие и приглушённые цвета - дневник путешествий художника. Россия, Испания, Италия, Северные страны Длиннопост, Живопись, Импрессионизм, Колорит, Константин Коровин

Букет, стоящий на пронизанном солнцем балконе:

«Балкон в Крыму», 1910 г. Областной художественный музей, Ульяновск

Яркие и приглушённые цвета - дневник путешествий художника. Россия, Испания, Италия, Северные страны Длиннопост, Живопись, Импрессионизм, Колорит, Константин Коровин

Снова яркие цвета, на берегу моря. Цвет у теней,  почти как у волн:

«На берегу моря», 1910 г. ГРМ.

Яркие и приглушённые цвета - дневник путешествий художника. Россия, Испания, Италия, Северные страны Длиннопост, Живопись, Импрессионизм, Колорит, Константин Коровин

И пара человеческих фигур при разном освещении. 20-е годы, когда техника стала жёстче.

Женщина с сиренью. 1822 г. Частное собрание.

Яркие и приглушённые цвета - дневник путешествий художника. Россия, Испания, Италия, Северные страны Длиннопост, Живопись, Импрессионизм, Колорит, Константин Коровин

Контрасты цвета и света. Пламя горящих свечей:

Ночь. Дуэт. 21г. Национальный музей Киргизии им. Г. Айтиева.

Яркие и приглушённые цвета - дневник путешествий художника. Россия, Испания, Италия, Северные страны Длиннопост, Живопись, Импрессионизм, Колорит, Константин Коровин

P.S. Театральные работы, панно, портреты и большая часть Франции опущены, чтобы не растягивать пост до бесконечности.

Показать полностью 20

Буйство и разгул красок

О русском импрессионизме говорят мало, потому что его в принципе не очень много и он не очень известен. Так сложилось, что русское искусство в основном ценят не за него.

Малявин Филипп Андреевич пожалуй, один из его наиболее явных представителей. Хотя черты экспрессионизма у него тоже есть.

Как он сложился как художник? Ну, в юности вместе с афонским монахом отправился в монастырь святого Пантелеймона, чтобы научиться там "церковной живописи". Скоро, правда, перебрался в СПб, где посещал занятия в Академии Художеств.

Происходил из крестьянской среды, поэтому нет ничего удивительного, что часто изображал крестьянок.

После того, как он съездил во Францию и получше познакомился с популярной там живописью, А.Н. Бенуа включил его в «Историю русской живописи в XIX веке» и в «Русскую школу живописи», а стиль его письма изменился.

Вот эта картина находится в Третьяковке. Когда проходишь мимо, не вглядываясь, можно подумать что-то про маки. Но так-то это весёлый русский танец ("Вихрь"):

Буйство и разгул красок Длиннопост, Живопись, Импрессионизм, Русская живопись

Любопытно, что выставлено оно было на выставке «Мира искусства», в Екатерининском зале при шведской лютеранской церкви в СПб.

До того, как началось буйство мазков и красок, писал немного скромно, вот так:

Буйство и разгул красок Длиннопост, Живопись, Импрессионизм, Русская живопись

Но, возвращаясь к буйству красок:

Тут некоторая статика в самих фигурах, но буйство цвета и мазков (Бабы. 1905 г.):

Буйство и разгул красок Длиннопост, Живопись, Импрессионизм, Русская живопись

Вот это тоже несколько по-русски дурное, особенно, улыбочка. Взлетая выше храмов (Качели):

Буйство и разгул красок Длиннопост, Живопись, Импрессионизм, Русская живопись

Помимо крестьянок у Малявина есть, например, портреты:

Буйство и разгул красок Длиннопост, Живопись, Импрессионизм, Русская живопись

Чуть со страдальческим выражением на лице Надежда Плевицкая, исполнительница русских народных песен и романсов:

Буйство и разгул красок Длиннопост, Живопись, Импрессионизм, Русская живопись

Вот ещё очень изысканное лицо русской меценатки (Олив Мара Константиновна).

Кто бы хотел так выглядеть?

