Часть 1 - немного о выборе места https://pikabu.ru/story/nemnogo_o_farmatsevticheskoy_roznits...
Я пропустил (на несколько часов) все свои же дедлайны, но, тем не менее, продолжаю.
Вместе с выбором места, о котором я уже писал, вы должны выбрать модель вашего бизнеса. Как я уже говорил, неправильный выбор модели может убить работу даже в отличном месте, поэтому подходить к этому вопросу следует крайне тщательно. Для начала определимся с терминологией: под словом модель я понимаю совокупность ценовой и ассортиментной политик, программы лояльности и системы мотивации сотрудников. То есть, что мы продаём, с какой наценкой, кому даём скидки и что заставляем делать сотрудников. Описать все четыре критерия в рамках одного поста задача совсем неподъёмная, поэтому четвёртый вынесу отдельно. Все модели буду делить в первую очередь по ценовому признаку, привязывая оставшиеся два параметра к нему
Разделим всё множество аптек крупными мазками на 3 категории - дисконты, средние цены и высокие цены. Сразу отмечу, что первый и третий варианты очень сложные и для первого раза я их категорически не рекомендую, поэтому опишу их более кратко чем второй.
Итак, дисконты. Под ними понимаем аптеки со средней наценкой в пределах 15%. На всякий случай, напомню, что наценка считается от закупочной цены, поэтому если ваша средняя реализованная наценка равна 15%, ваша операционная прибыль составляет 15/115*100% ~ 13% от оборота. Чтобы выжить с таким уровнем наценки вам нужно много чеков. В среднем в Москве грамотно открытый дисконт выходит на безубыточность (!) при среднедневных оборотах от 150К, в регионах нужно смотреть по аренде, но сомневаюсь, что число будет меньше 100. Учитывая, что средний чек (в Москве) в этой ценовой категории составляет порядка 750 р., это, как несложно посчитать, около 200 чеков за смену. Как вы понимаете, такое количество чеков возможно только "на трафике", причём, скорее всего, возле низкоспецифической точки притяжения (см. предыдущий пост). А там сразу всплывают все проблемы, связанные с такими точками, в первую очередь (очень) дорогая аренда и (очень) высокая конкуренция. При этом, для того чтобы выйти хотя бы на эти обороты вам потребуется заложить в аптеку очень широкий ассортимент, в том числе редких дорогих препаратов, выйти на справочные системы города, мониторить цены (в справках как в яндексе - если ты не в первой пятёрке по ценам в городе/районе, считай, что тебя нет на справке), мониторить закупки, выбивать скидки у поставщиков за объёмы и молиться чтобы очередной сетевик не открылся ближе к точке, чем вы. Кроме того, в рамках дисконта необходимо работать с предзаказом, причём так, чтобы клиент имел возможность получить информацию о возможности заказа и ориентировочной цене препарата весь рабочий день, а не только в то время, когда заведующая на месте (нужно обучать работе с заказом фармацевтов, либо ставить информационные киоски). Очень нервно, на самом деле, и требует серьёзных компетенций от специалистов, которые отвечают за ассортимент и цены (о персонале расскажу позже, но сейчас отмечу, что людей с такими компетенциями на рынке практически нет).