Буйство и разгул красок Длиннопост, Живопись, Импрессионизм, Русская живопись

Менее известная и, возможно, потому более обыденная (Александра Балашова. 1924 г.):

Буйство и разгул красок Длиннопост, Живопись, Импрессионизм, Русская живопись

Эта девочка могла бы сойти за Алису. Или нет? Лисичка. Портрет А. С. Боткиной. 1902 г

Буйство и разгул красок Длиннопост, Живопись, Импрессионизм, Русская живопись

Ну, и наконец, чуть в более нежных цветах - если так можно выразиться по отношению к Малявину - автопортрет с семьёй:

Буйство и разгул красок Длиннопост, Живопись, Импрессионизм, Русская живопись

И чуть-чуть графики, которая у него тоже весьма беспокойная:

Буйство и разгул красок Длиннопост, Живопись, Импрессионизм, Русская живопись
Показать полностью 11

Сальвадор Дали и кинематограф

Съёмка "Андалузского пса" в 1929 году обещала быть как минимум интересной. Дали работал с Бунюэлем (это такой сюрреалист, порицавший традиционные ценности и долгое время относившийся к половому акту как к греху).

Впрочем, в том, что касалось съёмок, Бунюэль был довольно опытный человек, поэтому на премьеру захватил с собой камней: отбиваться от пришедших почитателей таланта (вроде как не пришлось).

Итак перечень всего необходимого для фильма: голая девушка, мертвый осёл, бычий глаз, скальпель и многое, многое другое.

Продолжительность - 16 минут. Картинка на экране - игры с реальностью сновидений и подсознания.

Начало. Человек средних лет деловито точит бритву и, проверив её на остроту, выходит на балкон, где светит круглая луна.

Сальвадор Дали и кинематограф Сюрреализм, Короткометражка, Черно-белое кино, Длиннопост, Сальвадор Дали, Луис Бунюэль

После этого он возвращается в комнату и спокойно режет лезвием глаз своей девушки. Та, впрочем, не сопротивляется:

Сальвадор Дали и кинематограф Сюрреализм, Короткометражка, Черно-белое кино, Длиннопост, Сальвадор Дали, Луис Бунюэль

Знаменитый комментарий Дали к происходящему: «Моя подруга любит нежность лёгких разрезов скальпеля на выпуклости зрачка» (с)

Почему-то вспоминается, что Гала (спутница жизни Дали) на заре их отношений пленила его тем, что в ответ на вопрос: "Что же мне делать?", - попросила: "Убей меня". Они так долго придумывали как бы воплотить её просьбу (чтобы понравилось обоим), что в итоге всё ушло немного в другую плоскость.

У героини фильма с глазом тоже всё будет в порядке. Насколько это возможно в зыбком и тревожном сновидении.

Далее - езда на велосипеде по почти пустому городу, почти нереально пустому, и город, проглядывающий сквозь ставшую прозрачной женщину (такой вот непритязательный спецэффект 20-х)

Сальвадор Дали и кинематограф Сюрреализм, Короткометражка, Черно-белое кино, Длиннопост, Сальвадор Дали, Луис Бунюэль

Падение с велосипеда как элемент случайности. Кто не пытался помереть от чего-то подобного в прекрасный солнечный день?

Сальвадор Дали и кинематограф Сюрреализм, Короткометражка, Черно-белое кино, Длиннопост, Сальвадор Дали, Луис Бунюэль

Появление муравьёв на ладони. Насекомые нередко символ ирреальности. Что в более поздних фильмах нередко будет использоваться для усиления зыбкости происходящего.

Сальвадор Дали и кинематограф Сюрреализм, Короткометражка, Черно-белое кино, Длиннопост, Сальвадор Дали, Луис Бунюэль

Часто сюры не удаются, потому что сделаны нарочито неправдоподобными, а тут - поэтика, поэтика, поэтика. Даже отдельных частей фильма, отделённых друг от друга, как минимум, расстоянием.

Следующая сцена, в которую происходит плавное перетекание: человек, тычет тростью в отрубленную руку, лежащую среди улицы. Толпа вокруг то волнуется вокруг, то наблюдает. Иногда кажется, что эти два состояния существуют параллельно. Волнение, понятное дело, лучше смотреть в динамике.

Сальвадор Дали и кинематограф Сюрреализм, Короткометражка, Черно-белое кино, Длиннопост, Сальвадор Дали, Луис Бунюэль

То и дело начинают навязчиво повторяться одни и те же элементы: люди смотрящие из окна, женщина, стоящая на дороге, пока её не сбивает автомобиль. Как что-то живущее в подсознании и настойчиво пробивающееся наружу.