Что касается скидок/программ лояльности в дисконтах. Эта тема для отдельного поста, сейчас расскажу максимально сжато. Все скидки можно условно разделить по двум критериям - по охвату ассортимента ("на всё" или на группу товаров) и по степени контроля (контролируемые и неконтролируемые). С первым критерием, думаю, и так понятно, разберём второй. Контролируемые скидки - это те, о которых точно известно кто именно получил скидку, то есть, сделанные по идентификатору (обычно по карте, у которой есть свой номер), к которому привязаны данные о покупателе и по которому может вестись статистика покупок. Неконтролируемые - те, которые даются "просто так": по социальной карте, пенсионному свидетельству, флаеру, всем подряд и т.д. Сразу скажу, что в аптеках для любой модели предпочтителен первый вариант. Применительно к дисконту неконтролируемые скидки "на всё" могут добить бизнес просто из-за и без того низкой наценки. Допустим, вы решили привлечь пенсионеров и давать скидку в 3% (меньше бессмысленно) по пенсионному свидетельству. Насколько уменьшиться ваша прибыль при наценке в 15%? 3/13*100% ~23%. Почти на четверть. При этом предположить, что вы от этого получите какой-нибудь плюс будет крайне оптимистично - те покупатели, которые просто проходили мимо вас купили бы и без скидки, те, которые ищут вас по справочной, раз они вас нашли, опять же готовы на покупку без скидки, вероятность того, что кто-нибудь из них зайдёт к вам повторно не слишком высокая: точка-то низкоспецифичская. Поэтому от скидок по такой схеме рекомендую отказываться сразу же. При открытии могут прокатить скидки по флаеру, хотя я советую вместо скидок дарить посетителю что-нибудь приятное/нужное (аскорбинку, таблетницу с вашим телефоном и т.д.). С большим скрипом могут проходить неконтролируемые скидки на какую-нибудь группу товаров, что-то в духе "товара дня". Однако проведение акций такого типа в дисконтах весьма затруднено за счёт перегрузки сотрудников - поток посетителей большой, в зале очереди, регулярно всплывают конфликтные ситуации, поэтому рассчитывать на то, что ваши сотрудники смогут хоть до кого-то донести информацию о выгодном предложении (даже если оно реально выгодное) излишне оптимистично. В общем, неконтролируемые скидки в дисконтах - это сложно и чаще всего не оправдано.
Что касается скидок контролируемых, их в дисконтах давать можно, только осторожно. Как и в случае неконтролируемых давать скидку "на всё" следует очень осторожно и желательно баллами, это даёт хоть какую-то гарантию, что покупатель к вам вернётся. Что касается скидок на группы, то здесь уже возможен больший простор для работы, т.к. наличие у покупателя вашей карты предполагает его согласие на информирование (письменного согласия, заметьте, это нужно продумать ещё на этапе выдачи карты). То есть, доносить до покупателя информацию о ваших крайне выгодных предложениях будет не фармацевт, а рассылка, что повышает вероятность того, что клиент об этом предложении хотя бы узнает. Но и эта схема в дисконтах работает тяжело. Поэтому, если сомневаетесь в компетенциях своего маркетолога (который у вас конечно же есть)), то просто не лезьте, дисконты ошибок не прощают.
Подытожим:
Цены - низкие (наценка менее 15%)
Ассортимент - максимально широкий в плане препаратов/БАДов и мед.техники, минимальный в вопросе сопутствующих товаров (не будут люди стоять очередь в 10 человек, чтобы купить прокладки), активная работа с предзаказом.
Скидки - по-минимуму, либо без них.
Дорогие аптеки.
Отнесём к ним точки со средней наценкой свыше 50%. Чаще всего такие точки открываются возле высокоспецифичных точек притяжения, либо в очень дорогих районах. Однако вторые по сути очень близки к аптекам со средней ценовой категорией (их я опишу далее), поэтому остановлюсь на первых.
Допустим, вы меня не послушали и вместо того, чтобы найти уютный спальник, решили открыть аптеку в каком-нибудь очень дорогом и пафосном ТЦ. Решение спорное, но попробуем помочь. Для начала нужно понять, что в таких местах аптека перестаёт быть аптекой в чистом виде, а становится этаким магазином косметики и товаров для здоровья и из этого понимания следует выстраивать работу с клиентами. Фактически, ваша целевая аудитория – это люди, которые вполне нормально себя чувствуют, но хотят чувствовать ещё лучше. Аудитория хорошая, платёжеспособная, но и очень требовательная - если в дисконте мало кто обратит внимание на некоторый акцент у фармацевта, недостаточно блестящие полы или кривую выкладку, то здесь следствием любого негатива станет потеря клиента. О конфликтах даже говорить не приходится, если вы позиционируете себя как дорогая аптека, ваши сотрудники обязаны уметь отрабатывать любые конфликтные ситуации не теряя улыбки.
Препараты закладываются минимально и только самые ходовые по группам, предпочтение отдаётся известным брендам, рецептура ужимается до минимума - за лекарствами к вам будут заходить редко. О предзаказе тоже можно не слишком заморачиваться, с вашими ценами с таким запросом к вам тоже будут обращаться нечасто. Важно, разумеется, не впасть в крайность и не стать аптекой, где ничего нет. Все крупные бренды по всем группам должны быть представлены, ситуация, когда человек заходит и просит "что-нибудь от аллергии", а ваши сотрудники не могут предложить хотя бы два-три наименования недопустима (в дисконте, для сравнения, количество брендов (!) в этом случае должно быть не менее 20-25). Но особое внимание нужно обратить на ассортимент "аптечной" косметики и БАД. Для того чтобы модель работала нужно, во-первых, договориться со всеми крупными косметическими брендами. Во-вторых, желательно выйти на эксклюзивные, которые мало продвигаются в городе. В-третьих, сделать так, чтобы весь ваш персонал обладал отличными знаниями по всем представленным брендам. Заручиться поддержкой от производителей и регулярно проводить рекламные акции - раздача пробников, консультации косметолога, скидки при комплексной покупке и т.д.
Программы лояльности в таких точках очень важны. В первую очередь контролируемые скидки. Здесь целесообразно (это в любой модели целесообразно, но здесь особенно) на этапе выдачи карты выяснить каким путём клиент предпочитает получать от вас информирование - почта, смс, мессенджеры, уведомления в вашем приложении (на которое при такой наценке можно и раскошелиться) и примерную частоту рассылки, которая не будет его напрягать. Статистику покупок вести обязательно и, в идеале, делать именно те предложения, которые клиента могут заинтересовать. Например, если человек купил неполный курс витаминов - за несколько дней до предполагаемого окончания упаковки предложите ему скидку на продолжение курса. В рассылке обязательно должна быть персонализация - обращение по имени, поздравления с характерными праздниками (хотя бы 23 февраля/8 марта) и т.д. Это трудно поддаётся автоматизации, поэтому потребуются либо большие вложения в анализ данных, либо ручная работа.
Неконтролируемые скидки "на всё" работают разве что сразу после открытия и то больше как рекламный повод. Но тут нужно помнить, что ваша аудитория деньги считать не хочет, зато хочет отличное обслуживание. Поэтому, если к вам зайдёт милая бабуля, привлечённая обещанием "ОГРОМНЫХ СКИДОК НА ВСЁ ТОЛЬКО СЕГОДНЯ СРОЧНО ЗАХОДИТЕ ВСЕ!!!", увидит, что даже с этими огромными скидками корвалол стоит раза в 3 дороже чем в аптеке возле её дома, она вполне заслуженно устроит вашим сотрудникам на эту тему скандал. И если при этом будет присутствовать кто-нибудь из вашей целевой аудитории, вы этого "кого-нибудь" рискуете потерять, а бабулю так и не обрести. Поэтому тщательно подходите к выбору рекламных объявлений, не создавайте впечатления того, чего нет.
Неплохо работают неконтролируемые скидки на конкретный ассортимент - у сотрудников много свободного времени, они умеют разговаривать с людьми, очередей нет, почему бы не предложить какой-нибудь "товар месяца", объяснив все его преимущества.
Подытожим:
Цены - очень высокие (наценка свыше 50%)
Ассортимент - минимальный в плане препаратов, предпочтение только известным брендам. В вопросах косметики, БАД и прочих товаров для красоты и здоровья - очень широкий, желательно работа с эксклюзивными брендами.
Скидки - в первую очередь контролируемые, активная работа с индивидуальными предложениями, неконтролируемые - в основном для отдельных групп товаров.
К сожалению, у меня уже не хватает моральных сил на то, чтобы толково описать работу в рамках средней ценовой категории, а бестолково я смысла не вижу. Тем более, что детализацию я там предполагаю повыше (всё же самая простая модель для старта), поэтому вынужден предложить вам подождать ещё с неделю для окончания этой темы. Потом перейдём к самой животрепещущей - к персоналу и его мотивации.
Подписывайтесь на наш канал, здесь говорят об аптеках.