А вот лицо человека щупающего женскую грудь. Он делает это через одежду, но ему кажется, что одежды как раз-то нет. И, собственно, в своих фантазиях он щупает не только грудь.

Все эмоции в одном флаконе.

Сальвадор Дали и кинематограф Сюрреализм, Короткометражка, Черно-белое кино, Длиннопост, Сальвадор Дали, Луис Бунюэль

Девушка, как водится, негодует, в конце концов, сбегает и вполне готова держать оборону с помощью попадающихся под руку предметов. Поэтому молодому человеку приходится заняться вот этим:

Сальвадор Дали и кинематограф Сюрреализм, Короткометражка, Черно-белое кино, Длиннопост, Сальвадор Дали, Луис Бунюэль

Иными словами, загнав желанную в угол, он тащит к ней рояль, на котором лежит дохлый осёл, а по полу волочатся два священника:

Девушка под напряжённую музыку вновь ускользает, пытается закрыть дверь, преследователь успевает просунуть руку и по той - опять навязчивый знак - ползут муравьи.

Сальвадор Дали и кинематограф Сюрреализм, Короткометражка, Черно-белое кино, Длиннопост, Сальвадор Дали, Луис Бунюэль

В комнате, где пытается запереться девушка, к слову, в позе покойника лежит человек с толстой книгой на груди. Только он внезапно не покойничек, а открывает глаза и как-то мерзко и безумно смотрит по сторонам.

Дальше всё идёт в том же духе.

Иными словами, общем и целом, воссоздаётся такая реальность, когда привидевшееся уже нет возможности отличить от действительности (онирическая?)


Конкретной трактовке она не поддаётся, и в этом, собственно говоря, вся суть.


P.S. Ну, и напоследок известный факт. Музыка здесь: из оперы Вагнера «Тристан и Изольда» и два аргентинских танго. Во время премьерных показов фильма её транслировали на граммофоне, а в В 1960 году Бунюэль добавил её к самой записи.

Показать полностью 8

Сальвадор Дали и странные названия картин

Слышала фразу: "Название картин Дали - половина его успеха", ну, не так чтобы половина, но названия у него действительно звучные; неважно, краткие, в одно слово, или безумно длинные.

А некоторые прямо-таки поражают воображение.

Начнём с классики, известной широкому кругу как "Предчувствие гражданской войны". Действительно, жутковатая вещь, передающая как шаткость и неустойчивость мира, так и жуткую муку на лице, в хватке руки (за что бы там ни хваталась). Называется при этом "Мягкая конструкция с вареной фасолью". Серьёзно.


Мягкая конструкция с вареной фасолью. Предчувствие гражданской войны

1936 г. 110 x 84 см холст/масло:

Сальвадор Дали и странные названия картин Сальвадор Дали, Сюрреализм, Искусство, Живопись, 20 век, Длиннопост, Картина, Название

Дальше не менее интересно.

Если есть какая-то неведомая фигня, надо дать ей название, такое, чтобы вообще никто ничего не понял:

Богиня, опирающаяся на локоть — континуум с четырьмя ягодицами, или Пять рогов носорога, образующие девственницу, или Рождение божества 1960г 92x153см холст/масло

Сальвадор Дали и странные названия картин Сальвадор Дали, Сюрреализм, Искусство, Живопись, 20 век, Длиннопост, Картина, Название

А бывает, когда вроде, что нарисовано - понятно, но вот что происходит - не очень. Так и обозначим:

Гигантская летающая кофейная чашка с непонятным 5 метровым придатком

1946г 50x31см холст/масло. Частное собрание

Сальвадор Дали и странные названия картин Сальвадор Дали, Сюрреализм, Искусство, Живопись, 20 век, Длиннопост, Картина, Название

Можно написать несколько предметов и кратко и изящно их перечислить: Череп с лирическим придатком и опорой на тумбу 1934 г. масло/панель

Сальвадор Дали и странные названия картин Сальвадор Дали, Сюрреализм, Искусство, Живопись, 20 век, Длиннопост, Картина, Название

В перечисление можно добавить немного действия: Атмосферный череп содомизирующего рояля 1934 г. холст/масло. Частное собрание

Сальвадор Дали и странные названия картин Сальвадор Дали, Сюрреализм, Искусство, Живопись, 20 век, Длиннопост, Картина, Название

Или совсем уж действия: Фонтан молока, бесполезно изливающийся на три башмака 1945 г. 18 x 20 см. холст/масло

Сальвадор Дали и странные названия картин Сальвадор Дали, Сюрреализм, Искусство, Живопись, 20 век, Длиннопост, Картина, Название

Есть ещё вариант - обратить внимание на свойства предмета или сказать как про то, что есть, так и про то, чего нет:

Сальвадор Дали и странные названия картин Сальвадор Дали, Сюрреализм, Искусство, Живопись, 20 век, Длиннопост, Картина, Название

Можно не просто перечислить предметы, но и дать максимально изысканное, полноценное, полноводное объяснение, пояснение, справку и т.д.

Рука Дали похищает золотое руно, имеющее форму облака, чтобы показать Гала-зарю, совершенно обнаженную, - там, далеко, очень далеко, по ту сторону солнца 1977 г. 60 x 60 см масло / холст / стереоскопического работа / правый компонент

Сальвадор Дали и странные названия картин Сальвадор Дали, Сюрреализм, Искусство, Живопись, 20 век, Длиннопост, Картина, Название

А ещё - можно пройтись по известным мифологическим персонажам, заставив их заниматься чем-то странным.

Все любят, когда приличные (на самом деле не очень приличные, ну да ладно) люди занимаются чем-то вот таким: Геркулес приподнимает кожу моря и на мгновение останавливает Венеру от пробуждени любви. 1963 г. 41 x 55 см холст/масло. Частное собрание

Сальвадор Дали и странные названия картин Сальвадор Дали, Сюрреализм, Искусство, Живопись, 20 век, Длиннопост, Картина, Название

Или вот с хлебом у Дали вообще длинная история (с багетами в частности), так почему же блудному сыну не носить на голове то, что носил сам художник?

Хлеб на голове блудного сына 1936г холст/масло. Частное собрание

Сальвадор Дали и странные названия картин Сальвадор Дали, Сюрреализм, Искусство, Живопись, 20 век, Длиннопост, Картина, Название

Можно поставить известных людей в нетипичные для них обстоятельства. Почему бы и не Юнга?

Место для объяснения Юнга. Эфеб умирает и реанимирован 1979г 122x244см масдло/панель

Сальвадор Дали и странные названия картин Сальвадор Дали, Сюрреализм, Искусство, Живопись, 20 век, Длиннопост, Картина, Название

Сделать Вермеера функциональным: Призрак Вермеера Делфтского, способный послужить и столом 1934 г. 18x14 см масло/доска

Сальвадор Дали и странные названия картин Сальвадор Дали, Сюрреализм, Искусство, Живопись, 20 век, Длиннопост, Картина, Название

Ерундой могут также заниматься вполне обыденные предметы, главное, продолжить традицию детального описания происходящего: Обломки автомобиля, порождающие слепую лошадь, которая кусает телефон

1938 г. холст/масло

Сальвадор Дали и странные названия картин Сальвадор Дали, Сюрреализм, Искусство, Живопись, 20 век, Длиннопост, Картина, Название

Можно немножко поговорить о себе. О, какая радость для современной толерантной Европы, был момент, когда Дали чувствовал себя девочкой: Я в возрасте шести лет, когда я верю, что стал девочкой, а пока с большой осторожностью приподнимаю кожу моря, чтобы рассмотреть собаку, которая спит под сенью воды 1950 г. холст/масло. Частное собрание

Сальвадор Дали и странные названия картин Сальвадор Дали, Сюрреализм, Искусство, Живопись, 20 век, Длиннопост, Картина, Название

Ну, и немножечко фрейдистского психоза. Всем, конечно, интересна жизнь одиноких солитёров:  Великий мастурбатор Солитер, появляется позади Аркады 1981г 14x19см масло/медь

Сальвадор Дали и странные названия картин Сальвадор Дали, Сюрреализм, Искусство, Живопись, 20 век, Длиннопост, Картина, Название

И: Сидящая фигура созерцает 'Большого Солитера Мастурбатора' 1981 г. 35 x 27см масло / медь / пластина

Сальвадор Дали и странные названия картин Сальвадор Дали, Сюрреализм, Искусство, Живопись, 20 век, Длиннопост, Картина, Название
Показать полностью 16

Жана-Батист Шарден: Вкусное утро

Жана-Батист Шарден: Вкусное утро Художник, Искусство, Картина, Натюрморт, Длиннопост

Бриошь

Жана-Батиста Симеона Шардена обычно знают как самого искреннего сентименталиста. Однако помимо трогательных сценок он писал и натюрморты. Причём как раз тогда, когда Академия Художеств, обозначила этот жанр как самый примитивный и неинтересный.


Если обращаться к истокам, то натюрморт переживал первый расцвет в творчестве нидерландских и фламандских художников, когда, отделившись от религиозной живописи, стал служить напоминанием о неминуемой смерти и тленности жизни. Натюрморт - "мёртвая природа", поэтому весьма долго сохранялась премилая привычка среди роскошных блюд или цветов изображать что-то увядшее, подпорченное. Также можно было усовершенствовать композицию грустной гусеницей или мухой. Например, как-то так:

Жана-Батист Шарден: Вкусное утро Художник, Искусство, Картина, Натюрморт, Длиннопост

Амброзиус Босхарт. Корзина с цветами. Бальтазар Ван дер Аст Натюрморт с яблоневой плодорожкой

Затем в процессе развития светской живописи натюрморт постепенно превратился в декоративное изображение, призванное украшать интерьер. Потеряв прежний смысл, он утратил и прежнее значение.


К такому-то натюрморту и обратился в XVIII веке Шарден:

Жана-Батист Шарден: Вкусное утро Художник, Искусство, Картина, Натюрморт, Длиннопост

Груши, грецкие орехи и стакан вина

Жана-Батист Шарден: Вкусное утро Художник, Искусство, Картина, Натюрморт, Длиннопост

Серебряный кубок

Любопытно, что Шарден стал одним из тех немногих, кто не взирая на строгость и сухость классицизма, продолжил использовать в своей живописи рефлексы. Да и сама живопись сохранила определённую свободу:

Жана-Батист Шарден: Вкусное утро Художник, Искусство, Картина, Натюрморт, Длиннопост

Бутыль с оливками

Иногда - словно антитеза изящного и причудливого рококо - на картинах у Шардена появляются чугунки, баки, сковородки. Вроде бы по нынешним меркам ничего необычного, но тогда это изрядно впечатляло публику:

Жана-Батист Шарден: Вкусное утро Художник, Искусство, Картина, Натюрморт, Длиннопост

Медный котелок. Медный бак.

Жана-Батист Шарден: Вкусное утро Художник, Искусство, Картина, Натюрморт, Длиннопост

Постное меню с кухонными принадлежностями. Скоромное меню с кухонными принадлежностями.

Более других среди такого рода работ известен "Медный бак".


Но, возвращаясь к теме завтрака, есть у него очень изящно нарисованный кухонный стол. Помню, мы долго обсуждали, что стол "сентиментально" нарисовать вряд ли возможно, но с другой стороны, то, как всё на столе составлено, какие цвета выбраны, в значительное мере говорит о настроении художника. Так что стол быть может и не "сентиментальный", но настроение у картины всё равно очень лиричное:

Жана-Батист Шарден: Вкусное утро Художник, Искусство, Картина, Натюрморт, Длиннопост

Кухонный стол

И, окончательно возвращаясь к теме сочных фруктов, натюрморты у Шардена невероятно аппетитные:

Жана-Батист Шарден: Вкусное утро Художник, Искусство, Картина, Натюрморт, Длиннопост

Гранаты и виноград

Жана-Батист Шарден: Вкусное утро Художник, Искусство, Картина, Натюрморт, Длиннопост

Натюрморт с персиками

Жана-Батист Шарден: Вкусное утро Художник, Искусство, Картина, Натюрморт, Длиннопост

Натюрморт с корзиной слив

Жана-Батист Шарден: Вкусное утро Художник, Искусство, Картина, Натюрморт, Длиннопост

Корзинка с земляникой

Показать полностью 12
Отличная работа, все прочитано!